Грустные мысли в радостный день космонавтики

                Грустные мысли в радостный ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.
               
                Фото мемориала на месте гибели Ю.А.Гагарина и В.С.Серёгина.

          Приближается очередной День Космонавтики. Возможно в СМИ, на ТВ, да и на сайте ПРОЗА,РУ появятся новые публикации об этом событии и о первом космонавте, побывавшем на орбите земли.
          А ещё раньше, 27 марта была скорбная дата – 51 год со дня его гибели. И, конечно, появятся новые версии о гибели первого космонавта, разбившегося в обычном тренировочном полёте. Хотя, вроде бы, всё выяснено и в своё время обнародовано в официальных документах по этой трагедии.
 
          К этой трагедии обращусь и я, так как считаю не объяснённым главный вопрос: почему Гагарина готовили к выпуску  в самостоятельный полёт для пилотирования в сложных метеоусловиях, хотя запланированные ему упражнения должны выполняться в простых? Ведь очевидно: в самостоятельный полёт в тот день его выпустить не могли, – облачность не позволяла. К этому главному вопросу можно добавить и ряд других.

          Я не хочу гадать как произошла катастрофа и почему они не вывели машину в горизонт выпав из облачности? Не хочу потому, что видел прообраз этой катастрофы ещё в 1955 году. Тогда самолёт тоже вывалился из облака в перевёрнутом полёте и пилот пытался вытащить машину из пикирования, но высоты не хватило.
          Ещё тогда я понял причину подобных катастроф. Это – отсутствия опыта, то-есть НЕДОУЧЕННОСТЬ. Будь опыт, пилот выводил бы машину из сложной ситуации несколько по-другому и высоты хватило бы.

          Вот эта недоученность, отсутствие опыта были и у Юрия Алексеевича. Он уже много лет не летал один, без инструктора. 
          Но в спарке УТИ во второй кабине был Владимир Сергеевич Серёгин, опыта которому было не занимать. И если не в облаках, то выпав из них ас должен был принять должные действия. Увы, не принял

          По документам расследования видно, что лётчики таких мер не принимали и даже не пытались вывести машину из пикирования. Напрашивается вывод: в момент падения оба лётчика были НЕДЕЕСПОСОБНЫ. Только этим можно объяснить причину катастрофы.

          У Юрия Алексеевича был и законный гонор: на груди висел значок летчика ПЕРВОГО класса. И летать он хотел не так как летали истребители без класса или хотя бы имеющие 3 класс, а как летают ПЕРВОКЛАССНЫЕ. Хотел, но не умел.
          Самую главную предпосылку к катастрофе сделал Главком ВВС, присвоив после полёта в космос безклассным лётчикам Первый класс. Присвоил, как присваивают награду – орден, внеочередное звание, медаль Героя, наконец.
          А ведь класс – это показатель ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовки, классность зарабатывается многолетней практикой, последовательным овладением полётами всё в более усложняющихся условиях.
          Первый класс – это умение летать в облаках днём и ночью. У молодых космонавтов такого умения не было и быть не могло – на это нужны годы напряжённых тренировок.

          Птичку на груди с циферкой 1 они носили по недомыслию Главкома ВВС. Это он присвоил космонавтам знак лётного профессионализма как наградной жетон. Да лучше бы ещё десятком орденов и второй звездой Героя наградили!
          И, как пишет в своих мемуарах Н.П.Каманин, он вынужден был сочинять немыслимые программы, чтобы «подтянуть» БЕЗКЛАССНЫХ лётчиков к уровню пилотирования ПЕРВОКЛАССНЫХ. А они даже летать в сложных условиях не были обучены, умели пилотировать истребитель только при погоде «миллион на миллион».

          В том полёте с Серёгиным Юрию Алексеевичу пришлось вести истребитель в сложных метео условиях, вне видимости естественного горизонта, то-есть только по приборам. Какой пилотаж там мог быть кроме мелких виражей и других несложных эволюций? Если бы была заранее известна погода в зоне, то и  этот бы вылет РП не разрешил.
          Серёгин должен был проверить Гагарина на умение выполнять пилотаж по упражнениям, предусматривающим сложный пилотаж в горизонтальной и вертикальной плоскостях, который в облаках запрещён.
          Поэтому они ничего не выполняли; пробыли в зону, увидали, что пилотаж возможен только по приборам (многослойная облачность) и развернулись на курс выхода из зоны. О чём и доложили на КДП. Что было дальше – не известно до сих пор.

          Те полёты, что выполнял Гагарин в 63 – 68 годах были достаточны для восстановления навыков, потерянных в перерывах лётной деятельности и никак не могли подтянуть его до уровня первого класса.
          Только в 1966 и 67 годах он имел налёт, средний для истребителя, причём не одного полёта самостоятельного, – всё с инструктором на «спарке» (УТИ МиГ-15).
          До этого были перерывы в 2 – 3года, после таких перерывов лётные навыки почти полностью теряются. Для восстановления их требуются дополнительные полёты с инструктором. Причём, не просто проверка, а почти новое обучение утраченным навыкам. Особенно это касается полётам в СМУ, то-есть по приборам.

          Ко времени последнего полёта (с Серёгиным) Юрий Алексеевич не летал самостоятельно ВОСЕМЬ лет, т. е. со времени вызова из войсковой части и зачисления в ЦПК. Весь налёт – с инструкторами, а значит с целью проверки сохранения пилотажных навыков после длительных перерывов в лётной практике.
          Обучать чему-то более сложному в этих полётах инструктора не могли, – обучение новому проводится после закрепления  обучающимся элементов полёта в самостоятельном пилотировании. А такового не было.

          Недавно прочитал на Прозе большую статью одного «умника» про гибель Гагарина, якобы, спланированную в высших эшелонах власти и КГБ. Автор – некий Алексей Николаевич Крылов. Конспиролог почище Ракитина (Ракитин - это версия гибели на С.Урале группы туристов Дятлова), только в отличии от него, фантазия хромает – подтвердить свою версии ни чем не может. Но врёт и обличает власть с упоением.  Мнит себя большим писателем, а умишко-то ущербный. Но желчи и ненависти к своей стране, – с избытком!

          Если уж такая ересь появляется на ПРОЗЕ, то почему мне не выложить свои предположения о НЕДОУЧЕННОСТИ, как лётчика, Первого Космонавта? Пусть специалисты и асы пилотажа их опровергают.


Рецензии
Добрый день, уважаемый Анатолий.
Внимательно прочитал Вашу публикацию.
Она логична. Знак на груди вовсе не заменяет навыки.
Я, будучи водителем-подснежником, садясь весной за руль чувствую какое-то время себя не вполне уверенно и стараюсь быть крайне аккуратным при вождении.
А тут такие перерыва и такой апломб!
Вполне Ваша версия является жизнеспособной.
Но она, конечно, крайне невыгодна для героической биографии Юрия Гагарина.
Её вряд ли будут даже широко обсуждать.
У героя должно быть геройское завершение жизненного пути.
Здоровья! Успехов! Мира!

Виктор Ардашин   02.03.2022 04:19     Заявить о нарушении
Это не версия, а моё понимание ненужности, нелепости и глупости организации того полёта. Ничего для роста профессионализма участников тот полёт не давал.
А Юрия Алексеевича нужно было беречь и не давать подвергать себя риску. Н. Каманин недоработал - мог бы и запретить полёты.

Анатолий Емельяшин   02.03.2022 21:42   Заявить о нарушении
К сожалению, прошлого не вернёшь, уважаемый Анатолий.
Это уже страница истории. Грустная.
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   03.03.2022 05:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.