Медицина от Творца. Ч. 3. Фармакология

Это третья статья о религии и медицине, взятых как одно целое.
 Она посвящена самым общим вопросам фармакологии.
 В первой статье мы обратились к самому авторитетному источнику на планете Земля - к Библии.
 И привели соответствующие цитаты - о лекарствах, лечении, врачах.
 И о профилактике заболеваний.
 Во второй статье рассмотрели вопрос о единстве религии и медицины.

 ***
 Слово «фармакология» происходит от греческих слов pharmacon — лекарство и logos — учение, слово.
 Таким образом, дословный перевод: фармакология — наука о лекарственных средствах, лекарствоведение.
 Есть ли лекарства от Бога?
 Чтобы ответить на поставленный вопрос, опять обратимся, прежде всего, к Библии.
 Существует ли библейская фармакология?
 Есть ли лекарства для плоти, одобренные и рекомендованные Самим Творцом?

 ***
 Как было бы хорошо, если бы Сам Творец даровал нам фармакологию!
 Его лекарства исцеляли бы любые болезни и не причиняли никакого вреда - в силу всеблагости, всеведения и всемогущества Самого Врача!

 ***
 Некоторые считают, что православной фармакологии нет:
 «Нигде ни в Священном Предании, ни в церковных правилах или творениях святых отцов мы не увидим «православной фармакологии», «медицина и религия имеют разную понятийную систему и доказать что-либо в фармакологии, опираясь на религию, невозможно.» (М. Обухов. Москва, 21.01.2015. Читая «Медицинские беседы» Л. М. Чичагова).

 ***
 Другие полагают, что лекарства от Творца есть:
 «Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами.
 С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения.
 Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей» (блаженный Иероним).

 ***
 Сразу отметим, что православные чудотворцы-целители в «благодетельных растениях» не нуждались, а если применяли их, то не для лечения плоти, а с целью умаления своей славы и обращения души к Богу.
 Так, основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний и его ученик блаженный Агапит — один из первых целителей Древней Руси сподобились исцелять любую болезнь молитвой, но чтобы не соблазнять приходящих к ним, давали для исцеления некую съедобную траву, чтобы поняли люди, что не они, а Сам Бог дает им исцеление.

 ***
 Но то – святые чудотворцы!
 Ныне, в последние времена, на них весьма оскудел народ русский!
 А вот число медицинских волков в овечьих шкурах – весьма умножилось.
 Так что в поисках чудотворцев лучше даже и не пытаться бегать!

 ***
 А что же делать?!
 Где же тот путь, по которому нам, заболевшим, следует идти? 
 Повторяем: Библия прежде всего.
 Ибо её Автор - Творец.
 Некоторые  указания на православную фармакологию в Библии все же имеются:
 «Господь создал из земли врачевства и благоразумный человек не будет пренебрегать ими». (Сирах, 39, 4).

 ***
 Здесь в Библии речь явно идет о лекарствах, хотя они и именуются врачества.
 Слова «из земли» означают, например:
 деревья, кустарники, травы, минералы, минеральные воды, грязи, холодные и горячие источники, в том числе сероводородные.

 ***
 Отчего именно из земли Господь нам указывает искать себе лекарства?
 Не потому ли, что сами мы из неё созданы:
 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт. 2, 7)?

 ***
 Нет  ли в Библии указаний на конкретные лекарства из земли?
 Немного, но есть.
 Приведем два примера.

 ***
 Вот Библия свидетельствует о самом общеизвестном минерале, который мы тысячи лет добываем из земли (из месторождений):
 «Соль – добрая вещь» (Евангелие от Марка, 9:50).
 Соль для лечения ран использовали ещё в Древней Греции.
 Ее применение способствовало быстрому заживлению ран.
 Горячим солевым раствором излечивали даже глубокие ранения.
 Применяли солевые ванны и для простого подсушивания небольших, но обильных ран, в частности от укусов животных или насекомых.
 Во время Великой Отечественной войны соль, как лекарство, применялась  в полевых госпиталях хирургом И.И. Щегловым.
 На обширную поверхность загрязненной раны  накладывалась рыхлая, обильно смоченная соляным раствором большая салфетка.
 Через 3-4 дня рана становилась чистой, розовой, температура, если была высокой, опускалась почти до нормальных показателей.
 Солевой раствор работал прекрасно - ведь он обладал абсорбирующими свойствами и вытягивал из ткани жидкость с патогенной флорой.
 В 20 веке родился новый вид лечения органов дыхания – галотерапия (гало = соль + терапия = лечение), основанный на вдыхании мелкого порошка обычной соли, распыленного в воздухе.

