Ангел-Хранитель. Последние годы жизни

Прошло 5 или 7 лет. За это время Алёшка с семьёй приезжал к нам несколько раз. Мы тоже к ним ездили, письма приходили редко, чаще звонил по телефону. Танечка хорошо закончила школу и сдаёт последнюю сессию в  библиотечном институте  Тамбова. Мне в новой квартире выделили отдельную маленькую комнату и я в ней хозяйка. Теперь уже без разрешения ко мне заходят только дочь и внучка, а Миша всегда спрашивает разрешение. Я довольна. Наденька становится взрослой и в моём общении не нуждается, так что я больше сижу в своей комнате со своими воспоминаниями и мыслями. Никто мне не мешает и я не вмешиваюсь в их жизнь, со мной мало кто разговаривает.
Лёшка пишет, что Танечка закончила институт с красным дипломом и приехала домой. Но работы нет, а при её непоседливом характере она без деятельности сидеть не может. Закончила курсы машинисток, мы ей купили старенькую пишущую машинку и стучит на ней, набирается опыта. Но это её затея ей быстро надоела и закончила курсы кройки и шитья. Сидела шила детские вещи, пыталась их продавать на рынке, но и это ей тоже надоело.
Как-то в начале мая месяца 1980 года ушла на свадьбу к своей подружке по институту и приехала через день счастливая, в глазах искорки
- Я хочу вас познакомить с парнем и зовут его Володя. Он курсант лётного училища в Воронеже, но учится на метеоролога, у него очки. Мне он очень травиться -
- И давно ты с ним знакома? - спрашивает Зина.
- Со вчерашнего дня. Он стоит на улице под балконом и не хочет к нам заходить -
- Так пригласи его получше — Убежала. Быстро вернулась
- Упирается как слон и боится к нам идти -
 Я вышел на балкон. Стоит в сквере высокий симпатичный парень в красивой форме.
- Володя! Поднимайся  к нам, мы тебя приглашаем -
  А он повернулся ко мне спиной и ушёл за угол дома.
- Странный у тебя парень, чего он боится, мы же не кусаемся, но посмотреть на него можно или нельзя? - спросил я у дочери.
- Ну, пап! Он очень стеснительный — и убежала его проводить на электричку.
Это диалог мне потом рассказал Лёшка, когда к нам приехал. В середине мая под выходной день неожиданно появилась у нас Танечка
- Я приехала повидаться с парнем, который в Воронеже учиться и он мне нравиться -
- И давно ты с ним знакома? - спросила дочь.
- Две недели тому назад на свадьбе моей подруги, которая вышла замуж за курсанта лётного училища из группы моего парня -
- Так он будущий офицер? -
- Да, и он через год заканчивает училище -
На следующее утро быстро собралась, позавтракала и сказала, что вечером уедет с себе домой. Попрощалась и ушла. Так Танечка приезжала на встречу с парнем 3 или 4 раза. Последний раз обратилась  к дочери
- Тётя Оля! А можно Володя у вас переночует, его только один раз отпустили до следующего утра. Мы  мечтаем погулять по вечернему Воронежу -
Оля промолчала и дала ей ключи от квартиры, так как они придут поздно ночью. Приготовила Володе «раскрадушку» с постелью, а Танечка спала на диване в зале.
Рассказывает дочь
- Утром мы собирались на работу и зачем-то я зашла в зал и обомлела. Они в обнимку спят на диване, а раскладушка и не тронута. Не стала их будить и решила вечером поговорю с племянницей. Пришла, а она собирается уезжать ночным поездом.
- Это что же ты родная племянница в моей квартире устраиваешь бордель? Ты же не вышла замуж, а уже спишь с мужиком. А у меня дочь подросток и какой же пример ты ей показываешь? -
- А что особенного, мы уже договорились с Володей о свадьбе через две недели. А ваша Наденька к нам не заходила и ничего не видела -
- А откуда ты знаешь, вы же спали как убитые? Да и достаточно того , что я знаю о твоих проделках перед свадьбой. Ничего подобного ни у меня, ни у твоего отца не было -
- Тётя Оля! Но времена - то другие -
- Да причём здесь времена? Где же твой моральный облик и совесть?  Мам! Ты слышишь?. Через две недели у ней свадьба. А родители знают о твоей свадьбе? -
- Нет. Они ещё и в глаза не видели Володю. Только папа его видел издалека с балкона -
- Ну, ты даешь! Ты переплюнула своего папу по всем статьям -
 Смотрим собирается уезжать, обиделась
- Куда ты поедешь ночью? Все поезда на Москву уже ушли — говорит Оля
 Без ответа и прощания ушла от нас. Обидно нам стало, попрощаться то могла бы
- Оль! Что ты так резко с ней поговорила? Она теперь обиделась и вряд ли к нам теперь приедет — сказала дочери я.
