20. Шишок

Есть такие книги, прочитав которые один раз, не можешь не вернуться к ним снова. Мемуары М.К.Тенишевой - настоящий кладезь для людей, с широким кругом интересов, отправная точка для поисков и открытий. Каждое имя, упоминаемое автором, по меньшей мере, целая планета, а то и звезда отечественной или мировой культуры.
Но дальнейший рассказ не о них. Речь пойдет о человеке, чьим девизом могли стать строки:
« Я теперь понимаю, что вся красота —
Только луч того солнца, чье имя — Россия!»

В Ленинград приехал, живущий в Париже, Александр Александрович Ляпин - внук замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Он привез два экземпляра книги Тенишевой, «Впечатления моей жизни» (изд. «Искусство» 1991)Одну он передал в дар музею «Теремок» в Талашкине.

А теперь во Францию.
На кладбище Ля Сель Сен – Клу, под Парижем, есть могила.
На плите выбиты четыре имени и четыре даты — даты их смерти:
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1/14 апреля 1928 год),
Княгиня Екатерина Константиновна Святополк – Четвертинская (7 апреля 1942 год),
Василий Александрович Богданов - Лидин (1 декабря 1942 год),
Елизавета Грабкина (5 февраля 1936 год).

Ухаживает и следит за могилой внук художника В.Д. Поленова - Александр Александрович Ляпин.
В наш далеко не альтруистичный век может возникнуть вопрос: «Почему он всем этим занимается, по крайней мере, затрачивая свое время, а то и деньги?».
Поищем вместе ответ на этот вопрос.

Очень любопытное чтение предоставляют собой «интернет - форумы», поистине «Vox populi…» без купюр и цензуры.
На форуме «Княгиня Мария Тенишева» некий смолянин под именем «Iva» пишет о перипетиях в поисках могилы княгини.
Он тоже упоминает об Александре Ляпине, который точно знает место захоронения.

Спустя время Iva сообщает, что 13.03.2011 в Париже скончался Александр Ляпин.
На печальное событие отозвались многие смоляне:
«Мир его праху. Достойный был человек!»

«Теперь не совсем понятно, присматривает ли кто-нибудь за могилой. Ведь на сегодняшний день о прямых потомках княгини практически ничего неизвестно».

«Мне теперь захотелось (пусть и виртуально) поклониться захоронению (могиле, надгробию, останкам) Александра Александровича Ляпина».

«Спасибо, Iva, что напомнил о княгине, и помог узнать о г-не Ляпине. Хорошо, если смоленские журналисты напишут об этом человеке».
Iva: «Про журналистов и статью о Ляпине - сильно сомневаюсь, что появится. Разве что на «Край Смоленский» надежда.

Не так уж не прав он оказался относительно смоленских журналистов. В местной печати не появилось ничего интересного на эту тему.

Итак, кто вы, господин Ляпин?

1.Начало начал

Мария Васильевна Ляпина - средняя дочь Натальи Васильевны и Василия Дмитриевича Поленовых и мать А.А.Ляпина,  родилась 6 апреля 1891 года в Москве.
Окончила с золотой медалью знаменитую Алферовскую женскую гимназию и Высшие женские сельскохозяйственные курсы.
Директором курсов был агрохимик Д.Н.Прянишников, а в числе преподавателей – ученый - генетик, селекционер, географ Н.И.Вавилов.

В 1913 году она вышла замуж за Владимира Эмильевича Морица – поэта и переводчика, литературоведа, а позднее, после пережитых им ареста и ссылки, — преподавателя актерского мастерства в Театральном училище имени М.С.Щепкина.
Любопытно, что В.М. Мориц стал прообразом одного из героев романа М.Булгакова «Собачье сердце». Помните, возможно, по фильму, прием у врача?
«Клянусь, профессор, — бормотала дама, дрожащими пальцами расстегивая какие-то кнопки на поясе, — этот Мориц... это моя последняя страсть».
Вот так могут мстить писатели!

