Загадки и Тайны Древнего Египта Т. 6

Уважаемый читатель!

Прежде чем вы приступите к чтению этой работы я хотел бы начать с небольшого делового вступления.

 Дело в том что данная работа  широко и богато проиллюстрированы автором чем  значительно улучшено восприятие читателям  излагаемого материала!
 Так в этом томе имеется много фото! Если прочитать книгу  без визуальной опоры на изображения в ней приведенные то теряется до 10-15% ценной информации!

Однако  размещения  книги со всеми авторскими иллюстрациями на сайте  затруднено по тех.причинам. Сайт не публикует материал в PDF формате!

В связи с чем  если вас  заинтересовала эта и другие подобные ей мои работы то вы можете  
их самостоятельно прочитать  на своем  смартофоне или планшете  если через программу Play Market установите 
 у себя  бесплатное приложение " Домашняя библиотека" или "50 000 книг".

Там есть отдел "Магазин",где вы сможете найти эту и  другие мои книги!

                т.6
                Египетские Боги и Богини второго плана

                Вступление

    Данную книги я начну с пояснительного вступления. Ибо читателю неподготовленному к восприятию подлинной истории Древнего Египта не понятно почему автор вдруг взял и разделил всех египетских богов на 9 главных и 46 второго плана!
  И на этот вопрос можно ответить так.

   История Древнего Египта, изложенная в т.5 этой книги, показала нам, что за все официальное с точки зрения нашей с вами мировой историографии (почти 4500 лет) существование Древнего Египта, его религия имела неустойчивый характер и постоянно претерпевала различные изменения. И зачастую это бы кардинальные перемены (изменялись культы ведущих богов). 

     А сами «египетские Боги» запомнились «древним египтянам» как   безжалостные воины, и эксплуататоры людей.
    Причем люди видели, что не было у Богов не только справедливости по отношению к людям, а у них самих не было ни согласия ни в общем ни единоначалия.
   Судя по дошедшим до нас обрывкам подлинных событий, что сохранились в древнеегипетских документах «Египетские Боги» кроме всего прочего постоянно между собой делили власть и территории!
     В связи с чем в Древнем Египте зачастую разыгрывались настоящие уголовные драмы и лилась кровь «невинно убиенных» Богов!!!
    Ведь «Древнеегипетские Боги» небыли Богами бестелесными и бессмертными (как это изображено скажем в Христианской Библии).
     «Египетские» были из плоти и крови и внешне не особенно чем отличались от окружавших их людей! Которые тоже ведь по большому счету они этих же древних людей и сами создали! По своему образу и подобию!
    Поэтому Богов и Богинь в Древнем Египте систематически насиловали, калечили и даже убивали!
    Потом некоторым из БОГОВ все же удавалось путем «реанимации», проведенной над их телами другими богами вернуться к жизни.  Но увы не всем так повезло...!
    Т.е. в древнеегипетских мифах и легендах мы с вами уважаемый читатель живущие в 21 века третьего тысячелетия от Р.Х., уже  с нашим развитием уровня науки и техники! видим, и понимаем, что все «божественные чудеса воскрешения» и «бессмертия»  древнеегипетских Богов это всего лишь технологии, которые они уже имели в своем распоряжении при появлении на территории Древнего Египта!
И в таком случае мы  под определением « Древнеегипетские Боги»  должны понимать, тот непреложный  факт, что  мы имеем дело с  представителями высокоразвитой  инопланетной  цивилизации!!
    И в связи с последним замечанием я хочу развить эту мысль далее!
   Что поскольку колония инопланетной цивилизации, обосновавшаяся на территории современного нам сейчас Египта, проставляла по моим личным подсчетам «отряд астронавтов» численностью около 5000 – «высококвалифицированных специалистов» разных областей науки и техники.
    И тут надо так же пояснить, что все эти 5000 инопланетных астронавтов появились на планете Земля не в один день! Ибо процесс «колонизации» нашей планеты начался примерно за 200 000 лет до той условной даты, которую мы называем 1 годом н.э!
        А первый «космический десант» составлял собой обряд из    300 астронавтов, которые они были сформированы по сути в один в нашем понимании «военизированный отряд» у которого был свой командир!
     Высадились инопланетные астронавты на территории современного нам Ирака, и там основали свою первую колонию-опорный пункт.
   Там были построили первые сооружения для убежища. Установили пункт связи со своей планетой и занялись разведкой и освоением близлежащей территории в первую очередь для решения вопрос о снабжении пившей и водой!  Ведь новоявленные «Боги» любили хорошо и вкусно поесть да и не прочь были и выпить того напитка что мы сейчас называем –ПИВО! !!!  Да-да уважаемый читатель вы не улыбайтесь! Ибо   ПИВО это один из многих ДАРОВ инопланетян для людей!
    Позже на его мест первого Базового лагеря инопланетных астронавтов возник библейский город УР ( Ур Халдейский по Библии) .
    Это был большой и многонаселённый город, и хотя он и не уцелел до нашего времени, но вот в историю нашей цивилизации оттуда попал один его житель - будущий праотец всех   иудеев Авраам!  Который по сути бросив свою службу при языческом храме бога Сина бежал из Вавилонии в будущую Палестину...
   Где и заварил большую авантюру с появлением особого «богоизбранного народа»! НО оставим Авраама пасти своих овец в Иудейской пустыне, ибо речь в нашей книге пойдет не о нем.
    И возвращаясь к теме колонизации планеты Земля инопланетными астронавтами то тут надо отметить, что после первого десанта представители инопланетной цивилизации примерно 1 раз в 3600 когда их планете приближалась к нашей Солнечной системе, прибывали на Землю, доставляя новых колонистов и новое оборудований, технику и транспортные средства.
    Обратно космические корабли увозили з добытое на планете Земля золото!
    Больше если верить записям шумерских библиотек – инопланетян на земле ничего в общем и не интересовало.
    Так постепенно число инопланетян на земле достигло 7000-10000.
    А поскольку территория между реками Ефрат и Тигр была освоена, то было принято решение о разведении колони на две группы. Случилось это примерно 45 000-40 000 лет. до н. э. когда «вторая группа» астронавтов-колонизаторов под руководством уже новых руководителей и прибыла для освоения той территории, что сейчас замыкает современный Египет.
       И тут начало строительства и развития было успешным и продуктивным.
       Вы сами это видите по наличии дошедших до нас древнеегипетских пирамид, которые были построены не для захоронения фараонов, а совсем для других целей, связанных с обеспечением связи с главной планетой инопланетных астронавтов, обеспечения работы главного космодрома инопланетян располагавшегося на Синайском полуострове и обеспечения энергией для работы механизмов и др. устройств этой инопланетной колонии.
      Но вот в дальнейшем в Египетской колонии которая согласно древне шумерским документам называлась «Второй регион» начались среди инопланетян волнения перешедшие в отрытые бунты.
    Решить эти проблемы сразу не получилось и далее они перешли уже в отрытые вооружённые столкновения соперничающих между собой группировок. Причем это были реальные боевые столкновения с применением атомного оружия! История городов Содомы и Гоморры тому яркий пример! А еще один ядерный удар был нанесен по главному космодрому инопланетян располагавшемуся на Синайском полуострове!
     Закончились эти первые войны на планете Земля тем, что на главной планете инопланетян было принято было решение «о закрытии колониальной миссии» на планете Земля и все инопланетные астронавты вернулись на родную планету.
     При этом постепенно они демонтировали и вывезли с собой все ценное оборудование ми машины.
    Но перед возвращением на свою планету инопланетяне «передали власть над людьми» своим потомкам от браков с земными женщинами!
     Так в Шумере появились первые цари, а в Древнем Египте –первые фараоны и началась письменная часть истории нашей земной Цивилизации…
    Далее в этой работе я все опишу подробно, а пока это все в качестве вступления для пояснения истиной причины появления в Древнем Египте Богов!

