Мои противолодочные ракеты и мины

   Получив, в Москве в отделе кадров Министерства оборонной промышленности (МОП), направление на работу в п/я 4525, я приехал в Балашиху, нашел проходную предприятия и зашел в комнату отдела кадров. Встретил меня начальник отдела кадров Рощин В.И. Он сказал, что из МОП звонили вчера и мы Вас ждем. Теплый прием начальника отдела кадров меня немного насторожил. Мытарства последнего времени при увольнении из п/я 101 Коломны нучили меня встать в стойку бойца (борца за свои права), и, я принял соответствующую позу, ну думаю - сейчас и тут начнут охмурять. Меж тем, Рощин В.И. по телефону вызвал Грекова Ю.Н,  тот вскоре пришел. Взял мои документы и сказал: «наконец к нам начали присылать специалистов из серьезных ВУЗов». Рощин вышел и, вернувшись, вручил мне пропуск на объект, сказав, чтобы я завтра выходил на работу, так как, по приказу директора, с завтрашнего числа я инженер исследователь лаборатории 61 отдела Маслюкова Г.Р.  Рассказал об общежитии и  дал мне его адрес. Общежитие оказалось рядом и я пошел в него селиться. В ЖКУ вручили мне ключ от входной двери общежития и показали мое койко – место в комнате. Комната была рассчитана на три жильца, я - третий. Общежитие представляло собой уютную квартиру на 5 этаже жилого кирпичного дома. Квартира состояла из двух комнат, кухни, ванны и отдельного туалета. Обычная  стандартная  двухкомнатная  квартира. Во время моего первого прихода в общежитие остальные поселенцы были на работе. В комнате я был один. Было тихо и светло, форточка была открыта и в комнате гулял свежий морозный воздух Подмосковья. Лег на свою кровать и почему то  хотелось плакать. Спало душевного напряжения последних дней из за сложившейся неопределенности будущего и изощренных издевательств, облаченных властью, государственных мужей (в том числе Шавырина Б.И. и Осокина - начальника отдела) при увольнении из п/я 101 города Коломна. Предшевствовавшие этим событиям, последние две ночи пришлось ночевать в кладовке ЖКУ, без окон, где хранился какой то инвентарь, а при увольнении – последний пинок Шавырина Б.И.-  бухгалтерия вычла, при расчете, с меня подъемные, причитавшиеся мне как молодому специалисту. Все это было позади, впереди была работа на новом месте.
На следующий день приступил к исполнению своих обязанностей в лаборатории Ю.Н. Грекова. Предприятие п/я 4525 имело довоенную историю своего образования с численным составом около тысячи сотрудников. Предприятие имело научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические подразделения, опытное производство и испытательную базу – полигон, расположенный в 10 километрах от основной территории. Оснащено было современным оборудованием и приборами и ориентировано на создание инженерных боеприпасов – мин и бомб различного назначения, систем взрывательных (исполнительных) устройств и взрывателей для инженерных боеприпасов. Так получилось, что к тому времени, старшее поколение инженерного состава предприятия уже ушло на пенсию, а им на смену пришли молодые специалисты. В отделе, где я начал трудится, самый старый был начальник отдела Маслюков Г.Р. – 30 лет от роду, выпускник МЭИ. В нашей лаборатории самым старым был Греков Ю. Н. 28 лет, тоже выпускник МЭИ, со стажем работы - 5 лет, два из которых он проработал главным инженером предприятия, а теперь был начальником лаборатории в отделе Маслюкова Г.Р.  В первый день моей работы он обстоятельно и подробно рассказал о задачах стоящих перед лабораторией, возможностях их реализации, сделал упор на инициативность и самостоятельность при выполнении. В комнате, где располагались сотрудники лаборатории выделил мне стенд и стол. Сказал что время поджимает и попросил без раскачки приступить к работе. В лаборатории было еще 7 инженеров и один техник. Отдел Маслюкова Г.Р. в то время выполнял опытно конструкторскую работу (ОКР) в качестве смежника ГСКБ-47. ГСКБ-47 занимался   разработкой авиационных противолодочных подводных ракет для оснащения противолодочных самолетов и вертолетов (по темам «Пурга» и «Кондор»). В соответствии с Постановлением правительства 1111/463 «О средствах противолодочной обороны». Головным исполнителем по ракете было определено ГСКБ-47, по системе управления - ЦНИИ-173, нашему предприятию была поручена ОКР по разработке неконтактного гидроакустического взрывателя. В отделе Маслюкова Г.Р. было несколько лабораторий, в которых была распределена разработка всего заказа по ОКР. Лаборатория Грекова Ю.Н. была ориентирована на проведение климатических и натурных испытаний, как отдельных блоков,  так и изделия в целом. Целью испытаний было предоставление доказательств заказчику соответствия полученных тактико -технических характеристик разработанного изделия заданным требованиям.
