Индуизм

Из учебного пособия "Сравнительное богословие": Индуизм  —  религия  успокоения  в  едином,  постижения  того,  что множественность мира иллюзорна. Основу этой религии составляет мысль о том,  что  мир  —  не  случайное,  хаотичное  сочетание  вещей  и  явлений,  а упорядоченное  целое.  Всеобщий  и  вечный  порядок,  сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое, называется дхарма  (от санскр. “держать”).  Дхарма  —  не  символ  бога-законодателя,  ибо  она  находится  в самих  вещах  и  явлениях.  (…)
  Если  действие  человека  соответствует  дхарме,  в  которой воплощена справедливость, оно хорошее и ведет к порядку; если нет, если действие противоречит порядку, оно плохое и ведет к страданию. (..) Те, кто достиг духовной зрелости, не стремятся к  наслаждениям  и  материальным  благам,  а  ищут  вечную  жизнь, абсолютную  реальность,  скрытую  от  глаз  обычного  смертного  покровом иллюзий. 

Смысл  существования  состоит  в  том,  чтобы  понять,  что  множественность мира  —  это  обман,  ибо  есть  одна  Жизнь,  одна  Сущность,  одна  Цель.  В постижении  этого  единства  индуисты  видят  величайшее  благо,  спасение, освобождение  и  высшее  назначение:  познать  Вселенную  в  себе  самом  и себя во всем, обрести любовь, которая  дает возможность еще в этом мире жить безграничной  жизнью.  Совокупность  средств,  с  помощью  которых можно постичь реальность и достичь освобождения, называется йога.
Освободиться  —  значит  познать,  что  все  происходит  от  объединяющего  в себе  творения  изначального  духа,  и  слиться  с  ним. Осуществление  этого  единства  достигается  в  состоянии  транса,  экстаза, когда  человек поднимается  с  уровня  смертного  и  сливается  с  океаном чистого бытия, сознания и радости (сат, чит, ананда).
Превращение  человеческого  сознания  в  божественное  невозможно  в течение  одной  жизни.  Индивид  в  круговороте  существования  идет  через серию повторных рождений и смертей (закон кармы). (…)Это  учение  о  “вечном возвращении”: рождение и смерть означают лишь создание и исчезновение тела,  новые  рождения  являются  странствием  души,  круговоротом  жизни (сансара).
Истина доступна на разных уровнях человеческого сознания в разной мере.  Мудрецу доступно  понимание  чистого  бытия  (эдвайга);  на  более простом  уровне  сознания  абсолют  может  выступать  в  качестве  личного бога, совершенство сводится к добру, освобождение понимается как жизнь в  раю,  а  мудрость  заменяется  любовью  (бхакти)  к  индивидуальному, “своему”  богу,  которого верующий  избирает  из  пантеона  богов,  следуя своим  наклонностям  и симпатиям.  (…)
Особенность  индуизма  в  том,  что  он допускает,  как  видим,  разные  точки зрения  и  позиции:  для  тех,  кто  уже близок  к  цели,  и  для  тех,  кто  еще не  нашел  пути  —  даршаны  (от  санскр. “видеть”). И эти различия не нарушают единства учения.
Индуизм  означает  нечто  большее,  чем  просто  название  религии.  В Индии,  где  он  получил  распространение,  —  это  целая  совокупность религиозных  форм,  от  простейших  обрядовых,  политеистических  до философско-мистических,  монотеистических(…)
Основы  индуизма  заложены  в  ведической  религии,  которую  принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию в середине II тысячелетия до н. э. Веды  —  собрания  текстов,  включающие  четыре  основных:  старейший сборник гимнов  —  Ригведа, сборники молитвенных заклинаний и обрядов —  Самаведа и Яджурведа и книга песнопений и  магических заклинаний  — Атхарваведа.  Религия  арийцев  была  политеистической.  В  Ведах упоминаются  десятки  и  сотни  богов.  Один  из  них  —  Индра,  бог  грома  и молнии.  Две  группы  богов  противостоят  друг  другу  —  асуры  и дэвы.  К числу  асуров  относятся  Варуна  (в  некоторых  текстах  он  верховный  бог). Митра  (друг)  —  солнечный  бог  и  защитник  людей,  Вишну  —  в  Ведах  не игравший существенной роли. Большинство ведических богов ушло в прошлое,  лишь  немногие  сохранились  в  памяти  народа,  а  Вишну  стал важнейшим  религиозным  персонажем  в  позднейшей  индийской  религии.
Еще  один  объект  поклонения  —  Сома,  священный  опьяняющий  напиток, который  употреблялся  в  культовых  действиях  и  служил  жертвой  богам.
Впоследствии дэвы стали у индийцев добрыми духами, а асуры  —  злыми, вместе с ракшасами. Со злыми духами ведут борьбу Индра и другие добрые боги.
В Ведах нет упоминаний о святилищах и храмах, изображениях богов, профессиональном  жречестве.  Это  была  одна  из  “примитивных” родоплеменных религий."


У индуизма есть точки пересечения с буддизмом, формирующие противоречие     - сходство смысла, но есть различия. А так же есть пересечение с даосизмом - энергией Ци. Но подробнее об этом в книге.


Рецензии