Шторм на Амуре

Я родился на одном из притоков великой русской реки Амура. Это один из самых крупных притоков – река Амгунь, впадающая в Амур в нижнем его течении.  Поэтому, как большинство жителей тех мест, неплохо знаю об Амуре.  Прежде чем рассказать о штормах, которые бывают на этой реке, несколько общеизвестных фактов.

Аму;р  — река на Дальнем Востоке в Восточной Азии. Протекает по территории России и границе России и КНР. Длина — 2824 км (от слияния Шилки и Аргуни). Впадает в Охотское море. Годовой сток составляет 403,66 км3.

Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы амар, дамур — «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ» («чёрная река», затем «Хэйлунцзян» — «Река чёрного дракона». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки в районе Хинганских щёк, что на границе Амурской и Еврейской автономной областей. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.

«Хвост» Чёрного Дракона находится в степях Монголии и Даурии, «туловище» лежит в четырёх российских регионах и в одной китайской провинции. Две левые «лапы» дотягиваются до самого Станового хребта, где берут начало притоки Амура — Зея и Бурея, а две правые «лапы» — притоки Сунгари и Уссури — в Китае и в Приморье. «Голова» Дракона упирается в Охотское море, и он «пьёт воду» Татарского пролива. Длина «тела» Чёрного Дракона от «хвоста» до «головы» — более 4500 км, а площадь его (бассейн Амура) достигает 1,8 млн км;.

У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» — «чёрная широкая река». По-маньчжурски река называется «сахалиян ула», где сахалиян означает «чёрный», а ула — «вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки — «узкая долина» по-эвенкийски и Аргунь — «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.

Весь Верхний и Средний Амур от Покровки (Забайкальский край) до Владимировки (Еврейская автономная область, примерно в 10 км выше Хабаровска) является пограничной рекой, по Амуру проходит Российско-китайская граница, действует режим пограничной зоны. Нахождение в пограничной зоне посторонних лиц без пропуска, выдаваемого Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации, запрещено.

В середине XX века начался естественный процесс перехода реки Амур в новое русло, резко ускорившийся в начале XXI века из-за действий китайской стороны. Смещение русла, по мнению учёных, может привести к смыву нескольких российских посёлков и разрушению опор Хабаровского моста.

За последние десять-пятнадцать лет на китайской стороне Амура были произведены масштабные берегоукрепительные работы с возведением многокилометровых бетонных дамб, что приводит к размыву низменного российского левобережья. Разлив реки летом 2013 года наглядно продемонстрировал недостаточное внимание российской стороны к берегоукрепительным работам.

Амур быстро мелеет в районе Хабаровска, при этом протоки Бешеная и Пемзенская, расположенные на противоположном берегу, с каждым годом становятся шире и глубже. По подсчётам гидрологов, ежегодно их сток возрастает не меньше чем на 3 %. Уже зимой 2005 Пемзенская протока вобрала в себя 51 % общего стока воды в Амуре, что означает, что в настоящее время она является уже главным руслом, а не второстепенным рукавом.

В августе 2013 года после многодневных проливных дождей на Амуре произошло катастрофическое наводнение. В Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском крае десятки населённых пунктов были затоплены, проводилась эвакуация населения, пострадали улицы Хабаровска, Благовещенска и других городов. Суша левобережных островов скрылась под водой. Погибли сельскохозяйственные культуры на полях, затоплены сенокосные угодья. Животные страдали от затопления, в связи с тем, что поля, на которых раньше выводили домашний скот, затоплены. Некоторые дикие животные переплыли реку, чтобы спастись от стихии.

По данным на 26 августа 2013 г. в совокупности в Хабаровском крае, Амурской области и Еврейской АО подтоплены 185 населённых пунктов, 9,5 тыс. жилых домов, 13,8 тыс. приусадебных участков, 3,8 тыс. дачных участков и 374 социальных объектов. Также ушли под воду 611 км автомобильных дорог и 566,8 тыс. га сельскохозяйственных земель с посевами. Пассажирские перевозки по Амуру прекращены.

Уровень воды у Хабаровска 18 августа 2013 г. превысил «абсолютный максимум» 1913 года, поднявшись на 6,42 метра выше ординара. 27 августа 2013 г. в 12:00 по хабаровскому времени (5:00 по московскому) времени был зафиксирован уровень в 736 см. 4 сентября вода в Амуре поднялась до отметки 808 см. С 5 сентября отмечено начало снижения уровня воды.
12 сентября 2013 г. уровень воды у Комсомольска-на-Амуре достиг 9,1 м и в последующие дни пошёл на спад.
23 сентября 2013 г. гребень паводка вышел в Татарский пролив, начался повсеместный спад уровня воды.

