Моббинг

От Луки, глава 6:

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

К Римлянам, глава 12:

17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

             *****

Неприятные воспоминания: Моббинг

Мир вам, пострадавшим от моббинга!

Вы знаете, что такое моббинг?

Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Короче - психотерор.

Ещё раз спрашиваю: "Вы знаете, что такое моббинг?" Но теперь уже имею в виду, издевался ли над вами кто-либо, т.е. испытали ли вы моббинг на себе? Или, быть может, занимались этим сами?

Неприятная тема... И тем не менее есть желание вспомнить и поделиться с вами и этим жизненным опытом...

Расскажу вам об одном коллеге из моей рабочей жизни в ГДР и объединённой Германии. Назовём его Herr Ki.

У нас с Ниной, моей женой, есть большой опыт. Мы жили и работали в СССР, ГДР и в Германии после объединения.

И пришли к выводу, что в ГДР нам понравилось больше всего.

Хотя в любом обществе есть как хорошее, так и плохое... Должен сказать, что я имею в виду жизнь взрослого человека, который уже работает.

Учёба в СССР была на высоком уровне. Школа и студенческая жизнь в СССР оставили у нас приятные воспоминания...

Собственно и работой в ОРГРЭС, своей первой фирме, я был очень доволен.

Однако, когда женился, то познал абсолютно наплевательское отношение государства к рабочему человеку: не мог прописать жену в Ташкенте, поэтому не могли устроить её на работу. Без работы не получишь жильё. А жить нам было негде... Заколдованный социалистический круг. Это было в 1976 году.

Правда все проблемы со временем нам удалось разрешить. Расколдовали этот круг с помощью друзей и доброго расположения начальства.

В ГДР нас приняли очень хорошо. У нас сразу была квартира и работа по нашей специальности. И хотя у меня не было немецкого языка, мне предоставили инженерную должность.

Я прошёл 3-месячные курсы интенсивного обучения немецкому языку при университете Гумбольдта в Берлине. А впоследствии и 10-месячные курсы при том же университете. И всё в рабочее время, благодать!...

У меня был толковый руководитель группы, сильный, знающий своё дело инженер. Он мне помог и с курсами немецкого языка.

Группа была новая, её хотел директор предприятия. Её задачей был контроль за работой предприятия по энергоснабжению Берлина, контроль и оптимизация работы 10000 человек.

Однако наш непосредственный начальник, очень хороший человек и коллега, эту группу не желал. И через год эта группа распалась.

Я пошёл в отдел автоматизации, связанной с электрическими сетями Берлина...

И в этом отделе меня встретили очень хорошо. Ведь я был гражданином СССР, а СССР был старший брат ГДР. Учиться у Союза - это учиться побеждать, говорили они...

Со всеми коллегами, а нас в отделе было человек 25, были у меня хорошие отношения, появилось много друзей.

Однако была среди коллег одна "чёрная овца", Herr Ki. Он был лет на 12 старше меня. Его называли "чёрной душой". Никто не мог и не желал с ним работать. Никто не мог сидеть с ним в одной комнате...

Он приставал и ко мне, но к тому времени у меня уже был какой-то немецкий.

Язык у меня острый и я запросто справлялся с ним в словесной перепалке, оставляя его в дураках... Мы не были врагами. Я это не воспринимал серьёзно...

Он был самым сильным инженером нашего отдела и я это ценил. Мы ходим на работу не развлекаться, а работать, считал я. Ну что ж, если он плохой человек? Работает он лучше всех, знания его удивительны...

Однако другой коллега, который всегда за себя или за кого-то боролся с начальством или ещё с кем и был врагом Herr Ki., написал на него донос. Я об этом не знал...

Вызвали нас: начальника нашего отдела, Herr Ki., коллегу, который написал донос, меня и ещё 2-3 человек к большому начальнику. Начальник учился в СССР и у меня были с ним хорошие отношения...

Он зачитал письмо-донос, из которого следовало, что Herr Ki., кроме всего прочего, плохо отзывался о СССР и обо мне, гражданине Советского Союза. А я такие политические дела терпеть не могу...

Дело было серьёзное. Большой начальник сказал, что если это так, то Herr Ki. должен покинуть предприятие. Всё зависело от меня...