- Ну, и пусть не приезжает. Слишком гонора у ней стало много. Совершенно не считается с нами -
Целый год я её не видела, ни разу не зашла к нам, хотя жила всё это время в Воронеже. Об этом позже нам рассказал Алёшка.
На следующий день нам звонят Алёшка и Зина
- А мы к вам с большим сюрпризом -
- Ты ещё нам один сюрприз приготовил? - спрашиваю у Алёшки ? - я хорошо помню твой первый сюрприз, от которого мы отошли только через 3 года -
- Нет, мам! Теперь сюрприз преподнесла нам с Зиной дочь. Она рано утром, когда мы спали , приехала с Володей и заявила о том, что Володя закончил училище и мы через две недели поженимся. Мы не знаем что делать, как нам успеть сшить  венчальное платье и подготовить стол на 25 человек? -
Теперь трубку взяла Зина
- Фаина Сергеевна и Оля! Если можете, то помогите нам подготовить праздничный стол. Приезжайте за 3-4 дня перед свадьбой и помогите, а иначе я одна не успею. Его родители не могут приехать, говорят что болеют, как сказал Володя -
Оля наотрез отказалась, они всей семьёй в это время поедут на море. Пришлось мне идти просить Веру, мою сестру. Она слово не сказала и мы приехали в Мичуринск. Я ещё ни разу не была у них в новой квартире, в которую они недавно переехали. Хорошая квартира. У Евдокии Яковлевн отдельная комнатка и такая уютная, что позавидовать можно. Зал уже был полностью подготовлен. Всю мебель вынесли им в спальню, да так, что к койке подойти трудно. Зина договорилась  с соседкой на 5 этаже и они отдали им ключи и разрешили ночевать в их квартире родственникам Володи, а сами хозяева уехали куда-то отдыхать. Таня с Володей поехали в Тулу к его родителям. Свадебное платье успели сшить. Лёшка достал через зав. столовой своего института все продукты, где была даже красная и чёрная икра, какие-то большие копчёные рыбы. Готовили еду в дух квартирах и Зине хорошо помогла лаборантка с её кафедры. Так что нам надо было только расставить всё по столам. Посуду Лёшка тоже взял на прокат в столовой, своей на такую «ораву» людей не могло у него и быть.
 Украшением стола была необычной величины свежая, только что снятая с плантации земляника. Отдельные ягоды не проходили в стакан, вот какая была земляника. Ему в знак уважения специально собирали на плантации.
Зина своих родственников никого не пригласила на свадьбу, а почему она не сказала. Был только свадебный генерал, а точнее её зав. кафедрой доктор и профессор. Так она отблагодарила его за то, что после аспирантуры он её взял на кафедру ассистентом и за его помощь и хорошее отношение к ней по работе. Был от них ещё какой-то хилый мужичонка, глазёнки бегают и говорливый, невероятно. Оказалось, что это нач. туристической базы в лесу, на которой они без путёвок отдыхают. А вот от Володи, кроме неродного отца и матери были ещё трое. Но они пальцем не пошевельнули, чтобы чем-то помочь Зине. Только ели и пили, а потом отсыпались. Вот вся их работа. Как сказал Лёшка, они ни копейки не внесли на свадьбу. Вообще, приехали отдыхать, да ещё и на «халяву».
Во дворец бракосочетания уехали Зина и Алёшка и зачем-то потащились все родственники Володи. Приехали и сели за столы. Как жалко, что забыли старые традиции, когда молодых встречали хлебом и солью, а это приехали и сразу есть. В основном сидели молодёжь: подруги Танечки и друзья Володи. Нас стариков и не было видно. А внучка такая красивая, что глаз не оторвать, да и муж симпатичный, хорошая пара, слов нет. Гуляли долго, но было очень душно, хотя окна были все открыты. Я всё боялась за свой «любимый» радикулит. Но ничего, пронесло, Зина сумела меня вылечить. Наконец молодёжь пошли гулять по ночному городу и разъедутся по домам. А нам старикам, Зине и Алёшке всё убирать и готовить  на завтра. Родственники Володи ушли отдыхать, устали есть и пить. Молодые пошли с ними. А мы до рассвета всё приводили в порядок. Потом Зина и Алёшка ушли спать к соседям, а нам с Верой отдали свою койку.
На второй день остались одни родственники. Наконец-то было время поговорить. Нам с Верой очень было приятно общаться с Евдокией Яковлевной. От неё исходит какое-то тепло и доброжелательность. Умная женщина, хотя и закончила только три первых класса в школе. Как она правильно всё воспринимает и умеет слушать собеседника. А вот с родителями Володи так и не удалось по душам поговорить. Не открытые они, уходят в сторону, их понять трудно. А может и не хотели разговаривать? Не знаю, но мне они не очень понравились. Отец Володи более открытый, чем его мама.