В 1914 году у Морицев в Москве родилась дочь Марина (сестра Александра Ляпина по матери). Но уже в 1920 году супруги расстались.
Оставшись вдвоем с дочерью, Мария Васильевна поступила на работу швеей-вышивальщицей. Жить в Москве было нравственно тяжело: хотелось быть подальше от предавшего тебя человека.

Получив благословение родных, Мария Васильевна с дочерью в 1924 году уехала в Париж. Жизнь в эмиграции оказалась нелегкой.
Когда пришли нужда и голод, Мария Васильевна вспомнила уроки родителей и стала осваивать художественные ремесла, проявляя поразительную многоплановость дарования. Великолепный художественный вкус, умение шить дали возможность хоть немного заработать. И мыслями, и творчеством связанная с Россией, она очень внимательно следила за художественной и литературной жизнью Франции.
Прекрасно зная языки, много читала.

Александр Александрович Ляпин о родителях:
 
«Моя мама знала моего отца Александра Николаевича Ляпина до Первой мировой войны. Он был знаком с ее первым мужем по Московскому Университету. У отца моего была приблизительно такая же судьба, как у мамы. Он был женат, его жена бросила и сошлась с каким-то чекистом.

Отец приехал во Францию в середине 1925 года. Встретившись, родители решили соединить свои судьбы. Они венчались в мае 1926 года.
Я родился 11 июня 1927 года в Нейи-сюр-Сен, под Парижем.
Рассказывали, что когда мне было три дня, мой младенческий кулачек постоянно складывался так, словно я показывал всем «шиш».
Тогда - то отец меня и прозвал Шишком. И многие даже не знают, что я Александр. Просто Шишок и все.

Мы жили сначала в Париже. Отец мой имел университетское образование, замечательно говорил на французском, немецком, английском, но он совершенно не был приспособлен зарабатывать деньги.
Мама не могла содержать и его, и себя, и дочь, и меня. В 1930 году родители расстались.

Мама была советской гражданкой и не могла получить вид на жительство и работы, если я не стану французским гражданином.
Так мне пришлось стать гражданином Франции.
В 1932 году мы переехали в город Ванв под Парижем. Там было много русских, и монах из Парижа хотел открыть там церковь. Мама предложила назвать церковь «Во имя Пресвятой Троицы».

2.Вторая мировая война. Париж (очевидцу событий 12 лет)

Вы знаете, во время немецкой оккупации быть прихожанами церкви Московской Патриархии, когда молились за Митрополита Сергия, патриарха Московского, чем это могло кончиться?! Однажды, во время службы, Отец Стефан вдруг поворачивается, выходит на амвон.
Это показалось всем странным. Я через боковую дверь увидел одного нашего прихожанина в немецкой форме.
Отец Стефан говорит ему: «Вам здесь нечего делать! Уходите немедленно!».
Мы все замерли, потому что не знали, чем это может кончиться. Прихожанин ушел с повинной головой.

Война между Францией и Германией началась 2 сентября 1939 года.
Мама меня тогда отправила учиться, если можно так сказать, в русский интернат. Помню, когда входишь в холл этого особняка, на потолке написано: «Помни Россию, будь признателен Франции».
И два перекрещенных флага – французский и русский. Вскоре мама забрала меня из интерната, потому что немецкие войска подходили к Парижу, и все французы куда-то бежали.
Мама говорила, что пережила революцию и не будет никуда уезжать.

Утром 14 июня 1940 года на городской ратуше уже висел немецкий флаг со свастикой».
Тогда - то мы и увидели немецких солдат. Первые дни они себя вели очень прилично».
Во время оккупации Мария Васильевна занимается воспитанием детей в церковно-приходской школе. Там она инсценирует русские народные песни, а в театре китайских теней ставит русские сказки: «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, поэмы А.С. Пушкина.
Когда мы ставили спектакль «Конек-горбунок», то нужно было просить разрешение немецкой комендатуры на собрание больше пяти человек в зале. Немецкий офицер спрашивает маму: «Ваш вид на жительство?»

