Нам следует уяснить...
«На нас лежит великий долг – увековечить то , что мы чувствовали со
всеми. Нам следует уяснить и обязательно нарисовать тот идеал
России , который ощутителен всякому.»
( Апполон Майков.)
Время от времени встречаюсь с удивительным человеком – Александром
Николаевичем Аглодиным. Ему теперь под девяносто лет , но он крепок умом , памятью , справедлив и правдив его взгляд на текущую жизнь и на давно ушедшие дни.
Он на жизнь и судьбу не озлоблен , в отличии от других ,воспринимает философски , рассудительно. Есть в нём что то от древнего летописца , только запись его многих минувших событий в памяти.
Именно таким я представляю себе какого то древнего мудреца – летописца…Сидим весенним вечером в его комнате _мастерской. Он ещё и настоящий умелец , блоху подкуёт , как у Лескова , сам часто к нему обращаюсь, всякую вещь исправит…
За окном догорает заря , стучит капель с крыши , тает снег , тишина и покой в природе , ждёт и готовится она к очередному обновлению. Оживает для новой жизни.
Казалось бы , всё есть для счастья и душевного покоя.
Но неспокоен наш разговор , в Москве очередной террористический акт , жертвы , кровь , трагедия , слёзы и очередное грозное обещание правительства покарать террористов.
Сожалеем и мы. И не видим конец скорому их прекращению , опасаемся приближения всенародного праздника – 65 годовщины Победы. Не омрачат ли его очередной страшной трагедией? В жизни людей и в мирное время так много тревожного , неуверенного , несправедливого…
Наш разговор незаметно перетекает от одной проблемы к другой , равно беспокоящих и меня и моего собеседника.
«Мэр Лужков решил на улицах столицы к празднику 9 мая вывесить портреты Сталина! - говорю я.
«Как вы относитесь к этому , Александр Николаевич?»
Задумывается. Неспешно отвечает : «Чтобы ни говорили теперь , воевали мы со Сталиным в голове , верили ему , надеялись. Слово у него всегда было твёрдое , как и рука , обещания на ветер не бросал…Сталина не отделить от
Победы , как бы не старались теперь. Он навсегда в истории России с добрыми и недобрыми делами… Державу создал , защитил её , народ объединил, дух победы в него вселил, не шиковал , дворцы не возводил..»
-«А вот репрессии , раскулачивание» - допытываюсь, мне важно знать мнение уважаемого мной человека , знающего проблему не по наслышке , жил тогда , переживал
Боль народа не стихает, её постоянно подогревают, она всё острее беспокоит умы людей. Её часто используют в своих корыстных целях самые разные люди да и вранья много.
Эти проблемы не в состоянии заслонить , отодвинуть никакие современные.
«Репрессии…Что же репрессии!? Они были , много их было , в моей родной , степной деревне сколько людей пострадало… Но нельзя объяснять всё только кровожадным характером Сталина , печально признаваться и осознавать , круг виновников значительно шире. В большей или меньшей степени все мы виноваты : Бога забыли , совесть в карман спрятали , мораль отменили , над церквями надругались. Злоба и ненависть торжествовали. Мстили и доносы писали друг на друга. Все мы теперь , как бы чистые. Удобно сказать, показать пальцем на него…
«Конечно , эту грязную , кровавую реку мог бы перекрыть Сталин. А может быть и не мог! Нам до сих пор не всё известно… Да и дыма без огня не бывает!...Трудно всё это разрешить! Да и события последних лет эти сомнения укрепляют. Ослабили вожжи и разрушили державу! Много сомнений!» - размышляет мой собеседник, и мы оба задумываемся.
Есть над чем задуматься , то , что слышим па ТВ ежедневно только туманит картину.
Я тоже не имею однозначного ответа. И меня настораживает , что до сих пор о многом умалчивают , а многое преувеличивают , искажают и самое неприятное – используют в корыстных политических целях , в предвыборной борьбе под ковёрной.