К вечеру все родственники Володи уехали. На следующий день отправились в свадебное путешествие и моя внучка с мужем. Зина купила им на целый месяц туристические путёвки на базу, которая стоит на берегу Чёрного моря.  Пора и нам возвращаться домой. Лёшка проводил нас в тот же день.
Больше я свою внучку за 6 лет ни разу не увидела. Или сильно обиделась за разговор с Ольгой, или не было возможности. Да нет была возможность, когда  они приезжали в отпуск к Зине и Алёшке и жили в лесу на туристической базе, но не захотела приехать. Бог ей судья, но не я. Не повидала ни разу живьём и правнучку Катю, только Лёшка привозил и подарил её фотокарточки. Но что сделаешь, дети и тем более внучки осознают своё прошлое позже. Так устроен человек и от меня ничего не зависит, несмотря на моё желание.
За 1981 гол Лёшка приезжал к нам до июня месяца всего два раза, но звонил, а письма писал очень редко, да мы тоже за это время не написали ему ни одного письма.
Вот что он нам рассказал: « они с юга приехала весёлые, загорелые, Танечка взахлёб рассказывала, как они на лошадях ездили в 5 - дневный поход в горы, как катались по морю на пароходе с подводными крыльями и много, много ещё их разных приключений. А потом заявляет
- Я еду с Володей в Воронеж и там буду жить -
- Почему так резко и почему нельзя тебе отсюда ездить на встречу с Володей? - спрашивает Зина.
- Да у вас тут скучно. А в Воронеже столько музеев, театров -
- А где ты собираешься жить, у тёте Оли? -
- Ни за что к ней не поеду -
- Почему? -
- Просто не хочу и всё -
- Понятно -  сказала Зина.
А я подумала, ты смотри как она обиделась на нас? Ничего не сказала родителям, скрытная какая. Прошло больше 3 месяцев, а обида не прошла. Плохо это, но не сколько для нас, сколько для неё. Обиды надо прощать, иначе они накопившись в душе выливаются в злобу, а потом в желание отомстить. А это большой грех, за который судьба потом всегда отомстит, но не обидчику, а кто будет мстить. Вот Зина научилась прощать, а ведь мы её обидели куда больше, чем Танечку.
- А где ты будешь жить? — опять спрашивает Зина
- Не знаю, но попрошусь к Тасе, может она разрешит -
- Я позвоню ей и попрошу об этом, родная сестра мне не откажет - вмешалась зинина мама.
Уехали, не звонила и не писала два месяца. Мы были вынуждены сами позвонить Тасе и она подтвердила, что Танечка живёт у ней. Мы успокоились. Через два месяца приехала и заявляет
- Я ушла от тёти Таси и сняла комнату в частной квартире поближе к лётному училищу -
- Почему ты ушла? - спрашивает Лёшка
- Пап! Ну ты посуди сам, как я могу у них жить, когда они меня обвинили в краже какой-то дорогой шапки Валечки, её дочери? Я в глаза не видела никакой шапки и зачем она мне нужна, у меня всё есть -
Так мы и не смогли разобраться с Тасей, что там у них случилось, но поверить в эту «собачью чушь» невозможно. Пришлось нам оплачивать ещё и проживание дочери, она же не работала и была беременна. Беременность проходила  без длительного токсикоза и мама сказала что будет девочка. Танечка приезжала раз в месяц повидаться, но в основном, за деньгами.  На восьмом месяце беременности Зина спрашивает у дочери
- А рожать будешь я надеюсь в нашем городе. Нам знакомы многие врачи, да и нас знают. А после родов нам нужно обязательно тебе помогать, тебе одной будет трудно -
- Ни за что в вашем роддоме рожать не буду. В нём столько болезней, что почти каждый младенец бывает заражён пузырьчаткой, а я хочу здорового ребёнка -
- А как ты будешь управляться одна, тебе же трудно будет, а я, наверное, не смогу приехать, т.к. в это время будут экзамены в 8 группах -
- Как-нибудь управлюсь одна — но видно по лицу не довольна.
Вдруг нам звонок от Лёшки: «родилась Катенька», так они с Володей решили назвать девочку. У нас она совета по этому поводу не спрашивала. И вот мы с Зиной едем забирать её из роддома. Володя не смог, а почему не знаю. Это ведь такое событие, что его  могли бы отпустить, если бы хорошо попросил, но, видимо, не захотел.