Во время этого наводнения, охватившего практические все берега реки и многих притоков, вспомнили  китайское название реки – «Река Черного дракона».  В тот год река показала свой норов, и было понятно бессилие человека под напором природы.

В этот год я уже не жил в Хабаровске, и видел картины подтоплений только на многочисленных фотографиях в Интернете. Увидел, как уровень воды поднялся по первого этажа нашего дома в Затоне, на улице Шевчука, как жители подплывали к подъезду на лодках, потому цокольный этаж дома был на уровне 2-х метров от дороги у дома.

Но что такое разбушевавшийся Амур, я и до этого знал, так как не раз плавал на пароходах, теплоходах и катерах по Амуру.  Маршрут от Хабаровска до Николаевска мне был хорошо знаком, не менее десяти раз я плавал по нему вверх по течению и вниз.  И не всегда погода благоприятствовала, случалось и так, что из-за низкого уровня воды в Амуре было опасно плыть в темное время суток, чтобы не сесть на мель. Очень хорошо написал об этом мой земляк Виктор Глотов. http://www.proza.ru/2018/12/10/549.

Но бывало и так, что  уровень воды в реке был высокий, и по огромной глади Амура в некоторых местах поднимались высокие волны, опасные для плавания небольших катеров, моторных лодок и даже пассажирских теплоходов типа ОМ.  А вот большим теплоходам типа «Ерофей Хабаровск» эти волны были неопасны, хотя качало их изрядно. И кое-кто из пассажиров страдал «морской болезнью».

Наибольшие волны, которые я видел на Амуре, бывают в лимане, где ширина реки достигает 7-8 км, и в сильный ветер там штормит, как в море.  Но туда пассажирские теплоходы не плавают, это ниже по течению от Николаевска.  Но и у самого Николаевска волны тоже высокие, теплоход качает, но причальная стенка находится внутри затона, за насыпью, которая гасит волны.

А вот в Хабаровске дебаркадеры, к которым пристают пассажирские теплоходы, находятся в месте слияния Амура и Уссури.  Правда, а период обострения советско-китайских противоречий на счет границы,  Уссури в нижнем течении стали называть Амурской протокой, так она и пишется в настоящее время на географических картах.  Ну да Бог с ними, названиями. Главное в том, что в этом месте, где происходит слияние, правый берег реки высокий, а левый низкий,  к тому же излучина рек образует водную поверхность  шириной больше, чем в лимане,  больше 10 километров, и ветер, дующий с запада, поднимает такую высокую волну, что становится опасным швартоваться даже большим пассажирским пароходам.  Вот о таком случае я и хочу рассказать.

В тот год мы ехали в отпуск всей семьей. Мои родители учителя, у них отпуск летом  2 месяца. Но отец к тому же директор школы, и летом ему надо готовить школу к новому учебному году, а на севере это сложно.  Поэтому не каждый год отец уходил в отпуск летом, и ездил вместе со всей семьей. Так что мы ехали вчетвером – папа, мама, мой младший брат Витя и я. Еще с нами ехала наша соседка по квартире – Агния Иннокентьевна, или как мы с братом её называли – тетя Ага.

В Николаевске были куплены билеты на теплоход типа «Ерофей Хабаров». Таких теплоходов по Амуру в то время плавало 7 штук, и на каком из них мы в тот год плыли, я не помню.  Обычно билеты покупали в каюты второго класса, где полки одна над другой. Это дешевле, чем в каюты первого класса, где две нижние полки.  Одну каюту заняли мои родители и Витя, который спал на нижней полке вместе с мамой, а во второй разместились мы с бабой Агой.

Плавание проходило, как обычно. Папа днем играл в шахматы в салоне или на палубе. Он был большой любитель шахмат и хорошо играл. Обычно во время поездки на теплоходе выигрывал у всех соперников. Мама с бабой Агой  сидели в креслах на палубе и любовались природой, маленький брат маячил у них на виду, а я часто ходил по теплоходу, меня интересовало все. Несколько раз я поднимался на мостик, где стоит капитан, когда  теплоход швартуется к дебаркадеру.  Погода благоприятствовала поездке, было тепло, безветренно.