      Ну а далее после смены власти и ухода инопланетных астронавтов «Богов» в Древнем Египте в последующем под влиянием жрецов и установилось описываемое в этой книге многобожие.
      Когда несколько верховных богов стали почитавшихся всеми египтянами, а большое количество местных Богов и Богинь, почитавшихся только на определенной территории Древнего Египта.
      Но в основе и этих культов лежит историческая память древних египтян о деятельности того или иного представителя инопланетной цивилизации!
    В связи с чем автор и назвал таких «Богов и Богинь» управлявших отдельными регионами Древнего Египта –«богами второго плана».
    Это примерно, как в современном кино, где есть актеры с мировыми именами и много других актеров играющих в массовках или второстепенные роли…


                ч.1
            Египетские Боги и Богини второго плана

     С учетом большого количества Богов ваш автор для удобства их систематизации расположил в алфавитном порядке, а не по «степени влияния» или «могущества» приписанных ими субъективными «древними египтянами»:

               
     1.Мифологическое чудовище Амат   с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила.
      Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде  Осириса признавались неправедными.
     Чаще всего изображалось в образе гиппопотама, с львиными лапами, гривой и головой крокодила).
     Считалось, что Амат обитает в Дуате (подземном царстве). Амат часто фигурирует в сценах суда Осириса в качестве «пожирателя душ», пожирающего души грешников.
   "За Тотом притаилось чудовище женского пола по имени Амемит  — «Пожирательница », или Ам-мут  — «Поглотительница смерти ».
                Египетская книга мертвых. Т
"Его имя означает буквально "пожиратель мертвых" , и русское ухо безошибочно улавливает детское звукоподражательное слово, составляющее его основу. Вряд ли такое совпадение случайно.    Тем не менее, нигде, кроме Египта, подобного существа больше нельзя найти.
     Внешне, правда, он не слишком оригинален: имеет тело пса и голову крокодила. На фресках и миниатюрах, сопровождавших выдержки из Египетской Книги Мертвых, у этого зверя вполне безобидный вид: туловище ньюфаундленда венчают маленькая головка и длинный нос не то лисы, не то колли. Но это только видимость: правоверным египтянам особый страх внушал именно он. Разумеется, жители нильских берегов имели вполне ясное представление о крокодильих зубах и потому не обманывались стилизованным изображением.

      Однако кроме этого была и другая, более важная причина:  ..
." (52)  по египетской мифологии после смерти человек попадает на суд Осириса, где его сердце взвешивается на весах, на другую чашу которых ложится либо статуэтка богини истины Маат, либо страусиное перо — символ Маат.

    Если умерший "никого не принудил голодать или плакать, никогда не убивал и не принуждал к убийству, не похищал ритуальную пищу, не подделывал весов, не отнимал у ребенка молока, не сгонял с пастбищ зверей, не сажал в клетки божьих птиц"  , его сердце уравновесит символ истины;

     это "означало, что покойный оправдан и достоин вечного блаженства на "райских полях" Иару.
     В противном случае его пожирало чудовище Амт "  , у "которого перед крокодила, туловище льва (либо леопарда) и круп гиппопотама"  .
"Осирис писец Ани, говорит он:
«Мое сердце — матерь моя, мое сердце — матерь моя, мое сердце — мое прибытие в мир живых!    

