Верещагин Василий Васильевич

Василий Васильевич Верещагин –
   художник, писатель, воин, путешественник.
                «Какая большая. какая крупная, какая необыкновенная,
                совершенно выходящая из всех рам натура».
                (Критик  Владимир Стасов).
В этом году выдающемуся художнику исполняется 179 лет.
Родился он 26 октября 1842 года в Череповце Вологодской губернии в дворянской семье.
Погиб в 1904 году в Русско – японскую войну во время взрыва броненосца  «Петропавловск», находясь на ходовом мостике корабля рядом с адмиралом Макаровым.
За свои 62 года ему удалось сделать невероятно много.
Василия Васильевича большинство из нас знает как художника. Но он ещё был и писателем. Его воспоминания, записки путевые, записные книжки чрезвычайно интересны, насыщены многими историческими фактами, очевидцами которых он был, впечатлениями от встреч со знаменитыми военными, художниками, известными людьми.
Его можно с полным правом назвать  честным, беспристрастным свидетелем многих военных баталий. Не много найдётся в нашей истории людей – художников, писателей, журналистов, столь
ярко отображавших всю неприглядную строну войны, весь ужас, страдания и лишения.
Взгляды живописца, его прямота и искренность часто создавали для него неприятное,  не жаловали его власть предержащие, услужливая пресса.
Обвиняли в недостаточном патриотизме, ему приходилось смягчать названия картин, а некоторые и убирать с глаз долой.
Неприятие, скандалы преследовали художника – баталиста не только в России, но и за рубежом.
Его картина « Подавление индийского восстания англичанами» (1884), изображавшая жестокую казнь (людей привязывали к жерлам пушек, давали выстрел) было встречена в Лондоне прохладно, неодобрительно.
Один из критиков проправительственный откровенно выразился:» Картина позорит стену, на которой висит».
Зрители обожали художника. Его экспозицию в Петербурге в 1880 году за сорок дней посетило 200 тысяч человек, год спустя 26 – дневный смотр в Вене – более 100 тысяч зрителей.
Недаром Василия Васильевича выдвигали на Нобелевскую премию.
Художник на такое отношение к его картинам отзывался с откровенной прямотой, свойственной ему во всех случаях жизни:»Не хотели люди понять того, что моя обязанность, будучи только нравственною, не менее, однако, сильна, чем их. Что выполнить цель, которую я задался, - дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому всё прочувствовать и проделать – участвовать в атаках, штурмах, походах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны…нужно не бояться жертвовать своею кровью…Иначе картины мои будут «не то»…».
Художник и воин Верещагин прошёл эти испытания лично и в полной мере.
За воинскую доблесть в бою Василий Васильевич – единственный из отечественных живописцев был награждён высшим орденом Святого Георгия 4 степени.
По свидетельствам современников , художник отличался особым бесстрашием. Впервые участвовал в бою во время осады Самарканда в 1868 году, куда приехал по приглашению генерал – губернатора Константина Кауфмана…
Теперь с особым пристрастием рассматриваю в интернете картины Василия Васильевича Верещагина его  Туркестанского цикла. Возможно, потому, что самому «посчастливилось» служить в Советской Армии в этих исторических, тяжелейших климатических условиях, видел «в бинокль не издалека»…
Картина «Нападают врасплох»…
Чем дольше и внимательнее всматриваешься в картину, тем больше отвращение к убийству людей друг – другом, к проклятой войне всех времён и народов.
Вспоминается и моя служба полувековой давности (памятной до сих пор!) в этих суровых краях, при непереносимой жаре, ветре «самум» с острым, мелким песком…
 
     «Нападают врасплох». 1871 год.
Смотришь на картину и думаешь – зачем сюда пришли русские мужики? Пешком пришли!
Что их привело сюда в дикие( ещё существовала здесь работорговля), такие непривычные русскому глазу края?...
Подобную картину в уютном, благополучном салоне не повесишь!
Теперь, бывшие республики Средней Азии, для которых Россия так много привнесла, чужая земля…
               
                «Смертельно раненый». 1873 год.
Лично увиденное в сражениях, часто жестких, беспощадных, в Туркестане, а иногда военные обстоятельства  заставляли художника  в них принимать участие, легли в основу многих картин.
Такова  картина «Смертельно раненный». Разве это не самый убедительный пример жесткости  бессердечности войны!?
Василий Васильевич писал в своих воспоминаниях об одном солдате раненом, успевшим перед смертью пробежать по площади с криком: «Ой, братцы, убили, ой, убили!»
Художник смело обнажал всю жестокость, всю бесчеловечность войны.
Ещё одна картина – «Торжествуют».
Знойный Самарканд. Собрались на площади люди, узнать новости, отпраздновать победу над «неверными». Площадь в окружении шестов с подвешенными на них головами врагов, русских воинов.
 