Мама подает бумагу. И там написано: «Русская, советского происхождения». Как он заорет на маму: «Либо мы Вас арестуем, или же Вам немедленно нужно завтра обменять Ваш статус». Так в 1941 году, она была вынуждена получать вид на жительство с записью: «русская беженка». После этого мама безумно переживала.

В июне 1941 года мой отец - Александр Николаевич Ляпин, как и многие другие русские в Париже, был арестован и отправлен в концлагерь.
27 июля 1944 года он скончался в парижском госпитале.

Я помню, какие-то немцы вошли в молочный магазин и купили масло.
И тут же это коровье масло ели просто так. Я был ошеломлен. Просто ели масло. И после выяснилось, что они уже давно питались одним маргарином. Тем более что французское масло – просто объедение.

Местный лицей был занят немцами и превращен в лазарет, военный госпиталь. И каждый день они поднимались отрядом человек 100-150 и пели в четыре голоса. Не могу сказать, что меня это приводило в восторг, но пели они замечательно. Некоторые французы, жившие в нашем доме, били в кастрюли просто из чувства протеста.

На длинных волнах пытались слушать Москву. Но довольно трудно было понять, потому что радиостанцию «глушили». Иногда нам удавалось слушать Радио «Лондон». Знали, что немецкие войска до того, как шагать по Европе, шагают по Советскому Союзу.
Это что же? Боже мой! Как это может быть?! Советский Союз такой мощный! Как он может допустить, чтобы немецкие войска уже в сентябре или октябре стояли перед Москвой.
Мама просто была в ужасе.
У нас имелась карта Советского Союза, вернее, Восточной Европы с Советским Союзом.
Ежедневно мы булавочками и ниткой отмечали линию фронта. И мы видели, как это все углубляется. Постепенно, наоборот, все это возвращается.

Освобождение Парижа произошло 25 августа 1944 года.
На следующий день мы пешком отправились в центр Парижа к площади Сен-Мишель.
Там были еще баррикады, видны были следы борьбы между французскими партизанами и немецкими солдатами. Кое-где горели грузовики. На одной баррикаде было написано: «Un fritz n’a pas passe dans la barricade» - «Ни один фриц, не перешел через баррикаду».

8 мая 1945 года, когда было подписано перемирие в Реймсе, для Советского Союза 9 мая в Берлине.
Все ликовали. Мы пешком отправились к Эйфелевой башне.
Такая толпа! Сотни тысяч людей! Просто все целовали друг друга.
В общем, не то слово. Были и советские солдаты, бывшие пленные, которых освободили французы.
Казалось, что теперь уже вообще все будет хорошо.

Через два года, в 1949 году, мама просила, чтобы ей вернули первоначальное советское гражданство. И она его получила».

3.Дом, который построил Шишок.

Женился Александр Александрович, по его словам, поздно, в 36 лет. Они с женой Николь решили строить дом. В 1964 году супруги приобрели небольшой участок, на котором вместе с друзьями целый год корчевали ежевику.
«Я сам, как мой дедушка, разрабатывал проект дома. На это ушло девять месяцев. Решили его строить в стиле шале с добавлением русских деталей. Подъездом к дому должна служить березовая аллея. Усадьбу назвали «Березки». В этом доме десятилетиями собирались произведения русской культуры: книги, картины, мебель, скульптуры.

Незадолго до ухода Александра Александровича французское телевидение в течение трех дней снимало фильм «В березках у Александра и Николь Ляпиных под Парижем» (режиссер Стефан Дальмат).

В титрах замечательного фильма в рубрике «перевод» значились имена: Жак Дюрен, Ольга Остен - Сакен, Елена Джулиани - Остен.
Уж не потомки ли это княгини Тенишевой (внучка и правнучка), - подумала я, но доказательств тому, увы, не нашла.