      Пусть ничто не свидетельствует против меня на моем суде; пусть не воспрепятствует мне Джаджат, пусть не воспротивишься ты мне в присутствии того, кто хранит весы! Ты — мое ка в моем теле, что связывает вместе и укрепляет члены моего тела. Да достигнешь ты того места счастья, к которому направляюсь и я. Пусть же Шенит не заставит мое имя испускать зловоние и да не будет сказано лжи обо мне в присутствии бога! Хорошо это для тебя — слышать [подобное] [...]».
       Тот, справедливый судья Великой Эннеады богов, говорит он перед богом Осирисом:
 «Услышьте же вы суждение (то есть "вынесение приговора"). Сердце Осириса было взвешено по справедливости, а его душа выступала свидетелем его.
 Выяснена правда путем взвешивания на Великих Весах.
      Не было совершено им злого поступка, не воровал он приношений в храмах, не приносил он вреда своими действиями, не произносил он злых речей в бытность свою на земле».
    Великая Эннеада богов отвечает Тоту , обитающему в Хеменну:
    «Вышедшее из уст твоих было предопределено. Осирис писец Ани, правогласный, чист и праведен. Не грешил он и не творил злого против нас. Да не будет он отдан Пожирательнице Амемит  на съедение. Да будут предоставлены ему приношения мясом и возможность лицезреть бога Осириса вместе с усадьбой в Сехет-Хетеп — навечно, как положено для следующих путем Хора ».
Египетская книга мертвых. Таблица III (398: с.153-154)
"Также ее называют «Пожирательница [из] Аменти » (то есть загробного мира) или Шаи  (Lanzonc. Dizionario. — P.129) .

      Папирус из Британского музея № 9901 описывает ее внешний облик следующим образом: «Передняя треть тела ее — крокодил, ее задняя часть — гиппопотам, а в середине она напоминает льва». Пожирательница обычно сидит позади Тота или на его месте рядом с весами.
     Но есть один папирус, цитируемый Навиллем (Todtenbtich. — Bd.I. — Bl.136) , где она изображена распластанной по земле рядом с огненным озером в «аду»" (398: с.357) . Здесь "местообитание Амат описывалось как огненное озеро, в которое сердца грешников кидались перед
    Ему помогает еще один зверь, Бабай , о нем известно только то, что он — ужас, и что
       "Египтяне пять тысяч лет исповедовали воскресшего Озириса, который смертью смерть попрал и даровал бессмертие и рай всем своим адептам
    Но вот собственного Ада у египтян не было!!!

     Между тем его идею вынашивал и лелеял греко-иудейский мир, и потому вскоре у древнего "пожирателя " появилось множество преемников.

      Тут не было недостатка ни в адских псах, ни в крокодилах, легко превращавшихся в драконов .

     Правда, все они служили либо стражами подземного мира, либо его палачами, либо, как Ахерон сами являлись адом.
     Другими словами, человек, попав в пасть к одному из этих зверей, продолжал свое существеннее после перерождения, но в более низком социальном статусе…

    2.  Амон – почитавшийся в городе Фивы бог воздуха и ветра.
        Его имя буквально означает «невидимый». Амон приобрёл значение верховного бога Египта при фараонах XII и XVIII династий, имевших резиденцию в Фивах.
         Многие из них носили имена Аменемхет («Амон во главе») и Аменхотеп («Амон доволен»). Амон – всепроникающая, сокрытая душа, которая даёт дыхание жизни всему сущему.
         Ему были посвящены великолепные Карнакский и Луксорский храмы. «Небесный» характер Амона облегчил его слияние с Солнцем-Ра в едином образе Амона-Ра.


      
                Первоначально Амон — местный бог Фив.

      Помимо этого, локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре со своей женской ипостасью (Амаунет). Мифологическая проработка образа Амона скудна.

     Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Усерет (что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела).

    Сыном Амона и Мут являлся бог луны Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду. Так как Амон отождествлялся с Мином, к нему прилагался эпитет «Камутеф».

    Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге!

   Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови.

       В результате политического возвышения Фив в период Среднего царства культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом.

     В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады.


В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона.

Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III, Аменхотепе III и Рамсесе II.

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона, приближённый к монотеизму, его преемники Тутанхамон , Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра.

В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XX династия) и восшествию на престол Херихора, верховного жреца Амона.

    В результате завоевания Египтом Нубии (Куша), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии. Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте, где большую популярность приобретают Исида и Хор. Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата.

    Когда нубийский правитель Кашта добился у Шепенупет I (англ.) русск., единокровной сестры фараона Такелота III, бывшей «Супругой Бога» (верховной жрицей Амона), признания его дочери Аменирдис I своей наследницей, это означало начало установления контроля Напаты над Египтом.

      Фараоны XXV (эфиопской) династии всячески демонстрировали своё почтение перед Амоном; после их изгнания из Фив перемещается и важнейший центр культа Амона. Он получил значительное распространение в Мероэ и Нобатии, также ставшими теократическими государствами, где ключевую роль в принятии политических решений играл оракул Амона.

    Вероятно, из Нубии же было заимствовано и ассоциирование этого бога с бараном, в частности, изображения Амона, изначально полностью антропоморфного божества (держащего уас человека в длинной короне), в виде человека с головой барана с закрученными рогами.
Амон в античной литературе

    Согласно Геродоту, Амон (греч. ?????; Аммон) — имя Зевса у египтян. Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа»

      Его храм стоял в Фивах, статую бога работы Каламида в храм пожертвовал Пиндар. Его животное — баран. Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами. Упоминается Еврипидом. Бог солнца
     Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии.
     По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса-Амона

     Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу.

     Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне, посетил отбивший Египет у персов Александр Великий, оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона»], что придало ему убеждённости в собственной божественности.

Рационалистическая интерпретация

       По рационалистической интерпретации, Амон — не бог, а древний египетский царь.

     Согласно Диодору, Рея была первой женой ливийского царя Аммона, но когда узнала, что её муж изменил с нимфой Амалтеей и у них родился сын Дионис, бежала к брату Крону и стала его женой. Крон, по настоянию Реи, вёл войну с помощью титанов против Аммона.

       В последовавшем сражении сторонники Крона одержали верх, в то время как Аммон, который испытывал трудности из-за нехватки припасов, бежал на Крит и женился на дочери одного из куретов (в то время были царями) Крите.

      После женитьбы Аммон получил власть над этими районами, и остров, который до этого времени назывался Идея, он назвал Крит в честь своей жены.].

         Согласно историку Леонту, когда Дионис правил Египтом, Амон прибыл из Африки и пригнал ему скот, за это Дионис подарил ему землю против египетских Фив. Поэтому ваятели изображают Амона с рогатой головой.


     3. Анубис – первоначально главный бог подземного мира, позже вытесненный с этого места Осирисом. Сохранил многие функции, связанные с умершими: был их провожатым в мёртвое царство, взвешивал душу покойного на весах загробного мира, определяя, достойна ли она там остаться, считался покровителем искусства мумификации.
       Изображался с головой шакала (африканского золотого волка) или целиком в  «шакальем» виде – сидя сверху гробниц, как их охранитель.
        Инпу или Анубис — шакалоголовый  бог бальзамирования и мумифакации в египетской
   
      Центром культа был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, "город собаки"), где его женой (или женским воплощением считалась шакалоголовая богиня Дуата Инпут ; их дочь — змееголовая богиня вод для омоновения умершего Кебхут

         Почитание Анубиса очень рано распространилось по всему Египту.
         В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, покровителем некрополей и кладбищ, хранителем ядов и лекарств. Его основные эпитеты "Хентиаменти", то есть тот, кто впереди страны Запада ("страна Запада" — это царство мертвых), "владыка Расетау" (буквально "царства мертвых"), "стоящий впереди чертога богов"
       Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших.
       В это время Осирис просто олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу ??????? ?????? ?????? ?????? ??????
     Однако постепенно с конца III тысячелетия до нашей эры функции Анубиса начинают переходить к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса?

      В частности, вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов и создает первую мумию; вместе с Тотом присутствует на суде Осириса и становится одним из судей загробного мира (хотя изначально он был единственным загробным судьей (1244);
      в конце концов становится внебрачным сыном Осириса от Нефтиды, которая приняла облик своей сестры Исиды и обманным образом забеременела от Осириса (испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла и выкормила богиня Исида.

      Анубис играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
      Анубису приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту;
      Анубис расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны (174) .
       После всех подготовительных процедур именно Анубис (или Упуаут ) проводит "душу" умершего через царство мертвых на суд Осириса, где на весах Истины происходит
         Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

       4.Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.


 

     5.Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла.
     Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

    6. Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона.

     В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям.


     Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной.

Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.
 
7. Бастет – кошачья богиня из города Бубастис.
Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье.


Баст, или Бастет (егип. B3stt) — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.

Баст — вариант произношения имени, принимаемый большинством современных египтологов. Древнеегипетское слово «b?stt» ('?' — алеф) состоит из «b?st-» и женского окончания «-t». Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому слово могло звучать «Баст» или «Бастет». Возможно, имя произведено от имени «Бес» — аналогичного божества мужского пола.
Отец её — Солнце; мать — Хатхор-Луна. Богиня небес Нут — её сестра, а Хонсу — брат.

Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес.

Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).

К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой(реже — с Афродитой)

Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет.

Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.

Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием»

Геродот описал святилище Баст следующими словами:

«Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 футов и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины.

 А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон.

 Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини.

 Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощённая камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья».

В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем).
Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек

Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

 
8.Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами.


Своеобразные добрые домовые.
В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

 
9.Гор – Гор, Хорус также Хор (егип. ?r — «высота», «небо») — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца; сын богини плодородия Исиды и Осириса — бога производительных сил.

 Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет. Одна из самых распространённых форм Гора в период Нового царства — Хоремахет (или Гармахис в греческой транскрипции — «Хор на горизонте (небосклоне)») — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора

Миф о Горе
Анубис по приказу бога Ра собрал тело Осириса, забальзамировал и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца.

 В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся восемьдесят лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око (см. «Уаджет»). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.

У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица

Гор в античности

Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном. Созвездие Гора греки называли Орионом.

Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра — в форме Ра-Горахти. Это сопоставление было достаточно распространено.

В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом и тем самым с Марсом


10. Имхотеп – визирь фараона III династии Джосера, впоследствии почитавшийся как бог врачевания.


11. Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности.

 Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

 
12. Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.
 

13.Мут
 Мут (егип. Mw.t — «мать»)[1] — древнеегипетская богиня неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства.

Мут изображалась в виде женщины в объединённой короне пшент и грифом — её иероглифом — на голове. Имея собственного сына Хонсу, Мут усыновила также Монту, включив его в состав фиванского пантеона, что подтверждало её статус как богини материнства.