                «Торжествуют».1872 год.
Время жизни художника Верещагина ВВ вторая половина 19 века и начало 20. России, пришлось участвовать   в самых разных войнах и вооружённых конфликтах.
Василий Васильевич целый цикл своих художественных работ посвящает Балканской кампании.
Принимает участие, был свидетелем самых отчаянных схваток .
Он не изменяет своему принципу – на картинах запечатлевает то, что видел лично.
Критики, ценители изобразительного искусства более века отмечают пронзительную картину «Шипка – Шейново.( Скобелев под Шипкой)» (1878): усеянное трупами снежное поле , колонна русских войск – мелкие фигурки на заднем плане.
Такова цена победы , о которой люди часто забывают.
 
           «Шипка – Шейново.(Скобелев под Шипкой). До 1890 года.
На передний план картины  художник поставил не ликующих русских воинов победителей, а жертвы войны.»                «Передо мною как перед художником война, и  её я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады» - писал художник в письме к Павлу Третьякову.
В другом письме говорил ещё жёстче: « Меня обвиняли в том, что я изображаю исключительно ужасную, возбуждающую отвращение сторону войны, - только то, что скрыто за кулисами, - и никогда не изображал прекрасного и величественного, которое также имеется на войне…Но дело – то вот в чём: если целый лист писчей бумаги представляет собою только гнусность и ужас войны , то лишь самый крошечный уголочек его придётся на триумфы, победные знамёна, блестящие мундиры и героизм».
Это был непреложный закон творчества художника Верещагина. Он ему никогда не изменял…
Василий Васильевич создал серию картин о войне 1812 года, проходившей за треть века до его рождения. Он не мог видеть те события, но скрупулёзно собирал воспоминания людей, участвовавших в ней и ещё помнивших те события.
По мнению некоторых критиков, историков художник слишком много времени уделил изображению французских солдат.
В период 1887 – 1895 годов вошли работы «Не замай! Дай подойти!», «С оружием в руках – расстрелять», «В штыки! Ура! Ура!». Эти и другие работы художника были созданы по воспоминаниям бывших партизан народной войны…
 
