Аквариум. Песни и танцы Гипербореи
Казалось бы, Борис Борисович за без малого полвека музыкальной деятельности столько всего написал и спел, что чем-то удивить взыскательную публику ему уже затруднительно. Но это именно кажущееся впечатление. К своим 65 годам Маэстро пришел с солидным творческим багажом. И при этом продолжает радовать своих поклонников новыми творениями. Концерт открылся песней, выпущенной буквально несколько лет назад и пока ещё не вошедшей ни в один альбом группы Аквариум — «Палёное виски и толчёный мел».
Торгово-развлекательный комплекс Vegas, в состав которого входит уютный концертный зал Vegas City Hall расположен в весьма удаленном районе Москвы. Да, здесь протянуто метро. Но даже с учетом этого факта, путь сюда из какого-нибудь другого района занимает немалое время. Но разве данное обстоятельство может остановить истинных поклонников живой музыки? Конечно, нет. И забитый до отказа зал Вегаса тому подтверждение. Вторым номером программы явилась обновлённая версия классической песни Аквариума — «Стучаться в двери травы».
Концертный состав Аквариума, представляющий собой девять человек на сцене звучит весьма убедительно. Стиль группы подобно морю давно вышел из берегов любых стилистических рамок и ограничений. В их обширном репертуаре присутствуют как быстрые, фактически танцевальные номера, так и лирические баллады. Классические блюз или вальс легко сменяются жестким хард-роком, на смену которому в свою очередь приходит мелодия в ирландском или кубинском духе. И в этом нет никакого противоречия, а лишь свидетельство широты музыкальных взглядов БГ и Ко.
Что касается вальсов, то Борис Борисович в 1990-х годах увлёкся их написанием весьма серьезно. И в итоге появилось несколько удивительно красивых номеров, в том числе печальный, но при этом душевный вальсок «Голубой огонёк».
Тема войны и общего озлобления общества на фоне кризиса, как экономического, так и духовного, не могла не вызвать отклик в душе Гребенщикова. Данным животрепещущим вопросам посвящён один из лучших его альбомов «Соль», а также ряд песен, увидевших свет позднее — «Песни нелюбимых», «Собачий вальс», «На ржавом ветру» и другие. При этом многие люди, скорее всего далекие от творчества Маэстро, но стремящиеся к быстрым суждениям, утверждали на различных ресурсах о том, что вот, мол, наконец-то и БГ снизошел до столь злободневных тем, а то всё, мол, поёт о чем-то отвлечённом. Но так ли это на самом деле? Люди, несколько более осведомленные о творчестве Гребенщикова знают, что подобные темы волновали его всегда, чему свидетельством, в частности, старинная песня «Ласточка», также прозвучавшая на концерте.
Необходимо отметить филигранную работу художника по свету. Свет придавал дополнительную глубину исполняемым произведениям, являясь неотъемлемой частью драматургии всего действа. Помимо классических и относительно новых произведений в ходе фактически трёхчасового концерта прозвучали и совсем новые песни. В том числе представленная на суд слушателей в декабре 2018 года «Бой-Баба». В своих интервью последних лет Борис Борисович неоднократно говорил о том, что, по его мнению, грядёт эпоха матриархата. От возможных оценок данного факта Маэстро уклонился. Он обо всём говорит в своих песнях. Другое дело, что каждый человек скорее всего услышит в них то, что захочет услышать. А ведь зачастую произведения БГ носят подчёркнуто иронический характер. И данное сочинение не является исключением.
А уже в 2019 году в концертную программу Аквариума вошла ещё одна новая композиция, причем с ярко выраженным антивоенным характером— «Изумрудные дни». В тексте песни встречается строчка из мультфильма о приключениях Винни-Пуха и его друзей. Это уже вторая подобная цитата в сочинениях Бориса Борисовича. Первую цитату пытливый слушатель сможет отыскать в тексте композиции «Огонь Вавилона», также прозвучавшей в концерте. Но возвращаемся к «Изумрудным дням». В ней, как и во многих других своих песнях БГ говорит с иронией, но о весьма злободневных вещах, о чрезвычайно серьезном, но в позитивном музыкальном сопровождении.
Второе отделение концерта открыло эпическое полотно «Соль» из крайнего на сегодняшний день альбома БГ — «Время N», увидевшего свет весной 2018 года. Трудно сказать, была ли она написана в период работы Маэстро над альбомом 2014 года, носящим аналогичное с песней название. Да и так ли это важно? Главное, что данная композиция в итоге родилась и украсила собой не только недавнюю пластинку, но и концертную программу. Мелодия, в которую гармонично вплетены восточные мотивы, обрамляет собой философский и по-гребенщиковски загадочный текст. Про такие песни можно без обиняков говорить — шедевр.
Впервые я оказался на концерте БГ летом то ли 1991-го, то ли 1992-го года. Будучи подростком я посетил его вместе со своей старшей сестрой, ее мужем и подругой. Концерт проходил в питерском БКЗ «Октябрьский». Насколько помню, то был период переходного проекта «БГ Бэнд». Но в концерте, само собой разумеется звучали и песни Аквариума. Это был для меня один из первых настоящих концертов не только Аквариума, а вообще в моей меломанской жизни. Смысл песен Гребенщикова я тогда, конечно, постичь не смог в силу юного возраста. Но мне понравилась его подача и манера держаться на сцене. Помню, БГ тогда на протяжении всего действа играл и пел, поставив на стул правую ногу. На бедро он положил гитарную деку. Понятно, что это было сделано для удобства. Но одновременно в том присутствовал элемент крутизны, без которой немыслим настоящий рок-музыкант. С тех пор я посетил множество концертов, в том числе Аквариума. И всегда Борис Борисович не только играл и пел круто, но и выглядел. Он вообще стильный дядька, не замечали? Данный концерт не стал исключением. Эти его темные очки, Весёлый Роджер на рукаве, цветы на штанах и шейном платке. А его ботинки! Борисыч — крутой мэн. И это очень хорошо! А уж сколько песен он написал! Каждый раз приходя на его концерт, я слышу какие-то песни впервые. На этот раз таким произведением, не считая новинок, стала «Второе стеклянное чудо».
Наиболее ярким моментом любого концертного мероприятия является хоровое исполнение тех или иных песен музыкантами и публикой. В данном случае таким произведением стала «Не пей вина, Гертруда!».
Сегодняшний Аквариум представляет собой интернациональный коллектив музыкантов. Некоторые из них, как скрипач Андрей Суротдинов в группе уже очень давно. Другие, как например сын БГ — Глеб Гребенщиков, пришли совсем недавно. Но каждый из них привносит в музыку Аквариума какую-то свою особую краску. И все вместе они создают неповторимую палитру, ради созерцания и наслаждения которой люди и ходят на концерты Аквариума.
Красивой точкой в весеннем музыкальном празднике… А ведь БГ, пожалуй, написал весенних песен куда больше других авторов. «Танцы на грани весны», «Как движется лёд», «Сутра ледоруба», «Кошка моря», «Синее небо, белые облака», «Праздник Весеннего восстановления». И это только те, что вспомнились сходу. Так вот, красивой точкой в весеннем музыкальном празднике стала «Великая Железнодорожная Симфония». Да, после неё в качестве необходимого бонуса ещё прозвучали обожаемые публикой «Стаканы» и «Партизаны полной Луны», а в самом финале - "Поколение дворников и сторожей", но драматургия концерта завершилась именно «Симфонией». Красивая песня о любви.
СпасиБо за чудесный концерт! И с юбилеем Вас, уважаемый Борис Борисович!
Свидетельство о публикации №219041400950