Океан

В восьмидесятых годах, когда рыболовные суда Мурманска вели регулярный промысел в Тихом и Атлантическом океане у берегов Чили и Аргентины. Я тогда работал на
транспортном рефрижераторе «Хибинские горы». В районе промысла мы принимали груз рыбы и брали курс на родной порт - огибая мыс Горн пересекали Атлантику и возвращались в Мурманск. Здесь рыба отправлялась на переработку, а затем по железной дороге направлялась в центральную Россию на прилавки магазинов, а мы снова бежали к берегам Ю. Америки за новым грузом. Вот так работала рыбная промышленность в СССР.

С того времени у меня остались два очень ярких и очень разных воспоминания об океане, которыми я хочу поделиться с вами.

Рассказ 1
Скажу сразу, что смотреть на океан с берега и смотреть на океан с борта судна
(пусть большого и железного) когда со всех сторон на многие тысячи миль только вода, а под ногами палуба, которая постоянно движется, огромная разница. 
Так вот, когда наше судно в очередной раз пересекало Атлантический океан, мы попали в шторм. Не самый большой, бывалые моряки видели и не такое, но достаточно сильный, чтобы наш крупный (около 130 м в длину) корабль мотало так, что спать было просто невозможно. В каюте было душно. Я решил открыл иллюминатор. Было темно, только свист ветра и волн говорил, что за бортом шторм.

Я смотрел через открытый иллюминатор в непроглядную ночь. Она заполняла все пространство, стирала все границы. Только какое-то шестое чувство подсказывало, что внизу движется огромная, бесконечно мощная стихия. В какой-то момент я почувствовал безмолвный зов внутри себя, который призывал меня к себе.  Казалось мне нужно только прыгнуть вниз, в эту невидимую, находящуюся в постоянном движении пустоту и я обрету вечность, стану частью этой мощи, растворюсь и наполнюсь ею. Не было никакого страха, лишь волнение от шанса слиться со стихией.
Не знаю как долго это продолжалось, может быть мгновенье, может больше, трудно сказать. Я не чувствовал времени. В какой-то момент, что-то вернуло меня в реальность, или брызги волн, или порыв ветра, влетевшего в каюту, я быстро закрыл иллюминатор.

Рассказ 2

Атлантический океан пересекает зону экватора. В течение года температура воздуха и поверхности воды тут не меняется, поэтому пассаты обоих полушарий, которые добираются сюда, постепенно затухают и образуется полоса ветрового затишья шириной до 500 км.

В далёком 1981 году будучи электриком на борту транспортного рефрижератора «Хибинские горы» я стал свидетелем удивительного явления. Наше судно пересекало зону экватора. Моя вечерняя вахта закончилась, и я поднялся на палубу подышать свежим воздухом перед сном. Увиденное настолько поразило меня, что я до сих пор отчетливо помню каждое мгновение той необыкновенной ночи в центре Атлантики.
Стоял полный штиль. Огромная луна в ночном небе, усыпанном звёздами, освещала океан своим белым немного загадочным светом. Поверхность воды была совершенно гладкой, без единой ряби, лишь неспешное дыхание океана, едва заметно, то поднимало, то опускало бегущее вперёд судно. Было непривычно тихо, лишь шум воды, рассекаемый носом корабля, доносился с низу. Я подошёл к борту… Вокруг вода сияла таинственным сине-зеленым светом, который постоянно двигался, извивался в непредсказуемом танце. Я посмотрел в корму. Кильватерный след пылал призрачным фосфоресцирующим блеском и простирался до самого горизонта. Зрелище завораживало, оттенки сине-зеленого света все время менялись, пламя то рассыпалась на миллиарды искр то приобрело загадочные формы, то затухало, то разгоралось с новой силой.
Насладившись сказочным видом, я пошёл в бассейн (на судне силами экипажа был сделан импровизированный бассейн и когда мы проходили теплые воды туда закачивалась забортная вода и в свободное от вахты время можно было всегда искупаться). Тут меня ждал настоящий шок. Как только я прыгнул в бассейн вся вода туже вспыхнула. Я замер и пламя вокруг меня затухло. Как только я начинал двигаться, вода тут же вновь разгоралась, казалось, что я плыву синем-зеленом огне. Это было что-то невероятное. Наберёшь в ладонь воды, и она стекает сквозь пальцы жидким магическим светом…

P.S.
Уже по возвращении в порт Мурманск нашёл в Большой советской энциклопедии
(смартфонов и интернета тогда еще не было) что это явление называется «свечения моря» и встречается в теплых водах океанов и морей. Вот выдержка из современной Википедии: «Свечение моря (океана) естественное явление биологического происхождения, возникающее, когда поверхностные слои моря или океана наполнены микроорганизмами, способными к биолюминесценции, в результате чего в ночное время суток складывается впечатление, что водоем светится изнутри…..Живые организмы излучают свет обычно под влиянием внешних раздражителей — движения воды в морских течениях или зоне прибоя, возмущения от хода кораблей и тому подобное.»


Рецензии