Гении ракетостроения. Часть 7. Спаситель

Книга о жизни и трудах фон Брауна.   http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.

СПАСИТЕЛЬ.

Спустя пять дней после известий о  «СПУТНИКЕ-2» генерал Медарис потребовал от Пентагона задать правильно задачу ему и Вернеру. Президент Эйзенхауэр указал, что первый опыт ВМФ является предварительным. Было бы правильно поручить работу по спутнику армии, в Хунтсвилле.
 
06.10.1957 г. ожидали сотню журналистов миллионы телезрителей. Все напряженно наблюдали старт ракеты. Ракету ВМФ долго готовили, но надежды многих зрителей рухнули: ракета чуть оторвалась от  стартового стола, завалилась и взорвалась, как гигантский огненный шар. Америка оказалась не готова тягаться с Советами в технологиях.
 
К этому времени Советы испытали над островом Новая Земля мощнейшую водородную бомбу. Если бы такая бомба была доставлена на США, то разрушения были бы катастрофическими.

Теперь ударил час Вернера: изготовили спутник ЭКСПЛОРЕР и запустили его модифицированной ракетой ЮПИТЕР-С – поименованной как ЮНО-1. Ракета стартовала 29.01.1958 г. во время старта Вернер находился в Пентагоне. Ракета пошла, пошла, пошла, пока, наконец,  ЭКСПЛОРЕР завращался вокруг Земли и подал сигнал с орбиты. Поступило подтверждение со станции контроля из Калифорнии. Миссия была счастливо исполнена, объект больших надежд кружится на высокой орбите, как это и было запланировано. Запущенный американский спутник вещал с орбиты непрерывно речь президента Эйзенхауэра с призывом о мире ко всем странам. Речь эта была заготовлена уже давно под вящим секретом. Таким образом, на орбите заработал прообраз спутников связи.

Многие из военных армейцев прослезились. Ну, а Вернер стал героем дня. Теперь средствам мультимедиа можно было объявить об успехе. Буря радости, интервью, рассказов. Миру вернулся порядок. Вернер стоял на подиуме, отвечая на вопросы до трех часов ночи. И картинка – трое  мужчин улыбаются и держат над головой модель: вокруг глобуса крутится спутник. Жители Хунтсвилли всю ночь не спали. «Сын» их города  сделал это. На улице гремел восторженно динамик. Развевалось звездно-полосатое знамя страны. - «Вселенная  слышит нас!».  Эйзенхауэр в позе победителя. Вернер – герой страны, спаситель нации, Медарис – тоже. Хунтсвилли, в штате Алабама – главный космический герой. Браун: - «Я 28 долгих лет   шел к успеху – к ЮПИТЕРУ-С. Я бросаю свой взгляд на 1929-й год, на свои 17, в юность, когда сбылась моя первая мечта, тогда в небо полетела моя первая маленькая ракета. Моя мама рано вставала, она прошла со мной этот нелегкий путь…».
          
Вернер вместе с женой отправились в Вашингтон на ужин к президенту Эйзенхауэру в Белый Дом. Вспомнили и арест Вернера нацистами за сами мысли о космосе.
В этот момент был выпущен трехтомник «Человек космоса – история жизни». А «Американский еженедельник»  с воскресным приложением разошелся в 10-ти миллионах экземплярах. Издательство «Магазин», которое всегда делало деньги на Вернере, оживилось. Оно переиздало его книги: «Человек на Луне», «Марс-проект».
Вернер купил белоснежный «Мерседес-Кабрио», фаэтон и разъезжал на нем с дочерьми по улицам города Хунтсвилли. Дочери и жена попадали под объективы жителей и корреспондентов. Они давали интервью, жаловались, что отец и муж все время работает,  и в офисе и дома.

ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНИН.

После глянцев его успеха со спутником ЭКСПЛОРЕР-1 последовали очередные удары в соревновании с Советами. Советы, следуя своей программе «Лунник», запустили ЛУНИК-1 – искусственную планету на околосолнечную  орбиту. Затем, ЛУНИК-3 – облет Луны и фотографирование  обратной стороны Луны.

А у американцев произошла неудача с ЭКСПЛОРЕРОМ-2 05.08.1958 г. Четвертая ступень ракеты-носителя не зажглась.
 
