Шевиотовый костюм

У Захара Максимовича было много друзей и среди них был и Гриша. Он приходил в гости по воскресным дням. В мои шесть лет я не умела определять возраст людей. Я думала, что Гриша был пожилым человеком. А ему в ту пору было чуть больше тридцати лет.

Дедушка познакомился с ним на лесопильном заводе. Гриша работал на пилораме. Он разрешал дедушке брать бесплатно небольшие дощечки, которые оставались, когда доску обрезали под стандарт. Дедушка приносил их домой, сушил, строгал, потом делал из них прекрасные детские игрушки и продавал на рынке. Деревянные машины с деревянными колесами, маленькие качалки-кони, уточки на колесиках, коровки, даже рыбки - все покупали на рынке охотно. Такие игрушки очень нравились малышам, и были вполне доступны горожанам по цене.

-О! Григорий! Проходи! - встречал его дедушка, - проходи и садись. Ну, здравствуй!

-Тяте! - говорил Григорий.

-Как дела?

- Лы,- говорил Гриша, что на его языке означало - лады.

Гриша, как и мой отец, был на войне. Только мой папа был ранен в ноги, а Гриша получил такое странное ранение, которое было видно всем. Он был ранен в лицо. Справа в щеку вошла пуля и оставила ямку на щеке, а слева - вышла и оставила страшный рваный шрам. Багровые рубцы выделялись на лице Гриши и видны были издалека. Пуля повредила ему речевой аппарат.
После ранения Гриша разучился говорить половину звуков. Он не произносил звук "р", не произносил все шипящие. Нельзя было понять совершенно, что говорит этот человек, но дедушка мой каким-то чудом все понимал. И Гриша ему рассказывал про свое житье-бытье не только своим гнусавым голосом, но и красноречивыми жестами.

Я прислушивалась и приглядывалась к Грише, и вскоре перестала бояться его совершенно. Он бережно брал меня на колени, покачивал, как маленькую, и почему-то плакал при этом.

-Да будет тебе, будет!

Дедушка гладил друга по голове, как маленького.

-Жениться тебе нужно! Найти хорошую женщину и жениться.

Гриша кивал. Он показывал дедушке указательный палец, и было понятно, что он жаловался на свое одиночество. А потом показывал пять пальцев, а мы уже поняли, что до войны у него была семья из пяти человек. На листочке он написал: Мама, папа, жена и дочка и я.

Потом Гриша гудел, как самолет, и рукой показывал его полет. Потом разжимал руку.

-Пу! - говорил он и жмурился.

Понятно было, что прилетел самолет вражеский, бросил бомбу, а она прямым попаданием в одну секунду унесла жизни его дорогих. А он под пулями уцелел, только ранен был. Легко, как говорили ему врачи в госпитале, но сам Гриша так не считал. Он жестами показывал дедушке, что было бы ему лучше остаться без руки или без ноги, или быть совсем убитому, чем жить таким среди людей.

-Не говори так, не говори! Не гневи Бога! Руки-ноги целы! Мужик ты пригожий, характер у тебя золотой, не пьешь и не куришь, умение живое в руках есть, так грех на судьбу жаловаться! Грех. Подумай о тех, кто там навеки остался. Жениться тебе нужно!

Гриша с помощью жестов и слогов говорил дедушке, что он и сам мечтает жениться. Да кто за такого пойдет? Нужно хотя бы приодеться! Вот справит Гриша шевиотовый костюм темно-синего цвета, купит в магазине фетровую шляпу с широкими полями, вот тогда и присмотрит себе женщину по сердцу. А без шевиотового костюма кто за него пойдет? Шевиотовый костюм сгладит его физические недостатки. По мнению Гриши, каждая женщина в городе мечтала пройти по улице рядом с мужчиной в шляпе и в шевиотовом костюме. Пока из одежды необходимой для сватовства у Гриши была только кремовая трикотажная тенниска. Купил он себе и кожаные шикарные коричневые туфли с шелковыми шнурками. Покупка костюма была мечтой трудно осуществимой. Не по карману такая покупка была для Гриши.

-Да справишь ты себе костюм, справишь. Откладывай понемногу! Через год, другой купишь!

