Мой птурс малютка

    Начало работы, для меня новоиспеченного инженера по специальности  электро – механика, выпускника 1961 года  Ленинградского Военно – Механического института (Военмеха),  факультета Е, 518 группы, связано с распределением в Коломну на предприятие п/я 101, теперь это - КБМ (Конструкторское бюро машиностроения). Расстование с институтом, общежитием и Ленинградом, в которых прошли мои пять с половиной лет юношеской жизни, было тяжелым и очень не легким. Впереди была неопределенность и какая-то пустота. После окончания учебы в институте, собрав вещички, я  отбыл по месту распределения. Одновременно уезжали мои друзья – товарищи: Модеев А.Ф., Пономарев Саша и Бобров Володя. Так начиналась моя длинная дорога работы инженером на предприятиях ВПК (Военно – промышленный комплекс). 
     Окончание института всегда заканчивалось  получением диплома инженера. Для этого студентам 5 курса на  кафедре, тогда ее возглавлял  д.т.н., профессор Ростислав Алексеевич Сапожников. необходимо было определится с  местом преддипломной практики, с прицелом на тему диплома. Во время учебы в институте, студенты нашей группы побывали на практике по специальности в разных городах необъятной Страны, в том числе Коврове, Подольске, Коломне, Перми. Ковров и Подольск  многим понравился,  поэтому часть студентов выбрали эти города. По заведенным правилам студенты – жители Ленинграда,  выбирали предприятия города, чтобы в дальнейшем  работать там. Я и еще 4 студентов из 517 и 518 групп проходили практику по специальности в Коврове в филиале института ЦНИИ 173. После Ленинграда Ковров мне не понравился. Деревенский уклад жизни, по вечерам на плохо освещенных улицах тишина и уныние. Опыт жизни, приобретенный в студенческие годы, в культурном и промышленном центре страны, подсказывал, что дальше жить и работать желательно в Ленинграде или около него. Обилие и разнообразие продуктов питания, масса молодежных развлечений и близость к культурным ценностям, с лихвой  удовлетворяло мои приобретенные потребности. Поэтому, для диплома   я попросил на кафедре тему, связанную с пребыванием в городе Ленинграде. Такая тема была найдена в самом институте на факультете А. Тема была закрытая и дипломную работу я писал в институте. В качестве дипломанта жил в общежитии на Обводном канале.
   В то время кафедра факультета А проводила договорную работу с предприятием промышленности. Работой руководил аспиранта института, Когана  Б. М. Темой работы было исследование, связанное с регулировкой   импульса тяги реактивного порохового стартового  двигателя оперативно - тактической ракеты. Суть работы состояла в поиске методов регулирования импульса тяги стартового двигателя на начальном участке траектории. Присутствие, в составе реактивного двигателя порохового компонента и в нем летучих веществ, во время хранения ракеты, изменяло химический состав стартового топлива, что делало не предсказуемым импульс тяги и, следовательно,  не могло гарантировать необходимую траекторию. Измененный состав порохового компонента не обеспечивал контролируемый импульс тяги на начальном участке движения ракеты. Надо было найти способ для решения этой  проблемы. Теоретически решение было  сформулировано и реализация его составила тему моего дипломного проекта. В работе впервые в практике ракетостроения был применен способ изменения импульса тяги ракетного двигателя на старте и начальном участке траектории ракеты с помощью следящей системы, а это уже был профиль нашей специализации. В дипломной работе мной были исследованы, для изменения импульса тяги, следящие системы на пневматическом, гидравлическом и электрическом силовых приводах. Был выбран электрический привод, как простой и легко реализуемый. Работа была завершена в срок и 15 января 1961 года прошла защита дипломного проекта перед компетентной комиссией.  Через некоторое время, всех защитивших дипломные проекты, вызвали на Комиссию по распределению на место работы. Комиссия, исходя из заявок от предприятий и воинских частей и тематики дипломных проектов, предлагала места для работы. Обычно предлагали несколько вариантов. Мне предложили один вариант: работу в качестве военпреда в воинской части в городе Болшево, под Москвой. К тому времени нам, прошедшим морскую практику на крейсере «Свердлов» в городе Балтийске и, принявшим присягу, после сдачи Госэкзамена по ВМП (военно-морская подготовка),  было присвоено воинское звание-младший лейтенант. Перед распределением все мы мысленно оценивали свою дальнейшую жизнь и работу, в качестве инженера. Я, к своему глубокому убеждению полагал, что место работы должно быть не на окраине нашей необъятной Родины, а в Москве или Ленинграде, или - не далеко от этих городов, но не в качестве военнослужащего. Военнослужащим быть не хотел, так как очень свежи были в моей памяти изуверские издевки всех, кому не лень, на военно – морской практике на крейсере «Свердлов».  Исходя из этих соображений, попросил Комиссию распределить меня в качестве гражданского инженера в  город Коломна, в п/я 101. Просьбу удовлетворили, благо была заявка на молодого специалиста из Коломны. Был подписан договор на работу в п/я 101, в качестве инженера. Предприятие обещало мне, молодому специалисту, работу по специальности и общежитие. Прошли торжества по случаю вручения долгожданных дипломов и мы отправились по месту распределения.  