К правлению Аменхотепа III музыкальный ритуальный инструмент-ожерелье менат стал ассоциироваться с культом богини Мут[2], а не Хатхор[3].

Мифология и культ
Первоначально Мут считалась эпитетом
вод Наунет, женской пары
первоначального океана Нуна, в системе мифологических воззрений, связанных с гермопольской Огдоадой. Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца.


В период возвышения Фив, ставшим столицей Египта Среднего царства, соответственно возросло и значение местного бога Амона, провозглашённого царём богов, поэтому место его жены Амаунет, бывшей всего лишь женским эквивалентом Амона, заняла более колоритная богиня Мут.


Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» — выражение божественной предвечности. Среди её имён также «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов». Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру», по имени священного озера при её храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма и соединённом с ним аллеей сфинксов.

Во время ежегодного праздника Опет - ритуального бракосочетания Амона и Мут - барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу перевозились из Карнакского храма в Луксорский[4]. Праздник приходился на второй месяц Ахета, сезона разлива Нила и отмечался с периода Нового царства

14. Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

 
15. Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

 
16. Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос.

    Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.
 
17. Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.
 
18. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта.

Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха).

Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила.

Поклонение Монту широко распространилось во время кратковременного политического возвышения Гермонта при фараонах XI династии. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»).

После того как Гермонт уступил свою гегемонию соседним Фивам, Монту ушёл в тень перед фиванским богом Амоном.


Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.

19. Мут – богиня-коршун озера Ашеру (близ Фив). Считалась женой бога Амона.

20. Нейт – заимствованная египтянами у ливийцев богиня охоты и войны. Считалась также покровительницей ткацкого ремесла. Культ Нейт был особенно распространён в городе Саисе. Иногда признавалась двуполой.



21. Непри – бог зерна, сын богини Рененутет.



22. Нехебкау – бог-змей (иногда с человеческими ногами).

В некоторых текстах представляется воплощением бога Ра, в других – его врагом (воплощением Апопа). Считался защитником дома от змей.


23. Пта (Птах) – бог, почитавшийся в Мемфисе, как творец мира. Благодаря своей созидающей силе признавался также воплощением плодородия, умственного и ручного творчества – наук и производительных ремёсел.

     Птах (егип. Pt? — «Скульптор»; возможно, произносилось в древности как «питах»[1]) — бог-демиург, покровитель Мемфиса, ремесленников и архитекторов в древнеегипетской религиозной традиции
       Согласно богословскому произведению мемфисских жрецов «Памятнику мемфисской теологии», фиксирующему, по видимости, более древнее предание, — Птах — демиург, бог-творец, создавший первых восемь богов (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Наунет (бездна), само же употребление пары имён, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определённого образа — не путать с именем Творца Амон), из которых Он творит мир и всё в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремёсла, искусства и так далее) «языком и сердцем», задумав творение в своём сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом).

         От Птаха произошли Свет и Правда, также Он — создатель царства (царственности как принципа организации жизни).


Его жену звали Сехмет.

В 647 речении «Текстов Саркофагов» содержится речение от имени Птаха

«Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь».

К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной» (юг в египетской символике — образ вечности), иными словами, Птах — это бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения.

     Имя Птах практически не встречается в ритуальных текстах (текстах пирамид), где употребляется в основном имя Ра или Амон Ра (Незримое солнце). Зато от имени Птах производится множество личных имён людей (например, имя известного древнеегипетского мудреца Птаххотепа).

      В одном имени почиталась иноприродность Бога миру людей, в другом — единоприродность. Таким парадоксальным образом выражалась мысль о том, что человек одновременно причастен и божественному бытию и земному, одновременно — и тварь и сын бога

      Умерший, по мысли древних египтян, претендует на соединение с богом именно в силу своей единоприродности с ним (Амон Ра — бог, раскрывающий себя в своём творении, которое с ним соединено; а люди произошли из слезы его).

     В имени же Птах египтянин чтил именно Божественную запредельность, его иноприродность своему творению, и человек является самовластной «иконой», этого Самовластного Невыразимого Божества

      Центром почитания Птаха был город Мемфис. Само название «Египет» восходит к одному из названий Мемфиса — «Усадьба души Птаха» (вавилонское hikuptah, др.-греч. ????????, а?йгюптос). Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было само расположение Мемфисского храма Птаха — вне стен города, за южной стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространён также в Нубии, Палестине, на Синае.

24. Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

25. Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро.
В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия.


 Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.
 
26. Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

27. Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота.
При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове.


 Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.
Сешат (егип — «Та, кто отмеряет годы жизни» или «женщина-писец») — богиня искусства письма, литературы, судьбы и счёта в египетской мифологии.

 Олицетворялась с пантерой и носила древний титул «Госпожа Дома жизни» (учебного заведения с собраниями рукописей, архивом)

Имя Сешат имеет два значения. Первое — «Та, кто отмеряет годы жизни» (от сеш = папирус = зелёный = живительный).

Позже, когда её культ соединился с культом Тота, имя получило толкование «женщина-писец» (от сеш = папирус = писчая палочка из папируса = писец).

Мужской формой Сешат является Сешау
Священным животным Сешат считалась пантера, поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки, с письменными принадлежностями (папирусовая палочка и временной столб) в руках. Над головой изображалась семиконечная звезда.
Символ Сешат ставился на штандарт, выносимый восьмым из 15 в церемониальной процессии жрецов.
                Мифология
         В поздний период Сешат связывалась с Тотом и считалась той, кто на листьях дерева «шед» (связанного с хеб-сед) отмеряет годы жизни и правления фараона.
         Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота.