Гриша доставал из кармана вельветки листок бумаги, на котором он писал простым карандашом фразы, если собеседники его не понимали. Он теперь написал на нем цифры. Первая цифра обозначала стоимость этого шевиотового костюма, а вторая - сумму накоплений Гриши на эту желанную покупку.

-Ого-го! Молодец!

Дедушка похлопывал Гришу по плечу, а потом приглашал к столу, и бабушка кормила их обедом, наливала по чарке и вздыхала горестно.

Стояло лето. Гриша был у нас в гостях в воскресный день. Они с дедушкой сидели во дворе на скамейке под тополем и опять говорили о том, что Грише нужно жениться.

-Бабы, они народ добрый! - говорил мой дедушка, - они любого примут. Есть где-то на свете и твоя женщина. Да вот как бы вам с ней найтись. Может посватать тебя кому-нибудь.

-А мама моя вчера с тетей Галей разговаривала на улице, и тетя Галя сказала, что замуж пойдет хоть за черта кривого, но никто к ней не сватается.

Я вмешалась в разговор взрослых, но никакого нагоняя от дедушки не получила.

-А кто такая эта тетя Галя?

-Да она на соседней улице живет.

-Молодая?

-Нет. Пожилая, как моя мама. Даже старее.

Дедушка засмеялся.

-Кулема ты, кулема. Маме твоей всего тридцать два года. Какая же она пожилая? А что, у этой тети Гали мужика нет?

-Помер болезный, - сказала я, явно подражая взрослым женщинам, - пришел с войны весь израненный, да и помер. Даже дитятко не оставил Галочке своей. А теперь живет она одна. Ни Богу свечка, ни черту кочерга. Одна-одинешенька на всем белом свете!

-А ты знаешь, где она живет, эта тетя Галя.

-Конечно, знаю. У нее во дворе черёмуха большая со спелыми ягодами, так она нас к себе во двор пускает черемуху поесть.

-А проводишь? Охота взглянуть на эту тетю Галю.

Гриша протестующе замахал руками.

-Не боись. Мы только глянем. Поглянется она тебе, так кивни мне. Хороша, мол, поглянулась. А уж поглянешься ли ты ей, мы по её поведению узнаем. В случае чего я её уговорю. Уговорил же я одну.

И дедушка взглянул орлиным взором на бабушку, которая тут же, неподалеку, сидела на крыльце с рукоделием в руках.

-Сама пошла! - засмеялась она, услышав его слова. - Трудно устоять было!

Я приоделась. Мне разрешили обуть сандалики. Случай-то особенный. В будни я бегала по двору босиком. У сандаликов подошва вытаптывалась быстро. Сандалики были только на выход.

Тетя Галя жила довольно далеко от нашего дома, но мы все-таки к ней пришли.

-Тетя Галя! Я Вам жениха привела! - закричала я еще за двором.

Дядя Гриша чуть не повернул назад при моем заявлении.

Дедушка улыбнулся.

-Добрая хозяйка! А не нужно ли Вам дров на зиму наколоть? Мы оказываем помощь одиноким женщинам.

-Проходите, проходите! Да дров бы не мешало наколоть!

Тетя Галя все говорила и говорила, а сама во все глаза смотрела на Григория, а он от смущения смотрел в пол, но головой кивал исправно.

-Да понял я уже все, понял. А что, добрая женщина, не возьмешь ли ты в мужья друга моего. Не для баловства какого зовем тебя, а для жизни совместной, замуж зовем. Он войной покалечен, сама видишь как, и говорит плохо. Семья вся полегла  от прямого попадания в дом. Тяжко ему одному на свете. Да и тебе нелегко. А может примешь мужика? Так мигом и распишетесь.
 
-Да. Да! - сказал Гриша твердым голосом.

И он так посмотрел на тетю Галю своими прекрасными голубыми прозрачными глазами, так улыбнулся ей приветливо, так тряхнул своим кудрявым пшеничным чубом, что в эту минуту я разглядела его и поняла, что дядя Гриша очень красивый человек. Очень.

-Да вы садитесь, садитесь.

Засуетилась тетя Галя.

-Так что ты нам скажешь, добрая женщина?

Черноглазая, ладная, легкая какая-то тетя Галя только на минуту застыла в каком-то раздумье, а потом шагнула к дяде Грише, обняла его, прижала к своей груди и заголосила на всю избу.