Теплоход вверх по течению шел четверо суток, а вниз – трое. Вечером накануне прибытия в Хабаровск, когда мы укладывались спать с бабой Агой, она на нижней полке, а я на верхней,  ничто не предвещало того, что случится через полсуток. Мы поговорили с бабой Агой перед сном, поделились своими впечатлениями о нашем плавании.  Ночью я проснулся, так как захотел в туалет. С вечера я напился ситро, которое  покупал в буфете теплохода, вот и захотелось в туалет. Сразу ощутил, что  теплоход качает, он плавно поднимается вверх, потом его нос наклоняется вниз, теплоход весь идет туда же, и новый подъем.  С удивлением увидел, что баба Ага не спит, а смотрит в окно, хотя там была темнота. По крайней мере, дальше освещенной палубы теплохода вдоль бортов, ничего видно не было.

Немного испуганным голосом баба Ага спросила:
- Что это такое, Саша?
Мне до этого доводилось плавать на катере в шторм, но там качка другая, не такая плавная.  Но понять, что это качка и ничего другого, я смог, поэтому ответил:
- Качка, тетя Ага. Ложитесь спать. Ничего особенно, теплоход большой, и здесь река, не море.
В туалете я увидел открытое окно, за которым завывал ветер. Именно ветер и нагнал волну. Закрыл окно, и в туалете не так стало слышно ветер, и вроде как качка стала меньше. Сходив в туалет, я вернулся и забрался на свою верхнюю полку.

Но утром проснулся от усилившейся качки. Баба Ага была уже на ногах, тревожно выглядывала в окно.  До времени прибытия в Хабаровск было еще часов 6, и я, чтобы успокоить пожилую женщину, сказал:
- Еще много времени до прибытия в Хабаровск, скорее всего, ветер стихнет и волны станут меньше.

Завтракали мы в каюте моих родителей, там хранились съестные припасы. Лишь на обед мы ходили в ресторан теплохода, который был буквально в 10 метрах от наших кают.  Взрослые  во время завтрака обменивались соображениями на счет шторма, уговаривая друг друга, что ничего страшного, это не «Титаник».  Я после завтрака вышел на вторую палубу. Ветер дул сильный, никого на палубе, где обычно в креслах сидели пассажиры, не было.  Я прошел в нос теплохода, и стал наблюдать, как нос врезается в очередную волну, которая набегает на теплоход. Ветер был не совсем встречный, дул как-то сбоку. Я к этому времени уже был в судомодельном кружке, где нас не только  учили сборке моделей и названиям деталей, но и морским названием ветра, дующего с разных сторон.  Как красиво звучало: «Ветер норд-ост» или «Зюйд-вест».  Я определил, откуда дует ветер, вспомнил географическую карту и  понял, что дует северный ветер, или «норд».  Но вот определить, сколько баллов шторм, и какой силы ветер, я не мог, даже на глазок.

Замерзнув на палубе, я пошел в салон, где мой отец громил очередного соперника в шахматы. За поединком наблюдало несколько любителей этой популярной в СССР игры.  В это время в салон вошел кто-то из команды. Я в те годы еще не разбирался в нашивках начальствующего состава в гражданском флоте, но что это один из помощников капитана, понял. На вопрос мужчин, сидевших в салоне, по поводу шторма,  он ответил, что если ветер к моменту прибытия теплохода в Хабаровск не утихнет, есть вероятность, что придется постоять на якоре на виду у города, так как при швартовке теплохода можно помять борта.

Торчать на якоре, когда в нескольких километрах желанный берег, видимо, желания не было ни у команды, ни у пассажиров.  Так что все желали, чтобы ветер утих. Вообще ветер, дующий вдоль Амура, это постоянное состояние этих мест. Я, став студентом Хабаровского медицинского института, впервые именно тогда понял, что такое «ветер, продувающий до костей». В нашем северном поселке, расположенном в лощине между сопок, ветер дул нечасто, и уж точно не такой сильный, как в Хабаровске.

Ветер дул встречный, хотя и не прямо, но все равно мешал движению теплохода, поэтому прибыть  вовремя по расписанию мы не могли.  Впереди уже были видны сопки пригорода Хабаровска, которые почему-то называли «Воронеж», потом Заячий остров, и далее показалась громада Амурского моста у Хабаровска.  Уровень Амура в этот год был высокий, поэтому для того, чтобы пройти под мостом, на теплоходе наклонили мачту, чтобы она не задела пролеты моста.  Уже когда теплоход миновал мост, по нему загрохотал поезд. В те далекие годы состав тащил паровоз, и дым из его трубы раздувало сильным ветром.

