Малоизвестные татарские разности - 391

Малоизвестные татарские разности – 391



Грюнвальд

***

В свободное время просматривал популярные ток-шоу как познавательные информационно – насыщенные передачи. Но, сегодня наблюдал как люди, вроде до того неплохо(как они сами утверждали) знавшие историю, и даже иногда называющие себя историками, не нашли татар в Грюнвальдском сражении(битве)… даже после просмотра выведенной на большой экран статьи из Википедии.
Смотрели, искали и спорили минут пять... хихикали и возмущались.

Не знаю - буду ли я и впредь с таким же доверием относиться к остальным фактам рассказываемым задействованными в беседе персонами. Скорее всего нет.

У Стругацких были строчки стихотворения… автора не искал, но строки запомнились:

‘’Видит горы и леса,
  Видит реки – небеса.
  Но не видит ничего
  Что под носом у него.’’

А для того, чтобы в следующий раз было не так сложно прочесть материалы по Грюнвальду, соберу в этой статье отрывки и ссылки… ну, хотя бы все из той же многострадальной Википедии, чтобы не тратить сил, толерантности и времени на описания Длугоша. Читая написанное в ней(многострадальной Википедии)… в частности заголовок ‘’Участники сторон’’ они просто забыли попросить кого-нибудь с руками нажать на указатель –

‘’союзники[показать]’’

Сделай они это, они увидели бы строку:

‘’Татары Джелал ад-Дина’’.

А в строке ‘’Командующие’’, чуть ниже, нашли бы такой же неприметный указатель.

‘’и другие полководцы[показать]’’

После нажатия которой опять же встретились с искомым и долго разыскиваемым:

‘’ князь мстиславский
• Джелал ад-Дин’’.

Для непосвященных:

‘’ Джелал ад-Дин (тат. лл д-Дин, Cll d-Din)(прим. литеры не читаются) — хан Золотой Орды (1412—1413), один из самых влиятельных сыновей Тохтамыша.
В русских летописях известен под именем Зелени-Салтана Тохтамышевича.’’

https://ru.wikipedia.org/wiki/--

Как оказался Джелал ад-Дин в тех краях? Ответ все там же

‘’ Джелал ад-Дин с братьями и со своим конным татарским отрядом выехал в поисках поддержки в Литву к великому князю Витовту, который оказал ему всяческую поддержку. Витовт поселил Джелал ад-Дина с другими царевичами в Троках. Джелал ад-Дин принял участие в знаменитой Грюнвальдской битве на стороне польского короля Ягайло и литовского князя Витовта, сразив в единоборстве магистра Тевтонского Ордена Ульриха фон Юнгингена.’’

Юнгинген, Ульрих фон – командующий войсками Ордена:

‘’…его жёсткая политика по отношению к Великому княжеству Литовскому привела к так называемой Великой войне (1409-11), апофеозом которой стала Грюнвальдская битва 15 июля 1410 года, где Ульрих и погиб.

Согласно традиции, он погиб в сражении с Джелал ад-Дин-ханом.

Сначала ход Великой войны складывался в пользу ордена, но в дальнейшем отсутствие чёткого плана, умения использовать военные успехи и инициативу, а также нерешительность командующего привели орден на грань военной катастрофы. Главной причиной поражения ордена в этой битве стало не столько отсутствие таланта полководца у Ульриха фон Юнгингена, сколько его несостоятельность как политика.

Ульрих не учёл несоразмерность резервов польско-литовско-русско-татарской коалиции по сравнению с потенциальными возможностями ордена…’’

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

Эпизод начала битвы:

‘’ Не дождавшись приказа Ягайло, Витовт сразу после того, как крестоносцы открыли огонь из ста бомбард калибра 3,6 фунта — 5 пудов, послал в наступление татарскую конницу, находившуюся на правом фланге[43]. Первая линия литовской армии, которая состояла из лёгких конных воинов (так называемых всадников), с криком «Вильна!» последовала за татарами[43].

