Творчество и коммерция

Дополнение №3 к книге Сергея Ускова «Как стать звездой?»

      Распространенной (и при этом для многих фатальной!) ошибкой начинающих артистов является непонимание разницы между творческими и коммерческими медийными продуктами, что зачастую приводит либо к полному отказу от попыток найти себя в профессии артиста, либо – к перерасходу средств (а, зачастую к их полной потере).
     Между тем – четкое понимание этого различия – одно из главных условий становления профессионального артиста.

     Творческий продукт – это самовыражение его производителя(-лей), путем создания любых предметов и вещей, являющихся авторскими работами, то есть не существовавшими ранее.

     Коммерческий продукт – это создание продукта, предназначенного для продажи, то есть изначально рассчитанного на потенциальный спрос.

     Эти термины применимы к любым продуктам – начиная от художественных, музыкальных и литературных и кончая архитектурными и промышленными!
     Например, искусное украшение резьбой собственного деревянного дома, будет являться некоммерческим творческим продуктом; способом реализации самовыражения живущего в нем.
     А строительство домов на заказ (возможно, тем же самым человеком, что в свободное время украшает резьбой дом) – будет являться коммерческим продуктом и изготовляться на продажу. 

     Начинающий вокалист, часто не представляет себе особенности профессии артиста; многие ошибочно считают ее исключительно творческой, направленной на самовыражение и учитывающей наличие некоего таланта, которого у них, якобы может не быть… Считая так, они разочаровываются и не пытаются двигаться в этом направлении, лишь с завистью глядя на тех, кто «собирает залы».
     На самом же деле профессиональный артист на 90% состоит из труда, на 5% из везения (судьбы) и лишь на 5% из чистого творчества и самовыражения!
     Весьма тревожной ситуацией является непонятно откуда взявшееся стойкое убеждение, что артистом может стать только творческий и талантливый человек! Причем под этими терминами подразумевается исключительно написание музыки и слов к собственным песням, а также умение играть на музыкальных инструментах.
     Между тем артист  – это зачастую реализатор идей продюсера и исполнитель песен, написанных для него поэтами-песенниками (текстовиками) и композиторами. В большинстве случаев, талант артиста заключается лишь в отличной подаче песни, необычных вокальных данных и произведении должного впечатления на публику своей харизмой, энергетикой и самоотдачей.
     А это требует труда и самопожертвования, на которые многие идти не хотят!
     А что же они хотят делать?
     Самостоятельно сочинять песни, музыку, записывать все это (зачастую в любительском варианте), снимать примитивные видеоклипы, а затем выкладывать в соцсети, собирая отзывы и «лайки». На страницах таких людей под надписью «Певец(-ица) N» находится даже их личный телефон с комментарием: «организация концертов».
     Разумеется, никакой прокатчик или концертный агент не будет иметь с таким «артистом» никаких дел.
     Это – его творчество, самовыражение, что, конечно же, великолепно; однако никакого отношения к коммерческому продукту такая деятельность не имеет.
     К ней применим немного подзабытый сейчас термин «художественная самодеятельность».
 
     Профессиональный артист – такая же профессия в медийной индустрии, как и другие; однако, если спросить начинающего артиста о других профессиях, то ответ может быть неполным. Поэтому стоит напомнить о них.
     Композитор – сочиняет музыку, т.е. мелодический ряд к песне, который не повторяет ни один из рядов других песен, написанных ранее.
     Поэт-песенник (текстовик) – пишет слова песни и, как правило, работает в паре с композитором.
     Аранжировщик – придает мелодии глубину и разнообразие, путем включения в нее партий музыкальных инструментов, добавляет бэк-вокал, эхо и прочие эффекты, придавая музыкальной подложке песни законченность.
     Звукорежиссер – занимается записью вокала артиста, который будет исполнять эту песню на публике (или пишет вокал т.н. сессионного певца(-ицы) в демоверсии, для продажи концертирующим артистам). Сводит готовую запись, обрабатывает голос и т.п., а затем  сдает трек на рецензию специалистам, в частности – саунд-продюсеру.
     Саунд-продюсер – производит анализ и доработку трека для придания ему коммерческой направленности, исходя из выбранного жанра и целевой аудитории.
     Диджей – изготавливает дэнс-версии трека (глубина изменения оригинала задается заказчиком).