К сожалению , эта беда , трагедия в самом фундаменте державы , печальный и опасный камень. Его сложно извлечь , столкнуть с дороги.
Как объяснить людям даже и спустя шестьдесят с лишним лет – почему Сталин репрессировал целые народы , которых знал он уж точно не хуже нас? В неделю вывозил их в Сибирь и Казахстан? За что он их так жестоко наказывал?
Не называем , сколько Гитлером было сформировано карательных соединений из тех же кавказских народов?
Не желаем или не можем открыть всю правду? А полуправда хуже , опаснее самой злой не правды!
Сложно всё это и не безопасно для державных устоев , да и жива у нас пословица : «Кто старое вспомнит , тому глаз вон!»
Трудно быть судьёй! Надо жить в том времени или хотя бы мысленно представлять его. Как в народе говорят – стать на место человека того времени.
А жизнь заставляет , правда просится на свет…
«О репрессиях слышал . Много позже читал . Тогда об этой беде говорили шёпотом , боялись в слух думать , всюду были «уши»» - говорит Александр Николаевич .
Наша беседа задумчиво , неспешно продолжается.
А вот другую народную трагедию хорошо помню.
Начало 30-х годов , был уже смышлёным мальчишкой . На моих глазах раскулачивали . Гнули и ломали самых трудолюбивых , самых работящих.
И кто гнул? Кто судил?
Не по рассказам знаю , своими глазами видел и запомнил на всю жизнь.
Кто такой комитет бедноты в нашем селе ? Лодыри , бездельники , пьяницы , не имеющие ни кола , ни двора.
И вправду , кто был ничем , тот стал всем. Всегда так бывает , при ломке государственных устоев , мусор всплывает на поверхность и подавляет ключевую , чистую воду , воздух отравляет…
Не так ли было и в 90 – е лихие годы нашего века?
«Это не вся беда , они и совести не имели , не помнили о Боге , вряд ли и о Ленине думали , о его призывах слышали. Кажется , они и не хотели слышать…Упивались властью.
В моём селе верховодила Катька – комиссарка. Ходила и летом в кожаном , у кого то отобранном пальто , с красной повязкой на рукаве. Шла она по улице твёрдой , уверенной походкой хозяйки. Глаза её впивались в каждого встречного и как бы ощупывали его. Стремилась навести страх на людей и наводила , слабые и безвольные заискивали перед ней. Боялись её…» - вспоминает мой добрый собеседник.
Многим казалось , что она всё может и она действительно могла многое.
Власть её никто не ограничивал , для неё также как и для её комитетчиков не существовало закона…
Кто она такая!? В молодости её поймали в сарае с чужим добром , в хомуте водили по селу , позорили. Вот она и озлобилась , на всех была зла , а ей дали власть…
Да не давали ей власть! Сами они брали при молчаливом попустительстве односельчан. Каждый молчал , глаза в пол , руки вверх – голосовал , думал , что его это не коснётся , что несправедливость и злоба его обойдёт… Не обходила!
Лучшие , самые работящие семьи порешили! Это простить и понять невозможно!
Беда в том , что народ не сопротивлялся. Каждый думал выжить в одиночку. Безвольный народ! Безразличный! С рабской закваской!
Горькие ,но справедливые слова произносит Николаевич.
Таким он был , таким и остался!
Александр Николаевич , хочу от вас , что называется от очевидца и участника знать подробности. Время и люди уходят. Пусть останется воспоминание и впечатление ваше , им я верю ,может быть больше , чем мудрёным книжкам. Надеюсь , ваши воспоминания мне , да и не только мне , многое помогут понять…
Внимательно слушаю , уточняю какие то события и моменты
«Прислуживал при комитете бедноты молодой , двухметрового роста молодой мужик по прозвищу Самокат. Любил выпить и вкусно закусить , никогда не работал , ни кола ни двора , на году дважды менял жён.