Приехали на квартиру и Зина говорит
- Показывай нам своё сокровище? -
Распеленала и мы смотрим с изумлением и восторгом. Очень миленькая, симпатичная девочка, но всё тельце и даже лицо разукрашены зелёнкой. Зина ничего не сказала, не упрекнула за её настойчивый выбор воронежского роддома, Танечка, видимо, и сама жалела об этом. Теперь предстоит долгая и трудная борьба с пузырьчаткой. Никаких других лекарств кроме зелёнки не могло и быть. Я решил остаться с Танечкой и помогать ей. Вечером позвонил зав. кафедрой и упросил дать мне очередной отпуск, а за меня на учебной практике найдут других преподавателей. Экзаменов у меня не было. Зине отдал заявление на отпуск, а дальше она сама всё оформит и проводил её на вокзал. Она уехала в этот же вечер. Володя в этот день так и не пришёл». Всё так подробно рассказал нам Алёшка.
   Он ночевал у нас, а днём до позднего вечера у него были трудовые будни. Вставал в 6 часов утра, быстро пил час и скорей на рынок за продуктами. Днём в его обязанности входили: кипячение всех детских вещей, сушка, а потом глаженье вплоть до каждой складочки огненным утюгом, иногда принимался и за стирку. Этот конвейер шёл целый день. А жара на улице была невероятная. Столбик термометра не опускался ниже 37-39 градусов. А что было в квартире, я даже представить не могу. Хозяйка из дома сбежала, так как дышать было нечем, но запросила тройную оплату за комнату.
Домой Лёшка приезжал в 9 или 10 вечера, почти ничего не ужинал, только пил воду. Быстро ложился и спал как убитый от усталости и жары. И так изо дня в день целый месяц, без выходных и перерывов. Наконец где-то на 25 день болезнь стала отступать, пузырьков возникало все меньше и меньше и больше не появлялись 3 дня. Но открылась новая беда, у Тани начало пропадать молоко, девочка стала голодать, худеть. Они решили уезжать в Мичуринск. Зина уже договорилась с женщиной кормилицей, у который был избыток молока. Лёшка несколько раз приглашал к ним приехать и посмотреть правнучку. Я тоже этого хотела, но дочь, этот упрямый козёл, сказала что не поедет, ну и упорная, вся в папу, а я так хотела увидеть Катеньку. Лёшка взял бы меня с собой, а вот обратно я одна боялась ехать, а быть с ними целый день в этой парной я не смогу. Так они и уехали. Зина приезжала и забрала всех в Мичуринск. Мы и не увидели правнучку, я очень об этом жалею, а дочь -не знаю, её понять порой трудно, скрытная очень.
Всё стало  серо и слишком привычно. Лёшку я теперь нескоро увижу, я это знала. Закружатся с внучкой и не до меня им будет. Так оно и вышло. Звонил очень редко и каждый раз извинялся на занятость и отсутствия времени. Они три раза в день бегали к кормилице за молочком за две улицы  от них, утром и вечером Алёшка, а Зина днём. Через месяц пришлось искать новую кормилицу, у первой кончился избыток молока. И что меня поразило, они покупали грудное молочко. Я спросила: « и сколько она с вас берёт денег?» он ответил: «не скажу, иначе ты упадёшь, вообще, очень дорого». Первый раз слышу, чтобы на грудном молочке делали деньги. Это же надо! А если разобраться, то это молочко часть тела женщины, частичка её души, которую впитала Катенька. Так что она правнучка с тремя матерями крёстными, ведь кормилица приравнивается ко второй матери крёстной. Богатая будет правнучка, дай бог ей хорошей судьбы.