     С артистом также работают и другие специалисты, о которых подробно рассказано в книге «Как стать звездой?»
     В отдельных случаях их специальности могут совмещаться (композитор-текстовик, аранжировщик-звукорежиссер-диджей и т.п.)
     Однако артист в этом ряду должен стоять отдельно, поскольку чтобы стать хорошим композитором, текстовиком, звукорежиссером и проч., нужны годы! И если артист сам себе пишет музыку и слова, да еще и сам записывает вокал и сводит трек, то результат оказывается на уровне той самой художественной самодеятельности…
     Каждый специалист должен заниматься своим делом.
     «Но ведь им всем нужно платить – а средств на это нет! К тому же – есть множество примеров, когда успешные артисты сами пишут музыку и слова своих песен» – может возразить начинающий артист.
      Разумеется, такие примеры есть, однако, как правило, этот человек все же ярко проявляет себя в чем-то одном: либо он артист-суперзвезда, либо – талантливый и востребованный композитор или поэт-песенник. Да и людей таких в общей массе артистов все же не так много…
     Что же касается средств, то непосредственно на то, чтобы стать профессионалом своего дела и начать зарабатывать, нужно не так уж и много! При условии, что артист будет делать на сцене то, что нравится публике, то, за что она готова платить…
     Непонимание этого и порождает мифы о «миллионах долларов», которые нужно отдать на то, чтобы… Чтобы что?
     Слышать аплодисменты? Получать достойную оплату своего труда? Или на то, чтобы его имя было известно всем, а песни звучали «из каждого окна»? Чтобы он «собирал стадионы» и выступал на концертах перед членами правительства? Чтобы его гонорар исчислялся суммой со многими нулями, а толпы фанатов готовы были растерзать охрану за возможность прикоснуться к «звезде»?
     Увы – насчет последних пунктов я не смогу посоветовать ничего – раскруткой артиста до таких высот занимаются другие люди и за другие деньги… Да и далеко не всякий артист достоин того, чтобы стать такой звездой – чаще всего эти огромные средства уйдут в никуда, поскольку кроме средств артисту нужен целый набор личных и деловых качеств, харизматичность, соответствующий возраст и пол (для той аудитории, на которую направлено его творчество). Не буду сбрасывать со счетов удачу и везение; расположение планет и вспышек на солнце…
     Но главное – любовь публики! Звезду из артиста делает только публика! В противном случае – можно лишь купить себе звездный статус; да то – на определенное время…

     Так что начинающему артисту, не имеющего больших средств остается становиться… профессиональным артистом. Да, да, именно тем, который зарабатывает на жизнь исключительно своей профессией! Иными словами делать на сцене то, за что публика готова ему платить…
     Проиллюстрирую сказанное примером работы двух артистов: один из них исполняет супершлягеры известных артистов под минусовую фонограмму, а другой – выступает со своим репертуаром в сопровождении музыкального коллектива.