Так он поздно ночью приходил в дом очередной жертвы и объявлял : «Вас будут завтра кулачить!» - слёзы , плач , стон поднимали стар и мал… А Самокат доверительно заявлял хозяину : «А ты комитетчиков угости!»
Хозяин угощал день , неделю , ничего не жалел , барана , гуся резал , четвертями водку нёс в комитет , комитетчики , как запорожцы , гуляли , а когда уставали от пьянки – всё равно раскулачивали , на телегу и на станцию Обловка…
Стон и причитания по деревне , прямо , как при нашествии татар ханских…
Эх, Русь, и что ты только не переживала!
А мой собеседник продолжает.
Была крепкая семья , мудрый хозяин , два сына , дочери , внуки – более тридцати ртов , как тогда говорили , все работали , всё имели : огромный дом , круглый двор , конюшню , шесть лошадей , инвентарь , в зиму триста овец пускали , сад , пасека…Всё пустили по ветру.
Отправили в Казахстан , а имущество разбазарили , разворовали…
У них ни одного наёмного работника не было , никого не эксплуатировали , своим трудом жили.»
Печальная повесть!
Да , так было! Не от одного слышал. Так всегда бывает , когда пусть и мудрая , благая идея претворяется в жизнь злыми и глупыми людьми… Печально! Грустно! Было это в истории моей России , а из истории , как и из песни , слова не выкинешь!...
Страх поселился в деревне , каждый за себя дрожал , комитет стали использовать в качестве орудия мести за былую соседскую обиду.
Доносы писали друг на друга.
Страшное , тяжёлое время. Закон молчал , царствовала диктатура пролетариата…
Грустно нам становится с Александром Николаевичем и наступающая весна не радует. Догорающая заря за окном не успокаивает , не настраивает на лирический тон…
« Целый эшелон привезли в казахскую голую степь – ни деревца , ни кустика. Никакого признака жизни людей – выживай .как умеешь – можешь!» - с горечью говорит мой товарищ.
Многие и не выжили!
«Вернулся, кто - то в село?» - спрашиваю.
Кое - кто возвратился. Не в полный голос , но доверительно рассказывали возвратившиеся «кулаки». Какие они кулаки?! Мозоль во всю ладонь…
«Вернулись некоторые через два – три года. Вернулись не все и из той сильной семьи. Выжили потому , что мужики пешком добрались за сотню вёрст до железнодорожной станции , на коленях выпросили у начальства любую работу , сутками работали , покупали хлеб , крупу разную и одного отправляли с продуктами к семье… Вот так и выжили!
Не думаю , что Сталин приказал вершить такое мерзкое дело! Но оно вершилось! Все молчали! Терпели!
Не случайно потом появилась в «Правде» его статья «Головокружение от успехов» - рассуждает Александр Николаевич.
Также сурово и бездумно в колхозы загоняли. Трудно теперь всё это понять!
Да и судьи теперешние самозваные , разные историки , журналисты , так же как и те комитетчики прислуживают власти.
А народ , как и всегда , глухо стонет и терпит.
Как у Некрасова : »Долготерпением удивляющий народ!».
Политизирована история , а теперь до немыслимого , не факты а корысть , домыслы , фантазия больная , мелкая личная выгода берут , да что там берут – взяли верх…
В тридцатые годы в стране широко развернулось коллективизация _ собрания , заседания , соревнование кто больше и быстрее. Уполномоченные и снова слёзы , рёв коров , сводимых на общее гумно и снова «враги народа»
Что может быть печальнее , обиднее – думаю я.
Всё это я читал , от кого то слышал , но вот теперь, яркий , душевный рассказ моего собеседника не сравнить ни с каким романом и фильмом.
Ужасное дело творилось в стране!