-Ах, ты горюшко какое! Ты такой же бесталанный, как и я! Нет нам, бедным, привета от судьбы. Одни мы на белом свете! Некому нас пожалеть, некому нам слово приветное сказать, не для кого нам жить на этом свете!

Она причитала, а сама обнимала Гришу все крепче и крепче, и он стал вдруг в ответ так торопливо и жадно обнимать её, что я была просто поражена.

-Ну, и хорошо! Пойдем, внучка. Дело слажено. Вот и обошлось все без шевиотового костюма. Не это в мужике - главное.

Мы тихо вышли из этого дома. А дядя Гриша остался. Насовсем.

Через год в их семье появился новорожденный мальчик. Он был черненький, смугленький. Женщины соседки говорили, что мальчонку брошенного взяли дядя Гриша и Галя в роддоме.

-Да наш это, наш! - говорила всем Галя горячо. - У нас в родне цыган был, отец моей бабушки, так он, видно, в него пошел!

А меня тетя Галя всегда с доброй улыбкой своей свахой называла и долго угощала конфетами при встрече.

Дядя Гриша так и не справил шевиотовый костюм и шляпу с широкими полями. Сбережения ему понадобились для того, чтобы мальчика, которого назвали Сашей, принять в мир достойно.
Для него мой дедушка смастерил деревянную кроватку и сделал множество игрушек. 

А через два года у дяди Гриши и тёти Гали родилась своя девочка, как говорили женщины на нашей улице.

-Настрадались они оба! Вот Господь и послал им счастье! - говорили женщины, когда собирались на длинной скамейке у нашей калитки.

Так бы и жили в нашем городе эти люди. Но когда старший  сынок стал подрастать, и ему пошел седьмой годик, его вдруг окликнула тетя Зина и сказала, что зря он зовет мамой и папой чужих ему людей.

-Ты - приемыш.

Малыш заплакал, пошел жаловаться родителям. Гриша услышал его первым и бросился на защиту. Он примчался ко двору тети Зины, и жестами показал, что язык у той поганый и что его нужно  отсечь. Тетя Зина раскричалась.Примчались её взрослые сыновья. А дядя Гриша стоял твердо и не отступал н и на шаг.Тогда я помчалась звать на подмогу дедушку. Они пришли вместе с папой. Назревала мужская драка. Однако на улицу вышли соседи все встали на Гришину сторону. Тетя Зина с сыновьями скрылись в доме. Гриша схватил булыжник и бросил его в их сторону. Он прогремел по железной крыше и упал во дворе.

-Успокойся, Григорий, успокойся.

А Григорий жестами показывал, что если хотят их обидеть - пусть обижают его, а зачем ребенку сердце тревожить? Он показывал жестами, что Васю вынянчил, что он из рук его пошел, что мальчик у Гриши в сердце навсегда.

-Верю, верю, - говорил мой дедушка.

Он отвел Григория домой.

Каково же было мое удивление, когда я узнала, что Григорий уезжает в далекие края вместе с семьей. Дедушка отсоветовал ему ехать на родину. Говорил, что там Грише тяжко будет. Написали мы родственникам в Хабаровск. Те отозвались быстро и даже нашли дом, который продается и внесли залог из своих за сделку.

Гриша с Галей продали свой дом, упаковались и отправились на новое место жительства. Первое время они писали нам письма. Потом след их затерялся.

А я часто вспоминаю нашу улицу летней порой. Прямо серединой её обычно ходили люди. Ходили и Галя с Гришей в кинотеатр воскресным вечером. Мне был праздник - поиграть с малышами. Я слышала, как вслед им говорили соседки, что они - прекрасная пара. Оба были статные, легкие и красивые. Гриша шел твердым шагом и бережно вел свою Галю. А она не шла - а плыла по воздуху. Так легка была её походка. Счастливые женщины ходят по особенному.


Рецензии
Трогательная история! И читается так, что не оторваться! Зелёная! С теплом!

Галина Балдина   23.02.2021 20:18     Заявить о нарушении
Спасибо за слова добрые. Кланяюсь низко. Будьте здоровы.

Валентина Телухова   24.02.2021 02:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.