Гении ракетостроения. Часть 5. В новом мире

Книга о жизни и трудах фон Брауна.    http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.

В НОВОМ МИРЕ (1946-1957).


ОПЕРАЦИИ БЮРОКРАТОВ.


 Обнаружение секретных ракет и их изъятие из Миттельбау-Дора осталось для свидетелей уже делом прошлым.  Вспоминает журналист Вильям Кастилло: - Мы находимся в торговой камере, в норе Али-Бабы. Все блестит и светло, как в тоннеле Линкольна в Нью-Йорке. Гордо и почтительно ходят солдаты около гигантских летательных аппаратов в монтажном зале, фотографируют. Со смесью ужаса и удивления изучают штольни – следы человеческой пропасти.  На улицах люди в  полосатых тряпках, настолько измученные, что едва держатся на ногах. Это рабочие, рабы фабрики, пережившие террор. Много свежеумерших. Американцы бульдозерами выкапывают места массовых захоронений. Здесь ворота к норе и к небу.
 
Нацистами создана перспектива использования прогрессивной суровой технологии. Но чтить это невозможно,  она лишена ответственности.
Ракеты, изъятые из фабрики Херц  и из Дора, переправлены в США в «Белые пески» в Нью-Мексико. К ним приложено 14 тонн документации, которую Вернер припрятал в Херц вблизи Гослара.
 
23.05.1945 г. ответственный ракетный специалист Вернер фон Браун был переправлен в Вашингтон армией США. Других немецких исследователей ракетчиков тоже разыскали. Состоялась акция эвакуации тысяч инженеров, техников, исследователей и их семей. Для этого были использованы разные технические средства. Вернер участвовал в этом. В спешке – каждый дом, хозяйство имели всего 15 минут, чтобы упаковаться. Где-то опережали, «вылавливали» специалистов и советские службы разведки, это случалось не в своей зоне демаркации. Это было золотое время и для французов и для англичан. Вернер для США «накопал» 500 немецких специалистов. Из них, после своеобразного кастинга прошло приемный контроль  всего 124 имени.  Некоторые личности явились заключенными у союзников. Так Вальтер Дорнбергер, экс-шеф Вернера, попал в руки англичан, ему довелось пережить Нюрнбергский процесс. Год спустя с него обвинения сняли. В 1944 г. он был передан в США. Генерал СС Каттлер, помощник Вернера, был осужден и повешен. У всех захваченных союзники пытались что-то выведать из секретов касающихся ФАУ-2. В Вашингтоне существовали конкретные планы по использованию немецких ученых  под секретом. Это называлось «интеллектуальная репарация». При этом предполагалось выжать информацию и выслать арестованного обратно в Германию.
 
РЕЗЕРВИСТ.

 12.09.1945 г. семеро ракетчиков, в том числе и Вернер, были доставлены в Витценхауз на американском джипе. Далее автомобиль поехал через Франкфурт на Париж. 18 сентября из аэропорта Орли все вылетели в Америку и приземлились на острове. Пока всех остальных специалистов еще сортировали, Вернер выехал в Пентагон для бесед. Вернер стал первым немецким исследователем   в США. Многие сотрудники Пентагона проявили интерес и любопытство, и уже тогда Вернер почувствовал себя барабанщиком  при собственном же деле. В октябре, под приглядом Джеймса Хамилая он совершил дальний переезд в Эль-Пассо, на востоке от Техаса. Хамилай имел указание постоянно надзирать над Вернером. Но Вернер стал «украшением недели». Жена Джеймса обратила на гостя повышенное внимание, была с ним невероятно приветлива.

Вернер прихватил инфекцию гепатита и попал в военный госпиталь на 8 недель.  Это было для него временем депрессии. Из окон палаты ему был виден монумент Франклина.
 
120 сотрудников Вернера были доставлены в форт Блисс в Техасе. Их стал опекать Пентагон. Для немцев прибывших в форт Блисс был организован клуб, с целью помочь им в ненасильственном улучшении английского языка, за кружкой пива, за шахматами и картами. Молодой американец должен был им помогать.  Раз в месяц немцы могли в сопровождении полиции, разделенные на четыре группы, эскортироваться в город за покупками и для посещения ресторана. Письма были их связью с родиной. Это было под цензурой, письмо доставлялось  адресату за неделю.   Иногда можно было послать пакет «жрачки» для семьи на родине, на 6 долларов.

