Дорога к храму

 

Ранним утром с группой паломников из Ростова-на-Дону я на автобусе отправилась по российским храмам и монастырям. Мы уже не первый раз совершали такое путешествие. Большинство из нас слепые и слабовидящие инвалиды 1-й и 2-й группы. Один ростовский писатель, впервые поехавший с нашей группой, спросил у меня: «Галина, зачем в такую неблизкую дорогу взяли так много слепых? Они же ничего не увидят!» «Нет! Наоборот! Это слепые взяли вас с собой. Бывает, зрячие не видят того, что видят и чувствуют незрячие», – ответила я писателю.Я очень признательна руководителю группы, что меня приняли в это светлое и теплое общество. С друзьями-паломниками нашла путь к храму, путь к вере. Тут никто не стонет о болезнях и житейских трудностях. Один ответ на все вопросы: за всё слава Богу! Достойно несут свой крест. Здесь умеют любить, пишут и читают стихи, задорно танцуют и поют под гитару. Слепой Вадим Черноногов покорил Эльбрус, а несколько человек побывали в Париже! Правда, в Париже им не поверили: хорошо играют в слепых. Иные зрячие не умеют ценить и любить так жизнь, как эти сильные духом инвалиды по зрению.


 

Я слушала гида Людмилу, которая читала молитву. Наверное, мне надо все стараться учить наизусть – тогда придет облегчение моим рукам с экземой. То пуговицы на куртке друзья помогают застегнуть, то шнурки на ботинках внучка завязывает, то соседи мне на кухне картошку чистят. Но еще я никак не могу научиться прощению. Да и главное – верить! Сомнения отпустить.

Проехав тысячу километров, в село Теряево Московской области мы приехали засветло.

 

- Галина, надень косынку на голову и помни, что тут мы все сестры и братья, поэтому женщин и мужчин расселили отдельно, даже супружеские пары. Пошли, пройдемся вокруг монастыря, пока не стемнело, – предложила приятельница.

И мы самостоятельно отправились осматривать окрестности. Природа просто сказочная. Озера в окружении берез и полян с нежными голубыми васильками. Деревянный мостик на берегу озера сделан в виде креста. Голубая вода в озере меня заворожила своей чистотой и красотой. Я бы с удовольствием прыгнула с мостика. На праздник Крещения сюда приходят верующие окунуться в купель. Каменные стены монастыря, толщина которых 2,5 метра, хранят память о многих драмах и судьбах нескольких столетий. Из девяти башен уцелели семь до нашего времени. Архитектурный комплекс обители величествен и строг.

Монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким, приобрел особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков. Во время русско-польской войны в начале XVII века в монастыре содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.

Утром наша группа пошла на праздничную воскресную службу. В храме было необыкновенное убранство! Иконы украшены ветвями берез и полевыми цветами, на полу скошенная трава с запахом полыни и чабреца. Несколько монахов пели церковные песни, а батюшки в нарядных одеяниях восхваляли в молитвах Всевышнего. Я впервые простояла с молящимися всю службу. Честно сказать, было на душе светло и радостно.

- Все подходим приложиться к мощам святого Иосифа Волоцкого, просим здоровье, – сказала руководитель группы Надежда Ивановна и первая, перекрестившись, коснулась губами стекла, где покоились мощи.

Когда подошла моя очередь, я перекрестилась и просто положила руки на стекло.

После посещения монастыря мы продолжили путь в Псков. За ночь проехали еще тысячу километров. Утром отправились на экскурсию в монастырские пещеры.

 

В пещерах монастыря со свечой в руке я старалась идти в середине группы: стены с замурованными покойниками, признаюсь, пугали. А в конце этой подземной улицы возвышался гроб с монахом – он две недели как упокоился. Так он будет лежать несколько месяцев. А воздух в пещере чистый и свежий, и нет намека на запах разложения.

 

Есть основания полагать: на этом монастырском кладбище покоится более десяти тысяч человек!

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура (плюс пять градусов). От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими. Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно кладут в отдельные ниши.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 каменных и керамических надгробных плит. В надписях встречаются славные российские фамилии: Суворовы, Нащекины, Бутурлины, Мстиславские… Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского, а также ратники, защищавшие монастырь во время многочисленных сражений минувших веков.