Для выполнения порученных работ лаборатории Грекова Ю.Н. надо было проводить испытания изделия, как на предприятии, так и в море. Ни испытательной базы, ни специального обслуживающего персонала на предприятии в то время не было. Все надо было организовывать с нуля. Многочисленные группы инженеров разработчиков изделия и оснастки для испытаний по нескольку месяцев, меняя друг друга, весь возможный для испытаний сезон находились на полигоне в в/ч Котова, в Феодосии, определенной, как испытательная база по этим темам. Из-за отсутствия навыков, опыта работа шла медленно, неквалифицированно, что сказывалось па результатах. Новизна запланированных работ предполагала для проведения тех или иных испытаний принимать пионерские не опробованные методики. Так, для проверки на несрабатывание гидроакустического взрывателя от волнения моря, была предложена методика, в которой предусматривалась установка изделия на дно моря, на глубину 50 метров (минимальная глубина движения торпеды при наведении), с периодическим включением изделия в работу и регистрацией необходимых  параметров. Для проверки срабатывания изделия в боевом применении от борта подводной лодки применялась методика подводного скутера, управляемого подводным пловцом с аквалангом.
Проведение этих испытаний  было поручено лаборатории Грекова Ю.Н. Был составлен план-график проведения работ и расписаны исполнители. Мне поручена была работа по проверке на несрабатывание нашего изделия от волнения моря - автономный герметичный контейнер (Бочка) с источником питания и аппаратурой регистрации необходимых параметров. Работа показалась мне очень интересной и я, засучив рукава, приступил к ее выполнению.  Каждого этап проектирования, изготовления макета и методику  испытания необходимо было согласовать с военным представителем капитаном 3 ранга Дементом В.И. и защитится на техническом совете в отделе. Это очень дисциплинировало, как по срокам так и по полноте решения поставленных задач. Радость переполняла мое тщеславие, так как было поручено серьезное дело с выходом на результат при натурных испытаниях в Черном море. Как всегда, не хватало времени на реализацию согласно план-графика, приходилось задерживаться после работы. В то время это было обычной практикой, благо я не был обременен семьей. Все работы крутились вокруг подводного автономного контейнера Бочка. Приборный состав контейнера определился задачами , которые необходимо было решить. Для этого в верхней части герметичного контейнера, изготовленного из металла, крепилась часть изделия с гидроакустической антенной - передатчиком, приемником и исполнительным устройством. Эта часть с помощью герметичного кабельного ввода соединялась с внутренней начинкой. Внутри контейнера располагались - блок питания изделия, в виде аккумуляторного отсека, блок автоматики, с программой временного включения/выключения изделия и регистратор необходимых параметров. Из комплектующих были применены: серебренно-цинковые аккумуляторы большой емкости – СЦК-45, германиевые транзисторы КТ 13Б, МП26А, силовые электро-механические реле – РЭС9. В качестве регистратора был применен  многоканальный гальванический  шлейфовый авиационный фоторегистратор. Все приборы составляющие начинку контейнера по заданному алгоритму включались/выключались  в течении недели. Контейнер устанавливался на дно Черного моря в районе мыса Казантип.Для этой работы использовался водолазный катер - ВРДМ и водолаз с погружением на глубину 50 метров. Было изготовлено два контейнера и каждую неделю происходила смена начинки на борту водолазного катера по месту проведения работ на полигоне. Испытания проходили в летнее время, когда позволяли погодные условия, на базе в/ч в Феодосии. В результате работ в 1963-64 годах были получены фотоматериалы от регистратора, по которым я отчитывался на ученом совете предприятия. 
Работы по подводному скутеру началась с разработки эскизного проекта и  его защиты. Ведущим был назначен конструктор  Егоров В.Н. выпускник Бауманского института. Мне была поручена работа, связанная с регистрацией необходимых параметров, обработка полученных результатов и изготовление документального фильма по методике испытаний. Изготовлен подводный скутер был на предприятии и доставлен в  в/ч в Феодосии. Для обучения подводных пловцов, которые могли управлять скутером, был заключен договор с Московским клубом аквалангистов, имеющим базу на Черном море. База располагалась в уютной бухте, между Судаком и Новым Светом. Часть сотрудников отдела Маслюкова Г.Р. прошла подготовку по программе подводного пловца с аквалангом, в том числе и я, и все получили соответствующие сертификаты.