Работа для них пока еще не была определена. Далеко идущая программа исследования вывезенных из Германии ракет еще только разрабатывалась в армии. И не была готова техника и инфраструктура для ее импровизации. Вернер имел в своем багаже свои не реализованные планы для показательных стрельб и для дальнейших исследований. Уже в Америку доставили дальнобойные ракеты А9 и А10, заготовленные когда-то немцами с целью поражать ими восточное побережье США и небоскребы Нью-Йорка. 

Это были ракеты двухступенчатые, межконтинентальные с боеголовкой, начиненной взрывчатым материалом. Первая ступень ракеты – это разгонный блок, а вторая ступень крылатая. Она должна достичь высоты 350 км, а затем в режиме планирования пролететь 5000 км. до восточного побережья штатов за 35 минут и сбросить боеголовку. Такие планы были технически подготовлены и отставлены до нужного времени. В последние месяцы войны были испытаны два экземпляра только второй ступени этой системы.

Кстати, именно этот проект и дал со временем толчок для реализации многоступенчатых американских ракет. Теперь Вернер ждал своего момента. И момент наступил. В «Белых песках» в дюнах подготовили два стартовых стола для экспериментов с доставленными сюда немецкими ФАУ-2.

Три месяца продолжались отдельные виды испытаний.   Вернер фон Браун сам стоял у стартового стола. Полная стараний работа была успешно завершена. 16 апреля 1946 г. стартовала первая, уже после войны, тестовая ракета ФАУ-2 «Большой песок», севернее  Эль Пассо. Более 100 стартов провели здесь. При этом был установлен новый рекорд высоты полета – 390 км.  Это была комбинация ракеты ФАУ-2 с небольшим дополнением, поставленным американской корпорацией.
 
Вернер занялся в те недели еще одним «подарком», - для американцев, - созданием   ракеты-носителя с ядерным боезарядом, позволяющим массовое уничтожение противника. В Германии это была тогда только теоретическая опция комбинации ракеты с ядерной бомбой, поскольку немцы еще не создали атомное оружие. А теперь, после состоявшейся бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 г, здесь в Америке его проект созрел для реализации. Вернер хотел этот проект открыто ускорить. Западная пресса уже спекулировала на этой теме. В начале 1946 г. Вернер послал письмо Роберту Оппенгеймеру – американскому ученому-атомщику в Лос-Аламос.

Это было обстоятельное послание из форта Блисс от ракетного специалиста и его рабочей группы. Роберт Оппенгеймер, как «отец атомной бомбы» ответил, что применение проекта потребует 100 000 человеческих жизней без сомнений. Позднее Оппенгеймер проинформировал Вернера о возможностях еще и водородного ядерного оружия. Об этом в Пеенмюнде он не имел представления. При этом Роберт рассуждает, а надо ли вообще все это делать? Хотя в ту пору был готов и полигон для испытаний такого проекта.
   
В одном из трактатов изложено, что Вернер развивал этот замысел и дальше. Он замышлял построить на околоземной орбите дежурный летающий корпус, от которого на землю по команде спускается смертоносная ядерная бомба. Всякая нация, которая достигнет этой возможности первая, установит контроль над всем миром. Правда, все это было только в проектах.
 
В 1944 г. Вернер получил документ с визой от США, что он, по легенде,  является  гражданином Мексики, деловым человеком, прибывшим в Америку.
 
СВАДЬБА.

Вернер, прежде всего, занимался службой, будучи трудоголиком, а не личными делами. Через месяцы после войны Вернер и его младший брат Магнус находились в безопасности. Их родители пережили войну и жили в Овенвиезентале, теперь уже на польской территории. С помощью американской разведывательной службы  Вернер пытался им помочь, но безуспешно. В июне родителям – Эмми и Магнусу удалось удрать, и поселились они в поселке под Пеенмюнде. Некоторые письма Вернера дошли до них. Вернер доверился родителям, что у его брата Магнуса дела обстоят плохо. На нем была тень Вернера. И Магнус хотел найти и себе роль в форте Блисс. Во время разведывательного допроса  он вел себя высокомерно и рискованно для бывшего генерала СС. Его влиятельный брат не вмешивался в личную жизнь младшего брата. А он влюбился в охранницу, вступил с ней в связь. Но, под противодействием её родителей, связь эта была расторгнута.
 