И я сказал, что дело не стоит и выеденного яйца. Что у меня с Herr Ki. нет проблем... Дело против Herr Ki. закончилось, так и не начавшись...

После этого подошёл ко мне коллега, который написал донос. Это был отзывчивый, умный коллега, один из моих новых друзей. "Ты что наделал, Владимир?!" - сказал он мне. "Ведь мы могли Herr Ki. выгнать!" А этого желали все...

Я же ему повторил, что у меня с Herr Ki. нет проблем.

Подошёл ко мне и Herr Ki. Поблагодарил меня и спросил - хочу ли я быть его заместителем? Он был руководителем интересной группы... Я согласился.

Должен сказать, что я себя к тому времени хорошо зарекомендовал. Мне удалось выполнить один сложный проект. Мне повысили оклад, дали первого инженера. Человек, плохо знающий язык, в других глазах либо идиот, либо гений. Я выбрал второе. И у меня получалось...

А пошёл я к Herr Ki., т.к. многие у нас в отделе были "ленивыми". Вернее, у нас "разрешалось" и не справляться с работой. Начальник отдела хотел быть в хороших отношениях со всеми, поэтому не был требовательным.

Когда-то он был известным  в ГДР релейщиком, но автоматизация, компьютерное дело, которое тогда начиналось, обработка информации - было не его стихией.

Многие проекты начинались, доходили до уровня, где нужно было принимать серьёзные решения. Эти проекты откладывались и начинались другие, которых ждала та же участь...

В ГДР было очень важным - хорошие отношения в "Бригаде" (в отделе).

Например у нас работал один алкоголик, бывший талантливый инженер. Мы его не выгнали с работы, дали ему спокойно умереть дома в 60 лет, а не под забором. Все боролись за звание лучшей Бригады социалистического труда...

Мне же, как мужчине, хотелось результатов. И в группе Herr Ki. была возможность доводить дело до конца. У нас были интересные государственные проекты, за которые мы получали хорошие деньги, дополнительно к зарплате.

Всё шло хорошо. Herr Ki. не изменился по отношению к другим, но со мной держал себя корректно...

В нашей "Бригаде социалистического труда", в нашем отделе, Herr Ki. делал доклады по политической части.

На меня возложили "Культурную" жизнь отдела. Через меня коллеги получали билеты в театр или ещё куда. 2-3 раза в год мы круто праздновали в лучших ресторанах Берлина, приглашали артистов.

А большим коллективом, где участвовали многие отделы, праздновали мы в Доме Культуры. Крепко гуляли: много ели и много пили...

Однажды Herr Ki. заболел на 4 недели. Он никогда не болел. Но его отношения с начальником отдела накалились настолько, что начальник отдела дал ему серьёзную работу для IEV Дрезден (Инженерный институт по электроснабжению), с которым мы работали. Чтобы избавится от Herr Ki., хотя бы на время.

У Herr Ki. была какая-то шишка на руке и он сделал операцию. Поэтому был на больничном.

Никто не хотел его посещать и я взял это на себя. Застал я его врасплох, за работой, гостей он не ожидал...

Он сидел за рабочим столом в комнате. На столе лежали горой разные папки и руководящие указания. Три стены были увешаны электросхемами - необходимый материал для его проекта.

У него была лошадиная работоспособность, он мог работать 24 часа в сутки. Поэтому и обладал мощными знаниями во всех областях.

Делал он это по двум причинам: из-за страха перед людьми и из любви к выбранной профессии.

Как-то я повстречал одного, который с ним вместе учился в институте. Он мне рассказал, что Herr Ki. знал в институте весь материал на год вперёд. Брал конспекты студентов, которые учились на следующем курсе и основательно их изучал...

Я принёс с собой бутылку коньяка. И за коньяком он рассказал мне о своей жизни. Что отец не вернулся c войны и рос он с матерью и тётей.

О том, как они выживали и любыми способами зарабатывали на хлеб... У меня было 3 (вместе с Herr Ki.) друга, выросших без отцов. Они были трусливыми и в то же время агрессивными, нервными людьми. Беда... Ребёнку необходимы оба родителя.

Рассказал Herr Ki. о себе и пару потешных историй...., у него было чувство юмора.

Однажды в школе, он был высокий, его попросили выступить на соревнованиях по плаванию. Плавал же он плохо, а дистанция была большой.