Экскурсовод рассказал о священнике-фронтовике отце Алипие, в миру Иване Михайловиче Воронове. Он прошел боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии, участвовал в операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Награжден множеством боевых наград. Война оставила неизгладимый след в душе Ивана Воронова: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь».

Став монахом Алипием, архимандритом Псково-Печорской обители, он в своих проповедях неоднократно обращался к военной тематике, часто вспоминал о войне. С 28 июля 1959 года – наместник Псково-Печерского монастыря.

Главным делом жизни отца Алипия стало спасение Псково-Печерского монастыря от закрытия советской властью. Этот монастырь оказался единственным в СССР, который не закрывался никогда. Он смог сохранить свою красоту, созданную нашими предками. Настоянием отца Алипия вернулись и сокровища, вывезенные в войну немцами. Причем начало служения отца Алипия в Печорах пришлось на пик бескомпромиссного хрущевского наступления на Церковь Христову. Монастырь остался цел именно благодаря мужеству отца Алипия. Он всегда помогал нуждающимся, раздавал милостыню, много просящих получали от него помощь. За это немало пришлось потерпеть отцу Алипию. Он отличался особой решимостью и силой духа. Когда он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах посланцев, повернулся к ним и сказал: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою».

 

На обратном пути мы посетили Скит Всехсватский в Теряево, напились ключевой воды в колодце преподобного Иосифа.

 

Помолившись перед вечерней трапезой, моя подружка Тая вдруг вскрикнула: «Смотри, Галина, руки у тебя зажили!» Я недоверчиво глянула на них и потеряла дар речи. Руки не узнать – кожа просто бархатная. Как это понимать?

- Галина, тебе святой Иосиф помог! – изрекла Тая. – А ты не верила!

Сердце мое так радостно стучало, что казалось его всем слышно.

Мне было далеко за 60. Наконец, и меня привел мой путь к храму.

За всё слава Богу!
Прошло почти два года. Я переехала жить в Москву. В ЦСО Свиблово мне предложили поехать на Добром автобусе в село Теряево в мужской монастырь. Моей радости не было границ! Целый месяц я была в ожидании путешествия. И вот Добрый автобус уже мчит с паломниками. За окном мелькают деревья укрытые первым белоснежным одеянием. С душевным теплом встречают экскурсоводы. Я внимательно слушаю гида. Оказалось,что в этот именно день 30 октября 2001 года во время вечернего богослужения были обретены мощи преподобного Иосифа Волоцкого. 31 октября - праздник в честь обретения мощей. На душе было светло и радостно. Это и есть благодать! За всё Слава Богу!

г. Москва. Галина Цой.


Рецензии
Здравствуйте, Галина. Хороший светлый рассказ для праздничной Седмицы, спасибо Вам! В прошлом году мне тоже довелось побывать в пещерном монастыре, но в Пензенской области. Там пока ещё ведутся восстановительные работы, потому что в 30-х годах прошлого столетия в пещерах расстреляли предположительно монахов, а потом всё просто взорвали. Теперь постепенно откапывают. Честно, удивляюсь, что жутко мне там не было, хотя замурованные кельи с умершими монахами были явно видны. Осталось какое-то торжественное чувство от посещения. С Праздником Вас и будьте здоровы!

Жанна Арефьева   03.05.2019 19:30     Заявить о нарушении
Жанна!

Галина Цой   04.05.2019 09:19   Заявить о нарушении
Спасибо! Жанна!

Галина Цой   04.05.2019 09:21   Заявить о нарушении
Добрый день, Жанна!
Я 30 октября ездила из Москвы на Добром автобусе в село Теряево в мужской монастырь. С трепетом души и замиранием сердца было посещение обители.Так совпало, что в этот день 30 октября 2001 во время вечернего богослужения были обретены мощи преподобного Иосифа Волоцкого.31 октября праздник в честь обретения мощей.
С уважением, Галина.

Галина Цой   01.11.2019 09:57   Заявить о нарушении