Анищенко ВФ

Анищенко Виктор Феофилович. Первый…
Человеку, очевидно свойственно в душе и мыслях «перелопачивать» прожитую жизнь.
Мысленно подводить итоги и постоянно отвечать самому себе на непростой вопрос :» А как моя жизнь прошла? Какая она моя жизнь? Не могла ли она быть более ласковой ко мне? Какие люди встретились на моей длинной дороге и какой след они оставили на этой дороге?».
Вариантов подобных вопросов бесчисленное множество и ведут они к непредвзятым размышлениям..В ноябре 1963 года демобилизовался я из армии. Через два дня был приглашён в Уваровский райком партии, чему был удивлён.
Анищенко Виктор Феофилович возглавлял тогда Уваровскую партийную организацию. Состоялся обстоятельный разговор, его всё интересовало из моей армейской  службы. Чувствовалось его знание армейской жизни, её тонкостей. Доступных только тем, кто «тянул армейскую лямку».
Вскоре стал работать в Уваровском РК ВЛКСМ.
Мне Виктор Феофилович запомнился высоким, спокойным, несколько медлительным человеком, с характерным акцентом говора юга Воронежской области. Ему было ведомо чувство юмора.
Иногда заходил в РК ВЛКСМ и непременно разговор начинал:»ну шо, комсомол, протираете штаны!?».
Проши годы и годы . Как много изменилось в нашей жизни, но и теперь с уважением и признательностью вспоминаю Первого.
Внимательно читаю его автобиографию в личном деле, хранящемся в областном архиве. Сам он  никогда не рассказывал о своей армейской  жизни. Хотя был один случай – грязной осенью ехал он в самый дальний колхоз под Павлодар, взял и меня, тогда инструктора райкома партии. В дороге снова расспрашивал о моей армейской службе, о моих жизненных планах. Спросил о моём воинском звании, услышав мой ответ:»Младший лейтенант!».после минутного молчания промолвил:»А я подполковник Войска Польского!».
Чему я очень удивился, но беседа на армейскую тему на том и оборвалась, постеснялся расспрашивать…
Сведения из личного дела Анищенко Виктора Феофиловича.
Родился в 1916 году в Воронежской области, из крестьян – бедняков. Закончил 3 курса Воронежского пед.института. в 1936 году – Областную школу пропагандистов. Член ВКП(б) с 1939 года. Зав. Отделом Писаревского РК ВКП(б).
В 1939 году окончил ускорены курс Военно – политического училища.
Секретарь партийного бюро штаба Забайкальского ВО. В 1942 – 1944 годах начальник отдела Западного штаба Партизанского движения.
В 1944 – 1946 годы – начальник отдела Генерального штаба Войска Польского.
Награждён: медалью «За Победу над Германией», «Партизану Отечественной войны». Польскими орденами «Орден Грюнвальда», «Крест за Заслуги» золотой и серебряный.
Советские офицеры столь высокими наградами награждались за создание, обучение и развитие армии Польши.
Виктор Феофилович принимал самое активное участие в подготовке офицерских кадров для армии Польши.
30 мая 1942 года вышло  Постановление ГКО «О создании Центрального штаба партизанского движения».
Был создан подобный штаб и при Западном фронте, где проходил службу Анищенко ВФ. Архив не сообщает, был ли он в тылу врага.
Я никогда не слышал, чтобы Виктор Феофилович рассказывал о своей военной службе, другие это делали часто и активно…
Время «секретаторствования» Анищенко ВФ было нелёгким. Начались реформы Хрущёва НС, которые  привели к разрушению управляемости. Подрыву авторитета партии. Наступило время, когда стало непонятно, кто хозяин в районе. Были объединены Уваровский и Мучкапский районы. Первый секретарь Мучкапского райкомов Анищенко ВФ в 1962 году стал Первым секретарём объединённого парткома производственного колхозно – совхозного управления, создаваемых в том времени волюнтаризма Хрущёва НС.
Виктор Феофилович  столкнулся и с «оппозицией», противостоянием уваровских и мучкапских партийцев.
Из этой непростой обстановки он вышел достойно, чем вызвал уважение всех коммунистов нового района…
В 1966 году Уварово стало городом районного подчинения. Шло строительство химического завода. В колхозах и совхозах района началось строительство механизированных ферм, крытых токов, стала поступать сельскохозяйственная техника…
Главной задачей теперь Анищенко ВФ стало организация работы в районе по подъёму урожайности, развитию животноводства, созданию для людей условий жизни. Началось жилищное строительство. Ключи от первой своей квартиры получал из рук Виктора Феофиловича…
Жил Первый в скромном домике на перекрёстке улиц Шоссейная и Первомайская. Все «удобства особняка Первого» - печное отопление. Колодец и туалет во дворе.