Согласно «Хронике Быховца», часть татарских всадников из первых рядов провалилась в «волчьи капканы», где они погибли или получили серьёзные ранения, однако благодаря развёрнутому ряду большинство всадников пропустили мимо военные шурфы[44]

(в настоящее время установлено, что «волчьи ямы» на поле отсутствовали).

Всадники Великого княжества Литовского атаковали хоругви великого маршала Фридриха фон Валленрода. Лёгкой кавалерии было трудно атаковать в лоб тяжёлую тевтонскую конницу. Атакующие пытались сбрасывать рыцарей на землю. С этой целью татары использовали арканы, а всадники — копья с крючьями[45].’’

В трактовке хода битвы в Сети происходит перманентная грызня между поляками и литвинами, но и те и другие не подвергают сомнению что битва началась с атаки татар и завершилась гибелью Ульриха от руки татарского воина.

Помня о роли татар в Грюнвальде в Гданьске с большой помпой и в присутствие президента состоялось открытие памятника:


В благодарность за помощь татар в Грюнвальдской битве 1410 года

***

http://kumukia.ru/article-8929.html

25 ноября 2010 г. в Гданьске был установлен памятник "Татарину Речи Посполитой", открытый президентом Польши "в благодарность за помощь татар в Грюнвальдской битве 1410 года". Монумент, представляющий собой воина-всадника в характерном боевом убранстве польского улана, держащего в руках штандарт воинского соединения с мусульманским полумесяцем, поставлен в честь 600-летия исторической победы польско-литовских войск над Тевтонским орденом.

В торжествах по случаю открытия памятника принял участие президент Польши Бронислав Коморовский, члены польского правительства, генконсулы Беларуси, России и Украины, представители общественных организаций татар. Б. Коморовский поблагодарил польских татар, которые служили Польше на протяжении 600 лет. "Татарин рождается на коне - подтверждением чему является и этот памятник польского татарина - и все мы помним, что польские гагары громили врагов Речи Посполитой, врагов Короны и Литвы, будучи непревзойденными наездниками. У своих вызывали восхищение, среди чужих сеяли невероятный страх благодаря храбрости, воинственности и мастерски освоенному военному ремеслу. Польские татары принесли хвалу Речи Посполитой.

Не всегда Речь Посполитая баловала их вниманием, но они всегда верно ей служили, ведь всем известно: если уж татарин полюбит, то всем своим горячим сердцем", - сказал глава Польского государства.

Напомним нашим читателям, что битва при Грюнвальде, которая произошла 15 июля 1410 года между войсками Тевтонского ордена и объединенными силами Польского королевства и Литовского княжества, считается историками своеобразной "битвой народов".

Польская армия под Грюнвальдом с участием русских и белорусских полков (в том числе смоленского отряда) насчитывала 18 тысяч конницы, 3 тысячи пехотинцев и 18 тысяч человек в обозе. Литовская пехота составляла всего 500 человек. Позже к ним присоединились профессиональные наемники, завербованные польским королем Владиславом на деньги литовского князя Витовта. Количество татар, участвовавших в походе, составило 3 тысячи всадников. Их возглавлял сын Тохтамыша хан Джалал-ад-Дин (1380-1413)…

http://kumukia.ru/article-8929.html

и еще речь Президента Польши



Поляки помнят помощь татар

***

    Это памятник татарам, "Татарин Речи Посполитой". Расположен он в польском городе Гданьск. Установлен памятник относительно недавно, в 2010 году.

фото с сайта http://www.dobroni.pl/foto_news/tatar_odsloniecie.jpg

    Он установлен в честь 600 - летия победы Польско - Литовской армии и союзников -татар над Тевтонским орденом в известнейшей Грюнвальдской битве в 1410 году.
   
Выступление
Президента Республики Польша Бронислава Коморовского
на торжестве открытия Памятника
Татарину Республики Польша

Приветствую всех собравшихся – официальных представителей и всех тех, Кто пришел сюда по велению сердца. Приветствую тех, кто осознает свою причастность к традиции польских татар, которые на протяжении многих столетий помогали строить современную Польшу.