Казалось бы разумная идея , продолжает свою печальную повесть собеседник Коллективный труд более производительный (как утверждал Маркс. И его читал Александр Николаевич , не кончавший институтов!) , более механизированный и следовательно , и жизнь должна быть лучше. А как же иначе : больше производим – лучше живём!
Но , как известно , от мечты до её воплощения в жизнь дорога длинная и тернистая.
Это правда! С Александром Николаевичем не поспоришь! На своём хребту испытал!
Регулярно повторявшиеся засушливые годы , подневольный труд , государство всё больше желает , всё меньше остаётся колхознику.
Только к сороковым годам жизнь в колхозах более – менее начала настраиваться. Война!
Всё она смешала , под корень подрезала жизнь и на селе.
Но встаёт вопрос , на него нет однозначного ответа до сих пор : а выдержала ли войну страна без колхозов?
Не мне , себе задаёт вопрос Александр Николаевич! Я понимаю – долго он
К 60 –м годам село стало воскресать , стала поступать техника , государство повернулось к селу , жизнь стала улучшаться…
Это , несомненно заслуга Брежнева. Наверное , за это теперь и поливают его помоями , над его болезнью смеются. Маразм не у Брежнева ,а у молодых но безнравственных! – выносит приговор мой мудрый старикан…
Уже стало дурной традицией в нашем родном государстве : только настроиться жизнь , только люди станут на ноги и вновь какая то реформа – перестройка…Обсуждаем , вспоминаем с Александром Николаевичем и сходимся в мыслях : трудно селу , брошены в нём люди , снова бегут они из села. Не бездельники и пьяницы бегут , эти то как раз и остаются , понимают , что нигде они не нужны , опасаются оторваться от пенсии отца – матери , дедушки – бабушки…
И что так не везёт селу : «демократы» разгромили его , как и в 30-е годы
Всё пустили по ветру , скот под нож , помещения бросили , растащили , землю запустили , бурьяном заросла?
Привычная непреодолимая пропасть между словом и делом…
Снова безразличие народа , утопленного в бутылке водки – самогоне.
Страдала и моя семья – вспоминает Александр Николаевич.
Объявили продразвёрстку , последнее изымали – выгребали.
Отец ночью в курятнике осторожно сдвинул в сторону пласт куриного помёта , вырыл яму , кое чем обложил её стены , ссыпал зерно и снова накрыл тем же пластом. Не нашли комитетчики!
А муку утрамбовали в пошитые ночью плотные мешки и пригрузив камнями и всяким железом притопили в соседнем пруду - потому и выжили.
А кто не догадался , не смог этого сделать – пришла весна а сеять нечем , нет семян…
А о голоде что рассказать ? Голод сам за себя говорит!
Сколько в село явилось хохлов , каких то странных людей , поволжских немцев – всю траву поели! На улице под плетнями умирали.
Страшная картина!
Вот такой он голодомор , не только на Украине , по всей матушке России!
Печальная повесть! Не дай Бог повторится1
Рассуждаем с Александром Николаевичем : до каких небес взлетят тогда цены на хлеб , если неурожай , засуха? Страшно подумать!
Многим хотелось бы это всё забыть , да только не удаётся. Да и нужно ли забывать?
Прав поэт Майков , на всех нас лежит великий долг : увековечить , объяснить то , что на самом деле происходило , а не то , что теперь выдумывают , преувеличивают или приукрашивают.
Люди потому и люди , что желают знать правду , всю правду…
За окном гаснет вечерняя заря , всё реже капель , подмораживает.
Мы расстаёмся с надеждой на встречу.
Уверен , каждый из нас и закрыв глаза , лёжа на диване думает об ушедших временах и людях , благодарит судьбу , что нам не досталось их бед.
Должны это знать наши потомки и учиться на наших ошибках.
История может учить людей. Неверно , когда говорят , что история ничему не учит , это тех , кто не желает учиться. Их потом сурово учит жизнь.
Апрель 2010 года.
Свидетельство о публикации №219041300700