Когда теплоход стал приближаться к месту, где встречаются воды Амура и Уссури, ветер стал ощущаться сильнее, он дул больше в бок, чем в нос, и теплоход стало качать сильнее. Я стоял под мостиком по левому борту, и до меня доносились команды капитана, который уже давно там находился.  Вся команда споро выполняла команды, переместилась на левый борт, которым должен был швартоваться к дебаркадеру теплоход.  Волны раскачивали сбавившее ход судно.  Вот уже и хабаровский утес позади,  судно постепенно приближается к дебаркадеру, одному из двух, тому, что побольше, и где есть ресторан «Поплавок», название которого видно издалека.

Наконец, теплоход почти замер, машины его гасили течение реки. Я видел, как матросы перетащили с правого борта на левый борт резиновые баллоны, которые по морской терминологии называются кранцы.  Они смягчают удар борта судна об борт дебаркадера. Вот уже полетела на дебаркадер выброска (тонкий веревка), к которому привязан толстый пеньковый трос. Два вахтенных в носу и в корме  дебаркадера вытащили тросы и набросили концы в виде колец на кнехты, и теперь дело было за матросами теплохода. Аккуратно работая машинами и рулем, капитан, несмотря на то, что ветер так и бросал теплоход на дебаркадер, смог пришвартоваться, хотя удар теплохода бортом  предотвратить не удалось, все на теплоходе почувствовали его. Но это было уже не страшно, теплоход швартовыми тросами крепко привязали к дебаркадеру, и через некоторое время перебросили и трап.  Всё, наше путешествие в один конец по великой русской реке закончилось.

Выйдя с дебаркадера на набережную, я увидел, как за вторым дебаркадером, расположенному ниже по течению, на набережную накатывают волны, разбиваются о парапет, и вся набережная мокрая от воды, хотя дождя и нет. Но нам надо было идти в другую сторону, вдоль улицы Милицейской, которая позже превратилась в Уссурийский бульвар города Хабаровска.

Но это был не последний случай, когда мне приходилось ощущать на себе силу стихии, и не только ветра, шторма, но и льда, когда ранние заморозки чуть не взяли в плен наш катер.  Но все эти случаи невозможно перенести на бумагу, длинный рассказ получится.  Но вот рассказ моего свата, тестя моего старшего сына, попробую пересказать.  У наших сватов ыала дача на Большом Уссурийском острове, на другом берегу Амура.  Сват был рыбак, поэтому давно купил моторную лодку с руль-мотором.  Это было удобно вдвойне – он мог возить жену и дочек на дачу, и, пока они занимались огородом, мог поехать на рыбалку.

У нас была назначена встреча со сватами по какому-то случаю, причем в воскресенье вечером, у наших детей. Мы пришли к назначенному сроку, а сватов нет. Час ждем – нет. В те годы сотовых телефонов не было, ни у сватов, ни у сына домашних телефонов тоже. Так что мы в полном неведении уже начали пить и закусывать, и вдруг звонок в дверь. – сваты. И с порога сватья стала на чем свет ругать свата – мол, чуть не утопил. Оказалось, они еще вечером в пятницу вдвоем поехали на дачу, сорвать что-то из овощей к столу.  И запросто могли вернуться в субботу днем, когда была хорошая погода.  Но свату захотелось порыбачить. К вечеру начался ветер, поднялись волны на Амуре, на моторной лодке опасно плыть.  Стали ждать, когда ветер утихнет. А он все дует и дует. Сват был обязательный человек, мол,  надо плыть, дети потеряют, да еще завтра рабочий день.

Сели они на лодку, которую волнами бросает как щепку, хотя сватья у нас дама повышенного питания, но зато сват маленький и худой. Плюс какие-то овощи на дне лодки катаются.  Вначале сват повел свою лодку под берегом, где не так ветер дует, и волны не такие высокие. И так они доплыли до места, где на другом берегу лодочная станция, конечный пункт  поездки. Осталось переплыть Уссури, а это самое трудное. Волнение на середине реки самое сильное, с вершин волн срывает брызги.  Но делать нечего, надо плыть.  В общем, помолились наши сваты и ринулись в речную стремнину.  Сватья рассказала, что весь этот путь сидела, вцепившись руками в борта лодки и закрыв глаза.  А сват ничего не стал рассказывать, он лишь усмехался и проговорил:
- Ведь доплыли же! Что кричишь?

Я, зная, какими высокими бывают волны на Амуре,  только удивлялся смелости своего свата, который точно рисковал жизнью, и не только своей, но и жены. Жаль, мой сват уже давно покинул этот мир, онкология свела в могилу, а вот сватья живет в Хабаровске, но уже на дачу не ездит.


Рецензии