По прибытии в Коломну пошел в отдел кадров п/я 101, где предъявил свои документы и попросил выполнить  обещанное при распределении. В этот 1961 год на п/я 101 прибыло , таких, как я, молодых специалистов,  около 30 человек. Если работы всем хватило, то общежитие никому не дали, сославшись на строящееся жилье и поселение в нем в будущем, а пока, предложили поискать частный сектор. Делать было нечего, пришлось принять, я так думал временно, это неудобство. У кого был «запасной вариант», перераспределяться сразу поехали в Москву в отдел кадров МОП (Министерство оборонной промышленности), в ведении которого были мы молодые специалисты. У меня вариантов не было, и я поселился в частном доме в Ленинском поселке, не далеко от работы. В деревенском рубленом доме был выделен угол в проходной комнате для моего койко-места. В этом же доме в маленькой комнате, 4-х квадратных метров,  жили молодые специалисты из Тулы – муж с женой. Хозяйка, женщина средних лет, Клавдия Ивановна, жила отдельно в пристройке дома. В доме была кухня с магистральным газом и отоплением, удобства были на улице. На следующий день, со смешанным чувством неизвестности, напрягся и пошел на работу, в отдел кадров. Получил постоянный пропуск, договорился об отпуске за свой счет в летний период, и зашел на территорию предприятия, которая находилась на самом берегу реки Ока. Предприятием тогда руководил Борис Иванович Шавырин, про которого говорили, что он один из любимых конструкторов И.В. Сталина, получивший свои многочисленные награды за создание в годы войны противопехотных минометов разных калибров. После окончания войны Шавырин Б.И. по требованию времени, начал  перестраивать свое  предприятие на создание управляемой ракетной  техники. В марте 1961 года предприятием был сдан на снабжение ПТУРС «Шмель» и активно проводилась разработка ПТУРС «Малютка».  На работу меня определили в конструкторское направление, начальником которого был Соколов А. Г. Направление состояло из двух КБ – Осокина Б.Н. и Горячева П.В.. Я попал к Осокину Б.Н. Его заместителем был Василий Федорович, под руководством которого, я и начал работать инженером - конструктором. Первая неделя прошла в режиме знакомства с предприятием и коллективом. Выделили мне шефа, из числа работников отдела, Малянтовича Сергея, молодого специалиста, окончившего в прошлом году МАДИ, коренного жителя города  Москва. Выслушал все байки про сотрудников предприятия, про еженедельные обходы подразделений Шавыриным Б.И. После недельного безделья пошел на прием к начальнику КБ Соколову А .Г. Посетовал на слабую загруженность в работе. Соколов вызвал начальника КБ Осокина Б.Н. и, исходя из текущей потребности, решили поручить Сергею и мне -  молодым специалистам на конкурсной основе, разработку переносного пехотного варианта ПТУРСа  «Малютка», без привлечения техников для деталировки. Каждый должен был спроектировать, изготовить в макетной мастерской  свой вариант в железе и провести пуск одной ракеты на полигоне. На техническом совете провести защиту своего варианта. Закипела интересная работа. Выпустил чертежи и передал их в опытный цех. Посмотрел, что получилось «в железе», отдал все в цех покрытий, дальше на полигон – испытывать. Пригодились приобретенные знания в институте по любимым предметам: черчению, допускам и посадкам. Выполненные сборочные чертежи сопровождались технической запиской по расчетам размерных цепей сопряжения. Размерные цепи тщательно проверял Василий Федорович, чтобы не было не стыковок размеров в изготовленных макетах. В июне макеты были изготовлены, привезены на полигон в Щурово, для проведения натуральных пусков ракет. Первым прошел испытание вариант Сергея. Ракета сошла с пусковых салазок успешно. Пусковые направляющие остались на месте. В моем варианте ракета сошла успешно, но струя стартового двигателя сдула с места старта  мою укупорку – основание, на котором крепилась направляющая. Конкурс выиграл вариант Сергея. После отпуска мне поручали текущие неотложные работы КБ. Занимался выбором электрических комплектующих для машины предстартовой и регламентной подготовки ПТУРСа «Малютка», удовлетворяющих заданной климатике и разрешенных для использования в военной технике. Работа была для меня новая, интересная но, душа горела участвовать в разработках систем автоматического регулирования, следящих приводах. На полке дома стояли книги, учебники и лекции по следящим системам, которые читал нам доктор технических наук Бесекерский В.А. а также книга с дарственным напутствием автора. «Проектирование следящих систем малой мощности».  В городе Коломна в это время проходила сдача Ледового стадиона. Недостающее оборудование городские власти решили проектировать и изготовить на базе предприятия п/я 101. Руководство КБ мне поручило доработку стартового пистолета, который должен был сопрягаться с Электронной Системой Старта стадиона. Работу я выполнил, по моим чертежам были изготовлено несколько изделий, но это была последняя капля моего терпения, так как к этому моменту у хозяйки дома изменились семейные обстоятельства и она попросила меня съехать и поискать другое место жительства. К марту 1962 года прошел год нашей работы на предприятии и в массе молодых специалистов  укрепилось желание встретится с директором Шавыриным Б. И. и напомнить ему об обещаниях данных нам при распределении: работа по специальности и общежитие. Коллективное  сидение в секретариате Шаврина Б. И. в течении двух дней ничего не дало - он был в командировке. На третий день он прошел в кабинет и, вызвав секретаря, спросил что за делегация в приемной. Секретарь сказала молодые специалисты хотят…Был получен ответ через секретаря: в настоящий момент удовлетворить данные требования Шавырин Б.И. не может, а посему, желающие могут перераспределится через отдел кадров МОП. Поехал и я в отдел кадров МОП, где мне было сказано - найдешь новое место работы - привози письмо от предприятия с заявкой на молодого специалиста твоей специальности, тогда будет выписано новое направление. Новое место работы я нашел и был направлен в Балашиху на п/я 4525, в дальнейшем НИИИ (Научно исследовательский инженерный институт). Так закончилась моя работа в качестве инженера на п/я 101 города Коломна.