Но был полный успех со спутником ЭКСПЛОРЕР-3. На спутнике была установлена весьма полезная для будущего космонавтики аппаратура для исследования магнитосферы на высоте 45000 км от земли в зоне частиц солнечного ветра.
ВМФ тоже успешно запустил маленький спутничек. Кстати, советский СПУТНИК-3 в 100 раз тяжелее, чем ЭКСПЛОРЕР и в 1000 раз тяжелее, чем спутник ВМС. Хрущев, смеясь, назвал свой спутник, как «грейпфрут».

В Хунтсвилле предпринимались великие шаги и прилагались огромные усилия по совершенствованию ракет и приспособлению их к перспективным космическим проектам. Так зарождалась ракета-носитель, позднее названная САТУРН. Вернеру продолжали мешать конкуренты и весьма недалекие замыслы и задания руководства всех уровней, вплоть до палат парламента.  Например, вынашивались идеи создания твердотопливных ракет с небольшими ядерными бомбами. Космические замыслы Вернера требовали значительных расходов из бюджета страны и не все руководители понимали целесообразность таких затрат. Но успехи Советов все же принуждали  задумываться о международном престиже США. На основе ракет уже созданных Вернером, различные военные и гражданские организации, в конкуренции друг с другом,   брались за выполнение любых заказов. При этом растаскивались и существующие производства.
Назревала необходимость научно-исследовательских работ, на земле, в околоземном пространстве, в ближнем и в дальнем космосе, тема освоения Луны. И все это уже  в условиях не объявленного соревнования с СССР. В США появились невоенные научно-исследовательские организации:

ARPA - ADVANCEND RESEARCH PROJECTS AGENCY,
STG -  SPACE TASK GROUP,
NASA -  NATIONAL AERONAUTICS END SPACE ADMINISTRATION – национальное научно-исследовательское агентство аэронавтики и космического пространства - НАСА. Это – гражданская организация.
 
Как писала одна газета, Вернера устраивало любое агентство, которое дает деньги, ему нужен богатый дядя Сэм. Однако вексель он получил от НАСА в Хьюстоне. При этом вскоре, ракетой ЮНО-2 на околосолнечную орбиту в марте 1959 г. был запущен спутник солнца ПИОНЕР-4.
 
После этого успеха, Вернер вернулся в Хунтсвилле, как победитель и снова «поставил свой город на уши». Он дал собой полюбоваться. Вернер разъезжал по улицам города, на своем белоснежном Мерседесе, в сопровождении обеих дочек. Его приветствовали многочисленные восторженные жители города. За это на персону Вернера было отпущено немало критики, вражды, но и почестей.

Вскоре случилось у Вернера большое личное горе. Умерла его мать Эмми. С траурной миссией и с тяжелым сердцем Вернер еще раз съездил в Германию, чтобы отдать маме последние почести от самого любимого сына. По возвращении, он посетил астрономическую обсерваторию. Он рассматривал в телескоп Луну и Космос. И, конечно же, вспоминал свою мать. Ведь это она дала ему путевку к предстоящим космическим работам, открыла путь к звездам, когда подарила сыну в юные годы маленький телескоп.
 
Для предстоящих полетов человека на околоземную орбиту и на Луну, был объявлен набор в отряд астронавтов в рамках проекта МЕРКУРИЙ. Требовались кандидаты не старше 40 лет, ростом не выше, чем 1м 80см, с безукоризненным здоровьем и с безупречной репутацией. В списке кандидатов были значительные ученые-исследователи и пилоты, имеющие высочайшую квалификацию и богатую практику полетов на реактивных самолетах, налетавшие до 1500 часов. В конце списка был и сам Вернер фон Браун. Хотя он был нужен на земле, как организатор, как технический специалист, а не как подопытный экземпляр. Но, прежде всего, на околоземную орбиту в капсуле полетели и вернулись невредимыми обезъянка резус и шимпанзе.
 
ГЕРОЙ ФИЛЬМА.