Рассказал о его состоянии с юморком: он никак не мог доплыть до финиша, а все другие уже давно доплыли и уходили из бассейна. А он всё плыл и плыл...

В другой раз его, т.к. он был самым большим, послали на соревнования по боксу. После первого удара соперника у него поплыло всё перед глазами и он упал. Он боксовался впервые...

Трудно пришлось ему в школе, в послевоенное время... Многие преподаватели были бывшими нацистами. Он рассказал об одном учителе, который во время войны плавал на подводной лодке.

Он выстраивал провинившихся школьников "по линейке" и давал мощную оплеуху за один раз всем выстроившимся. Herr Ki. был высоким, стоял всегда первым и ему доставалось крепче всех...

Когда пришла его жена с работы, мы уже допивали бутылку коньяка... Его жена работала декоратором в центральном магазине Берлина и была часто в Москве по работе. Я пожелал Herr Ki. скорого выздоровления и поехал к Нине...

Вдруг, совершенно неожиданно для всех, произошло объединение Германии. Herr Ki. испугался и решил закрепиться в другом месте, в другой структуре нашего предприятия.

А я стал руководителем группы. Купил для наших проектов небольшую систему для  управления технологическими процессами. Это был шкаф, напичканный техникой, частью которой был мощный компьютер с цветным монитором. Тогда это было редкостью...

Это был пожалуй самый дорогой "компьютер" на нашем предприятии, стоил 230 тыс. ГДР-овских марок. Я прошёл курсы при фирме ROBOTRON, чтобы познакомиться с возможностями шкафа и его программирования...

Однако проект был заторможен, т.к. эта работа была для той структуры предприятия, где теперь обитал Herr Ki. Он настроил своего шефа на конфронтацию с нашим шефом и всё затормозилось...

Я не знал, что делать, т.к. не люблю работать в пустоту...

А ко мне приходили все молодые инженеры или практиканты нашего отдела, которые решили познать компьютерную технику. Дома у них были лишь первые примитивные компьютеры с чёрно-белым монитором. Появлялись новые игры, которые им хотелось попробовать на "моём" компе. И я им разрешал, т.к. и сам был в душе игроком. Мне даже нравилось обыгрывать молодых...

Так что моя комната превратилась в салон для игр. Я этого и не скрывал. Это был вызов руководству, чтобы они приняли решение. Но Herr Ki. успешно мешал этому...

Ох и наигрался я тогда во всякие игры в рабочее время, так что с тех пор меня никогда больше не интересовали компьютерные игры. Поэтому не обижайтесь, друзья (писал я в ОК), что на ваши предложения в ОК поиграть во что-нибудь, я отказываюсь. Знаю, как это затягивает, занимает много времени, которое уходит в пустоту...

Herr Ki. оказался прав, его место оказалось надёжнее. Наше предприятия вскоре объединилось с аналогичным предприятием западного Берлина. Собственно до войны и даже некоторое время после войны это было одно предприятие, BEWAG, с богатой историей.

BEWAG - как предприятие по электроснабжению Берлина было первым предприятием такого типа в Германии (с 1884 года)...

Оказалось, что наше главное здание в центре Берлина, так сказать голова предприятия, где сидел наш генеральный директор, технический директор и наш отдел автоматизации, принадлежало раньше GASAG.

Однако газ решили отделить от нашего предприятия и приватизировать. К тому же новые хозяева решили упростить директорат. Убрали генерального директора, директора по технике и всю эту структуру...

Нам всем нужно было искать себе применение в других структурах предприятия, которое становилось всё меньше. Так я и ещё один молодой, способный коллега из моей группы, который хотел работать со мной, попали в структуру, где уже обосновался Herr Ki. Других из моей группы разбросали по другим структурам.

Herr Ki. стал руководителем группы, я опять его замом и с нами молодой коллега. Herr Ki. этого не хотел, он желал быть одним, незаменимым!...

И это стало началом вражды между нами. Вначале мы ещё держались вместе, т.к. у нас был один общий "враг".

Руководство желало внедрить автоматизированную систему управления, которая нам вообще не подходила. Мы выиграли эту войну и нашли фирму в западном Берлине, которая была в состоянии создать то, что мы желали. Мы втроём должны были внедрить эту систему на нашем предприятии и её обслуживать...

Нам нужно было 3,5 млн ДМ. Предприятие сказало, значит будет стоить 7 млн ДМ и эти деньги нам выделили.