Рецензии
Вы великолепно пишете, Вадим! ПТУРС... Я был в армии после второго курса КПИ, и это слово - ПТУРС - впервые услышал в армии (1988 - 1989 год, Прибалтика)...

...Противотанковый управляемый реактивный снаряд (сокр. ПТУРС) — разновидность управляемых реактивных боеприпасов, предназначенная для стрельбы из ствольного артиллерийского и танкового вооружения (пушки или орудия).

Часто ПТУРС отождествляется с противотанковой управляемой ракетой (ПТУР), хотя синонимами два указанных термина не являются. Отличительными критериями для двух указанных понятий являются способ запуска и потребность в отдельной пусковой установке и/или пусковой трубе, — ПТУРС в таковой не нуждается, так как использует канал ствола в качестве направляющей и пусковой трубы, то есть, по всем своим параметрам, кроме управляемости, соответствует определению снаряда. Кроме того, если противотанковые ракеты, особенно ранних моделей или авиационных вариантов, могут иметь фиксированное оперение, то оперение ПТУРС всегда находится в сложенном состоянии до момента вылета его из ствола. В настоящее время, ряд современных российских образцов ПТУРС, запускаемых из танковых пушек, классифицируются как танковые управляемые ракеты (ТУР).

Вот в тему:

http://stihi.ru/2016/05/15/7186

Математическая прелесть интегрирования
...
Ах, что за прелесть! Первый курс!
Мой матанализ! Как детсадик!
А можно рассчитать - и ПТУРС,
Противотанковый снарядик,

Да управляемый притом,
Ещё к тому же реактивный -
Взяв интегралы! В каждый дом -
И атом, мирный ли, немирный,

Пришлёт трудяга-интеграл!
Спасибо, впрочем - мне не нужен
Ни атом тот, ни генерал,
Тот, что по лужам, неуклюже,

Бежит за ПТУРСОМ, как курсант!
Приятней - просто интегралы
Считать, как семечки... Талант
Математический немалый

Здесь нужен? У меня он есть!
Хотя бы капелька таланта!
Я в КПИ - недаром шесть
Учился лет... В колхоз - курсантов,

И лейтенантов - пусть забор
Там красят вместе с генералом!
Я - инженер, а не майор,
Не лейтенант! Я - с интегралом!

