Возрастная периодизация 3

Начало темы http://www.proza.ru/2019/03/30/434
http://www.proza.ru/2019/04/06/303

С 12 до 18 лет идёт период, который Мария Монтессори называла "Дети Земли". Для взрослых это непростое время, так как дети снова становятся более "неудобными". Но трудно не значит плохо. Это лабильный период развития социального сознания, целью которого является обретение социальной независимости. Для большинства людей это звучит странно, но это так. После института, тем более, если его для своего ребёнка выбрали родители, многое уже поздно, так как пик естественного интереса позади.

Период непрост для самих детей, так как идёт быстрое развитие тела, гормональная перестройка —  гусеница трансформируется в бабочку и обретает крылья.
За один год, например, размер ноги может увеличиться на три номера. Быстро удлиняются трубчатые кости скелета — подростки вытягиваются, за год можно вырасти на десять сантиметров и более. Психика, ориентируясь на вчерашние габариты, не успевает за телом — дети угловатые, неуклюжие, сшибают косяки плечами.
Девочки могут начать быстро округляться в формах, выглядеть взрослее мальчиков-сверстников. Дети начинают стесняться своего тела, для них становится важно, как они выглядят, что про них думают другие. Они очень болезненно могут воспринять шутку в свой адрес, хотя несколько месяцев назад и не заметили бы её или посмеялись бы вместе.

Они начинают обращать внимание на противоположный пол. На фоне гормональной перестройки нестабильны эмоции, повышается чувствительность, может повыситься обидчивость. Период социального отделения может сопровождаться противопоставлением общепринятому и привычному, протестами. И при этом ещё более важными становятся отношения. Как упоминалось выше, хорошо, если были заложены истинные ценности, а с родителями сохраняется доверие, тогда детско-родительские отношения переходят в разряд дружеских.

При таких бурных внутренних и внешних изменениях интерес к учёбе заметно ослабевает. Вместо того, чтобы увеличивать количество часов теории, важно дать возможность подросткам больше двигаться, действовать. Это более физиологично и даёт прекрасный выход внутреннему напряжению и сомнениям. Многие Монтессори школы имеют свои фермы, где дети ухаживают за посадками, цветниками, за питомцами. Если школа в городе, хорошо больше внимания уделять спорту, особенно для мальчиков это большая помощь в это время. Разозлился, вышел из себя — пойди попотей, да и режим тренировок дисциплинирует.

12 лет — время пробуждения естественного интереса к деньгам, к различным видам профессиональной деятельности. Тяга к знаниям приобретает практическую окраску, ребёнку хочется разобраться как можно применять свои способности, в какой сфере, как зарабатывать деньги и как ими распоряжаться. Этот пик интереса важно использовать во благо. Именно после 12 лет имеет смысл давать детям возможность пробовать себя в различных видах деятельности на практике, вместо того, чтобы томить по 7-8 часов в классах, да ещё и задавать уйму всего на дом.
Мария Монтессори считала, что теоретическими дисциплинами заниматься можно с утра до обеда, а затем работать. Это период, когда дети начинают применять свой теоретический опыт на практике и учатся служить другим, начинают отдавать, но и что-то при этом получать в обмен на свой труд. Теоретические дисциплины лучше давать курсами, как в институтах.
Такое значительное сокращение теоретических часов возможно за счёт того, что в Монтессори подходе с самого начала обучения нет разделения на дисциплины, все предметы интегрированы — идут вместе без искусственного разделения, так как и жизнь целая. Ребёнок, увлёкшись чем-то одним, не ограничен в своём стремлении познания, и захватывает все пограничные области из других предметов, которые помогают ему изучить заинтересовавшее. Это и ненасильственный подход, поддержка всё возрастающего интереса к знаниям в доброжелательной атмосфере (когда ребёнок боится, он учиться не может, так как банки памяти блокируются), возможность вволю двигаться и действовать самому, самодисциплина, рождающаяся из свободы, позволяет легко обогнать детей, обучающихся в обычной школе на два-три года к 12 годам.  Если взять сейчас детей 12-13 лет из обычной школы и попробовать их поместить в такие же условия — ничего хорошего не выйдет.

Подростки учатся строить профессиональные отношения в коллективе, с руководителями-наставниками, учатся заботиться о себе и постоять за себя при необходимости. Так они гораздо больше заняты и, самоопределяясь, чувствуют свою возрастающую значимость.
Директор Монтессори школы договаривается с работодателями, например, с пекарней, с автомастерской, с нотариальной конторой, с магазином, с парикмахерской, на ферме, где-то ещё и подростки выбирают сами, где хотят попробовать поработать. Ведь многие профессии теряют свою "волшебность", когда попробуешь изнутри, на деле, на подхвате.  Договор с подростком — отработать два месяца в выбранном месте, а потом можно перейти в другое или остаться, если хочется продолжить. Так, пробуя, ребёнок к 18 годам уже знает, нравится ли ему работать с людьми или с техникой, с животными, с растениями или с документацией, на свежем воздухе или в офисе, в костюме или в удобной простой одежде. Какие сферы интересны, какие должности привлекательны и по силам ли, какие предметы стоит подтянуть.
В старших классах, примерно представляя, где и кем затем хочет трудиться, подросток к окончанию школы иногда увлёченно осваивает программу института по отдельным предметам, например, по биологии или по физике. К 18 годам, уже имея практический опыт деятельности в разных сферах, подросток сам определяется куда дальше идти учиться или, напротив, сразу же идёт работать. Это самостоятельный осознанный выбор, который редко меняется в дальнейшем.
Уже на втором курсе института, имея практические навыки, молодой человек начинает подрабатывать в выбранной сфере и имеет значительное преимущество при трудоустройстве по окончании учёбы.


Как расходовать заработанные деньги подростки обсуждают и решают с родителями вместе. Небольшие суммы на личные расходы тратятся сразу же, но основные деньги первых заработков обычно копятся на что-то ценное, значимое, запоминающееся, что ребёнок очень хочет, но родители не могут или не хотят покупать просто так. Это может быть горный велосипед, мощный компьютер, поездка или что-то другое. Но деньги не должны забираться просто в бюджет семьи и растворяться там без следа.
Идеей М.Монтессори были молодёжные города — как бы реальные модели настоящих городов и поселений, где дети выполняют все трудовые обязанности сами и учатся жизненной самостоятельности и ответственности, взаимодействию.  В таких городах предполагается минимум наставников-взрослых из тех, кому подростки больше всего доверяют, которые пользуются их уважением. Дети изучают жизнь изнутри на практике и познают самих себя. Они учатся азам финансовой грамотности и организации труда. Они познают ценность труда на деле и важность того, как различные специальности дополняют друг друга в жизнеобеспечении в целом.

Продолжение следует.

Фото автора


Рецензии