А в доме у нас начались странные явления. Опять стала часто приходить Катька и они с дочерью о чём-то разговаривали. Я не обращала внимания, у меня начались сильные головные боли и проходила мимо двери зала. Но однажды услышали громкий разговор Катьки: «он обязан платить каждый месяц матери деньги и это не дело, почему ты одна содержишь мать». Я не выдержала и вошла в зал
- Это кто тут меня содержит и кто мне обязан платить деньги? -
- А что? Разве не так? Он обязан содержать мать, тем более зарплаты у них высокие и не знают куда девать деньги. Иш какую свадьбу закатили дочери? Я так и написала директору института и ещё пригрозила, что подадим на него в суд -
- Что-о? По какому праву ты лезешь в наши семейные дела? Зачем ты разжигаешь вражду и злобу между нами? Ты как была не умная, так и осталась -
- Выходит по вашему я дура ? Да? -
- Я так тебя не обзывала. Ты сама  в этом призналась и попала в точку. У нас лежит твоё безграмотноё первое кляузное письмо на Лёшку, он его нам привёз и всё объяснил, почему долго не писал. Ему было стыдно перед деканом не столько за долгое молчание, сколько за безграмотное письмо от родной тётки. Ты бы показала письмо Клаве, прежде чем отправлять, она бы тебе подсказала как правильно писать слова или бы обругала тебя и порвала эту «грязную» записку. Она в десять раз умнее тебя. А ты додумалась на 5 строчках письма сделать 10 грамматических ошибок. А подписалась как?  С приветом Катя. Это ты кому привет посылала? Доктору наук, профессору и послать привет? Он кто тебе «закадычный» друг или любовник? Ректор так и посчитал тебя, что ты «с приветом», поэтому отдал письмо декану с улыбкой на лице. Ты, наверное, и сейчас новому ректору послала такой же привет? -
- Конечно. Я и сейчас подписалась в конце письма: «с приветом от Кати»
- Ну, и дура в квадрате -
- А откуда ты знаешь, что они получают большие зарплаты? -
- Как же, доценты -
- Во первых, доцент только Лёшка, А Зина ассистент и зарплата у ней в два раза меньше, чем у Лёшки. А Миша дочери зарабатывает почти каждый месяц больше доцентской зарплаты. А теперь о продуктах для свадьбы. Они ему обошлись почти в два раза ниже рыночной цены, т. к. их доставала зав. столовой, которой Лёшка помогал при сдаче экзаменов в сессии, она учиться заочно  в институте. А землянику ему подарили руководство учебного хозяйства за то, что он бесплатно обучает рабочих учхоза обрезке яблони. Да чего тебе объяснять? Зачем ты лезешь  с своими советами в нашу семью? -
- А теперь, моя любимая дочь, объясни мне, пожалуйста, кто в этом доме «содержантка» и кому нужны от Алёшки деньги мне или тебе? Моей пенсии мне хватает, много не надо. Я знаю, что при обмене квартир вы заплатили деньги бывшим хозяевам и у вас не хватило своих сбережений и вы заняли денег. Но ведь это было ваше решение обменять квартиры, и причём здесь Лёшка? Ты старшая дочь, поэтому ты имеешь право сесть с братом и поговорить обо всём спокойно, а не делать ему козни из «подтишка». Если это письмо действительно отправлено, то ты сама разрушаешь нормальные дружеские отношения брата и сестры? Ведь раньше, когда не стоял вопрос о деньгах вы же нормально общались и тебе это доставляло удовольствие. А теперь ты сама строишь непреодолимую стену между вашим общением, и ради чего, ради денег. Да никакими деньгами нельзя купить дружбу! Зачем это всё ты делаешь?
    А теперь обо мне. Значит я у тебя живу на содержании, я «нахлебница». Если это так, то я завтра уеду в Мичуринск и знаю, что ни Зина, ни Алёшка никогда меня не попрекнут, не обидят и мы с Евдокией Яковлевной будем спокойно доживать свой век, мне это даже больше нравится. Да у меня не было денежных сбережений, но я тебе безропотно отдала такую чудную квартирку, в которой я собиралась коротать свою старость. Там так хорошо, такой чистый лесной воздух, а тут на улицу невозможно выйти, задыхаешься. Я так хотела пожить там несколько дней, но ты с Мишей и этого меня лишила, боялась, что мне очень понравиться и я тебе не отдам квартиру,  да ещё и бросила на старой квартире нашу такую уютную старую мебель. Я бы с ней и жила, а ты купила новую кровать и шкаф. Зачем? А говоришь денег не хватает.  Эх, столько лет мы с тобой живём и до сих пор ты меня не понимаешь. Да я ради детей всю жизнь жила и в любом случае отдала бы тебе квартиру. Всё. Я устала, разволновалась и пошла отдыхать. Ко мне пусть никто не заходит, я хочу побыть одной -
   Лежу и думаю. Ведь это не дочь придумала и не Катька, а зять. Это он посчитал, что можно сократить срок выплаты денежного долга за счёт Алёшки. Он мне особенно никогда не грубил, был нейтральным. Но иногда у него прорывалось такое жёсткое, хлёсткое замечание в мой адрес, что жить становилось у них тошно. Но мне податься некуда, поэтому приходилось терпеть. Дочь его никогда не останавливала, значит соглашалась. Вот что было обидней больше всего.