Мы не поняли юмора и справились с внедрением, как обещали, за 3,5 млн ДМ. Предприятие удивилось и на оставшиеся 3,5 млн ДМ мы внедрили такую же автоматизированную систему управления на другом нашем диспетчерском пункте управления электроснабжением Берлина...

И тогда я начал понимать, что общественная система, в которой мы оказались, полностью пропитана ложью. Все обманывают друг друга. В ГДР такого не было.

Договоры в ГДР выполнялись всегда по договорным ценам и в срок. В этом же обществе всё стоило вдвойне больше, чем предполагалось...

А что сейчас творится со строительством нового громадного Берлинского аэропорта, я уже молчу. Туда качают и качают лишние миллиарды. А срок сдачи в эксплуатацию до сих пор отодвигается.

Первоначально намеченное на ноябрь 2011 года официальное открытие аэропорта неоднократно переносилось. Аэропорт Берлин-Бранденбург (BER) до сих пор не готов.

Так же работали и профсоюзы... Например: требуют повышения зарплаты на 6%. Предприятие даёт 3%. И все рады. Чему рады? Ведь получили в 2 раза меньше!

К тому же наши западные коллеги получали за ту же работу вдвое больше. И профсоюзы поддерживали больше их, а не нас. Так как мы им меньше платили (взносы были - 1% от зарплаты)...

Поняв всё это враньё, я после 25 лет пребывания в профсоюзе, вышел из этой организации. Я видел, что нас они поддерживать не будут и нам придётся со временем туго... Так и получилось.

Справедливости ради должен сказать, что профсоюзы в системе капитализмa необходимы. Без них было бы полное безобразие.

У нас тарифы (зарплату) определяют 2 стороны: предприятие (владельцы) и профсоюзы. Если разногласия большие, то профсоюзы назначают демонстрацию, забастовку.

Тогда самолёты не летают, поезда не ходят, не работают врачи или школы. Иначе, так считают здесь, не получишь повышения зарплаты. А страдают от забастовок нормальные люди, а не те, которые определяют зарплату...

И это была причина моего выхода из профсоюзов. Я никогда не буду отключать электроснабжение для людей или участвовать в подобного вида забастовках, в ущерб другим людям, чтобы мне повысили зарплату.

Отвлёкся я, никак не доберусь до моббинга...

Короче, мы втроём обслуживали первоклассную, новую систему для нашего диспетчерского центра управления электроснабжением Берлина. Хорошо разобрались в ней, т.к. активно участвовали в её разработке и внедрении. Жить бы нам, поживать, да добра наживать. Ведь у нас было надёжное рабочее место...

Но не тут то было. В Берлине было 4 диспетчерских центра. 2 на западе и 2 на востоке. Наше предприятие решило создать один диспетчерский центр.

И Herr Ki. испугался. Стал пугать руководство и браться за различные дела, которые нас не касались. Стал требовать от меня работы различного профиля, которые должны были делать другие. Чтобы выжить других или меня?

Со временем мне это так надоело, что нужно было что-то предпринять...

В это время произошло одно важное событие в моей жизни. Я пришёл к вере в Бога Библии, в нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Я изменился...

Перестал курить и употреблять алкогольные напитки. А раньше мы с Herr Ki. часто заходили в пивбар, чтобы расслабиться после напряжённой работы, да поругать начальство и новую для нас систему капитализма...

Вскоре я потерял всех друзей, они были неверующими, наши цели теперь нe совпадали...

Кроме того я уже не мог повышать голос на других, даже если они этого заслуживают. Было желание всех любить. И этим воспользовался Herr Ki., который любил издеваться над людьми. Я же понял, что зло нельзя победить злом, а лишь добром и любовью...

Собственно не только Herr Ki., но и другие коллеги изменились и не в лучшую сторону. Почти все считали, что, если изменилась система, в которой мы живём, нужно и им меняться.

И менялись: становились холоднее, агрессивнее, появился страх потерять работу. А страх дело не творческое, творит только любовь. Это я познал, став христианином... Зачем мне/нам меняться? Мы что, всё делали неправильно?

Трудно мне пришлось в этом новом положении христианина. Работа с Herr Ki. становилась невозможной. Я с удовольствием учился в школе и институте, всегда с радостью работал, хоть и не всегда разделял мнение начальства.

