Новый подход к решению палестинской проблемы

В.И. Фейгин – директор ИЭФ (РФ), Я. Гринберг (Израиль)

Почему Израилю необходима новая «формула урегулирования»

       Нерешенная палестинская проблема вызывает растущее напряжение и раздражение многих общественных организаций и государственных институтов за пределами Израиля. Несмотря на постоянные террористические акты, палестинцы, во многих случаях лишенные основных гражданских прав, в глазах ООН и мирового общественного мнения являются жертвами агрессии, а Израиль – оккупантом их земель.
       Иллюзии ряда израильских политиков, что время работает на них, опасны, а их отказ от поисков какого-либо решения приводит к тому, что движение в поддержку прав палестинцев получает все большую поддержку в мире. Существует опасность, что в перспективе Израиль объявят страной апартеида, изгоем с применением в отношении него мер бойкота и обструкции, а насколько это серьезно можно оценить на примере ЮАР.

Возражения

Большинство как простых израильтян, так и членов Кнессета, уверены, что палестинская проблема неразрешима, поэтому они априори отвергают любые попытки найти компромисс. Две взаимоисключающие израильские догмы: «Мы готовы к мирным переговорам с палестинцами без предварительных условий» и «У нас нет партнера по переговорам», – так часто повторяют различные политические деятели, что все израильтяне знают их наизусть. Постоянные призывы к переговорам (со стороны США и международного сообщества), да и сами переговоры в сложившемся формате уже много лет не приводят, да и не могут привести к какому-либо сдвигу в разрешении палестино-израильского конфликта, то есть, по своей сути, являются тупиковыми.

Интересы сторон

Для Израиля реализация международно признанной «формулы урегулирования» – это желанный выход из политического и нравственного тупика, а для высшего палестинского руководства, несмотря на их непрерывные призывы образовать независимое государство, это ненужное и болезненное прекращение «золотого дождя», потока международных дотаций, субсидий и, как следствие, неконтролируемой коррупции, поэтому, по сути, интересы сторон на переговорах прямо противоположны и не могут привести к соглашению.

С кем не вести переговоры

С палестинским руководством! Это бессмысленно! Во-первых, история показала, они, на самом деле, несмотря на все их громогласные заявления, никогда не хотели и не хотят создавать свое государство, поэтому всегда будут вести себя деструктивно и выдвигать требования, которые Израиль гарантированно не сможет принять, а, во-вторых, свободные выборы с большой вероятностью приведут к победе Хамаса, отрицающего право Израиля на существование. Абу Мазен это понимает, поэтому вообще отменил выборы президента автономии, вследствие этого давно утратил легитимность, его подпись под любым документом ничего не стоит и может быть легко оспорена следующей администрацией. Для Израиля создавать заведомо враждебное палестинское государство возглавляемое (даже потенциально) Хамасом, конечно, неприемлемо, это гарантированно приведет не к желанному миру, а к бесконечному военному противостоянию.

С кем вести переговоры

Общепринятая формула «Два государства для двух народов» уже много лет демонстрирует свою полную несостоятельность и должна быть как минимум радикально переосмыслена и трансформирована. В связи с этим напрашивается другое решение: переговоры нужно вести не с Абу Мазаном, а с Египтом и Иорданией, которые, формально говоря, должны освободить палестинцев от, как они сами выражаются, «сионистской оккупации». Достойная цель, несомненно весьма популярная в мусульманском мире!  За последние 70 лет они так много об этом говорили, что пора что-нибудь сделать...
        На естественное возражение, что Египет и Иордания категорически не согласны принимать палестинцев, есть ответ, что это трудное решение упирается в вопрос желания спонсоров мирного процесса: ООН, США, Евросоюза и России, а также остальных заинтересованных сторон, необходимо задействовать все возможные политические и экономические рычаги, чтоб убедить власти Египта и Иордании решиться на такой шаг.
        Тогда у миролюбивых сил появится точка приложения, так как для освобождения палестинцев от «сионистской оккупации» Египту следует распространить свою юрисдикцию на сектор Газа, а Иордании – принять непосредственное участие в решении проблем Западного Берега. На каких условиях это отдельный разговор. Египту это поможет обуздать террор на Синайском полуострове, создать в Газе международный порт и супер курорт, а Иордании – со временем образовать Палестинскую автономию или какую-либо другую структуру местного самоуправления.
Конечно, еще многое нужно продумать, но это путь, по которому можно идти, ведь альтернативы все равно не видно. Главное, что Израиль сразу демонстрирует готовность снять с себя обвинения в оккупации и подавлении палестинцев и не несет ответственность за происходящее в Газе и на Западном Берегу, исключая только зону «С», где невозможно будет обойтись без совместного (Израиль и Иордания) контроля над территорией общего проживания палестинцев и израильтян.

Утопия ли это?

Когда Теодор Герцль в 1896 году провозгласил движение сионизма, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле, то всем это казалось утопией, однако история показала, что он был прав.
        Когда советский диссидент Андрей Амальрик в 1969 году написал «Просуществует ли Советский Союз до 1984 (в первой редакции до 1990) года?», то никто не мог всерьез представить, что эта идея имеет хоть какую-то реальную основу, но, тем не менее, в 1991 году СССР исчез, поэтому что в мире утопия, а что нет, может показать только время и усилия тех, кто готов поверить в реальность утопичных идей!

5.10.2016

p.s. С прискорбием сообщаю, что мой близкий друг, директор Института Энергетики и Финансов (ИЭФ), а также консультант по международным вопросам главы «Роснефти», Владимир Фейгин скончался в январе 2020 года.
 


Рецензии