Новая нравственная революция

Многое поменялось у нас в стране и в нас самих. Но все так же противоречива загадочная русская душа. В ней могут уживаться совершенно противоположные качества, желания и мысли. Особенное место занимает дуализм сильной личности. Потому что именно такие люди становятся примерами для остальных. Только личный пример может направить человека, а не пустые слова и теории. Повезет тем, кому доведется в своей жизни познакомиться с такой многогранной личностью, у которой все слова соизмеряются с делами. Большинство не может навести порядок в своих семьях и у себя в голове, но рассуждают о космических масштабах при этом с космической глупостью. Чтобы о чем-то рассуждать, это нужно пережить и получить опыт. Нельзя советовать, не попробовав этого на себе. Да и вообще, прежде чем что-то требовать от людей, нужно соответствовать этим требованиям…
Но проблема развития человека и его разума заключается в том, что чем умнее становится человек, тем более одинок в жизни. Тебя просто не понимают. Плюс ты становишься более требовательным к себе и соответственно к другим. Таким был наш общий знакомый Костя Мещеряков. Из людей, окружавших нас в детстве и юности, особенно запечатлелся его образ...
Константин считал народ главным источником общественного обновления. Нравственное падение общества он связывал с историческими событиями, которые тянулись со времен закрепощения народа со времен Петра Великого. Это привело, по его мнению, к разрушению духовной связи между классами дворян и крестьян, частями некогда единой нации. Противоречия он видел в нас самих и после революции 1917 года они только усилились. Эти явления – прямое последствие вековой оторванности от самобытных начал русской жизни всего образовательного процесса и института воспитания. Костя приводил в пример своего знакомого, который как-то задал ему вопрос: «Как мне быть, если половину моей семьи репрессировали, а другая половина, кто это делал, была красными?». Это актуально и сегодня. У русских людей до сих пор в голове идет гражданская война. Одни за красных, а другие за белых. Одни за Советы, а другие либералы. Одни язычники, а другие крестятся. И пока эти распри идут в головах, этим разрозненным стадом управляют и грабят страну. Должно быть единство и примирение. С самим собой, прежде всего. А у людей только одни противоречия. Достижения были при любом режиме. Много было хорошего, и отрицать это, значит отказываться от своей истории. Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». А через сто лет Петр Столыпин: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы».
Мещеряков отличался довольно жесткими взглядами и высказываниями, особенно для советского времени, хотя уже и подходил конец эпохе. Он негодовал, что у нас в стране нет настоящего аристократизма. Была лишь элита на него претендующая, у которой кроме презрения к «низшим» и замкнутости своего круга ничего нет. И куча людей, пытающихся протолкнуться из низов к верхним слоям. Из детей элиты получались скучающие «эстеты». Праздные и развратные от тоски из-за утраты духовности и веры. По его мнению, нигилизм приобретает безграничную власть в переходное время, над неустойчивым, расшатавшимся сознанием представителей элиты и интеллигенции. Хотя они и представители русского культурного слоя, движущая сила в обществе. И происходит это из-за разрыва с народом, утрачиваются связи с традициями, реалиями жизни, проблемами и, самое главное, верой.
Причины умственного и нравственного разложения современной молодежи Мещеряков видел в неправильном воспитании в семье. Постоянное недовольство, грубость и нетерпение обычное дело и сейчас. Но хуже всего, что настоящее образование заменяется отрицанием ценностей, материальные выгоды преобладают над ЛЮБОЙ идеей, даже высшей. Дети воспитываются вне естественных условий. Прививается неуважение или равнодушие к Родине и насмешливое отношение к народу. У такого общества нет преемства идей, идет вековое национальное подавление в себе любой независимой и самобытной мысли.
Константин был убежден, что изменения и революции в этой стране, если и будут, то не политические, а религиозные и «душевные». Любая идея пришедшая из «вне», а чаще всего с запада, под непременным условием ставит неуважение к самому себе как к русскому человеку, поэтому не в политической инстанции обсуждается идея и принимается решение, а «поле битвы – сердца людей».


Рецензии