Две Шурочки

"дает снег, как волну; ..." (Псалтирь 147:5)

          *****

Воспоминание о курортах: Курорт Ходжа-Обигарм, Таджикистан, зима 1974-1975 года, две Шурочки

          *****

Мир вам, курортникам!

Можно бы, конечно, сразу с места в карьер... Но сделаю небольшое отступление на тему Средняя Азия. Люблю я её, у меня с ней родственные отношения.

Средняя Азия - это 5 бывших Республик СССР. Несмотря на то, что я побывал во многих уголках нашей планеты, многое видел и многое знаю, заметил, что когда вижу по ТВ передачи о Средней Азии, у меня появляются особые чувства: тепло, любовь, радость, сострадание, сопереживание.

В общем, трудно объяснить, но это так... Всё другое для меня тоже интересно, но не моё.

С Узбекистаном меня связывает моё детство и молодость. С Янгиабадом 6 дошкольных лет. С Красногорском 10 лет школы. С Ташкентом 5 студенческих лет (ВУЗ-городок) и почти 10 лет работы (Чиланзар).

С Таджикистаном меня связывает во-первых то, что я свой первый студенческий год жил в общежитии с четырьмя таджиками (см. рассказ "Четыре таджика").

Школьником 10 класса, а также студентом, я был с Красногорской волейбольной командой в Ленинабаде, Табошаре, Чкаловске на соревнованиях по комбинату.

Свой первый рабочий отпуск я провёл на курорте Ходжа-Обигарм, прекрасное место.

С Туркменией меня связывают мои первые командировки от фирмы ОРГРЭС. Кое какие воспоминания я уже оставил, будут и другие.

С Киргизией меня связывает озеро Иссык-Куль, спортивно-оздоровительный лагерь ТашПИ "Бригантина". И эти радостные студенческие воспоминания я уже описал ранее.

А в Красногорске был у меня сосед через стенку киргиз, Эргаш.

И с Казахстаном меня многое связывает. Из Казахстана моя жена, Нина. Там, у её родителей, мы провели несколько спокойных отпусков по месяцу, на всём готовеньком. Своё молоко, молочные продукты, мясо, курочки, овощи и фрукты, варенья, соленья и т.д. Даже хлеб сами выпекали. Натуральное хозяйство, так сказать. Рыбу ловил сам на реках Терсакан и Ишим. Об этом я как-нибудь тоже оставлю воспоминания, стоит...

Был я также 1 месяц в Алма-Ате на курсах повышения квалификации. Бывал и в Целинограде, где Нина была студенткой.

По работе посчастливилось мне также побывать во всех столицах Средней Азии. Как-то к нам в ОРГРЭС пришла нетехническая работа - просьба из нашего центра ОРГРЭС в Москве. Собрать и обработать для статистики все смертельные случаи, произошедшие в электрических сетях высокого напряжения Средней Азии за последние столько-то лет.

Так я объездил все среднеазиатские Столицы, побывал в соответствующих местах, покопался в соответствующих журналах, собрал и обработал информацию. Ну и случаи были, нарочно не придумаешь. Можно было бы интересную книгу написать...

Извините за отступление от темы. Ведь тема: Курорт Ходжа-Обигарм, Таджикистан. Две Шурочки...

Дело было зимой 1974-1975 года. Это был мой первый рабочий отпуск и мой первый курорт.

Мне уже было 23 года, полтора года я крепко отработал в командировках в Туркмении. Нас, молодых специалистов фирмы ОРГРЭС, старались в первый отпуск посылать зимой, а не летом.

Я увидел на доске моего предприятия, ОРГРЭС, что профсоюз предлагает одну путёвку на курорт Ходжа-Обигарм (около Душанбе) за треть цены. И воспользовался этим, чтобы подлечить свои поломанные ноги, которыми много топтал в командировках, вместо того, чтобы их разрабатывать после перелома.

Хорошие воспоминания остались у меня об этом курорте. Снег там лежал местами - метра 2 толщиной. Было рядом и хорошее место для горнолыжников...

Ходжа-Обигарм, бальнеоклиматический курорт в Таджикской ССР, в 50 км  от Душанбе, на высоте 1740—1960 м, в узком ущелье р. Ходжа-Обигарм. Курорт Ходжа-Обигарм - один из немногих курортов мира, где в качестве лечебного средства, применяется так называемый радиоактивный пар.

