Из детских воспоминаний...

    В понедельник проводила старшего сына в армию, всегда знала, что мои дети в армию пойдут, никогда не планировала их откупать от армии, как это сплошь и рядом происходит, но никак не ожидала, что это так трудно для матери, потому что такую роль ещё не примеряла. В самом деле, что я раньше об армии знала? Парню одному в армию писала, было интересно от него получать письма, но будущее своё с ним не связывала, и потому тоже особых переживаний не испытывала... Брата провожали, ещё вся семья была в полном составе, писала ему письма, ждала, радовалась возвращению, но при этом не понимала маминой грусти и её переживаний. Сегодня пятый день, как сын в армии, и скажу вам положа руку на сердце: нелегко это – быть матерью призывника. Но разговор сегодня пойдёт о моих детских воспоминаниях. Просто поводом к разговору стала разлука с сыном...
    Я часто вспоминаю детские истории, в подробностях, с переживаниями, со смехом, со слезами, только слёзы помнятся почему-то отчётливее. Когда говорят взрослые о беззаботном, весёлом детстве, я всегда в этом как-то сомневаюсь. Вот пытаюсь вспомнить счастливую картинку, а она не всплывает. Почему? Неужели я была всегда взрослой, всегда контролировала себя, никогда не позволяла себе лишнего? Неужели не была счастливой в детстве? Вот одна из страничек таких переживаний.
Жили мы в двухэтажном доме на восемь квартир. Семей было больше, поскольку несколько из этих квартир были коммунальными. Коммунальной была и наша квартира. С нами проживала супружеская пара, муж и жена, оба – ветераны войны, детей у них не было. Как-нибудь я обязательно расскажу об этих замечательных людях.
Дом стоял в ужасном месте, грунтовые воды были совсем рядом, всю весну весь подъезд был затоплен водой, мы ходили по мосткам, а жили мы на первом этаже. В подъезде прыгали лягушки, которых я очень боялась, а хулиганы-мальчишки, в нас ими швыряли. Во дворе было очень много крыс величиной с кошек, и эти крысы частенько кошек загрызали... Зимой дом так промерзал, а квартира у нас была угловая, что у моей сестрёнки, Тани, под кроватью всегда был сугроб. Перед сном мы ставили с сестрёнкой табуреты перед стеной от печки, растягивали одеяла и по полчаса их нагревали, потом, закутавшись в прогретые одеяла, бежали на кроватки, так вот и жили не тужили. Единственным светлым пятном двух домов на отшибе: они стояли как-то особняком ото всех других строений – были тополя, посаженные по периметру двора. С тех пор это любимые мои деревья. Во-первых, скворцы прилетали и любили селиться в скворечниках, которые мы для них готовили с зимы. Во-вторых, тополь, чуть ли не первое дерево, которое выбрасывает клейкие ароматные листочки. В-третьих, перед этим дерево выбросит замечательно красивые серёжки, сквозь которые мы продевали ниточки и носили на ушах, изображая из себя модниц. Правда потом приходила пора тополиного пуха. Но слово аллергия нам тогда было не знакомо, пух мы набирали, чтобы шить куклам подушки и одеяла, огорчало то, что мальчишки забирались на дерево, срывали нераскрывшиеся почки с пухом и стреляли ими по девчонкам из велосипедных насосов.
    Был, конечно, двор со знакомыми девочками и мальчиками приблизительно одного возраста: самые старшие во дворе взрослее меня на 9 лет, другие на 7, затем на 5, потом на 3, и, наконец, мы: нас было трое одного года рождения... Но дружили вместе. Строили горки, играли в казаки-разбойники, в кулюкушки, как мы их называли, или попросту прятки и другие подвижные и иные игры. Отцы работали водолазами. Матери были домохозяйками. Во дворе играли, строили горки, пилили дрова на зиму, складывали уголь в сарай, копали огороды, сажали, поливали, собирали урожай – всё вместе. Мне исполнилось 11 лет. Папа уже 17 лет работал в ЭПРОНЕ, и поговаривали, что людям с такой тяжёлой работой (достаточно сказать, что на пенсию папа ушёл в 50 лет) должны дать новые квартиры, потому что условия для проживания в нашем доме были ужасными.
    Как сейчас помню, нам первым принесли ордер на новую квартиру. Это было 1 марта 1972 года. Родители прыгали от счастья, сбывалась их мечта – жить отдельно, без соседей. Они так были рады, что 2 марта мы оказались жителями нового дома. А мне было грустно, я очень была привязана ко всем мелочам и нелепостям нашей жизни. Старый дом, старый двор снятся мне и по сей день, как будто мы в чём-то ошиблись, а права переписать работу набело уже не имеем.
    В тот год я училась в 4 классе во вторую смену. Пока я была в школе, ро-дители наняли машину, побросали туда наш незатейливый скарб и съехали из дома по улице 13-проезд на улицу 1-продольная. Даже в этом я усматривала некий рок, у всех улицы, как улицы, имена имеют, у меня же сплошная серость и безликость.
Прихожу домой часов в семь вечера, холодно, темно, а квартира пустая, в ней никого нет, пусто: ни вещей, ни людей. Я пробежала по всем комнатам и подумала, что меня забыли, или бросили, или оставили. Я пережила такой ужас. Потом услышала шум на кухне и побежала туда. Там была бабушка, увязывала какие-то кастрюли, которые не поместились в машину. Бабушка ждала меня, я обняла её и расплакалась. Мне так было горько и обидно, что не подождали меня, что отправили меня в школу, что не предупредили, что переедут, что испугали меня пустым домом, сразу ставшим чужим и незнакомым, что не сделали меня участницей таких счастливых и важных событий... Даже присутствие бабушки меня не могло успокоить, мне показалось, что бабушка просто не успела уехать, что меня предали... Тане уже было 16 лет, Алёшке 2 года, они были с родителями в новой квартире, а я никому оказалась не нужна.
Сегодня я понимаю, что двигало родителями, как всё было на самом деле... Одно, что случилось поймать грузовую машину в какой-нибудь обеденный перерыв, было чудом в те времена, что родители сами ничего такого не планировали, всё вышло случайно... Если бы отъезд готовили заранее, наверняка они предупредили бы меня об этом, да и бабушка меня не просто так поджидала. Но все уехали на новую квартиру на машине. Какая разница, что на грузовой? А мы с бабушкой, сначала долго шли до остановки, потом долго ехали на троллейбусе, потом долго шли с остановки... Я была совсем раздавлена своим маленьким горем, но я ещё не знала, что мне придётся расстаться с моими любимыми одноклассниками в 67 школе. Но это другая грустная история, о которой я расскажу чуть позже.

4.06.2011г.


Рецензии