   Что-то я сегодня «разпетушилась», столько наговорила обидных слов, что сама удивляюсь. Ладно Катька стоит того, сколько она сделала гадостей. А дочь может зря обидела? Тогда откуда Катька знает всё о свадьбе в Воронеже, кроме дочери некому ей было рассказать. Но такую  «подлянку» сделать моему сыну и её родному брату? Просто уму непостижимо! Зачем? Неужели после этого письма он будет ей платить деньги?  Лёшка и дочь прекрасно знают, что мне эти деньги не нужны. Поэтому Лёшка замкнётся, перестанет приезжать, а может и звонить, вот чего я боюсь. Ненавидеть родную сестру? Нет. У него никогда не может быть таких чувств, он хорошо помнит как любила его дочь, да и он её любит, просто он этого никогда не показывает, он же мужчина. Да, они оба гордые и упорные, поэтому быстро помириться не смогут. Как же всё это плохо и всё из-за этой противной Катьки. А может она и не отправляла ректору письмо, просто решила на меня как-то воздействовать? Фу ты! Какая гадость, голова опять разболелась. Посмотрим что будет дальше.
  А дальше целую неделю мы не разговаривали. Соберёмся за столом, молча поедим и расходимся по комнатам. Даже внучка ко мне не заходит, поддерживает мать. Плохо мне стало и я начала собираться уехать к сыну. Как-то вечером укладываю в сумку свои вещи и заходит дочь. Обняла меня со спины
- Прости меня мама, дура я набитая, разменяла любовь и дружбу родного брата  на деньги. И не вздумай никуда уезжать, я без тебя не смогу жить спокойно, ведь мы всю жизнь были вместе и вдруг ты уедешь. Ты мне очень нужна каждый день, каждый час. А всё это Катька, я с ней делилась всеми своими обидами на Лёшку и она предложила написать письмо ректору, а я промолчала, значит согласилась. Но я не предполагала, что она так гадко всё преподнесёт в письме. Я очень жалею, что так всё случилось и если она действительно отправила такое письмо, то по приезду Лёшки я погорю с ним.
  А на Лёшка я обижалась за то, что он стал какой-то сухой, малообщительный, ни разу не подарил ничего тебе и мне в последние 10 лет, редко приезжает и ещё реже пишет письма. И хотя бы раз спросил каким мы образом приобрели эту прекрасную квартиру, просто приезжает и ночует как у себя дома. Вот от этого мне обидно -
   Олечка!  Выслушай меня внимательно. Да, Лёшка всё и больше отвыкает, удаляется от нас, но это естественно, ведь он уехал из дома в 17 лет, он живёт интересами своего дома и они всегда у него будут на первом месте. Но он же не забывает о нас, приезжает когда может. Да письма все в нашей семье никто не любят писать. Ты же за эти 10 лет не написала ему ни одного письма, а требуешь, чтобы только он писал. А ты старше его и во всём должна быть первой при малейших недоразумений между вами. А ты ждёшь, когда он догадается. А он в свои 40 с лишним лет во всех житейских вопросах остался мальчишкой. Он и в своём доме не вмешивается в финансовые дела, всем заправляет Зина. Правда, когда ему нужны деньги он их берёт, они у них лежат в шкафу, а учёт расходов лежит на плечах Зины. А вот покупку крупных вещей  они обсуждают вместе. Лёшка не святой дух, чтобы догадаться о том, что ты влезла в долги при обмене квартир. Поэтому ты должна была сама с ним поговорить об этом , а не сетовать об их больших деньгах.
    Кстати о деньгах.  Я как- то, когда они были на работе, а Танечка в школе, посмотрела их чемоданчик с документами. Никакой сберкнижки там нет, а вот тетрадь с расходами лежала. Я её всю пролистала и весь их приход и расход денег - всё видела. Ничего они не откладывают в запас, всё тратят. Единственная роскошь, которую они позволяют, это продолжают покупать книги. Но Лёшка говорит, они нам нужны для работы.
 О подарках и о том, как они отмечают дни рождения и праздники, я и сама в недоумении. Они не дарят друг другу никаких подарков и не празднуют дни рождения. Ещё в совхозе на день рождения Лёшки Зина поздно вечером сделала чай с пирожками, которые пекла ещё два дня тому назад, поздравила его весёлым стишком, который сама сочинила и легли спать. Потом в городе на какой-то праздник, а точнее на день рождения Евдокии Яковлевны всё в том же варианте повторилось. Никого никогда на приглашают, не дарят подарков. Я у Лёшки спросила об этом. Он говорит
« Мам! Мы всегда жили бедно и не привыкли отмечать дни рождения, собирать родственников и дарить подарки. В качестве подарка друг другу или дочери мы выезжаем на пикник в лес и бродим по лесу целый лень. Нам всем это очень нравиться. Или  при покупке очень нужной вещи, а мы всегда это делаем вдвоём с Зиной, говорим, что это тебе на день рождения, вот такие у нас подарки»
 «Это конечно ваше дело, но дочери надо дарить подарки. Она не понимает вас и всегда ждёт какого-нибудь подарка. Я случайно открыла несколько ваших книг подписных изданий и на одной их них обнаружила её запись: «милый мамочки. Дарю тебе эту книгу будь счастлива». Девочка очень любит получать подарки и доставляйте ей эту маленькую радость» — сказала Лёшке.