                «Наполеон на Бородинских высотах».
И современники, и в наши дни люди высоко ценили творчество Василия Васильевича Верещагина.
«Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека» - писал художник ИН Крамской.
                «Всю жизнь он рисовал войну.
                Беззвёздной ночью наскочив на мину,
                Он вместе с кораблём пошёл ко дну,
                Не дописав последнюю картину…»
Наш прославленный поэт Константин Михайлович Симонов.
Изобразительное творчество Василия Васильевича широко известно. Его картины знают, помнят русские люди, и не только русские.(напомню, в 2012 году исполняется 175 лет со дня рождения).
Менее известен Верещагин как писатель. Между тем его воспоминания, записки, записные книжки, созданные во время длительных путешествий по странам и континентам – яркие иллюстрации наблюдательного человек  к нашей истории, быту, характеру современников.
Василий Васильевич был страстным путешественником.
Он исколесил Старый и Новый свет, посетил Японию, Индию. Сирию, Палестину, Филиппинские острова, США и Кубу. И это когда ещё не было быстрых самолётов!
Везде и всюду он внимательно вглядывался в жизнь острым взглядом художника и писателя.
Оставил большие воспоминания, посвящённые самым разным вопросам и проблемам тогдашней жизни. И теперь по прошествии многих десятков лет они свежи, интересны и современны. Художник, писатель Верещагин встречался, близко знал многих людей, сыгравших  свою роль, добрую и недобрую, в истории России…
Многие исторические личности, командующий армиями, дивизиями, солдаты в той далёкой русско – турецкой войне предстают перед читателем не отвлечённой исторической личностью, а конкретным человеком со своим характером, слабостями и ошибками.
Василий Васильевич подробно рассказывает о генералах Скобелеве Дмитрии Ивановиче- отце и его сыне Скобелеве Михаиле Дмитриевиче, известным в истории как «Белый генерал»…
Литература вовсе не была только эпизодом в этой бурной биографии. Его перу принадлежат 12 отдельных книг, а в них — повести, очерки, воспоминания, путевые заметки, публицистические этюды. Множество статей рассеяно по журнальной и газетной периодике рубежа XIX и XX веков. Сохранились и некоторые стихотворные опыты.                «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным…Много ездил,  рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою — много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам» -  не единожды заявлял он своим критикам и почитателям.                «Много передумал и пережил, — продолжает Верещагин, — за одинокие странствования во всех, кроме Австралии, частях света. Собрал массу заметок, до сих пор не разобранных, и еще большее количество костюмов и предметов этнографии, всё в намерении писать картины, издавать книги и проч. Перечень всего написанного решительно не могу представить».                Жаль, что судьба отняла у России  так рано удивительного человека.                Очень неоднозначной рисуется в мемуарах  знавших его людей фигура Верещагина. Вот суждение М. В. Нестерова: «Личность В. В. Верещагина не имела в русском искусстве предшественников. Его характер, ум, техника в жизни и искусстве были не наши. Они были, быть может, столько же верещагинские, сколько, сказал бы я, американизированные. Приемы отношения к людям были далеко не мирного характера, — были наступательные, боевые»[6].
Сам Василий Васильевич заявлял в одном из своих стихотворений своё кредо жизни:
                Не хватит силы всё понять,               
                Не хватит силы всё увидеть.
                Довольно мне – себя познать
                И всех людей – не ненавидеть!
   На мой взгляд особенно интересны и современны страницы «Воспоминаний», посвящённые Закавказью и Средней Азии.
 С дальних времён Закавказский край стал местом обитания многочисленных русских религиозных сект: духоборцев, молокан, субботников, скопцов. Часто выселяемых в эти дикие края правительством  царской России. Удивительный такт проявляет путешественник, общающийся с этими, отчужденными от своего народа людьми. Все интересует его: быт, нравы, традиции, образ жизни, особенности вероисповедания и отправления культа… Да, признает Верещагин, они неграмотны. Да, образ их жизни наивен, культура богослужения граничит с дикостью. Но — те же духоборцы, которые славят бога и свою веру по странным и подчас диким псалмам, живут честно, разумно и зажиточно».
С гордостью, восторгом рассказывает автор, что и в этом диком краю эти изгои остались русскими людьми – добрыми, трудолюбивыми. Смогли проживать среди враждебных им горцев, не всегда честных торговцев – армян.
Верещагин остаётся верен своему принципу – всё видеть своими глазами, до всего необычного, непонятного и непривычного добраться самому. Понять самому и передать впечатления другим людям – читателям.
С непередаваемым интересом читал строки Василия Васильевича о жизни и быте, нравах народов Средней Азии. Работорговля, бесправие и беззащитность женщины, мальчик –«батча» для утех баев, живые трупы курильщиков опиума.
 Всё это старался понять и предвидеть к чему приведут мнимые победы Запада над этими народами…
Конечно, многое изменилось. Но чуждое и непонятное  до сих пор сохранилось, да ещё добавился и терроризм.
Пророческими оказались верещагинские слова: «Едва ли можно сомневаться, что в более или менее продолжительном времени опиум войдет в употребление и в Европе; за табаком, за теми приемами наркотиков, которые поглощаются теперь в табаке, опиум естественно и неизбежно стоит на очереди». ..                «Мне как-то обидно было, — писал Верещагин о Балканском цикле, — когда называли эти картины батальными — что за академическая кличка! — картины русской жизни, русской истории…» Об этой же широте верещагинского «факта» писал и В. В. Стасов, сравнивая художника со Львом Толстым: «Оба они уже давно покончили с Ахиллесами и Агамемнонами… оба они давно не веруют в идеальности битв и неумолимо рисуют всю их оборотную сторону, потому что видели ее собственными глазами и потрогали собственными руками. Изображение правды, и только одной неподкрашенной правды — самое высочайшее достоинство их обоих»[7].                Литературное творчество неотделимо от картин Верещагина «Балканского», Туркестанского циклов: она продолжает и поясняет картины «На Шипке все спокойно», «Под Плевной», «Перед атакой», «Смертельно раненый» , «Апофеоз войны» и многих других.
Хочется верить, что приближающийся180 летний юбилей этого великого русского, неординарного человека позовёт современных людей вспомнить о нём.
Вспомнить не только его картины, но и не менее ценное и важное в наши дни – литературное творчество Василия Васильевича…
К концу 19 века имя Верещагина становится популярным не только в России, но и во всём мире.
Кроме Петербурга, Москвы, Одессы. Выставки его картин с блистательным успехом прошли в Лондоне, Париже, Вене, Брюсселе, Дрездене, Гамбурге, Берлине, Лейпциге, Франкфурте – на – Майне, Бреславле, Кенигсберге, Праге, Ливерпуле, Стокгольме, Копенгагене, Амстердаме, Нью-Йорке…
Сама гибель на войне столь  талантливого человека есть гневный протест против войны.
Сколько бы выдающегося смог сделать этот человек!                Василий Васильевич Верещагин был великим сыном России. Он не может быть забыт.
Его художественные картины, литературное творчество важны и в наши дни.
         Октябрь 2017 года.  Январь 2021 года.               

               


Рецензии