     …Первым номером – выступает группа. Участники занимают свои места: барабанщик садится за установку, выходит артист; справа от него встает гитарист, слева – клавишник.
     Одежда всех четырех персонажей повседневная и явно ношенная, если не сказать застиранная. В карманах гитариста и клавишника  угадываются мобильные телефоны. На полу сцены змеятся провода; артист регулирует по высоте микрофонную стойку.
     Наконец – он делает знак звукорежиссеру, который объявляет название группы и песню. Ни первое, ни второе, ни о чем публике не говорит.
     Внезапно ударник вспыхивает; следом вступает гитарист и клавишник. Резкие и неприятные звуки ударной установки неловко накладываются на мелодичное, «пластмассовое» звучание синтезатора, в которое встревает электрогитара.
     Артист, обхватив рукой стойку, словно желая ее задушить, начинает петь, сосредоточенно глядя в одну точку. При этом он даже немного двигается около стойки, но отчего-то хочется, чтобы он уже стоял по стойке «смирно».
«Отпустить звук» певец не может; держит во рту и пытается «выдавить», напрягая мышцы ротовой полости и голосовых связок (т. н. пение на связках). От этого голос становится излишне высоким, иногда едва не срываясь на крик; «плоский» и «пустой», он априори лишен какого-либо своеобразия. Звуки ударяются о зубы, дробятся и летят в зал в виде брызг, подобно тем, что вылетают из сжатой рукой горловины садового шланга, который юный сорванец направил на отца. Холодные капли жалят публику так, что она непроизвольно морщится; оценить качество музыки, попадание в ноты и подачу песни, публика не может, поскольку видит и слышит это впервые. Но ни вокал, ни подача, ни музыканты, ни текст песни не производят на нее никакого впечатления: она видит не т.н. «номер», не шоу, не зрелище, она видит творческое самовыражение всех четырех участников любительской группы, испытывающих необыкновенное удовольствие от своих действий.
Музыканты  так увлечены игрой, а певец – исполнением собственной песни, что порой кажется, что публика является лишней; будто бы непрошенные зрители без спроса вошли в зал, где репетирует известная группа…
Раздаются жидкие аплодисменты. Публика явно ждет следующего исполнителя.
И вот откуда-то из-за кулис появляется она.
     Тонкий и качественный макияж подчеркивает привлекательные черты лица. Загорелая шея, переходит в умопомрачительное декольте. Длинное платье, немного широкое в районе груди, плотно облегает плоский живот так, что угадываются его мышцы. Так же плотно оно облегает ягодицы, расширяясь и доходя до пола, поэтому туфель не видно; можно лишь предположить, исходя из статности и манеры движения, что каблук высокий.
Загорелые рельефные руки легко держат микрофон.
Она оглядывает зал, на долю секунды задерживаясь на каждом лице; она выглядит спокойной и… даже немного уставшей.
– Дорогие друзья, сегодня, в этот ненастный день, я хотела бы спеть вам о лете, о море и солнце… Ведь уже началась весна, а значит, всё самое лучшее – впереди! Я же, как смогу, приближу вас к этому!
Начинается вступление, и она вся оживает – словно в каждую клеточку тела вмонтированы электроды, связанные с фонограммой.
Она поет! Задавая тон связками и заставляя нёбо, челюсти и губы работать, она свободно выносит все звуки вперед, от чего они выходят наружу в виде плотной, сильной струи, которая, в отличие от брызг, не попадает на публику! Публика просто смотрит на нее, как смотрят на водопад; она любуется им, оставаясь при этом совершенно сухой. А на водопад (как и на пламя) можно смотреть бесконечно, не правда ли?
Она поет так же, как и оригинальный исполнитель, – с теми же акцентами, однако, играя голосом, добавляет мелизмы;, из-за чего песня становится более искусной и красивой.
И публика запоминает такое исполнение; впоследствии, услышав песню по радио, она начнет сравнивать обеих певиц; а это и есть то, к чему должен стремиться любой артист: чтобы его голос и манера исполнения запомнились больше, чем слова тех шлягеров, которые он исполняет.
Вместе с ней поет и ее тело – она не танцует, она именно поет телом; каждая часть его словно говорит: я хочу отдать вам себя всю, хотя я только часть тела, но я тоже пою, вам нравится?
Вот только глаза не поют – они излучают чудесную, светлую энергию, оставаясь открытыми даже тогда, когда их ослепляют вспышки камер; мало того, они умудряются уделить хотя бы мгновение не только всем объективам, но и всем лицам в зале!
Песня закончена.
Певица грациозно кланяется публике в пояс; грохот аплодисментов буквально накрывает ее, не давая выпрямиться. Наконец она покидает сцену; но аплодисменты не смолкают: публика не столько ждет ее нового появления, сколько словно бы отсекает аплодисментами от других исполнителей.
Но внезапно она выпархивает, и, судя по легкости походки можно догадаться, что ее ноги  босы.
– Давайте танцевать, – предлагает она и без перехода начинает петь.
Песня медленная. Невозможно популярная и невозможно красивая. Народ встает и начинает кружиться в медленном танце. Незнакомые прежде люди сближаются, и вот уже многие что-то оживленно обсуждают, возвратившись за столики.
А она танцует. Кружится по сцене на подушечках пальцев. Ее платье мечется вокруг тела, то обнимая его, как внимательный партнер, то не поспевая за ним, как проигравшая танцевальное соревнование соперница…

Из приведенного примера видно, что один артист выступает для себя, а публика (по его мнению) должна восхищаться его талантом, а другой – для публики, даря ей зрелище и известные, любимые многими песни.
Но что же произойдет, если поменять их местами?
Певица будет так же качественно исполнять уже свои песни, да еще и в окружении музыкантов, а певец – петь каверы под минусовую фонограмму?
Увы, не все так просто.