Помню его жену Веру Матвеевну, симпатичную женщину. По разговорам в моей учительской семье представляю её требовательным и скромным учителем…
Вспоминается один случай. Освободили тогдашнего ретивого «перестройщика» НС Хрущёва.
Отменили надуманные  парткомы при производственно – колхозно-совхозных управлениях. Возвратились райкомы, горкомы партии.
На первой встрече с аппаратом райкома Виктор Феофилович с присущем ему юмором объявил:»Хватит штаны протирать, пора работать. Это вам не партком, а райком!».
Дмитрий  Емельянович, в то время инструктор райкома партии заметил:»Виктор Феофилович, но ведь два года назад в говорили обратное!».
-«А ты шо, Панин. Хочешь. Чтобы я проводил политику отдельную от ЦК!?...».
В аппарате  райкома, да и районной партийной организации было заметно соперничество между Первым и вновь избранным вторым секретарём Гореловым Николаем Герасимовичем. Он только. Что закончил Академию общественных наук при ЦК КПСС. Неприятное было дело, не поддерживали коммунисты поведение Горелова.
Вскоре бюро Обкома партии «развело» их. Оба покинули горком партии…
В декабре 1967 года Анищенко назначается заместителем начальника Тамбовского управления пищевой промышленности.
Последний раз я встретился с Виктором Феофиловичем случайно в УВД, куда его пригласил следователь по каким – то вопросам. Перекинулись несколькими словами. Был он уставший.похудевший, выглядел печальным, совсем другим человеком.
Вскоре его не стало…Анищенко ВФ оставил о себе в Уварове добрую память. Ни от кого в те годы не слышал в  его  адрес оскорбительных, уничижительных слов…
Считаю, это были последние могикане. Были они преданы коммунистической идее. Были они из народа и служили ему преданно и искренне.  Они не кончали институтов и университетов. «не кропали» кандидатские, но жизнь знали так, как последующие её уже не знали и не имели равного им таланта управлять людьми. Знать их нужды…
Жизненная дорога Первых не была усыпана розами, как ожжет показаться со стороны. Скорее всего шипами. Были у них и недоброжелатели. Завистники, обиженные, обделённые вниманием, как им казалось. Были и такие. Которым был не по душе их метод работы, мягкотелость нетребовательность по их представлению.
Во времена Виктора Феофиловича к таким несомненно относился начальник Уваровского производственного сельского управления Алексеев Степан Семёнович. Тогда в районе все это видели и понимали. Он был сторонником жёсткой, сталинской системы и он не скрывал неприятия демократизма Первого.
Вспоминает Евгений Георгиевич Голошумов, в т время редактор вновь созданной газеты объединённых районов « Заря коммунизма».
На мой взгляд ,эти воспоминания точно и ярко характеризуют то время и человеческие отношения, стоит их привести подробно.
«С самого начала работы на посту первого секретаря Мучкапского райкома КПСС. А затем секретаря парткома территориального производственного колхозно-совхозного управления и первого секретаря Уваровского райкома КПСС зарекомендовал себя среди местных  руководителей и трудового люда подлинным партийным лидером – был неизменно доброжелателен к людям, справедлив, ровен и опять же по-доброму ироничен во взаимоотношениях с  ними. От него исходило уважение к человеческой личности, к человеческому достоинству, кем бы ни работал человек – лишь бы был добропорядочен, честен, совестлив. Он ценил добрую шутку и юмор, сам был мастером этого…
Анищенко практически ежедневно бывал на полях и фермах, на стойке и в цехах промышленных предприятий. Выслушивал, давал советы, требовал. Но «распекая». Не показывал своего должностного певосходства, терпеть не мог чванливости в других, мнящих себя вершителями судеб и, по мнению их, в силу занимаемых ими руководящих должностей имеющих право обходить общепринятые нормы нравственности и морали…».
Верная характеристика и  Первого, и того времени!