Вернер стал налаживать свою личную жизнь. Решил жениться на Марии Квисторп,  к которой он долго и тихо хранил любовь еще со времен Пеенмюнде. Сейчас ей было уже 18 лет от рождения.  Осенью 1946 г. она получила из форта Блисс от Вернера письмо с предложением. Отец Вернера прореагировал так, что он и не желал для сына своего иного выбора. Мать тоже пережила при этом волнующее удовольствие. 21.11.1946 г. состоялась заочно помолвка, для чего через Атлантику полетел пакет, соединяющий любящих людей.

Не только эмоциональное, но и религиозное изменение произошло у Вернера. Сосед в один прекрасный день сослужил ему Божью помощь. В маленькой деревянной молебенной гарнизонной кирхе он получил причастие у евангелистов. Сделал он это уже после испытания в этой же пустыне ядерной ракеты, угрожающей человечеству.
Вернер боролся с противоречивыми чувствами: впервые в своей жизни: человечество не способно остановить прогресс науки и техники, который способен его же и уничтожить. В августе 1946 г. в «Нью-Йорке» сообщалось о взрыве атомной бомбы в Хиросиме. Вернер не предполагал, что такое оружие может быть запрещено. И не предполагал, что такое оружие окажется в плохих руках. В своем религиозном сознании Вернер пришел к выводу, что одна сила может победить христианскую этику.
 
В феврале 1947 г. Вернер вылетел в Германию вместе с охраной его персоны. Родители все подготовили для свадьбы его с кузиной. С тремя блоками сигарет «Кемел», для отношений с немцами,  и с маленьким приданым – компенсацией праздничных затрат, жених прибыл на свадьбу. Он был не один. Из страха  о его возможном похищении советскими спецслужбами, его сопровождали на каждом шагу американские охранники. Перед дверью дома дежурили два джипа, на кухне было несколько наблюдателей.

Вернер вспоминал: в обоих джипах сидели люди в стальных шлемах. Также несколько гражданских лиц, несомненно, находились в защите. Мы делали радостные мины в этой необычной игре. В короткое время своей поездки  Вернер  организовал погрузку своей жены, своих родителей в гавани на военный транспорт и все отправились в путешествие в Нью-Йорк и далее в Эль Пассо. Родители долго переживали переезд в Америку. Особенно тяжело покидал свою страну отец, как патриот. Молодожены, наконец-то, уединились. Отец надеялся вернуться по возможности скоро. Но из-за его болезни быстро это не получилось. Так что, сначала родителям пришлось совершить еще один переезд, вслед за сыном, в штат Алабама, в город Хунтсвилле. 

А в декабре 1948 г. родилась первая дочка Карен.
Проект «ГЕРМЕС» - это тактическая ракета земля-земля, над проектом которой работал Вернер, потеряла актуальность. И образовавшееся свое свободное время Вернер посвящал своим космическим мечтам и планам. Всегда он думал о них. Тема эта интересовала американскую публику, и Вернеру доводилось выступать в клубе города Эль Пассо. В конце 1947 г. Вернер там сделал доклад под овации. Теперь Вернер проводил свободное время в обдумывании проектов полета на Луну и на Марс. О развитии и использовании производства для задач освоения человеком космического пространства. Он написал иллюстрированную книгу на 500-х страницах «Марсианский проект». Книга эта стала основой, наставлением для специалистов в вопросах космических полетов, и она стала популярной для широкого круга простых читателей.

   
 http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.


Рецензии
Несомненно, фон Браун из тех людей, кто «знал одной лишь думы
власть, одну, но пламенную страсть» (.Ю Лермонтов)
Но в отличие от многих одержимых, он оказался в нужное время в
нужном месте, и, оседлав волну мировой истории, вошёл в нее
наряду с теми немногими, кого человечество уже никогда не
забудет до последнего своего часа, как Королёва и Гагарина.

Георгий Иванченко   09.02.2023 10:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.