…Чтобы на сольный концерт такой певицы пришла публика (именно публика, а не гости мероприятия) – нужна известность: как ее самой, так и ее песен. Публика не готова платить за концерт неизвестного артиста с такими же песнями, несмотря на то, что он исполняет их прекрасно, хорош собой и проч., а музыканты – являют собой пример профессионализма.
А чтобы сделать артиста и его песни известными, нужны немалые средства! Нужна реклама. Нужна команда из продюсера, концертного директора, пиар-службы, веб-мастера… Всем им нужно платить зарплату и решать еще сотни неучтенных проблем и делать столько же дел, связанных с беспроблемным существованием целой группы!
У певицы нет на это средств, да и особого желания тоже; она прекрасно себя чувствует в своей нише эвент-артиста – она востребована и любима! А широкий круг влиятельных и обеспеченных друзей, которых она приобрела среди заказчиков мероприятий, позволяет ей решать любые жизненные проблемы, вплоть до устройства личной жизни.
Правда  чтобы стать той, кем она стала, ей пришлось изрядно потрудится!
Брать множество уроков вокала, заниматься с хореографом, посещать фитнесс-студию, заказывать пошив концертных нарядов… Иногда все это, да вкупе с бесконечными репетициями, доводили ее до срывов: хотелось все бросить и жить «обычной жизнью».
Но она тратила последние деньги и из последних сил заставляла себя делать то, к чему стремилась…
И теперь – ее труды вознаграждены! Она не только вернула потраченные средства, но и стала хорошо зарабатывать; да и душа ее – запела вместе с ней, поскольку сбылась ее мечта: дарить публике свою искрящуюся энергию, взамен получая любовь и радость, льющуюся из их благодарных глаз…

А певец (предположим, что он разругался с музыкантами на ниве безденежья и отсутствия концертов, что является нередким поводом) с некоего «понедельника» решает петь каверы. Ведь это, по его мнению, очень просто! Ни тебе живых музыкантов, ни бессонных ночей за сочинением песен, ни возни с записью… Все что нужно – выучить слова выбранных шлягеров, да попадать в ноты минусовой фонограммы.
И вот – такой артист выходит на сцену, заменяя собой заболевшего друга…
Он – в той же одежде и обуви, в которой выступал со своей группой. То есть в той, в которой он обычно летом ходит в магазин.
Он поет тем же голосом, которым пел и раньше; тем, которого не слышало ухо педагога по вокалу.
Он также обнимает микрофонную стойку и раскачивается около нее.
Он по-другому просто не может. Он не знает как, его никто не учил.
…Надо ли говорить, что это первое выступление на ниве кавер-артиста будет и последним?
Выздоровевший друг сообщает ему, что нужно пахать. Около года, каждый день. Вокал, хореография, подача песни, спортзал, игра на гитаре (если оригинальный артист выступал с ней), сценические костюмы, сайт, рассылки во все эвент-агенства… И – репетиции, репетиции, репетиции…
Артист в ужасе. Мир рушится – вместо того, чтобы проводить ночи в прокуренной комнате с музыкантами попивая пиво, напевая новые песни под их аккомпанемент и до хрипоты споря о тенденциях в мире музыки, ему предлагают вновь почувствовать себя студентом! Работать, учиться и платить. Никаких выступлений, никакого дохода, никакого пива… Только пахать и платить за обучение!
Но только так может родиться профессиональный концертирующий артист!
А затем, отработав несколько лет кавер-артистом, отточив вокал и подачу песни, можно переходить и к исполнению собственного репертуара. Сначала включить одну-две свои песни в программу мероприятий; затем – попробовать исполнить весь репертуар на сцене клуба, потом – начать собственное продвижение, используя накопленные от работы средства…

Артист со сцены дарит публике шоу, самовыражение, шикарный вокал, пение телом, общую самоотдачу и даже пот, но отнюдь не свою способность сочинять хорошие песни! Публике все равно кто их сочинил – сам артист или другой человек – ей нужна энергетика артиста и его отдача всего себя публике.

Поэтому на одном полюсе – коммерчески концертирующий профессиональный артист, понимающий публику, знающий свою платежеспособную аудиторию и формирующий репертуар под ее запросы.
     На другом – вокалист-любитель, в свободное от работы время сочиняющий песни и записывающий их пока что для соцсетей, но мечтающий «собирать залы» (ибо он считает себя талантливым и нужным), а потому рассылающий свои творения продюсерским центрам и звукозаписывающим компаниям. 
    А полюса, как известно, находятся далеко друг от друга.

Перед прочтением статьи настоятельно рекомендуется прочесть книгу, поскольку статья лишь дополняет ее и базируется на той информации, что уже получена читателем из книги (прим. авт.).

© Сергей Усков, 2017
               


Рецензии