Был в армии я рядовой -
Но презираю я погоны!
Не нужен мне военных вой!
В столыпинские б их вагоны!

Американских бы вояк?
Увы, к большому сожаленью,
Любой вояка плох! Вот так.
Такое вот стихотворенье!
...
Интегралы... Скажите, Вы помните, что такое интегрирование по частям?
А есть - и интегральное уравнение Фредгольма...
http://stihi.ru/2021/11/16/4034
Шведский стол - он что такое?
...
Шведский стол
Светлана Горланова
...
Наготовили кормов.
Шведский стол для птиц готов.

...
http://stihi.ru/2020/03/29/5603
...
Шведский стол - он что такое?
Это - шведский чёрствый хлеб!
Чувствуешь себя Героем,
Карлсон будто или Феб:

Шведский хлеб грызешь! Забава!
Сладок также - шведский дым!
Слава Швеции! И слава
Шведским Карлсонам любым,

Пожирающим варенье
Во Стокгольме - лишь во сне,
Но зато стихотворенье
О варенье, о весне

Шведской в городе Стокгольме
Сочиняющим!... ...Астрид
Линдгрен! Ты бы - о Фредгольме
Скандинавских Атлантид

Сочинила лучше сказку!
Как пропил он шведский стол,
Тот Фредгольм, надевший маску -
От ковида - и ушёл...

Да уж - окромя Стокгольма
Надо вспомнить - и ещё
Интегральное Фредгольма
Уравненье! Горячо

От таких вот уравнений!
Преобразованье - в них,
Свёртка... Пять стихотворений -
Есть о них? Один хоть стих?

...
Эрик Ивар Фредгольм (швед. Erik Ivar Fredholm; 7 апреля 1866, Стокгольм — 17 августа 1927, Мёрбю) — шведский математик, профессор Стокгольмского университета (с 1906). Известен работами по теории линейных интегральных уравнений и теории операторов.
...
А ещё про ПТУРС можно и так сказать:
http://stihi.ru/2021/09/16/57
С рядового проку больше, чем с генерала

Исходник некоего Юрия Богомолова 2 под названием "Есть мужи, как генералы..." настолько и до такой степени глуп, что его и пиарить в виде ссылки на произведение - не хочется, в отличие от куда более умного исходника под названием "Шведский стол", который написала Светлана Горланова. Я поэтому приведу лишь свою пародию:

...
С капитана, с генерала,
С лейтенанта - толку мало!
С рядового - толку больше!
Он переворот - и в Польше

Сделает, и на Майдане,
И в Багдаде-Тегеране,
Да и где-нибудь поближе:
В Риме, Лондоне, в Париже -

В пятизвёздочном отеле,
Там, где генералы ели
Стейк позавчера с печёнкой -
А сегодня там девчонку

Вертит рядовой! В Техасе
Путч свершит он! В Гондурасе,
И в Сантьяго, и в Вермонте,
Зная толк притом в ремонте -

И не только ржавых ПТУРСов
Для курсантов третьих курсов,
Но и - радио, смартфонов,
Всех айфонов-телефонов,

Допотопных патефонов,
Видеомагнитофонов,
Что остались от майора -
И старьёвщика, и вора,

От курсанта-лейтенанта -
Тоже парня без таланта!
Рядовой зато - талантлив,
И, вдобавок - лейтенантлив!

Отберёт с большим талантом
Он жену у лейтенанта,
Прапорщика и сержанта,
Старшины и интенданта,

У полковника, курсанта,
Капитана, адъютанта,
Маршала и генерала -
Чтоб не показалось мало!
...
Но, к утешению Юрия Богомолова 2 - те, кто находятся под стражей в моём чёрном списке, куда более глупы и бездарны, несравненно глупее, тупее и бездарнее... А Юрий Богомолов 2, конечно же, не содержится в моём ЧС. Для этого нет абсолютно никаких причин.
...
С улыбкой и теплом Саша.

Принц Андромеды   29.11.2021 21:56     Заявить о нарушении