столкновение

Столкновение
Светлана Швецова
Каждый, кто был в Петербурге, да и кто не был тоже знают, что это культурная столица и живут в ней старые питерские интеллигенты. Я тоже об этом слышала, когда много лет назад приехала сюда. Только где же они, как с ними встретиться? Оказалось — везде. Я просто не задумывалась, что это они и есть — внимательные, доброжелательные к любому человеку. Заходишь в автобус, а тебе подскажут: вон там свободное место. Как будто именно тебя ждали. А стоит спросить как проехать туда-то, как весь автобус подключится с советами, у каждого свой, самый лучший вариант. И такое искреннее желание помочь.
   А вот на днях еду в метро и вижу, что все переменилось. Молодежь, обгоняя стариков, резво забегает в вагон. Усевшись, надежно «задраивает» уши наушниками, а глаза — смартфоном. Это они, гаджеты, виноваты, если рядом стоит пожилой человек. Его не видят. И не слышат бесконечных напоминаний по трансляции: уступайте места пожилым, инвалидам...Увы, повседневная реальность. «Это вот настоящие питерские интеллигенты? - думаю я. - Или будущие?»

   Но в тот день неожиданно все случилось по-другому. В вагоне было свободно, сидячих мест хватило всем. Мелькали станции. Одно место освободилось, зашли новые пассажиры. Двое из них — нарядная молодая женщина с шарами в руках (видно, с праздника едет) и щуплый очень пожилой мужчина — одновременно устремились к свободному месту. И неожиданно столкнулись. Мужчина смутился от такой неловкости и отошел. А женщина уселась с победным видом.

В свободном вагоне это все равно что на сцене — все внимание сюда. В сторону женщины полетели неодобрительные взгляды. Она, не дожидаясь нападок, начала оправдываться:
-Он же мужчина, пусть он мне уступает. Что, я не права? - обратилась она за поддержкой к сидящим рядом.

Мужчина околопенсионного возраста, сидевший справа, очень сдержанно ей ответил:
   -Я не уверен, что вы правы.
   -Это почему? - с вызовом ответила женщина.- Он же мужчина.
Тот самый сосед справа («Вот он, истинный питерский интеллигент»- отметила я про себя) с той же невозмутимостью ответил:
   -Да, но если вы заметили -очень пожилой мужчина.
   -Может, еще и блокадник, -добавила женщина слева.
Надо ли говорить, что в Петербурге отношение к блокадникам особое: безоговорочное уважение. Но они, блокадники, не кричат об этом на каждом углу. Кстати, того мужчину, из-за которого сыр-бор, уже посадили, о нем и забыли. А женщина с шарами все не унималась, пытаясь доказать какую-то правоту:
-Да, вы мужчин выгораживаете. А когда я была беременна, мужчины мне тоже не уступали место.
-Надеюсь, речь идет не об этом мужчине?- с убийственным хладнокровием продолжал тот, кого я окрестила интеллигентом.
-Нет, не об этом, -уже с раздражением отвечала женщина. («Кажется, добил ее»-это я про себя)
-Ну вот, весь праздник испортили,- тихо пробубнила женщина. Но ей почему-то никто не сочувствовал.
Я не сторонник этих споров в транспорте и обычно в них не участвую. Но этот был что называется - по делу. Я с интересом наблюдала за ним.
«Понаехали»- тоже прозвучало. Да, понаехали, и еще приедут. Время сейчас такое. Но что привозят с собой «понаехавшие» - агрессию и бескультурье или… Ведь в тот раз не просто столкнулись два человека.  Столкнулись эгоизм и воспитанность, агрессия и  доброжелательность.
Я кстати, тоже из «понаехавших», хоть и очень давно. Но с первых же дней я не могла не заметить, что старожилы к любому незнакомцу относятся с бесконечной добротой и уважением. От него ждут того же. Это норма поведения. Это и пытались донести до той незнакомой женщины случайные попутчики. Причем, делали это так, как  умеют петербуржцы — с тактом, с выдержкой и хладнокровием. Потому что они уверенны: их отцы и матери мерзли и голодали не только за то, чтобы их город выстоял. Но и за то, чтобы он сохранился  таким, каким его знает весь мир. А вы, новые жители, таким его и принимайте и учитесь жить по его правилам.
   Пока живы те самые, настоящие питерские интеллигенты, они будут биться за то, чтобы звание культурной столицы было синонимом ее культурного жителя. И в этом я с ними заодно.


Рецензии