Я сам прибыл сюда по зову сердца. Искренне хотел присутствовать на открытии памятника польскому татарину для тога чтобы выразить глубокую благодарность многим поколениям польских татар, которые, преданно любя Польшу, верно служили ей на протяжении 600 лет. Хочу поблагодарить за многовековую верную службу Речи Посполитой.

Как нам известно, татарин рождается на коне – подтверждением чему является и этот памятник польскому татарину – и все мы помним, что польские татары громили врагов Речи Посполитой, врагов короны и Литвы, будучи непревзойденными наездниками. У своих вызывали восхищение, среди чужих сеяли невероятный страх благодаря храбрости, воинственности и мастерски освоенному военному ремеслу.

Польские татары принесли хвалу Речи Посполитой. Не всегда Речь Посполитая баловала их вниманием, но они всегда верно ей служили, ведь всем известно: если уж татарин полюбит, то всем своим горячим сердцем. Именно так татары, осевшие в Польше, любили нашу страну. Книгу их хвалебных деяний открывает Грюнвальдская битва, и об этом сегодня следует напомнить. Тогда они боролись в составе литовских войск.

После наступили новые победы, очередные войны, в которых жертвенно проливали кровь, отплачивая своей польской родине за то, что обрели в ее пределах свой новый дом, дружественный дом, в котором были настоящими хозяевами, в котором могли свободно – что не было свойственно тем временам сохранять свою веру и культуру.

Не было такого врага Речи Посполитой, на котором не испытали бы они силы своего оружия, защищая родину. Громили москалей, шведов и итальянцев, а когда было нужно то и турок не щадили, несмотря на общую с ними веру.
Без польских татар не было бы славной победы в Венской битве, за которую особо возлюбил их король Ян III Собесский, почитаемый и самими польскими татарами.

Горячая татарская кровь проливалась во всех, начиная с Костюшковского, национальных восстаниях. Впиталась она и в фундаменты возрожденного в 1918 году польского государства, второй Речи Посполитой. Именно в память об этом татарин, которого мы видим на памятнике, одет в мундир уланов маршала Пилсудского. Это также традиции 13-го полка вильнюсских уланов и эскадрона татарской кавалерии, участвовавшей в сентябрьских битвах 1939 года.

Польские татары, граждане Речи Посполитой, воевали на всех фронтах Второй мировой войны: от сентябрьских битв 1939 года по Монте Кассино. Каждый побывавший на кладбище в Монте Кассино, может навестить могилы тех, кто до конца верно служил Польше. Найдет там и могилы польских мусульман, преданных до последнего солдат.
Навеки останутся на посту те, кто был расстрелян в Катыньском лесу, и те, кто покоится на многих, многих других польских военных кладбищах.

Памятник, который мы сегодня открываем, – это подтверждение нашей памяти и дань почтения им за последние 600 лет. Но это также воспоминание о времени, когда наша родина была Речью Посполитой многих народов. Была огромным «плавильным котлом наций», в котором встречались представители разных народов, религий и культур. И жили они вместе, как братья.

Черпая вдохновение и силу в разнообразии, укрепляли мощь своей отчизны. Именно умение жить вместе вопреки различиям дало Речи Посполитой обоих народов великую внутреннюю и внешнюю силу. Это единство в разнообразии определило привлекательность устройства польского государства, распространяя свободу и демократию в масштабах, не свойственных Европе тех времен.

Это наследие является нашей общей великой гордостью, которую мы должны смело показывать другим. Следует напомнить об этой традиции особенно в преддверии полугодового нашего польского президентства в Евросоюзе.
Стоит сделать девизом этого президентства слова нашего великого соотечественника Иоанна Павла Второго, который говорил о знаменательном мосте истории, ведущем от Люблинской унии к Европейскому содружеству. От той Люблинской унии, которая дала начало общей истории, общим традициям и культуре также татар, живущих на восточных рубежах давней Речи Посполитой.

