Скажи мне, Господи. Виктор

      «Скажи мне, Господи, кончину мою и
       число дней моих, кое есть, да разумею,
       чего лишаюся аз».
                (Псалом царя Давида 38; 5)


          Не помню, кто из святых отцов Православной церкви сравнил нашу жизнь со скользкой наклонной плоскостью? В конце спуска – адская бездна. В противоположной стороне, на самой вершине подъема – Голгофский крест, с которого Спаситель простирает руки к людям. Но не все даже видят это, потому что большинство из людей, находясь спиной к Спасителю, скользят вниз, не знают, или не хотят знать, что спасение там, на вершине, у Креста. Скольжение вниз в общей огромной массе происходит легко, без принуждения себя к спасительным трудам и на этом участке жизненного пути даже весело. Самое распространенное оправдание человека, скользящего в бездну: «Ну, все же так делают». И с такой логикой трудно спорить.

         Лишь немногие чувствуют смрадное дыхание ада и пытаются сначала затормозить, остановить падение, а затем, если хватает сил, начать трудный и долгий подъем. Путь этот не назовешь легким, он усеян каплями крови от разбитых коленей и ободранных во время падения локтей. Несущийся навстречу людской поток пытается увлечь за собой карабкающегося к вершине смельчака. И только молитва, устремленная туда, к подножию Креста, словно тоненький страховочный тросик, не дает свалиться в пропасть. А когда силы бывают на исходе, и надежды почти не остается, человек вдруг видит протянутую к нему руку Христа. Видит, потому что только при движении вверх мы находимся лицом к Богу. 

                ***
            Весть о том, что приехал молодой специалист, который не так давно женился на первой деревенской красавице, быстро разнеслась по селу. Любопытным девчонкам очень хотелось посмотреть на новичка. В канун нового года, на праздничном вечере в сельском клубе Виктор был в центре внимания. Не очень высокого роста, он широко шагал, был широк в плечах и широк душой – этакий сибирский разлапистый кедрач. Костюм Деда Мороза и громовой раскатистый голос Виктора так шел всему его облику! Молодость, задор, остроумные шутки – все сыпалось из него, как из мешка. Рубаха-парень, он сразу стал любимцем односельчан.

           Работал увлеченно, с молодым рвением и старанием, поэтому быстро был назначен на должность директора совхоза, а позже специалистом в районную администрацию.  Семейная жизнь текла счастливо, родились дети. После моего отъезда из села Виктора я больше не видела. Лишь слухи о нем долетали до меня время от времени.

          Мне не хотелось верить, что все, что о нем говорят есть на самом деле. Может и к лучшему, что мы больше не встретились – он остался в моей памяти таким, каким я его запомнила при первой встрече – полным сил и здоровья, молодым, энергичным и жизнерадостным.

           Не была я свидетелем падения Виктора с руководящих высот на самое дно человеческого общества. Поэтому описывать этот его непочетный путь не буду. В память о нем. Скатиться вниз помогла «горькая» да всегда услужливые любители выпить за чужой счет. По селу ходил не Виктор, а его тень. Люди вздыхали и стыдливо отводили глаза при встрече. Но никто ни разу не посмеялся, не оскорбил, не осудил. Все сокрушались и жалели. Для меня такое отношение односельчан – показатель того, насколько незаурядным человеком был герой моего рассказа.

              Жена, та самая первая красавица в селе, долго боролась за мужа, скрывала побои, потому что в хмелю муж был страшен. Но, в конце концов, не выдержала и она. Ушла, оставив Виктора одного на радость преданным ему собутыльникам. Как в этом аду сумел он поднять голову к Свету? Где взял силы? Ведь страсти, которым он дал волю, совсем раздавили его, расплющили, лишили человеческого облика. Конечно, он понимал, что страдала семья. Каково было детям - знать и видеть, что их отец из уважаемого всеми человека превратился в слабое безвольное существо, вызывающее у окружающих недоумение, сожаление, а иногда брезгливость?

        Вот в это самое время что-то произошло в его погибающей бедной душе. Это тайна не только для меня, но и для близких ему людей. Видно, были и в его роду сильные молитвенники. Смог он от ужасов повседневной жизни, пропахшей похмельем, поднять взгляд свой туда, к Богу, и попросить помощи, попросить сил, чтобы прийти в храм. Недаром его имя Виктор – значит победитель.
Один пожилой односельчанин рассказал:

– Видел Виктора N, он всегда обнимает меня при встрече и очень радуется, все-таки работали вместе. Хотя в то время у нас не было теплых отношений, зато сейчас он относится ко мне так, будто я его лучший друг. Поделился со мной своими мыслями. Оказывается, он до сих пор не крещен и очень хотел бы окреститься.

Какое-то время спустя:

– Ты знаешь, – Виктор крестился. Встретились с ним на днях, чистенько одет. И светится, как солнышко, весь какой-то счастливый.
 
Моя сестра однажды спросила:

– Человека вижу в храме, иногда он заходит во время службы. Похож на Виктора N. Он – не он? И похож, и не похож. Трудно узнать. Если он – то так изменился…

Отвечаю:

– Он. Действительно это Виктор. Недавно принял крещение.

Сестра радостно:

– Надо же! Кто бы мог подумать… Ведь на человека с трудом походил. 
 
     В сказке со счастливым концом в этом месте можно было бы поставить точку.  Или закончить словами: «И жил он долго и счастливо». Но жизнь не сказка. Благодать, данная при крещении, охраняла Виктора какое-то время. А потом, когда Господь, как любящий Отец, отпускает нас, как маленьких детей со словами: «А теперь сами», мы начинаем делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни и падаем, набиваем шишки, поднимаемся и снова летим вниз. Здесь все зависит от воли, характера и, главное, веры, желания не отступать, идти вперед, несмотря ни на что. Виктор не смог.  Не смог сам, без Отца. Старая жизнь не отпускала. Тогда Господь забрал его к Себе.

           Верю, что можно вымолить для Царствия Небесного раба Божия Виктора. Ведь все грехи его прошлой жизни простились ему во время Великого таинства крещения. А те, что он успел совершить после, их немного, так как недолгим был его жизненный путь после крещения.
 
«Взыщите Бога и жива будет душа ваша». Псалом царя Давида 68; 33.




(Картинка из интернета)


Рецензии
Виктория, до чего же правильно Ваше произведение. До чего же важно.
"Не смог сам, без Отца. Старая жизнь не отпускала. Тогда Господь забрал его к Себе" - дорога вниз быстрая, скользкая, сколько злодеяний бы наделал, катясь в пропасть. А Господь его спас...
Да, дорога вверх тяжелее и не всем под силу, но нам дано учение, как жить и как спасти свою душу.
Мне очень нравятся Ваши произведения. И то, как пишете, и темы. Спасибо Вам большое.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   12.04.2019 10:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила за тёплый отзыв. Мне очень важно мнение каждого читателя. С уважением.

Виктория Белькова   12.04.2019 15:28   Заявить о нарушении