Конфуз

    Удивительны свойства памяти человеческой. Какие-то случаи, происходившие с нами, стираются из неё совершенно... Хорошо, если кто-нибудь из твоих близких или знакомых расскажет такую историю лет эдак через двадцать. Слушаешь и удивляешься: было – не было... По малым штрихам, капелькам, крошкам складывается история, и в память возвращаются твои личные подробности этой сказки, ты потрясён, почему не запомнил детали, ведь история была очень смешной, нелепой или поучительной... Другие истории, наоборот, врезаются в память и напоминают о себе назойливо, подробно, до красноты щёк и тех переживаний, которые пришлось испытать тогда, совсем давно, в далёкой юности... Вот одна из таких историй...
    Я три года поступала в институт. Откуда во мне это упрямство? Может быть, Бог хотел меня защитить от моей совсем не лёгкой профессии, направить мою неуёмную энергию в другое русло. Я часто над этим размышляю, но разве можно представить себе, как сложилось бы иначе, если бы не сложилось то, что сложилось...
    Итак, я студентка Куйбышевского педагогического института. Комплексов у меня, хоть отбавляй, себя не уважаю, считаю неудачницей, неумехой, двоечницей, человеком, чья судьба не удалась...
    Только отучившись год, немного прихожу в себя, оттаиваю душой, понимаю, что не отличаюсь от других, более счастливых, поступивших в вуз со школьной скамьи. Уже научилась учиться и успешно сдавать экзамены, много читаю, вечерами просиживаю в библиотеках. И вот приходит время показать себя во всей красе любимому преподавателю по русской литературе 20 века Голубкову Сергею Алексеевичу. Готовлюсь к семинару по творчеству Ивана Алексеевича Бунина чуть ли не месяц. Перечитала, законспектировала, проанализировала, выстроила ответ, как мне кажется, блестяще.
    Наступает мой звёздный час, я тяну руку, группа смотрит на меня с надеждой, потому что готовы, как всегда это бывает, увы, не все. Я с воодушевлением начинаю доказывать, что и мы на что-то годны... Я до сих пор спрашиваю себя, ну почему я тогда не заглянула в словарь, почему не расшифровала это слово, почему оставила без внимания?.. Нет у меня ответа... Рассказываю с воодушевлением, увлечена, крылья за спиной, чувствую, что Сергей Алексеевич мною доволен, и вдруг подхожу к роковой черте: натыкаюсь в своём ответе на неизвестное мне тогда слово – рикша... Пауза... И я начинаю вслух, разговаривая с преподавателем, рассуждать, что бы оно значило и неожиданно предполагаю, что, возможно, это какая-то этническая группа... Вижу вздёрнутую бровь преподавателя и понимаю, что попала впросак. Сергей Алексеевич тушуется и предлагает мне: «Садитесь, Светлана». Но я ещё не всё сказала, я начинаю умолять, чтобы меня выслушали до конца, что я готова, что мне есть что сказать, но преподаватель неумолим, он говорит, что я умница, и он хотел бы послушать и других студентов...
    Провал был оглушительный. Краска залила мне лицо, в томике Бунина я тут же нашла расшифровку этого замысловатого для тех времён слова. Вы думаете, история на этом закончилась? Ничуть не бывало... В этот же вечер, и это не выдумка, я в вечерней программе новостей «Время» услышала, что рикши в Индии объявили забастовку. Для пущей убедительности комментаторы показали несколько кадров с бастующими рикшами. Я чуть не заплакала от досады на себя, не умеющую учиться, и на рикш, которые могли бы устроить забастовку и днём раньше. Беру в руки газету «Аргументы и факты», а там описана тяжёлая работа китайского рикши. В течение недели судьба строила мне гримасы и напоминала, кто такие бесправные рикши...
    Сергей Алексеевич историю эту не помнит, мало ли ситуаций в его докторской и профессорской биографии, когда студенты веселили его своими знаниями, а вот для меня эта история была и остаётся весьма поучительной, и краска заливает лицо при одном воспоминании о моём конфузе...

1.01.2009г.


Рецензии