         День рождения Сешат праздновался в один день с днём рождения Мафдет, поэтому, предположительно, Сешат является её сестрой-близнецом.

           В храме Дендеры Исида называется «Великой Сешат, госпожой письма, великой на небесах, могущественной на земле»
                Культ
          Первоначально Сешат была локальной богиней Саиса, но затем центром её культа стал Хемену (Гермополь Великий).
      
       Сешат представлялась женской ипостасью Тота — богиней письма, счёта, мудрости, кто покровительствует учёным и мудрецам, строителям и геодезистам.
        Значимая роль Сешат придавалась при закладке фундамента, особенно во время строительства храмов (поэтому Сешат связывалась с Нефтидой — покровительницей дворцов).
       Сешат называлась «Госпожой Дома жизни», то есть «Дома священных писаний, знаний и учений».

        Как богиня судьбы Сешат сидит у подножья космического древа в нижних глубинах неба или на месте встречи Верхнего и Нижнего Египта. На древе или его листьях она записывает годы жизни (фараонов) и значимые события для будущих поколений Сешат — одна из богинь, которая сидит у постели новорожденного божественного ребёнк
 

28. Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Татенен демиург, бог земли и времени
Мифология древнеегипетская
Толкование имени поднимающаяся земля
Латинское написание Tatenen,
Пол мужской
Культовый центр Мемфис
Происхождение из первозданных вод Нуна

Татенен (егип. T3 ?nn, T3-nn, Tnn: «поднимающаяся земля») — в древнеегипетской мифологии бог земли и времени, демиург, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей.

Ему принадлежат глубины земли, минералы, растения

Имя Татенена переводится как «поднимающаяся земля» и означает уста сотворения мира.

Он — первый холм (бенбен) средь первозданных вод, кто создал всё сущее в своём сердце и дал названия.

 Благодаря Татенену появляется еда, подношения и «все хорошие вещи»
В священных гимнах называется отцом солнечного божества, которое рождается поутру, поднимаясь из земли Татенена.

Культ
Изображался в виде человека с двойным султаном на голове или в короне атеф.

Центром его почитания был Мемфис. Позже Татенен стал отождествляться с Птахом, из-за чего имя бога Татенена стало синонимично имени Птаха. Синкретический бог Птах-Татенен почитался как дающий пищу

29. Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.


31. Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.
О ней подробно рассказано в т.5

32. Тот – верховный бог города Гермополя.
 По происхождению был, вероятно, божеством Луны, но в связи с ночной таинственностью этого светила и правильной сменой его фаз позже стал почитаться как покровитель мудрости, знания, наук, магии, высшего откровения.


Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути др.-греч. ???, ????? от егип. ??wty, возможно произносится ?i?aut?) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка.

Является одним из самых ранних египетских богов. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий).

Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анк. Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Священными животными Тота были павиан и ибис.
История изучения

Работы о боге Тоте были ещё до расшифровки Шампольоном египетской письменности, они опирались на сведения древнегреческих и римских авторов. Наиболее известной из подобных трудов была книга Яблонского «Pantheon Aegyptiorum sive de di iseorum commentariius» (1724), в которой он выступал против популярной в то время точки зрения, что Тот — историческое лицо, возможно один из царей, и придерживался позиции, что он был мифологическим персонажем

Египетские памятники как источник информации о Тоте первым использовал сам Шампольон, невзирая на бессистемность и устарелость сведений, ему первому удалось установить, что это божество было связано с Луной и загробным миром. Достаточно много информации о нём в древнеегипетских памятниках нашёл Карл Лепсиус: некоторые надписи из гробниц Гермопольских номархов, издание Книги мертвых и изучение Гермопольской огдоады дали много материала для изучения Тота.

Достаточно долго этот материал было невозможно корректно использовать, по той причине, что египтология придерживалась мнения о застойности египетской культуры. Из-за этого разные данные привлекались как единое целое, а свидетельства древнегреческих источников ставились в один ряд с данными о Древнем и Среднем царствах.

Из-за этого научные работы о Тоте грешили огромным количеством неточностей, в частности, в работе Бругша была сделана попытка изучить его как местную форму Шу, близкую к Хепри и Хнуму.

Ранние представления
Культ Тота происходил из города Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий), там же был центр его почитания.

Изначально в этом городе был распространён культ зайца. Он был вытеснен из города культом Тота, а из всех священных животных, почитавшихся там (павиана, змеи и восьми божеств-лягушек), продолжили почитать только павиана, бывшего ведущим животным на праздниках фараона, уже в качестве воплощения Тота
. А в более ранней гермопольской мифологии он был архигетом этих восьми божеств

Первоначально почитался в качестве ибиса, возвещавшего разлив Нила, уничтожавшего гадов и олицетворявшего лучшие качества человека Возможно, тогда же он был астральным богом и следил за равновесием на небе.

Кроме того, в Текстах пирамид Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи, но его конкретная роль в тех верованиях из текста не ясна.

Неизвестно, имел ли он характеристики лунного божества ещё во времена его регионального почитания в Гермополе, или же это значение он приобрёл в дальнейшем, однако, изначальное влияние Тота как лунного божества вполне вероятно: бог Луны может быть наравне или даже влиятельнее солнечного, у многих древних народов лунные боги считались покровителями, защитниками скота и людей, а также, такие божества часто изображались мудрыми.

В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Хора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Тем не менее, его продолжали считать языком Птаха и сердцем Ра.