 В период между 1958-60 годами, Вернер фон Браун достиг в Америке зенита славы и популярности. С уважением к его успехам и особому положению он Ракетенман. Так именовали его тогда, и он был удостоен проекта кинофильма о нем. В фильме Вернер изображался как герой эпоса. Его огромный и общественно полезный вклад в создание ракетной техники вызвал высокий общественный интерес к фильму.
 
Осенью 1959 г. начались работы под управлением Лея Томпсона, главный постановщик фильма – Курт Юрген. Ставка была на неизбежный успех фильма. Но, разумеется, были проблемы, как философски отобразить в фильме полосатые, щекотливые и неоднозначные стороны в жизни Героя фильма в период нацизма. Здесь показан он мечтателем, непрерывно побуждавшийся вырваться из заданий нацистов и даже пострадавший, когда фашисты от него не могли долго дождаться требуемых результатов. Имеется в виду, его арест и допросы нацистами, хотя длилось это всего две недели, и арестанта освободили силовым способом.

Во второй части фильма авторы позаботились о показе общественной полезности его достижений, когда в Америке Вернер получил шанс. Соучастники его успеха в послевоенный период – Генерал Тофтой и генерал Медарис показаны были в хорошем свете, как деятельные соратники Вернера. Обошли стороной, не показали в фильме совсем сцены с неприятными конфликтами Вернера с ведомством  соперников – с ВМФ.
Его секретарша Доретта Шлидт в сценарии фильма выступает перед зрителями с откровениями, почти как шпионка. А кузина Мария будто бы еще в пору Пеенмюнде, будучи еще совсем молоденькой, сильно и страстно была влюблена в своего будущего мужа. А немецкий пионер ракетостроения Герман Оберт выставлен в фильме, как наставник, хотя они мало общались.
 
В фильме Вернер изображен как противник нацизма, как одна из его жертв. Но как было авторам фильма представить град ракет, смерти и разрушения от ракет сотворенных под руководством Вернера на Лондон, на юг Британии, на город Антверпен и на Париж?
      
Но Вернер был и спасителем. Он защитил Америку от военных амбиций СССР, от возможной  коммунистической экспансии.
Все эти противоречия были отражены в фильме. Премьера фильма состоялась в августе 1960 г. в Мюнхене. Вернер отправился в Германию в сопровождении своей жены,   которая несколько недель до поездки успела подарить Вернеру сына – Петра Константине.

Демонстрация фильма была обставлена весьма помпезно. Армия США использовала это событие как саморекламу. Перед зданием кинотеатра на маневренном транспорте, ощетинившись в боевую позицию, стояли три тактических ядерных ракеты. Военная музыкальная капелла обеспечила живую музыку. Несколько генералов объявились в военной, парадной форме. Пятьдесят полицейских оцепили здание и площадь. Большинство людей пришли взглянуть на популярного постановщика Курта Юргенса.
Но были и непочтенные гости. Вне зоны оцепления стояла сотня противников вооружения, демонстрируя свой протест. Они разбрасывали листовки. Там был изображен Вернер фон Браун. Его ладонь вскинута в нацистском приветствии. Он изображен на фоне своей ракеты, готовой уничтожить миллионы жизней.
 
На пресс-конференции с критикой фильма выступила журналистка из Британии: - «Фильм  делает героем человека, который изготовил для нацистов ракеты  ФАУ-2 для сокрушения ими многочисленных городов Британии.
 
Удары протеста продолжились в конце этого кинофестиваля в Эдинбурге, где также показали фильм. Город Антверпен, подвергшийся ударам ракет, запретил показ фильма.
    
После этих событий, режиссер фильма Томпсон открыто перед прессой заявил о своей антипатии по отношению к Вернеру.

Премьера фильма состоялась и в Нью-Йорке. Там обошлось без протестов, но критики высказались, что сценарий написан плохо, фильм полон пошлостей. Кассового успеха не было. Вернер попал под прицел сатириков, которых не было возможности остановить: - «Я – Герой!», - «Раньше я крушил Лондон!».

   
 http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.


Рецензии
В этой главе отражены драматические для США
события того периода, когда СССР лидировал в
космической гонке. На этом
фоне успешная деятельность Вернера превращает
его в национального героя,
спасителя чести и достоинства нации.

Георгий Иванченко   11.02.2023 11:14     Заявить о нарушении