Работы со скутером проводились на полигоне, который располагался недалеко от базы в/ч Котова города Феодосия. В испытаниях была задействована подводная лодка 627 проекта. С переменным успехом работа шла с участием военпреда от в/ч Котова - капитана 3 ранга Соколова Л Н. курировшего наше предприятие по морским делам. Так как опыта проведения подобных работ у предприятия и  в/ч  не было испытания проходили медленно и был задействован весь личный состав лаборатории Грекова Ю.Н. в течении 1964-65 годов. Результатом всех работ был отчет, который с удовлетворением был принят заказчиком. На методику была подана авторская заявка во ВНИИГПЭ и получено авторское свидетельство. В описании аторского свидетельства, кроме текстового материала, был представлен документальный анимационный фильм, поясняющий методику. Фильм был снят мной в соавторстве с инженером Кравченко В.И. Для производства анимационного фильма мной была доработана штатная репортерская кинокамера КОНВАС, в части электронного дистанционного управления по кадровой съемки объекта.
Окрыленный успехами коллектива при проведении работ по теме «Кондор», Маслюков Г.Р. в дальнейшем замахнулся на исследовательскую работу по поиску методов и устройств наведения движущегося подводного объекта на ПЛ. Для реализации этих работ были определены методика и состав необходимого оборудования. Я был назначен ведущим по этим работам. Для исследования необходимо было получить в активном режиме видеоимпульсы отраженных сигналов от ПЛ. Для того, что бы создать такую картотеку, надо было собрать изображения видеоимпульсов отраженных сигналов на разных частотах, с различных дистанций, с разных курсовых углов, на различных скоростях хода ПЛ. Зондирующие импульсы посылались передающей антенной с изменяемой диаграммой направленности, разной величины по длительности, на разных частотах. Отраженные имульсы принимались приемной антенной и через усилительное устройство передавались на зкран осциллографа, с которого фотографировались кинокамерой КОНВАС.
 Работа проходила на полигоне в/ч Феодосии.  В ней участвовали: ПЛ проекта 613, специальное судно ГКС 17, поворотное устройство, на котором были смонтированы приемная и передающая антенны. В качестве регистратора была использована, мной доработанная кинокамера КОНВАС, для по кадровой съемки, огибающей отраженного сигнала с экрана осциллографа ЭНО 1. Для удержания отраженного импульса в центре экрана электронного осциллографа, установленного в ждущий режим, мной был разработан интегратор на полупроводниковых приборах, выдававший по зондирующему импульсу,  сигнал на осциллограф с необходимой текущей задержкой. Полученные результаты были оформлены в виде отдельного документа и защищены на отраслевом ученом техническом совете МОП.
В 1967 году предприяте проводило государственные испытания по сдаче заказчику управляемых глубинных бомб. Испытания должны были проводится  в Японском море на базе в/ч МТУ ТОФ. Для этого была сформирована  группа сотрудников предприятия во главе с главным инженером предприятия Соколовым Л. В. В работах должна была принимать участие ПЛ проекта 671. Маслюков Г.Р. решил воспользоваться редкой возможностью проверки работы неконтактного гидроакустического взрывателя (изделия по теме «Кондор») по реальной ПЛ, для этого я был включен в состав командированных для госиспытаний. Для проведения работы в интересах испытаний нашего изделия была  использована доработанная, ранее изготовленная Бочка. Бочку с реальным изделием необходимо было опускать рядом с бортом, проходившей атомной ПЛ. Изделие опускалось на кабель – тросе. Регистрация сигналов от изделия проводилась на шлейфовом регистраторе на борту ГКС. Работа была закончена с положительными  результатами.
   За работы по созданию неконтактного гидроакустического взрывателя для   авиационных противолодочных подводных ракет для оснащения самолетов и вертолетов (тема «Кондор») Маслюков Г.Р. был удостоен Государственной премии СССР. 
     В 1968 в соответствии с отраслевым назначением 1-го Управления МОП, в которое входило наше предприятие, отделу Маслюкова Г. Р. была поручена работа по создания боеприпасов, использующих различные физические принципы. Мне предложили исследование по созданию акустического взрывателя для дистанционного минирования предполагаемых трасс прохождения бронированной самоходной военной техники. Был создан макет изделия, в котором в качестве антенны приемопередающего устройства использовалась керамика. Макет прошел полигонные испытания и было принято решение на разработку эскизного проекта изделия.
     В 1964 году я обзавелся семьей, переехал на жительство в город Москва. В 1968 году у меня родилась дочь. На работу из Москвы в Балашиху ездить стало тяжело и, найдя работу в Москве, в п/я В 8670, я с 13 сентября 1968 года приступил к работе старшим инженером на новом месте.


Рецензии