Храм на горе

   Меня, как почти всех моих школьных подруг, родители на лето отправляли к бабушкам . Чистый воздух, натуральные продукты с собственного огорода, купание , походы за ягодами и грибами - все этого я ждала с нетерпением. Лето, а в последствии каникулы, у меня ассоциировались именно с бабушками. Каждая ждала меня, и я не могла проводить все лето только у одной из них.Но в Кунгуре, у маминой мамы, я задерживалась чуть дольше. Потому что там были мои задушевные подруги.
   Кунгур, основанный в 1663 году, был купеческим городом , достаточно богатым , с красивыми каменными домами, гостиным двором и многочисленными церквями .Но после Октябрьской революции церкви были закрыты и за исключением одной при кладбище, превращены в склады, тюремные помещения, психбольницы и другие очень важные для народа учреждения. Религия считалась пережитком прошлого, и с ней боролись нещадно. Особенно в маленьких городках, где борьба с инакомыслием принимала гипертрофированные формы. Город ,расположенный на 3 реках, в предгорьях Урала, со знаменитой ледяной пещерой, нищал. Дома в центре требовали ремонта, на который ни у жителей, ни у властей денег не было . Бараки , оставшиеся с времен войны , уже не считались временными сооружениями . В одном из таких бараков и жила моя старшая подруга . Она была моей дальней родственницей и старше меня на 4 года, другая - всего на полтора, была моей троюродной сестрой . Обеих девочек звали Людмилами... Жили мы недалеко друг от друга Так как все мои родственники были воцерковлёнными людьми, то и нас детей приучали с детства ходить в церковь. Я , как младшая из девочек, была полностью под их влиянием, но мне это нравилось. Вместе с ними я ходила на утреннюю службу, причем делали мы это самостоятельно, без взрослых и не только по выходным. Всехсвятский храм был на горе и практически напротив дома моей бабушки, но с другой стороны реки. Мост через Сылву был далековато, а если переправиться на лодке через реку,то нужно было только 10-15 минут,чтобы успеть к началу службы. Делать огромный крюк нам не хотелось и мы выбегали на берег и кричали рыбакам - Дяденьки, перевезите нас! Кто-нибудь из них складывал удочки и переправлял нас на другой берег. Ни о какой плате даже речи не было. И так почти каждый день... Сетований, что надоели, не слышали ни разу. Мы считали это нормальным. Благодарили. И карабкались в гору. Наверху мы обязательно кричали - Кто украл хомуты?, а эхо отвечало- Ты, ты, ты... Город лежал как на ладони , залитый утренним солнцем, такой красивый в окружении рек , что перехватывало дух. И нам казалось, что это самый лучший город на Земле.
    Пока не случилась беда. Старшей Люде пришла пора вступать в пионеры. В школе знали, что девочка ходит в церковь и поставили ее перед выбором - примут при условии отказа от веры. В то, что было самым важным для нее. Она плакала и говорила что очень хочет стать пионеркой, но отказаться от Бога не может. И школа устроила над ней показательный суд. После суда девочку травили. Все. И учителя , и дети. Феномен детской жестокости, чаще направленный на ближнего, описывался неоднократно во многих учебниках . Но как объяснить жестокость педагогов, устроивших это с десятилетним ребенком? Она никого не обидела, не подвела, ничего не разрушила. Она просто думала не так как они. Ее водили из класса в класс , и пока шел урок, она стояла у доски, как у позорного столба! После нескольких дней ее сломали. В пионеры она так и не вступила. Замкнулась, на уроках не отвечала, хотя контрольные писала хорошо. Дети ее считали дурочкой до самого окончания школы. Возможно, если бы ее мама была не пенсионерка, не жила бы она в бараке и еще не...не... такого и не произошло. Но защитников не нашлось. Не знаю что произошло, но может учителя поняли, что натворили, или потому, что наступила долгожданная оттепель, но вторую Люду, которая училась в той же школе, приняли в пионеры без лишних вопросов.
   С нами Люда была открытой и веселой. Я никогда не замечала странностей в ее поведении. Мы играли, болтали обо всем, собирали открытки с изображением актеров, хоккеистов, фантики от конфет, закладывали "секретики".... Да мало ли что еще могут делать обычные девочки? Но только Люда видела других детей на улице, она сжималась в комочек и старалась свернуть в первый проулок.  Я не понимала что происходит, пока мне, на тот момент восьмилетней девочке, она не рассказала через что прошла .
    Мой мир счастливого советского ребенка дал трещину. Я уже не была прежней. Изменить что- либо я все равно не могла. Но выводы сделала. Больше я никому, ничего не рассказывала. Ни во дворе, ни в школе. Никто не знал что я хожу в церковь. Я посещала атеистические лекции, которые с завидной регулярностью проводились в моей школе, сидела на последнем ряду, спрятавшись за спины одноклассников и старалась не попадаться на глаза лектору. Была активной пионеркой, командиром звена, выступала на слетах , вручала цветы на торжественных мероприятиях. О своей "второй жизни" не распространялась. В церковь ходила, но только в Кунгуре. В Перми - никогда. Во время службы нет-нет, да оглядывалась, боялась, что меня сфотографируют и поместят мое фото в газете, в колонке -"Они позорят имя советского пионера". Да и в комсомол вступила последней в классе. Никто не понимал, почему, ведь я считалась достойнее многих. Но меня сломали также как и Люду. Иначе... но сломали. Возможно, вера моя была не настолько сильна...И это самое негативное воспоминание моего детства.
    Люда вышла замуж за пьющего парня. Втянулась сама. Муж ее смог бросить пить и вырастил их детей. А она погибла, не дожив до 40 лет, замерзнув в сугробе в состоянии алкогольного опьянения. То , что не удалось ей, удалось ее дочери, которая сейчас монахиня в одном из монастырей Иерусалима.
    Вторая Люда вышла замуж за воинствующего атеиста и долгое время не посещала церковь. Это был ее выбор. Но со временем вернулась к вере и  сейчас работает в одной из церквей Кунгура.
    Я в церковь хожу, но в прежние времена меня бы считали еретиком, потому что я все вижу и чувствую по-своему. Но нет-нет, да и мелькнет вопрос - А каким бы было мое восприятие религии, не случись такого горького опыта в моей жизни?
    Вряд ли мое вмешательство могло что-то изменить, но тогда я себя корила, что не пошла  в школу,где она училась, не рассказала всем, какая Люда хорошая. Самая лучшая!!! Но... я так ничего и не сделала.  И мучалась от своего бездействия.
    Что я могу сейчас? Это молиться за нее. Каждый день. Каждый божий день.


P.S. Мне нужно было фото для заставки. Я забила в поисковик -"Храм на горе". И первое ,что увидела,был рисунок Карповой Дианы. У Люды в замужестве была та же фамилия.
Ничего не бывает просто так...      


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.