Главным богатством курорта является – горячие минеральные радиоактивные воды, выходящие из-под земли, на поверхность источника. Температура воды 45-96 °С. Кроме источников целебных вод, привлекает и климат этого места. Сюда в основном приезжают летом, так как лето здесь нежаркое, воздух всегда чистый...

Зачем-то в то время я отрастил себе длинные волосы, которые мне не шли. И в первый же день курорта меня чуть было не выгнали...

После того, как я устроился на курорте, расположился на кровати с интересной книжкой. Привычка читать в кровати осталась и после окончания ТашПИ. 5 лет в общежитии я жил в одной комнате с 5-4 другими студентами. Мы привыкли читать в кровати, хотя и был у нас стол...

Курортная же кровать обладала тем свойством, что матрац с одеялом постоянно  соскальзывал с неё на пол...

Вдруг открывается дверь и заходит девушка (ей было действительно 19 лет). Наши глаза встретились. Мои глаза посмотрели на неё вопросом: "Что мол надо? Оторвала меня от чтения".

Её же глаза излучали явную недоброжелательность. Она сказала мне, чтобы я встал. Я встал...

Что это? - спросила она. Я посмотрел в направлении её глаз. Матрац с одеялом прилично сполз с одной стороны и лежал на полу. Мне просто надоело его поправлять.

Сердитая девушка (я ещё не знал, что её зовут Шура и что она отвечала за пациентов и за порядок) подошла к кровати, растормошила её ещё больше и говорит мне приказным голоском: "А теперь заправь, как положено!".

Видимо приняла меня за лохматого хиппи и решила призвать к курортному порядку...

Я удивился выходке незваного гостя и сказал ей: "Сама разбросала, сама и заправляй".

Вспыхнув, девушка потребовала мой курортный лист, я ей дал. И она ушла, сказав на прощание, что завтра меня уже здесь не будет и мой курортный лист я могу забрать у начальника курорта...

Вот так начало, думаю, приехал ноги подлечить, да отдохнуть... А без курортного листа не допустят к процедурам. Пришлось пойти к начальнику курорта.

Он оказался молодым человеком, ненамного старше меня. Извиняясь, посмотрел он вниз и протянул мне курортный лист, видимо узнав, что я не хулиган, а нормальный советский инженер, которого нужно подлечить...

Собственно "злая" девушка оказалась вполне симпатичным и милым человеком. И вскоре, в знак прощения, пригласила меня стать партнёром по танго, учиться вместе этому интересному танцу...

Открыли занятия по танцам, а у неё не было партнёра. Мы хорошо подходили друг к другу по росту и были стройными, что подходит к танго.

Я согласился и по вечерам мы вместе учились танцевать. Хорошее упражнение для ног. А днём я ходил на процедуры и тренировки по волейболу, сдружился с тренером, крепким, стройным молодым человеком азиатского типа...

Как-то поздно вечером я, с уже давно не злой Шурочкой, танцую танго, под руководством учителя танцев. А рядом играет мой новый друг, спортивный тренер, с кем-то в нарды.

Было поздно, тренер доиграл партию в нарды, собрался уходить и бросил Шурочке: "Ты сегодня домой придёшь?"

Я её спросил: "А какое его дело, придёшь ты домой или нет?"

Она же мне отвечает: "Это мой муж...".

Попадать в глупые ситуации - моя отличительная черта. Представляете моё удивление, недоумение и ещё больше? Ведь танго - танец, где крепко держишься за партнёра, тем более, если хромаешь на одну ногу...

А как-то она пригласила меня покататься на лыжах. Кто-то достал мне лыжи и мы хорошо провели время. Но этого она могла бы и не делать, я на неё уже давно не обижался. Да я и вообще не обижался - просто получилось недоразумение. Бывает...

И ещё одна Шурочка была у меня в Ходжа-Обигарме. Тоже очень миленькая, личиком и причёской она была похожа на Мирей Матьё, ей было 5 лет. Дочка уборщицы.

Мама с утра мыла полы и оставляла Шурочку со мной, если я был в комнате. У меня уже видимо стал появляться отцовский инстинкт и я с удовольствием играл с Шурочкой, а дети это любят.

Мы так привыкли друг к другу, что трудно было нам расставаться...

Вот и вся история про курорт Ходжа-Обигарм и про двух Шурочек.


Рецензии