Мезенская роспись

Строгие линии узоров непостижимым образом переплетаются в пространстве и во времени. Всего два цвета – чёрный и огненно-красный – создают насыщенно-яркий мир. Кажется, что каждая фигурка буквально нарисована пламенем. При этом алые узоры слегка гаснут от соприкосновения с тонкими, изящными чёрными контурами.

Имя самобытному промыслу дала река Мезень. Она протекает между руслами Печоры и Северной Двины. Суровый край стал родиной яркой росписи, удивительные традиции которой живы по сей день и не перестают вызывать восхищение. Узоры, наполненные светом, создавались долгими зимними вечерами и, возможно, были олицетворением мечты о солнечном тепле.


Расписные загадки

Точную дату возникновения промысла назвать сложно. Но весьма важным стал для мезенской росписи XIX век. Именно тогда яркие короба, прялки, ковши, доски стали пользоваться ощутимым спросом. Это вдохновило местных умельцев на расширение производства и совершенствование мастерства.

К 1904 году относится упоминание о существовании особого центра росписи в тех краях. Затем последовал некоторый спад, однако полвека спустя, в 60-е годы, наступило возрождение промысла в Архангельской области. Но загадок с мезенской росписью связано много, на некоторые ещё не найдено окончательных ответов.

Очень интригует сходство основных мотивов с наскальными пещерными рисунками эпохи палеолита. Некоторые исследователи усматривают даже некоторое родство с теми росписями, которые можно видеть на античных вазах. Многие из мезенских фигурок почти в точности повторяют узоры и мотивы традиционных русских вышивок. Тайн много, но тем интереснее становится причудливый мир северной росписи.


Солнечные кони

Мезенской росписи свойственен глубокий символизм. Здесь нет роскоши красок, цветовая гамма подчёркнуто немногословна. Линии орнаментов, как причудливо натянутые струны, создают некоторое напряжение. Насыщенный красный цвет по-своему взаимодействует с чёрным, создавая светлый мир, не лишённый, однако, внутреннего драматизма. Фон сохраняет натуральный древесный цвет.

Каждая фигура или линия орнамента – носитель особого смысла, нередко сакрального. Даже порядок их расположения имеет значение. Нередко верхняя часть композиции символизирует небесные сферы, нижняя – земной мир. Присутствуют и узнаваемые персонажи. Конь в древности ассоциировался с восходящим солнцем. Утка же уносила небесное светило под воду, где оно находилось до утра. Эти значения не утрачены и поныне.

Чередование разнообразных линий соединяется со спиралями, овалами, крестами, звёздочками. Упорядоченность мезенской росписи – это олицетворение той жизненной гармонии, к которой стремится всё живое. Строгие, яркие узоры манят и завораживают – стоит присмотреться к ним. Мезенская роспись подарит своим почитателям мгновения подлинных открытий – в искусстве и в своей душе.


Рецензии