И вдруг стало противно ходить на работу из-за Herr Ki. Это и есть моббинг! Он расцветал везде, во всех структурах предприятия. Что-то нужно было предпринимать...

Мы пошли с Ниной в наш дикий парк, рядом с нашим домом. Нам казалось, что там у нас хорошая связь с Богом. Везёт нам на дикие парки, я их люблю больше, чем ухоженные. Там малолюдно, уютно и спокойно... И в Ташкенте за "Грудной хирургией", рядом с нашим домом, был дикий парк...

Бог ответил на мою молитву: "Возьми на 2 недели больничный и выяви зло на свет".

Может и не совсем так, но где-то так. Чтобы не заболеть серьёзно из-за психотерора на работе, я взял больничный на 2 недели.

И решил обратиться за помощью в Betriebsrat (Заводской совет — организация рабочих на предприятии для совместного отстаивания своих прав. Распространены в основном на территории Европы. Зародились на территории Германии во время революции 1848/49 годов, с запретом деятельности во время нацистов.)

Если бы я не пришёл к Богу, то никогда бы этого не сделал, не стал бы жаловаться. Как это мне, мужчине, показать свою слабость? Да никогда! Но я к тому времени познал своё место во вселенной..., мой эгоизм, моя гордость уменьшились на порядок...

Когда я пришёл на работу после "больничного отдыха", то сказал своему молодому коллеге, что напишу жалобу на Herr Ki. И я присоединяюсь - сказал не раздумывая коллега. И ему Herr Ki. надоел порядочно...

Хорошо, подумал я, шансы повышаются. В Заводском совете за нашу структуру отвечал коллега, которого боялось руководство, т.к. он не шёл на компромиссы и защищал того, кто был прав, независимо от должности.

Наступилo время нашей сходки. Я помолился Богу, чтобы я был спокоен при разборе дела и чтобы моя речь не пропала.

Дело в том, что у меня после падения с 5-го этажа (см. рассказ "Самое короткоe путешествие"), в стрессовые моменты, могла пропадать речь. Об этом я никогда никому не говорил, т.к. до того, как стал христианином, был гордым. Речь не то чтобы совсем пропадала, но затруднялась...

И Бог мне помог. Во время разбора дела против Herr Ki. я был на удивление спокоен и говорил только по делу.

Поначалу Herr Ki. улыбался, он был уверен в победе. Его все боялись, кроме меня, т.к. я знал, что он трус. Именно трусы стараются всегда всех запугивать... Начальство его боялось.

Правда Herr Ki. удивился, что делает здесь молодой коллега? Он думал, что будет сражаться со мной один на один. Против группы же, пусть даже лишь из двух человек, сражаться значительно труднее. Поэтому даже маленькие рыбы собираются в косяки, когда на них нападают хищники...

То что молодой коллега на моей стороне, Herr Ki. поначалу недооценил. Но потом не знал, на кого же ему нападать?

Я же нападать и уничтожать никого не собирался. Просто рассказал, что я о Herr Ki. думаю и что о нём думают другие. О том, что даже другие фирмы, звоня нам по телефону и не застав Herr Ki., рады поговорить о проблемах со мной, а не с ним. И не скрывают этого, т.к. для них он человек неконструктивный...

Улыбка с лица Herr Ki. стала пропадать, ведь он был о себе совсем другого мнения. Он незаменим! А тут такое слышать о себе...

И тут наступило время мне удивляться. Не у меня, а у Herr Ki. стала пропадать речь. Стала пропадать речь и у молодого коллеги, который желал Herr Ki. уничтожить.

Делает же мне порой Бог сюрпризы, этого я никак не ожидал... Моя же речь была понятной и спокойной. Просто было желание осветить ситуацию в свете Божьем, которого так боятся грешники. Слава Иисусу Христу!, который есть свет...

Включите свет, друзья, и тараканы разбегутся сами. Их не нужно будет прогонять...

Не знаю, удалось ли мне хотя бы отдалённо показать то напряжение, в котором пребывали все, кроме меня? Ведь со мной был Бог... Если Бог со мной, что могут мне сделать люди?

Представитель Заводского совета сказал в конце своё веское слово - если мы, я и молодой коллега настаиваем, чтобы Herr Ki. выгнали из предприятия, то он сделает всё возможное для этого. Т.к. такие подонки, как Herr Ki., лишь отравляют атмосферу предприятия.