5. Меценатство в крови

Племянница Александра Ляпина, Наталья Поленова, вспоминает, как солнечными днями проживающий в маленьком домике под Парижем он извлекал уникальные декорации «Золотого петушка» – (работа великого К.А. Коровина), из сарая и сушил на солнце.
С помощью своей жены-француженки Николь реставрировал большое полотно, чтобы вернуть ему первоначальные краски. А потом — подарил все это богатство московскому Театральному музею.

Александр Ляпин представлял тот тип собирателя, у которого меценатство в крови. На свои доходы французского пенсионера он с воодушевлением бросался на поиски предметов, связанных с русской культурой.
На одном провинциальном аукционе купил картину «русского художника ПолЯнова», которая оказалась поленовским этюдом к «Христу и грешнице». Когда привез картину домой, вынул из рамы — на обороте обнаружилась надпись: «Подарено мною Марише. В. Поленов».
Мариша — это Мария Васильевна Поленова, мать Александра Александровича. Ляпин подарил потом картину дому-музею Поленова. Вернуть память о России в Россию было делом его жизни.

Ляпин искал антикварные вещи по маленьким аукционам, штудировал толстые антикварные журналы.
 
Он вспоминал: «Нашел талашкинские ворота в жутком состоянии. Поехал покупать, а их уже купил Ив Сен Лоран. «Вы бы видели, что он с ними теперь сделал, - сетовал Александр Александрович, - он покрасил их жуткой яркой краской! Он же не знает, что это Талашкино».

Прочитала эти восторженные и одновременно грустные строки и
ой, как захотелось мне,хоть одним глазком, посмотреть на эти ворота.

Долго искала и вот, на «myllirina Just another WordPress.com site» читаю:
«В 1986 году Ив Сен Лоран и Пьер Берже построили на территории своего нормандского замка в тени березовой рощи чайный павильон. Эту избушку часто называют русской дачей Ив Сен Лорана».
 
А теперь, внимание! Читаю там же:
«Входную дверь, подлинное произведение искусства, созданное в мастерских Талашкина княгини Тенишевой, Сен Лоран купил на аукционе в Париже». Возможно, это они – те самые ворота о которых писал А.А.Ляпин?

6.Посылка из Франции

В марте 2011 года не стало Александра Александровича Ляпина. В этом же году Дипломатическая почта доставила в Министерство культуры Российской Федерации несколько посылок из Парижа.

Получателями значились крупнейшие музеи страны Третьяковская галерея, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей - заповедник В. Д. Поленова. Только Поленово получил более ста рисунков и картин.

Многие книги и предметы из дома Ляпина были завещаны и поступили в музей-усадьбу Абрамцево, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Русский музей, Эрмитаж, в Рукописный отдел Пушкинского Дома, в музей М.Булгакова в Киеве. Коллекция Саратовского Радищевского музея пополнилась двумя великолепными графическими работами А. П. Боголюбова. Дар А. А. Ляпина, по словам работников музея, «безусловно, можно назвать беспрецедентным».

Отправителем была – госпожа Николь Ляпин.
Жена Александра Александровича выполнила все его распоряжения. Сама упаковывала, распределяла по музеям и отправляла в Россию дорогие для нее предметы. Это требовало больших физических сил, но, по ее словам, все было сделано «с душой и любовью».

6.Точка над «i»

«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» не возникает сама по себе. Это настоящая трудная работа души старших поколений. «Шишок, люби Россию такой, какая она есть», - заклинала М.В.Поленова сына.
Не стало Марии Васильевны 30 апреля 1976 года. Была похоронена на русском кладбище Парижа – Сент Женевьев де Буа.
По желанию сына М. В. Поленова-Ляпина была перезахоронена в России 22 декабря 2007 г. на высоком окском берегу на кладбище в селе Бёхово, рядом с могилой родителей.

Хотелось бы верить, что такие благотворители, как Александр Ляпин, не «уходящая натура», а только яркий пример беззаветной любви к своей родине.


Рецензии