Не знаю, исправили они эту ошибку или оставили всё по прежнему. Вот почему он и нам редко дарит подарки. А ты обратила внимание, с каким выражением он преподносит подарок? У него такое стеснительное, такое жалкое лицо, как-будто боится, что его осудят за этот скромный подарок. Не привык он дарить и жалко, что никто не учил его этому благородному делу. Ведь с подарком человек дарит и частичку своей души, если этот подарок от души и с любовью.   
А теперь ещё раз о Лёшке, который по твоим словам вечно чем-то недовольный, хмурый, мало улыбается. А ты сама хоть раз со стороны представила себя? Ты же точно такая же. Мы все: я, ты, отец, Лёшка, моя старшая сестра Нина -  все вечно ходим не улыбчивые, со сжатыми губами, со встречными знакомыми никогда не улыбнёмся. Только Вера другая, весёлая, всем дарит улыбки и с такими людьми приятно встречаться. Я всегда восхищаюсь Зиной. Она всем дарит такую милую улыбку, что невольно даже незнакомые прохожие ей в ответ улыбаются. Такие люди всегда счастливые, ведь с этой улыбкой они дарят частичку своей души. А вот нам это не дано, мы всё держим в себе, а это плохо, но изменить ничего нельзя — всё это заложено в нас свыше. Ты бываешь счастливая только за столом, когда выпьешь в компании, тогда ты смеёшься, улыбаешься во весь рот и без конца говоришь и говоришь. Такой же и Лёшка и он в этом не виноват. Я тебя прошу и умоляю — всегда будь в хороших отношениях с братом, ведь он у тебя единственный и всегда придёт на помощь, когда тебе будет плохо -
Долго мы с ней разговаривали и не знаю, согласилась она с моими доводами или осталась при своём мнении. Через неделю после этого разговора приехал Лёшка, уставший, под глазами мешки
- В чём дело? Почему ты такой уставший и расстроенный? -
- Мы только что проводили Танечку с Катенькой в Польшу, пришлось довезти до Бреста, т. к. Володя за ней не приехал, а у ней много вещей. Сколько было пролито бабушкой Зиной слёз, ты даже представить не можешь. Мы опустошённые вернулись домой, целый год мы жили только для них -
- Я понимаю. Внуки и внучки дороже чем дети, ведь они последние, больше таких не будет. Но Танечка молодая и у неё ещё будут дети, а вот у меня Наденька точно была первой и последней -
   Лёшка не заикнулся о письме Кати ректору. Может его и не было?  После того, когда я всё высказала Катька у нас не появлялась, а Лёшка уже несколько лет к ним не ездил и не вспоминал о них. Дочь с Лёшкой не стала ни о чём разговаривать. Ну, и настойчивая, вся в папу. Всё оставила как и было. Плохо это. На другой день Лёшка уехал.
                ***
    Прошли четыре скучных тоскливых года. Я чувствую, что я уже никому не нужна, живу сама по себе, как придётся. Наденька хорошо закончила школу и поступила в химико-технологический институт. Учится на втором курсе, будет промышленным экологом. Я плохо понимаю эту профессию, но она говорит, что перспективная. Иногда забегает ко мне, спросит: «ну, как ты?» В смысле ещё жива? У ней много друзей в институте, уже подружилась с мальчиком и почему-то украинец, а не русский. Ей понравился, а это главное, но они не верные, не умеют любить долго. Я это слышала, когда жила в оккупации под Тимом.
   Лёшка приезжает очень редко, говорит Зина часто болеет, а 1985 году ослепла на один глаз и делали операцию в Москве, но восстановили только один процент зрения. К нам ни Танечка, ни Зина ни разу больше не приезжали. Мне кажется, она получила это проклятое письмо и сильно обиделась на нас. Но Лёшка по прежнему о нём ни разу не упомянул, может специально не хочет меня волновать. Да мне уже всё равно, ничего не интересно, я плохо вижу и уже давно не смотрю телевизор и не могу читать. А последние два года у меня начались такие головные боли, что я голову от подушки не могу поднять, с большим трудом прохожу в туалет, а еду приносит ко мне дочь в постель, помогает поесть. Ни какие лекарства не снимают головные боли, а давление буквально зашкаливает. Почти постоянно держится на уровне 240 на 100.