Представления во время расцвета Древнего Египта

Позже его представляли в первую очередь как мудрейшего бога, изобретателя иероглифов, письменности и календаря, автора священных книг, покровителя библиотек, мага, покровителя учёных и чиновников. С ним связывалось знание всех наук, особенно магии. Как бог Луны, он был заместителем бога Ра. Он был членом триады Птах-Хор-Тот, позднее трансформировавшейся в Ра-Хор-Тот Кроме того, он был богом слова[ его слова приводили к действиям (в качестве бога слова он имел титул «могущественный в речах»). Согласно древнеегипетской мифологии, он создал весь мир словом.

Будучи богом Луны (эти функции всё больше переходили сыну Амона Хонсу с титулом «Серебряный Атон», полученным в период Позднего Египта

Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.

В династический период постепенно забывалась роль Тота как творца, а всё больше подчёркивалось то, что он создал письменность, был богом мудрости, сохранял баланс между днём и ночью в начале вселенной, был судьёй между Гором и Сетом и имел абсолютную беспристрастность и справедливость.

 В какой-то момент Тот фактически стал руководить судом мёртвых вместо Осириса

Его считали создателем письма, покровителем архивов, Гермиопольской библиотеки и писцов. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов.
Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.

В качестве протоколиста Тот присутствовал на суде мёртвых Осириса.

Занимая особое место среди древнеегипетских богов, он был могущественнее Осириса и даже бога Ра. Он был крайне важным богом в Книге мертвых: там он называется «Писец Маата в энеаде богов», на изображениях в Книге Мертвых у него в руках инструменты для письма: палетка и палочка из тростника.
Считался автором ряда заупокойных текстов

Поздние представления

Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра/Хепри/Атум/Нефертум. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём.

В эллинистический период его считали создателем священных книг, включая Книгу Дыхания.

                Миф об изменении календаря

Тоту также приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл эти пять дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти пять дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении пяти дней, выигранных Тотом)

Египтяне также верили, что он вёл счёт времени и создал его разделение на месяцы и годы. Тот имел титул «владыка времени», и считался одним из его богов наряду с Хех.

                Священные животные
Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан). Из них основным и более древним символом был ибис: неизвестно, когда павиан стал его вторым символом, поскольку в древнейших текстах он в этом качестве не упоминается.

Причин, по которым ибис стал главным священным животным Тота, было немало: сама эта птица сообразительна, красива, её отличают мерная походка и красивый полёт. Охотится эта птица на насекомых и ящериц, что также в глазах древних египтян делало её благодетелем. Вероятно, они также обратили внимание на связь жизни этой птицы и Луны.

 В результате, он стал главным символом этого божества, зачастую слова «Тот» и «Ибис» египтяне использовали как синонимы, что приводило к различным играм слов.

Павиан, будучи вторым его священным животным, мог получить такое значение по нескольким причинам: по мнению Масперо, древние народы любили приписывать обезьянам человечность, способность говорить и т.д. Кроме того, причинами были связь жизни павианов с луной[24], их отвращение к запрещённой жрецам рыбе, на египетском слово, обозначавшее павиана-гамадрила, было удвоением глагола «писать»[27].

Изображения

Изображение Тота в виде павиана

Чаще всего он изображался в образе человека с головой ибиса, в руках у него был скипетр и анх. В других изображениях он, как лунный бог Аах, изображался как мумия с локоном волос Гарпократа, на таких изображениях у него были месяц и полная луна, а в руках — различные атрибуты Осириса.

Иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием

Павиан играл важную роль в Книге мертвых, в ней он показан восседающим на опоре весов, на которых взвешивались души. Роль павиана заключалась в наблюдении за весовой стрелкой, если стрелка показывала равновесие, то он сообщал эти данные Тоту. Генрих Карл Бругш считал, что павиан — олицетворение Тота в качестве бога равновесия и павиан был символом двух равноденствий: осеннего и весеннего.

Павиан был связан с Луной, что подтверждается изображениями, где на голове у павиана полумесяц и диск. Также он был представителем Тота как «владыки божественных слов и писца богов», что доказывается изображением, где он держит в лапе палетку Тота и письменный тростник и именуется вышеуказанными титулами

                Головные уборы

Поскольку Тот был летописцем, на некоторых изображениях у него на голове был полумесяц, на других изображениях он носил корону Хемхемет, на которой были кобра, рога, солнце и прочее[13]. Как у бога, который считал годы и время вообще, на некоторых изображениях у него на голове были полумесяц и диск. Он был воплощением одного из вариантов богов Ин-Хера и Шу, поэтому на части изображений у него на голове были короны этих богов. На некоторых изображениях Тот носил двойную корону Юга и Севера[.

                Происхождение

Согласно старой легенде, Тот был сыном бога Гора, семя которого попало в тело бога Сета с помощью листьев салата. Это семя проросло, в результате чего родился Тот, вышедший из Сета через его лоб. Есть и другая версия, согласно которой Сет вынул из своего лба золотой серп, который Тот у него отнял и положил на свою голову как украшение. Первый вариант этой легенды был отвергнут доктором Гардинером, по мнению которого, Тот пришёл из места под названием Джхути

Помощники Тота и его фараоны-тезки


Мраморный бюст фараона Тутмоса III

Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены[29].

Во время Второго переходного периода один из фараонов XVI династии носил имя Джехути, то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов XVIII династии — Тутмосидов, в том числе Тутмоса III (Джехутимесу III).

Культ и места почитания

Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий)
 Именно в этом городе находился главный храм Тота[14].