Молодой коллега сразу выпалил - он за то, чтобы Herr Ki. выгнали, т.к. с ним невозможно работать...

Все посмотрели на меня, ведь это была моя затея, разобраться с этим делом... А у меня абсолютно не было желания кого-то наказывать или выгонять. Кто я такой? Бог нам судья... Было лишь желание наладить мир, чтобы с удовольствием ходить на работу...

После этого пришёл ко мне молодой коллега. Он от стресса, который нагнал на него Herr Ki. не мог выговорить ни слова, хотя и считал себя крепким орешком. Но такого в его жизни не случалось и он не знал Бога...

Пришёл ко мне и Herr Ki.. Расплакался как ребёнок, что мне стало его жалко. И сказал мне сквозь слёзы, что он хотел бы со мной работать (уже второй раз)... Как я на это смотрю?

Посмотрим - ответил я, но будет трудно. Ведь мы перешли границу, где раны не заживают или остаётся грубый шрам на всю жизнь...

Мой Бог учит прощать, ведь Он простил мне все мои грехи, за которые умер Иисус Христос на моём месте... Как же мне не прощать "такую мелочь"?...

Время лечит, друзья. У меня плохая память на плохое и хорошая на хорошее. Есть у меня и с Herr Ki. хорошие воспоминания. Да и в самое трудное время я молился не столько за себя, сколько за него, за врага своего. Так учит Иисус Христос. Зло можно победить лишь добром и любовью...

Слава Богу, что Он позволил мне Себя, Великого Творца, Источника Жизни и Любви, найти, что Он дал мне дар веры в Него. Что мне может сделать этот грешный мир, если я пребываю в Иисусе Христе и Он во мне? Лишь Он источник радости и счастья... Слава Богу!

P.S.: Вчера, 20 марта (писал 21.03.2015), где-то в 10:30, выходит тёща из своей комнаты и говорит: "Совсем уже глаза не видят, что-то вдруг всё потемнело в глазах...".

Она не знала, что у нас было солнечное затмение. В Берлине было закрыто 70% Солнца Луной. День был ясный и потемнение было заметным...

По ТВ показывали и моих коллег, которые в диспетчерском центре управления энергоснабжением нашей зоны регулирования (бывшая территория ГДР + Берлин + Гамбург), рядом с моим домом, боролись за нaдёжность электроснабжения.

Ведь в Германии использование солнечной энергии на высоте. Мощность упала за короткое время на 12 ГВт (гигаватт)! и так же скоро восстановилась. Электроснабжение Германии не пострадало, мои коллеги справились с регулированием.

Помогла, конечно, и система АРЧМ, руководителем проекта которой был я. Об этом моём любимом проекте я уже писал ранее (см. рассказ "Незабываемые день рождения и проект LFR 2003" ).

Да, в это новое здание нашего предприятия я ходил последние полтора года пешком, через поле. Будто бы Бог построил его специально рядом с моим домом, чтобы мне было легче добираться до работы с моими поломанными в молодости ногами.

В этом здании я отпраздновал 60 лет и, через полтора года, свой последний рабочий день, использовав законы, позволяющие уйти на заслуженный покой раньше официальной пенсии...

Пригласил на эти два события и своих старых коллег со времён ГДР. Пришёл в числе приглашённых и Herr Ki. и коллега, который писал донос на Herr Ki....

Herr Ki. обрадовался приглашению, ему было интересно увидеться со мной и посмотреть новый диспетчерский центр. Жена его заболела, рак...

Я организовал для гостей осмотр наших технических помещений. Хорошо провели время. Как-нибудь напишу и об этом, но это будет уже другая история.

А от Herr Ki. остался у меня подарок - красивая пальма, которая радует глаз и вызывает много воспоминаний до сих пор.

Из друга сделать врага не трудно, с этим мы справляемся самостоятельно. А вот сделать из врага друга, нам, без Божьей помощи, не по плечу...

Слава Богу! Ему одному!

P.P.S.: На фото - мне исполнилось 60 лет. Пригласил на праздник и старых коллег из ГДР-овских времён. Все четверо были руководителями групп в отделе автоматизации. Я справа, Herr Ki. рядом со мной...


Рецензии