Животная социология

        Социологи США провели опрос среди высших приматов на предмет их отношения к президенту Трампу. В эксперименте участвовали шимпанзе, гориллы и орангутаны, отбывающие заключение в зоопарках стран Северной, Центральной и Южной Америки. Всего было опрошено 1500 респондентов по 500 особей от каждой группы гоминоидов.

Поначалу у социологов были сомнения, корректно ли вообще интересоваться о чём-то у обезьян? Они ведь не владеют английским языком, ни письменным, ни устным. Но сомнения были аргументированно отвергнуты: нельзя редуцировать коммуникацию интервьюера с респондентом только к обмену языковыми и вербальными символами. Раз уж современное молодое поколение вида homo sapiens почти целиком перешло на картинки, пиктограммы и смайлики, то и «non human animals» обойдутся портретом президента. Один социолог начал было уверять, что-де человек как социальное животное радикально отличается от других социальных животных-представителей класса млекопитающих, ибо только у людей есть культура и история, из-за чего и социальность у них качественно иная, а посему нельзя животных ставить на одну доску с людьми и вовлекать в опросы. Но коллеги подняли чудака на смех. Почему же тогда на футбольных чемпионатах у животных спрашивали, кто победит? Например, какого-то там осьминога? Ведь если бы животные ничего не смыслили в человеческих делах, то их бы, наверно, и не спрашивали. А их спрашивают. А если спрашивают, значит, знают, почему и зачем. Предсказания животных сбывались, причём превышали среднюю статистическую вероятность. Разве отсюда не следует, что звери лучше понимают нас, чем мы их? Разве человек не такая же скотина? Люди много о себе мнят и говорят, но мало чего понимают. Животные понимают всё, только скромно молчат…

Это было в высшей степени не гуманно и не демократично, когда говорливый человек-тиран не желал прислушиваться к мудрому молчанию животных, особенно высших. Но благодаря социологам, теперь, наконец, и животным предоставлено слово! Путём синтеза социобиологии, этологии и символического интеракционизма демократия в конце концов дошла и до животных.

Отношение к Трампу разделило обезьян на две диаметрально противоположные группы, примерно равные по численности. Как выяснилось, половина горилл и почти все орангутаны души не чают в американском президенте, тогда как другая половина горилл и почти все шимпанзе люто его ненавидят. Отношение было распознано по характерному комплексу поведенческих реакций, идентичных составу социально значимых действий. Первая группа респондентов хватала предложенный им портрет Трампа, долго и трепетно смотрела на него влюблёнными глазами, издавала тихое урчание, гладила его ладонями, прикладывала к выпяченным губам, прятала в укромное место и т. п. Вторая группа респондентов реагировала на портрет недовольным рычанием, скалила на него зубы, рвала его на мелкие части, бросала на пол, пинала ногами, справляла на него малую и большую нужду и т. п. Примечательно, что аналогичное распределение мнений наблюдается и в американском обществе. Более того, многие граждане США, увидев портрет президента, ведут себя в точности, как обезьяны.

Результаты первого в истории социологического опроса приматов подтвердили изложенные выше предположения учёных. А социологи США в очередной раз подтвердили свою репутацию защитников фундаментальных ценностей американской демократии.


13.04.19


Рецензии