Вольна ли воля. Эксперимент Либета

.       .        .       .        .        Если бы свободно падающий камень мог мыслить,
.       .        .       .        .        он думал бы, что падает по собственной воле.
.       .        .       .        .        .        .        Спиноза


        .        .        Филон, Дамаскин, Къеркегор считали, что свобода воли существует.
        .        .        Хокинг, Демокрит, Спиноза её отрицали…
        .        .        Тягаться с великими глупо, но все же подброшу свои пять копеек в копилку идей.
        .        .        Хочется ведь уяснить:   т в а р ь    я     д р о ж а щ а я     и л и     п р а в о     и м е ю.   

        .        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *




Такая ёмкая тема, как свобода воли, требует обзора разных точек зрения, но они в основном носят умозрительный характер, поэтому стоит предварить рассуждения фактами, которые добыты естествоиспытателями.


ЭКСПЕРИМЕНТ

Не так давно мир потрясли эксперименты Бенджамина Либета (1980 г) и Джона-Дилана Хайнеса (2008 г) – безжалостные эксперименты, разом лишившие нас и воли, и свободы. Они показали, что сначала МОЗГ (подсознание) сам по себе принимает какое-нибудь решение, и только потом – СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД! – мы «свободно» и «осознанно» «выбираем» то, что наш мозг уже выбрал*.

           Захотели взять чашку - и взяли, но прежде взять её пожелали нейроны, а уж затем МЫ «захотели»!
           Иначе говоря, мы только крутим руль, а правит машиной автопилот. 

Шокирующее открытие, что и говорить! Унизительное, приравнявшее нас к биороботам!
Никто из современников не хотел признавать себя автоматом, поэтому на экспериментаторов обрушился шквал критики. Тем не менее, информация стала быстро распространяться, в первую очередь - среди ученых-детерминистов.

Они и раньше догадывались о бессознательности наших предпочтений, особенно после четкого определения, которое предложил Р. Декарт:

        «Свобода воли означает ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ В ОДИНАКОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ».

Рассуждая «по Декарту», философы неминуемо приходили к несвободе – выводу неприятному, но – увы! - неизбежному.

         В самом деле, откуда возьмется другой поступок - при тех же внешних причинах, той же внутренней химии
         человека и тех же вариантах действия? Ведь если отмотать плёнку назад и вновь стартовать её с
         исходной позиции, все непременно повторится. Сколько бы причин, важных и ничтожных, ни повлияло
         на наш выбор, а все равно

        .        .        .        .        . ОДИН И ТОТ ЖЕ КОМПЛЕКТ ПРИЧИН
        .        .        .        .        .        .        всегда вызовет
        .        .        .        .        . ОДНО И ТО ЖЕ СЛЕДСТВИЕ.

         Даже самый навороченный компьютер будет вновь и вновь воспроизводить те же вычисления и результат, если
         каждый раз точно восстанавливать все условия (данные, программы и вычислительную среду). Вот так же
         не в силах вдруг выбрать другое и мы.
 
Так что опыты Б. Либета и Д. Хайнеса легли на подготовленную почву и экспериментально подтвердили умозрительные выводы детерминистов.


Продолжение следует.

-------------------------------------------------------
     * «В 1980 году Бенджамин Либет, нейропсихолог из Калифорнийского университета, провел
        эксперимент, который убедил в отсутствии свободы воли многих людей. Традиционно мы считаем,
        что простейшее движение, например, поднятие руки, происходит в следующей последовательности:
        сначала сознание принимает решение, мозг передает его нейронам, отвечающим за управление
        телом, затем нейроны передают команду мышцам. Либет же считал, что сознание и мозг действуют
        одновременно. Или мозг действует первым, а уже потом решение доходит до сознания. Он надел на
        добровольцев датчики и попросил их сгибать руки. В результате эксперимента выяснилось,
        что осознание решения наступало через полсекунды и более ПОСЛЕ принятия решения. Мозг действовал
        быстрее сознания!
        В другом эксперименте (Джона-Дилана Хайнеса, 2008) обнаружили, что в два отдела головного мозга
        информация о нажатой кнопке попала за целых 7–10 секунд до того, как испытуемый принял
       соответствующее решение!»
       (Евгений Шейнман. «Свобода воли есть?»)
-------------------------------------------------------


Рецензии
Очень интересная область познания затронута Вами, Томас!
Я не хочу впадать в долгие рассуждения о понятиях из-за отсутствия времени и смысла делать это здесь. Просто выскажу коротко свои представления.
Есть понятие "воля", как таковая, а есть процесс совершения волевого акта. То же можно сказать о сознании, как феномене, и осознании - как конкретном процессе проявления такового. Сознание подразумевает наличие "модели" внешнего мира во множестве его проявлений (иначе - опыта жизни). Самосознание включает в себя "модель" самого себя, как объекта действия. Обе эти "модели" меняются в ходе жизни субъекта (иначе - собственного "Я"). В ходе конкретных жизненных ситуаций происходит осознание именно этих ситуаций, и при этом включаются указанные выше "модели". Если по ходу ситуации возникают затруднения в действии (иначе - задачи, проблемы), то сознание включается для разрешения этих проблем. В этом заключена необходимость сознания, как "моделей" мира и себя в нём. Если для действия нет затруднений, то нужда в сознании отпадает - действие свершается бессознательно. Понятие "воля" необходимо для "оправдания" в сознании принятых решений и совершаемых действий. Понятие "воля" необходимо для осознания того факта, что решение принято и действие осуществлено именно мною (иначе говоря - это "Я" сделал, а не мой сосед). Что же касается свободы воли, то я соглашусь с Р. Декартом: «Свобода воли означает ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ В ОДИНАКОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ». Под обстоятельствами я понимаю здесь - внешние обстоятельства. Что же касается "внутренних" обстоятельств, то они не могут быть полностью неизменны. Суть в том, что любой опыт действий приводит к тем или иным изменениям во внутренних "моделях" субъекта (нашего "Я"). И если "Я" осознаёт, что в этих обстоятельствах допущена ошибка, то при наступлении аналогичных обстоятельств решение может быть иным. В этом проявляется "свобода" воли. Другими словами, суть свободы воли человека проявляется не в изменении внешних обстоятельств, а в изменении самого себя (выбора иной "модели" себя) с учётом предыдущего опыта. Такая "свобода" выбора самого себя (если упрощённо, то: убить-не убить, любить - ненавидеть, украсть - не украсть и т.д.) реализуется в человеке и некоторых других живых существах благодаря универсальному свойству - свойству обратной связи. Но это особая тема, и, увы, требует углубления... Прошу извинить за много слов. За сим завершаю. С уважением...

Валерий Могильницкий   28.07.2023 17:10     Заявить о нарушении
Очень нравится Ваша чёткость, Валерий. На Прозе это редко встречается.
Относительно свободы воли у меня есть некоторые замечания, но я не хочу отнимать Ваше время.
Приятно было пообщаться с рассудительным человеком.
С уважением,

Томас Твин   28.07.2023 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.