PROТюмень район Стрелы
Такое необычное название район получил благодаря ресторану «Стрела», который в советские времена располагался в здании по адресу Пышминская, 1а.
Тюменцы вспоминают, как светились в темноте неоновые буквы вывески этого ресторана с зеленой подсветкой. В советское время не было роскоши и такого разнообразия ночных вывесок, как сейчас, потому и помнит народ эту вывеску до сих пор, а название места вошло в обиход горожан. Многие жители сегодня не знают этой истории, а название передается.
Теперь о том, как же тут все было лет сто с лишним назад.
Железную дорогу в Тюмени построили в 1885 году и вдоль нее накатали грунтовку с выездом на Червишевский и Московский тракты.
На месте нынешней улицы Мориса Тореза (прежде Колымская) была железнодорожная ветка от ж/д вокзала до станции Тура.
Улица Московская, что шла рядом с железной дорогой, была продолжением Московского тракта в черте города и проходила через территорию тюменской тюрьмы. С одной стороны этой улицы была пересыльная тюрьма, с другой — тюрьма для местных нарушителей закона.
Чуть больше века назад по одну сторону Московской улицы находились арестантские мужские корпуса, церковь и контора, а по другую — женское отделение тюрьмы, больница, баня, тюремные колодцы, хозяйственные постройки, квартиры для чинов администрации и надзора.
Арестанты ходили из одной части тюрьмы в другую через улицу, а по ней шло интенсивное движение обозов.
В 1907 году Городская Дума дума решила перенести улицу Московскую за железную дорогу.
Теперь улица проходила мимо тюремной территории. Благодаря переносу улицы убрали два переезда через железную дорогу: один вблизи железнодорожного вокзала, другой — у завода Машарова.
Обозы стали обходить железную дорогу и направлялись с Московского и Червишевского трактов на Сибирский, что шел из Тюмени в Тобольск и Ялуторовск (улица Республики).
Так и ездили.
В 1909—1913 годах была построена железная дорога Тюмень-Омск, и в районе будущей «Стрелы» как раз устроили переезд через железку на Московский тракт.
Сам район за железной дорогой пустовал до 1920-х годов. Он начал застраиваться, когда сюда переселились жители окрестных деревень, оставившие свои пашни после крестьянского восстания 1921 г.
Разоренные крестьяне селились прямо вдоль железной дороги.
Получилась улица с названием «Односторонка к железной дороге».
Позже выстроился целый район, который в народе стали называть Кресты. Он сохранился и после революции, а в 1960-е годы Кресты соединились с городом путепроводом. Рядом с автострадой построили 6 четырех- и пятиэтажек, что и сейчас там стоят.
Еще через лет десять начали строить дома в сторону Московского и Червишевского трактов.
Первый здешний — двухполосный — мост прослужил порядка 50 лет.
В 2005—2012 годах была сооружена транспортная развязка в створе улицы Мориса Тореза, она так же стала называться Стрелой. Именно по ней из Центральной части города можно выехать на Червишевский и Московский тракты. Длина нового путепровода с многочисленными съездами и въездами составила 6,5 км.
Сверху виадук напоминает огромный клеверный лист. Для безопасности движения тротуары на данной развязке не предусмотрены. Для пешеходов построен надземный переход и 3 подземных, которые сегодня все расписаны граффити.
Свидетельство о публикации №219041301535