 ***
 Так что же, Сам Господь, как Врач душ и телес наших, прямо предписал нам лечиться солью?
 Можно сказать и так, но здесь есть и гораздо большее.
 Господь всегда лечит не только плоть, но и душу - человека в его целостности.
 С солью дело обстоит так.
 Господь сотворил и соль, и нас, и Он же устроил так, что мы лечим солью гниющие раны и больные органы дыхания, а ещё предохраняем огурцы и помидоры от гниения (засолка огурцов и помидор).
 Зачем все это?
 Чтобы мы познали нечто более высокое: есть в мире То, что может предохранить от гниения и души.
 Что же это такое?

 ***
 Соль - видимый, вещественный образ, портрет, изображение.
 Изображение невидимого, невещественного действия на душу Святого Духа.
 Дух Святой, действующий в Церкви, "просаливает" душу, уничтожая в ней зародившуюся гниль - страсти и пороки, а затем предохраняет её от порчи.
 Если душа ценит и хранит в себе приобретенную чистоту и здоровье, как плод действия (благодати) Святого Духа, то она, говоря евангельским языком,  "солона".
 Видите, как в Библии все премудро, духовно и многопланово!

 ***
 Второй пример об указаниях Библии на конкретное лекарство из земли.
 Вот о растении, произрастающем в виде небольшого дерева или кустарника:
 «И сказал Исаия: возьмите пласт смокв.
 И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел.» (4-я Царств 20, 7).

 ***
 Так что же смоква (инжир) - лечит?
 Нет, конечно нет.
 Очень часто нельзя понимать Библию буквально.
 Смоква сама по себе, конечно же, не является лекарством.
 Здесь в Библии лишь намек, скрытое указание.
 Указание на древо познания добра и и зла.

 ***
 Дело в том, что дерево познания добра и зла, от которого вкусила Ева плод и умерла душой, было обычной смоквой.
 Ни смоква, ни иное дерево, как известно, не может губить или воскрешать души.
 Адама и Еву погубило непослушание Творцу, отчуждение от Него - как от Источника Жизни, а не вкушение инжира.
 Поэтому Господь через тысячи  лет и вылечил однажды больного смоквой - дабы это дерево ни в чем не обвиняли.
 Но обвиняли во всем и всегда только самих себя.

 ***
 Второй пример мы привели специально для иллюстрации того, что Библию нельзя правильно понять самостоятельно, в отрыве от Предания отцов Церкви, от их  толкования Библии.




 ВЫВОДЫ:



 Итак, самые общие указания  на православную фармакологию в Библии все же есть.
 Творец предлагает нам искать врачества, происходящие из земли (Сирах).

 Но какие именно среди всех деревьев, кустарников и трав нам следует использовать?
 Какие именно минералы и минеральные воды?
 Какие именно источники?
 Как готовить лекарства?
 В какой дозировке и в каком количестве, сколько раз в день принимать?
 В какой болезни какое именно врачевство применять?

 На эти многие вопросы есть один самый главный ответ и много ответов второстепенных.
 Вот самый главный ответ.

 "После многих богоугодных трудов и подвигов, впал в болезнь и сам безмездный врач блаженный старец Агапит.
 Узнав об этом, некий другой врач армянин пришел посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством нужно лечить такие недуги, как у Агапита.
 Блаженный отвечал:
 - Тем самым, каким подаст здравие Сам Господь, врач души и тела.
 Врач армянин счёл Агапита, исцелившего перед этим сотни безнадежных больных, совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его:
 - Он ничего не знает в нашем искусстве."  (Жития святых Дмитрия Ростовского).

 Врач армянин был прав - Агапит не знал того врачевания, которое дает прогресс.
 Но он был лично знаком с Главным Врачом вселенной, Врачом врачей, сделавшим к тому же, из Себя на кресте Лекарство от всех болезней.

 Что же касается второстепенных ответов, то они содержатся в истории медицины (в ее практическом опыте и теоретическом багаже).
 В частности, в истории фармакологии.
 Также в истории фитотерапии, которая из поколения в поколение изучает свойства существующих растений.
 Есть своя история и у лечения с помощью  минеральных вод.
 И много других историй изучения врачевств, созданных Творцом из земли.

 В следующих статьях мы начнем углубляться в эти вопросы.


Рецензии