Лекция Кайлас как место обитания Шивы в ведической

Лекция «Кайлас как место обитания Шивы в ведической культуре»

7 апреля 2019 года в городской библиотеке им. Н.В. Гоголя Новокузнецка состоялось очередное занятие лектория «Время культуры». Лекцию «Кайлас как место обитания Шивы в ведической культуре» прочитала филолог Л.П. Новикова.

Горная система Кайлас (Кайлаш) на Тибете - священное место паломничества для около миллиарда(!) приверженцев четырех мировых религий (индуизм, буддизм, джайнизм и бон). В древних литературных памятниках Кайлаш упоминается как место, связанное с божественными существами и великими мудрецами.
 
Людмила Петровна рассказала, что в апреле 2014 г. в Москве, в Международном Центре Рерихов была проведена Первая международная научно-общественная конференция «Феномен Кайласа и его роль в эволюционном развитии человека».  В мировой научной практике – это первая конференция, посвященная изучению феномена Кайласа.
Вместе собрались путешественники, духовные учителя, учёные, обычные люди, испытавшие на себе энергии Кайласа.  Собрались люди самых разных конфессий и верований, которые разными путями идут к самопознанию.

Руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа,  кандидат ф.-м. наук С.Ю. Балалаев выступил с докладом «Исследование феномена Кайласа и его значение для эволюции человечества». Вывод: «Кайлас – величайшая тайна на нашей планете, одно из мест силы, и его феномен нуждается во всестороннем изучении, путём синтеза экзотерического (научного) метода познания и эзотерического (непосредственное познание сути объекта или явления в медитативных состояниях сознания). Это тот путь, который ведет нас к познанию самого важного: самого себя, собственного Высшего Я».

Всего прозвучало 12 докладов, каждый был уникален. Можно было услышать и резкие высказывания материалистов, которые утверждали, что нет никакого феномена на Кайлаше, кроме того, что это глубоко намоленное место в благодарность за четыре реки, которые даёт миру эта гора.
Несмотря на различные точки зрения, гора Кайлас – загадочное место для материалистов, а для индуистов – это место обитания Бога Шивы.

***

Кто же такой Шива? Один из богов Тримурти, создавших нашу вселенную (Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель). Отсюда три основных направления индуизма: вайшнавизм – поклонение богу Вишну, шиваизм – поклонение богу Шиве, шактизм – поклонение божественной Матери – Шакти, в одной из её божественных форм. Но многобожие Индии не перечёркивает основную мысль Вед – Бог Один.

Из письма Е.И. Рерих А.М. Асееву от 11.03.1951:
«… На Востоке принята Истина, что Единый Величайший Дух является создателем нашего сознания и Спасителем нашего человечества. Дух этот – Аватар Вишну и появляется на Земле каждый раз, когда человечество заходит в тупик и необходим новый сдвиг сознания. Таким образом, все Спасители Мира являются Обликами одного и Того же Духа – Аватара Вишну, который проявлялся как Кришна, Зороастр, Будда, Христос и Майтрейя. Проявлялся Он и в иных Обликах, менее ярких, но всегда истинно подвижнических». (Письма Е.И. Рерих, т.9, с.34).

Кто же тогда Шива?
Из «Махабхараты»: «Кришна сказал: "О сын Панду, Рудру всегда следует понимать как душу Нарайаны. Если богу богов Махешваре (Шиве), совершается обряд поклонения, то совершается поклонение и Нарайане. Я - душа всех миров, всех вселенных. А Рудра - Моя душа. Вот почему я всегда поклоняюсь Ему. Если бы Я не поклонялся Шиве, Господу, награждающему дарами, тогда бы никто не поклонялся Мне. … Тот, кто следует Рудре, следует Мне. Рудра - это Нарайана. Оба - это одно целое; это один Пуруша, проявленный в двух различных формах, …являясь одним существом, они присутствуют во всех проявленных объектах и служат причиной деятельности..."».  (Махабхарата (Шантипарва, гл. 41, шл. 21-30)).

Нарайана (или Нараяна) – один из образов и имён Бога Вишну, Рудра (первопричинный) – одно из имён Шивы. У Шивы много имён, они отражают разнообразные качества божества, его участие в связанной с ним мифологии, записанной в Пуранах и Махабхарате. 

Мантра Шивы (та, что распевается его почитателями), содержит перечень 108 самых известных его имён:  Шива – благой, Махешвар – верховный владыка, великое начало, Садашива – вечный, духовный, Махадев – великий Господь, Гангадхар – материальный, тот, на голову которого падает Ганга (когда Ганга хлынула наружу со стоп Вишну, Шива подставил свою голову, чтобы сдержать силу потока), Домешвар – стоящий на вратах в параллельный мир. Шамбху – дарующий процветание, Трилокпати – повелитель трёх миров и т.д.