«В обком, случалось, поступали «сигналы» - продолжает Евгений Георгиевич – о якобы нетребовательности первого секретаря райкома, его либерализме, заигрывании с кадрами для удержания, мол, своего небесспорного авторитета и сохранении должности. С «сигналами» знакомился, разумеется, и первый секретарь обкома ГС Золотухин…
О решил выслушать и первого секретаря Уваровского райкома, и партийно – хозяйственный актив на пленуме райкома, где, помнится, был поставлен вопрос о стиле и методах работы  и райкома в целом, и его первого секретаря в частности…ожидали кардинального решения «кадрового вопроса» в районной партийной организации. Вот, дескать, выступит с «разгромной» речью первый секретарь обкома, и всё встанет на свои места…
Но…С докладом выступил Анищенко. С аналитическим докладом. Очень самокритичным. С оценками и характеристиками дел, работы райкома, его бюро и секретарей. Руководителей колхозов, совхозов, предприятий…Доклад внимательно выслушали…Содержащиеся в нём оценки и ключевые тезисы поддержали выступившие…Спокойной была и речь Золотухина ГС…
«Заговор» местных «оппозиционеров» зримо и без сенсаций провалился.»
Цитирую обширно уважаемого мной Евгения Георгиевича лишь для того, чтобы показать, как тогда решались человеческие конфликты. Часто именно гласно, принародно, не подковёрно.
Как тогда решалась судьба руководителей, каков был спрос и ответственность. Руководствовались интересами государства, а не приятельскими. Теперь же «увели» многолетнего губернатора Бетина ОИ и никто не потребовал отчёта о его деятельности, итогов «достижений». Или не о чём поведать народу?...
Но будем верны правде, теперь уже исторической правде. Была тогда и зависть, и обида, и подсиживание, и лизоблюдство – все пороки человеческие. Часто они выливались в кляузы, доносы и широко распространённые тогда анонимные письма. Стали они распространённым орудием мести и сведения счётов.
И до сего дня многие страницы личных дел в архивах не рассекречены. Очевидно, там всё ещё хранятся доносы, подмётные письма…
Было и это зло! Из песни слов не выкинешь! Что было, то было!
Через эти беды прошли тогда все Первые. Но в противников, конкурентов на «кресло» тогда не стреляли, как стало массово делаться при либералах…
И теперь своих идеологических противников современные властители унижают, оскорбляют, искажают истину. Очевидно потому, что понимают, на сколько они ниже в нравственном отношении былых Первых, как мизерно малы их достижения в интересах народа – труженика.
Известно, громче всех на торжище кричит вор:»держи вора!».
Но время – неподкупный судья. Оно скажет своё праведное слово! Подведёт баланс созданного былыми Первыми и современными Главами. Пока баланс отрицательный, не в пользу современных управленцев.
Победив, свергнув и развенчав былых Первых, опомнившись от победной эйфории, народ стал задумываться над неприятным вопросом:»А что мы получили в итоге?». Как теперь говорят – в сухом остатке?
Что вообще люди ждут от жизни? По каким таким параметрам, «пирогам» они её оценивают?
Вспоминаю своих бабушек в первые жизненные дни, годы…Частый голод, холодно, неуютно…Послевоенная жизнь, одним словом. А от бабушек часто слышал:»Э. нам то не пришлось так пожить…Жизнь – то настраивается, улучшается»…
Окружавшие меня люди в детские, юношеские годы жили несравненно хуже, тяжелее, беднее людей современных. Но были они богаче, увереннее в предстоящей жизни их детей.
Видели они, понимали, жизнь поворачивается к людям труда. И ещё – они воочию знали, всё что донеслось из Кремля, будет выполнено.
Теперь это наша главная бедность – неуверенность в завтрашнем дне!
А былых людей люблю, и на длинном жизненном пути они становятся мне всё дороже и ближе. Вокруг них с годами всё ярче светится ореол величия.
Возможно, мне это только кажется!
Теперь часто думаю. А чтобы о современной жизни сказали Анищенко Виктор Феофилович. Молотков Василий Георгиевич, Свиридов Константин Кузьмич, Панин Дмитрий Емельянович, другие добрые и прямые люди?
Под их «крылом» я рос, взрослел. Нет их. К сожалению, не спросишь…
Но жизнь не может быть без нравственных  авторитетов. Для меня таковым является Патриарх всея Руси Кирилл.
«экономическая система (в моём понятии – жизнь). Построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам. Лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей.
Безнравственная экономика неэффективна, более того – нежизнеспособна и опасна».
Такая жизнь у нас теперь и бессистемно протекает.
    Сентябрь 2015 года.


Рецензии