Однако, его почитали в той или иной степени и по всему Древнему Египту.
Храмы Тота также были в: Бахе, Пер-абе, Урите, Та-уре, Талмисе, Пселкете, Сепе, Хате, Иа-джа-Мутете, Имен-хери-ибе, Та-кенсе, Рехуи, Хесерте и Абидосе

В эпоху Третьего переходного периода и Позднего Царства Гермополь становится столицей Египта, что позволяет культу Тота выйти на новый уровень. В честь Тота в Гермополе миллионы ибисов были подвержены мумификации

Культ в Гермополе

Поскольку египетская религия всегда сохраняла определённую региональность поклонений, наиболее торжественным и глубоким был культ Тота в Гермополе[30]. О его глубине, в частности, говорит то, что первым в списке жреческих титулов Тотготпа I, местного номарха, значится «великий пяти в храмах Тота юга и севера», и спустя два тысячелетия в списке номов из Идфу гелиопольский жрец назван «великим пяти, первым обоих престолов, совершающим обряды ка его» (подразумевается Тот).

Под «пятью» подразумеваются Тот и ещё 4 члена гелиопольской огдоады божеств, аналогично в других городах верховные жрецы носили титулы, отождествлявшие их с местными верховными богами: у главного жреца в городе Мемфис был титул «великий руководитель работ», а аналогичное лицо в городе Танис имело звание «владыка правды»

Считается, что Тоту был посвящён целый квартал в Гермополе, названный в честь священного «огненного озера», вероятно, там также находился и некрополь.

Общеегипетский культ

О почитании Тота фараонами немало говорит Папирус Харриса (завещание фараона Рамсеса III): сразу после перечисления даров Фивам, Мемфису и Гелиополю идёт описание поклонений богу Шу, а следующим в списке является уже Тот. Согласно тексту, Рамсес построил ему огромный храм, который снабдил множеством даров, включая рабов. Из папируса можно заметить, что Тоту посвящён более подробный текст, и даны более щедрые дары, чем другим региональным богам, таким как Хнум или Хатхор[34].

Отождествления

Гермес Меркурий Трисмегист, современник Моисея. Мозаика на полу кафедрального собора Сиены, 1480-е год
У древних греков мудрости покровительствовала богиня Афина, а не бог, поэтому Тот был отождествлён ими с Гермесом, которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistos, «Гермеса Триждывеличайшего»), центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхими.

Тот также ассоциировался с римским Меркурием.


 Имел большую популярность по всему Египту. Изображался с головой ибиса или павиана. Имя «Тутмос», которое носили несколько фараонов, означает «Тот родил его».

33.Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.
 
       34. Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.



35.Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь).


По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.


36.Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.


37.Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).
 

38.Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова».


 Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.
 
39.Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.


40 .Хепри – один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода. Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.
 

41. Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».


42. Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.


43. Хонсу – лунный бог в Фивах.

 Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

 
44.Чененет (Раттауи) – богиня-жена бога Монту. Была связана с культом солнца. «Рат» – женская форма от имени Солнца-Ра.

45.Шаи – бог судьбы. Определял срок человеческой жизни.


Шаи – бог рока и судьбы, хранитель человека. Так же с образом Шаи связаны представления о довольстве, изобилии, богатстве. Почитался также как бог-покровитель виноградарства.

Муж Месхент.


Считалось что Шаи определяет срок человеческой жизни. С рождения человека и до самой его смерти Шаи вместе с Месхент следит за делами и поступками человека, а на суде в загробном мире, при взвешивании сердца, выступает в качестве беспристрастного свидетеля, рассказывая Великой Эннеаде (девятке верховных богов) обо всех, хороших и плохих поступках человека. Если Суд признавал умершего безгрешным, Шаи провожал его душу в Поля Камыша. 


Как бог благосостояния, Шаи мог быть как добрым, так и не очень. Хорошему человеку он посылал удачу, а плохого - удачи лишал. Считается, что Шаи изначально решал, что произойдет с человеком при его жизни. Поэтому так же часто как у нас желают доброго здоровья и долгих лет жизни, в древнем Египте, люди желали друг другу благосклонности Шаи и Месхент. 

Изображался в виде человека. Иногда в виде змеи

       46. ….    Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии, из которых возник мир. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое».
   Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Из их числа бог первобытного океана Нун почитался не только в Гермополе, но и по всему Египту. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.

  На этом я собственно и закачиваю обзор Древнеегипетских Богов и Богинь! И как сам видит читатель о некоторых в нашей истории сохранились большие объёмы информации, а вот другие затерялись в Мировой истории! Фигурально говоря их Славу поглотили жаркие пески пустыни Сахары…
   А вот далее я хочу самым любознательным из вас уважаемые читатели пояснить, а собственно для чего был нужен этот «обзор» и   кому мол теперь интересны эти «древние Боги»?
  Не знаю кому они интересны как   объекты религиозного поклонения, но нам они в первую очередь будут нужны для того чтобы мы провели их ИДЕНТИФИКАЦИЮ с личностями подлинных инопланетных астронавтов чьи истинные имена, биографии и деяния на планете Земля дошли до нас в сохранившихся шумерских и древневавилонских клинописных библиотеках!
    Ведь пойдя именно таким путем мы и отроем новые страницы истории Древнего Египта после чего, и вся накопленная за 200 лет разрозненная информация по Древнему Египту будет иметь реальную ценность для новых научных открытий и исследований прадавней истории нашей с вами ЦИВИЛИЗАЦИИ…

                (конец т.6)


Рецензии