***

В древних ведических текстах (Пуранах) рассказывается история Бога Шивы, связанная с сотворением мира. Эта история помогает лучше узнать культуру Индии и понять истоки появления индуизма, а также глубже осмыслить сложный, противоречивый символизм образа Бога Шивы и особенности его проявленного пути.

Триаде Богов (Брахме, Вишну и Шиве) ТОТ, непознанный, поручает создать мироздание. На это нужно немалое количество мужской энергии, и Создатель Брахма просит Шиву (Дух) на время формирования разъединиться со своей половиной Шакти (сила, энергия).
Махадев идёт на жертву ради Творения. Вселенная создана: появились день, ночь, Земля, воздух, вода, эфир. Появились 8 млн. 400 тыс. живых существ, и далее развитие приостанавливается. Шива, истратив энергию на Творение, самоустраняется, став отшельником.
Для продолжения развития Творения необходима помощь полноценного (сильного) Махадева, а таковым он может стать только после воссоединения с энергией Шакти.
Много событий и испытаний выпало на долю Шивы и воплощённой Шакти, пока они смогли соединиться.
Единство духа и материи всегда очень благоприятно и направлено на укрепление сил Света на Земле в борьбе с силами зла, и в этой  борьбе Света с тьмой победа будет всегда на стороне Света.

Увлекательный рассказ Людмилы Петровны сопровождался демонстрацией видеофрагментов из современного индийского сериала «Бог Богов Махадэв» (режиссёр Никхил Синха, 2011 г.). Основу сюжета составили легенды о Шиве, взятые из сакральных текстов индуизма, в основном, из Пуран.

***
 
Среди эпитетов Шивы есть те, что связаны с его деятельностью, как Разрушителя (грозный, жестокий, ужасный, держащий в руке боевой топор, держащий трезубец, носящий череп и т.п.).
Но что именно разрушает Шива?
Он разрушает наши иллюзии, эгоизм, наши заблуждения, когда личность считает себя всего лишь телом. Он разрушает внешнюю оболочку, которая заставляет нас верить, что мы отличны от Него, что мы отделены от Него.

Многие тысячелетия, в продолжении Кали Юги, слушая предания о славных деяниях Бога Шивы, люди представляли его в человеческом облике, восседающим на Кайласе и взирающем на нижний мир с недоступных высот.

В современном понимании Шива – это мир тончайших энергий, вечная духовность и непознанная Беспредельность. 

«Человек рождается, чтобы обрести свою божественную сущность, а всё, что нас окружает, есть инструменты, которые способствуют трансформации сознания. Всё вокруг надо воспринимать не как проблемы, а как школу трансформации сознания. И вот за эти энергии трансформации отвечает Шива. Он разрушает то, что мешает развитию человека. Наше сознание, которое остаётся навсегда – это тоже часть Шивы. Познать Шиву означает познать своё сознание, истинное Я» (Сидха Баба, современный йогин).

***

По словам индийских лам, на Земле нет лучшего метода для очищения кармы и загрязненного сознания, чем совершить Кору (обхождение) вокруг Святой горы.
Напутствуя современных паломников, ламы говорят о тех, кто на протяжении двенадцати тысячелетий, ежегодно, устремлялись к Священной горе. Они шли босиком, оставив всё, что имело для них ценность, не зная, вернутся ли, имея лишь огонь в своём сердце.

«Вы должны пойти с тем же настроем и огнём, что и паломники древних времён. Тогда вы познаете нечто, что является основой жизни, а не просто её красками. Когда вы начнёте свой путь к Кайлашу, вы в буквальном смысле, будете идти по телу Шивы. Кайлаш известен как обитель Шивы не из-за того, что Шива сидит на вершине горы. Но потому, что в этой горе он сохранил всё, что знал. Вы можете почувствовать безграничность этой горы, если будете открыты и беспристрастны. Любая вера только помешает. Вам нужно просто идти».

Во время лекции демонстрировался документальный видеосюжет «Кайлас – пламя паломничества. Садхгуру о Кайласе».

В заключение, лектор рассказала о главном индуистском празднике в честь Господа Шивы – Махашиваратри (Великая ночь Шивы), который проходит ежегодно. В 2019 году празднование проходило в ночь с 4 на 5 марта.


Рецензии
Спасибо Вам, Вера, за интересную публикацию!

Какие вы молодцы в вашем городе, постоянно организуете встречи и интересные лекции расширяют вам кругозор видения мира. наполняют новыми знаниями.

Божиих благословений Вам в трудах души!
С почтением,
Галина.

Галина Ефатерова   12.03.2020 00:30     Заявить о нарушении
Благодарю, Галина! Вера без знаний, как и знания без веры - мертвы.
Все под Богом ходим, но не все это понимают.
Хочется труды своей души передавать другим, делиться тем малым, что имею.
Если честно, для меня значим и интересен сам процесс накопления знаний о мире, не результат.
С почтением,

Вера Третьякова   12.03.2020 07:27   Заявить о нарушении