Вольна ли воля. Эксперимент Либета
. . . . . он думал бы, что падает по собственной воле.
. . . . . . . Спиноза
. . Филон, Дамаскин, Къеркегор считали, что свобода воли существует.
. . Хокинг, Демокрит, Спиноза её отрицали…
. . Тягаться с великими глупо, но все же подброшу свои пять копеек в копилку идей.
. . Хочется ведь уяснить: т в а р ь я д р о ж а щ а я и л и п р а в о и м е ю.
. * * * * * * * * * * * * * *
Такая ёмкая тема, как свобода воли, требует обзора разных точек зрения, но они в основном носят умозрительный характер, поэтому стоит предварить рассуждения фактами, которые добыты естествоиспытателями.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Не так давно мир потрясли эксперименты Бенджамина Либета (1980 г) и Джона-Дилана Хайнеса (2008 г) – безжалостные эксперименты, разом лишившие нас и воли, и свободы. Они показали, что сначала МОЗГ (подсознание) сам по себе принимает какое-нибудь решение, и только потом – СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД! – мы «свободно» и «осознанно» «выбираем» то, что наш мозг уже выбрал*.
Захотели взять чашку - и взяли, но прежде взять её пожелали нейроны, а уж затем МЫ «захотели»!
Иначе говоря, мы только крутим руль, а правит машиной автопилот.
Шокирующее открытие, что и говорить! Унизительное, приравнявшее нас к биороботам!
Никто из современников не хотел признавать себя автоматом, поэтому на экспериментаторов обрушился шквал критики. Тем не менее, информация стала быстро распространяться, в первую очередь - среди ученых-детерминистов.
Они и раньше догадывались о бессознательности наших предпочтений, особенно после четкого определения, которое предложил Р. Декарт:
«Свобода воли означает ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ В ОДИНАКОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ».
Рассуждая «по Декарту», философы неминуемо приходили к несвободе – выводу неприятному, но – увы! - неизбежному.
В самом деле, откуда возьмется другой поступок - при тех же внешних причинах, той же внутренней химии
человека и тех же вариантах действия? Ведь если отмотать плёнку назад и вновь стартовать её с
исходной позиции, все непременно повторится. Сколько бы причин, важных и ничтожных, ни повлияло
на наш выбор, а все равно
. . . . . ОДИН И ТОТ ЖЕ КОМПЛЕКТ ПРИЧИН
. . . . . . всегда вызовет
. . . . . ОДНО И ТО ЖЕ СЛЕДСТВИЕ.
Даже самый навороченный компьютер будет вновь и вновь воспроизводить те же вычисления и результат, если
каждый раз точно восстанавливать все условия (данные, программы и вычислительную среду). Вот так же
не в силах вдруг выбрать другое и мы.
Так что опыты Б. Либета и Д. Хайнеса легли на подготовленную почву и экспериментально подтвердили умозрительные выводы детерминистов.
Продолжение следует.
-------------------------------------------------------
* «В 1980 году Бенджамин Либет, нейропсихолог из Калифорнийского университета, провел
эксперимент, который убедил в отсутствии свободы воли многих людей. Традиционно мы считаем,
что простейшее движение, например, поднятие руки, происходит в следующей последовательности:
сначала сознание принимает решение, мозг передает его нейронам, отвечающим за управление
телом, затем нейроны передают команду мышцам. Либет же считал, что сознание и мозг действуют
одновременно. Или мозг действует первым, а уже потом решение доходит до сознания. Он надел на
добровольцев датчики и попросил их сгибать руки. В результате эксперимента выяснилось,
что осознание решения наступало через полсекунды и более ПОСЛЕ принятия решения. Мозг действовал
быстрее сознания!
В другом эксперименте (Джона-Дилана Хайнеса, 2008) обнаружили, что в два отдела головного мозга
информация о нажатой кнопке попала за целых 7–10 секунд до того, как испытуемый принял
соответствующее решение!»
(Евгений Шейнман. «Свобода воли есть?»)
-------------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №219041300473
сегодня Вас включили в обзор Проза.ру на http://proza.ru/2024/04/23/222
Образцы формата
Вольна ли воля . Эксперимент Либета ( Томас Твин )
Иван Шмаков 3 01.01.2025 01:51 Заявить о нарушении