  В последний год моей жизни Лёшка приезжать стал каждый месяц, а иногда и два раза в месяц. Он как-будто чувствовал, что я скоро уйду в иной мир. Как-то у меня головные боли отпустили и я у него спросила
- Лёш! А вам в 1982 году не передавал ректор письмо Кати? -
- Передавал. Но мы с Зиной решили вам об этом ничего не говорить. Зачем поднимать всю эту грязь и лишний раз тебя волновать. Он воспринял это письмо как от больной женщины и никакого значения ему не предал. Но письмо отдал Зине, и сказал о том, зачем Алексея Сергеевича волновать, у него и так забот хватает -
- Я так и предполагала -
- Мам! Если ты в состоянии сегодня, то расскажи подробней о своей жизни в Воронеже, о папе, как вы с ним познакомились и жили. Ты раньше рассказывала об эвакуации, но очень кратко, а мне хочется знать побольше -
 Всё я ему рассказала о своём замужестве, об отце до его ухода на фронт, о том как его забрали и об ужасах расстрела на мосту, бомбёжке в составе поезда, о том, как мы жили в оккупации и как мы добирались до города при возвращении
- А почему ты почти ничего не рассказала о папе? Ты что не хочешь? Какие у вас секреты? И почему на улице о доме Ульянищевых всегда говорили, что в нём жили немцы Ульянищевы? -  Ты о и об этом слышал? -
- Даже я об этом сама слышала до замужества и потом спросила отца об этом. Он ответил, что по мужской линии они все русские и коренные воронежцы, а вот прабабушка мамы Маши, его матери, из прибалтийских немцев. Интересно, откуда все знают об этом? - и замолчала.
- Рассказывай, рассказывай дальше, я с нетерпением жду  -
Я с большой неохотой рассказала о жизни Серёжи до отъезда из Воронежа, о нашем знакомстве и жизни до отправления его на фронт. Я же обещала Серёже, что никогда не буду рассказывать о нём своим детям, а я проговорилась и не сдержала своего обещания, почти клятвы.
- А где же папа был 8 лет после того, как он уехал из Воронежа? -
- Не скажу —
- Он что был в белой гвардии? -
- Да как ты мог об этом подумать! Он был патриот своей Родины и ненавидел войну. Он скрывался у своих родственников на юге Воронежской губернии, а потом долгое время жил на Волге. Там его призвали в армию и  он три года служил в Средней Азии, где получил два лёгких ранения и демобилизовался. Всё, и так много рассказала. Я устала и буду отдыхать -
Вспоминается его последний приезд в Воронеж за месяц до моей парализации. Я уже не вставала с постели, плохо воспринимала окружающее пространство, порой впадала в забытье, по голове мне постоянно кто-то бил и бил молотком. Неожиданно я ощущаю лёгкое поглаживание моей правой руки. И я вспомнила годы вместе с Серёжей, как любила понежится в постели по выходным. А Серёжа приготовит завтрак и подходил ко мне. Сядет рядом и гладит мою руку. У него мозолистая ладонь, но такая приятная
- Сережёнька! Это ты? Я тебя ждала всю жизнь и наконец ты пришёл -
Медленно приоткрыла глаза, мне было больно: сидит передо мной Серёжа, только постарел лет на десять. Все его черты лица я хорошо запомнила в день его ухода на фронт. Правильные дугой брови, аккуратный нос, губы слегка сжаты и глаза, они не обычные, при лёгких волнениях они излучали зелёно-голубоватый цвет. Я его называла мой зелёноглазый. Вот и сейчас на меня смотрят эти глаза и лопоухие уши. Он со смешком всегда говорил: «оттопыренные уши — это талисман клана Ульянищевых. У нас у всех, по всем поколениям мужской линии оттопыренные уши». Передо мной Серёжа, какая радость!
Я всё это сказала вслух, но очень тихо, мне больно говорить. И в ответ слышу: «мам! Это я Алёшка». Боже мой! Как Лёшка похож на Серёжу. Я это и раньше замечала, а теперь даже их перепутала. А Серёжа мне раньше говорил, что Алёшка будет похож на меня. Всё он предвидел, даже в трёхлетнем малыше увидел себя. А привычка гладить руку и у Алёшки осталась, как у Серёжи. Как приятно и необычно, раньше я никогда об этом ему не говорила
- Мам! А почему у нас никогда не было ни одной фотокарточки папы, я его лица ни разу не видел?-
 - Сыночек! Все фотокарточки наши сгорели в доме, где мы жили до войны, а те, что я брала с собой в эвакуацию, потерялись. Не знаю, может сохранились у моих сестёр, но я спрашивала и они ответили, что никаких фотографий отца не нашли. Так что верь мне моим словам, ты очень похож на отца -
Это были последние мои слова, сказанные Алёшке. После я лежала почти без сознания с дикими головными болями. Когда он уехал, не знаю, но, видимо, заходил попрощаться, но я спала или была в бреду.


Рецензии