О достижениях давней Речи Посполитой содействующих друг с другом народов необходимо напоминать современному миру. Стоит напоминать и современной Польше. Ведь мы сами видим, что сотрудничество, способность жить вместе, сосуществовать не всем дается. Давшая сердечный приют разным народам Речь Посполитая золотого века должна быть для нас примером толерантности и кооперации.

Сегодня эти качества нужны нам как воздух, так как если их в себе не отыщем, то упустим исключительный шанс, который благодаря великой победе «Солидарности» мы получили от судьбы и истории. Всех, кто сомневается в возможности польского единения, приглашаю сюда, на польское Побережье, на землю, которая 30 лет назад родила чудотворную силу «Солидарности», а значит, сумела объединить людей с разными взглядами, симпатиями и антипатиями. Смогла объединить с помощью великой, великолепной силы «Солидарности».

Приглашаю всех сомневающихся и сюда, к памятнику татарину, всмотреться в дерзкую фигуру татарского наездника, кавалериста второй Речи Посполитой, и понять, что Польшу могут преданно любить и верно ей служить даже очень разнящиеся между собой люди.

Приглашаю понять, что нет единого образца патриотизма. Что история учит: польский патриотизм – это патриотизм во многом отличающихся друг от друга людей. Стоит в это уверовать и искать свой шанс там, где царит согласие, а не размножаются конфликты.

Хотел бы искренне поблагодарить городскую власть Гданьска, управленцев района Орунья. Хочу поблагодарить всех жителей за то, что в этом месте в польском Гданьске обрела приют не только память о татарах, но также то, что является самым важным: обрел приют дух той Речи Посполитой, многонациональной, мультикультурной, мультирелигиозной и мультиязычной.

Сюда может прийти каждый взглянуть на татарина и подумать, что это прекрасная история, которая с нами, поляками, приключилась. Сегодня мы можем быть примером, можем в своей истории показывать моменты, опередившие все интеграционные процессы, в которых мы сегодня участвуем, но при этом базировать на опыте и наследии многих сотен лет.

Хотел бы еще раз обратиться к той традиции, подчеркнув ее значимость. И думаю, что самым ценным в ней является возможность произнести одну фразу: гори не погасая, яркий ассимилирующий блеск давней Речи Посполитой.

Большое спасибо.

https://kazanskiy-blog.livejournal.com/27675.html




Грюнвальд

***

Памятник литовским татарам в Гданьске (Польша). Монумент, представляющий собой скульптуру улана на коне, сооружен в честь 600-летия победы в Грюнвальдской битве. Установлен 25.11.2010 г. в центре Гданьска, рядом с офисом Народного центра культуры татар Польши им. Леона Кричинского. В Грюнвальдской битве, по мнению историков, участвовало 39 тыс. человек с польско-литовской стороны и 27 тыс. - с тевтонской. В состав войска Великого княжества Литовского входило около 3 тыс. татар под командованием сына хана Тохтамыша, будущего хана Золотой Орды, Джелал ад-Дина. Через час после начала битвы татары вместе с частью литовцев (1-2 хоругви) провели маневр "ложное отступление". Крестоносцы, погнавшиеся за отступавшими, были окружены у литовского стана и уничтожены. Затем тевтонцы увязли в бою с оставшимися на поле боя литовскими хоругвями (полностью погибли две смоленские хоругви) и чешской пехотой. После того, как немцы ввели в бой 2-ю линию своей кавалерии, поляки задействовали 3-ю линию своей конницы, а литовская конница и татары обошли левый фланг орденских войск, вследствие чего основная часть немецких войск попала в окружение и была уничтожена или капитулировала. Небольшая часть войск Ордена спаслась бегством. По одной из версий, великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб от руки Джелал ад-Дина, по другой - его поразила стрела лучника Бахадур-эд-Дина. Тевтонцы, чтобы объяснить своё поражение, специально преувеличивали размер татарского войска до 30 тыс. всадников, обвиняя их в колдовстве и даже каннибализме.

https://vk.com/photo12523752_456239275



Надеюсь это поможет… хотя нет… уже поздно... недаром же стрелки-указатели такие маленькие и неприметные.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.