Памятные встречи

          В одном из моих ранних рассказов я упоминал свою компанию, которая появилась, когда мы в начале семидесятых годов по инициативе Райкома комсомола создали Интерклуб для встреч с иностранцами. Прошло несколько лет, мы уже давно перестали общаться с иностранцами, зато нашей компанией мы продолжали встречаться постоянно.

          Как-то на одну из наших вечеринок Наташа Хлопикова пригласила своего знакомого Славу Просвирникова. Наташа была чудесной девушкой.  Когда мы познакомились, она очень напоминала мне Людмилу Гурченко из фильма «Карнавальная ночь». Детство своё она провела в США. Её родители были дипломатами. Её парень сразу влился в нашу компанию. Он был высокий, красивый, хорошо играл на аккордеоне, пел, знал массу анекдотов.

          Слава был из рабочей простой семьи, видимо, поэтому Наташины родители были против их встреч. В результате, когда они решили пожениться, Наташа вынуждена была уйти из дома. Мы с  моей женой Людой очень сблизились с этой парой. Они всегда бывали у нас дома на наших днях рождения,  а мы постоянно бывали у них.

          Слава всегда хотел быть артистом, но что-то у него не сложилось, и основным его бизнесом, хотя в те годы мы этого слова не знали, было устройство левых концертов известных артистов в клубах, домах отдыха, санаториях, в общем, везде, где готовы были платить деньги за выступления известных артистов.

          Он часто устраивал нашей компании пропуска в театры, а когда у него водились деньги, он водил нас в ресторан бывшего дома актёра, который в то время артисты называли «гадюшник», и никогда не давал нам расплачиваться.

          Шёл конец семидесятых годов двадцатого века. В то время мы с Людой уже крепко стояли на ногах, Я получал высокую зарплату в научном институте, кроме того я постоянно читал лекции в Москве и в других городах, куда ездил в командировки.

         Однажды на очередной вечеринке Слава поинтересовался, не хочу ли я дополнительно зарабатывать и одновременно получать удовольствие. Ну, кто же откажется от честно заработанных дополнительных денег? Суть его предложения была следующей. Он пояснил, что концерты он организует каждую неделю.  При этом он нанимает чужих водителей, которые привозят артистов на концерт, а потом развозят их. Он предложил мне поработать с ним.

              За каждый вечер я должен был получать двадцать пять рублей плюс деньги за бензин.  В те года это были большие деньги. Средняя зарплата по стране была 120 рублей. Иногда эти концерты проходили и в выходные дни. Я решил попробовать. В первый раз мы ездили с Михаилом Боярским  в клуб в Балашихе. Автомобилей тогда в Москве было немного и, как правило, я не очень уставал. Постепенно я втянулся в это дело. Даже иногда я ездил с артистами на концерты и без Славы.

            В то время я познакомился с Евгением Вициным,  Роланом Быковым, с Александром Сбруевым, с Петросяном и многими другими известными артистами. Очень мне нравилось ездить на концерты с композитором Владимиром Мигуля. Он был очень весёлым, обаятельным парнем. Обычно на его концертах по его просьбе я сидел в зале и задавал ему различные вопросы: как он начал писать песни, почему он вместо врача (а он окончил медицинский институт) стал композитором.

         Как-то в начале декабря 1981 года Слава и Наташа пригласили нас с Людой на какой-то семейный праздник в их новую квартиру, которую они до этого купили. К этому времени у них уже было двое детишек. Среди гостей, кроме нас с Людой, были различные артисты. Я помню Витю Косых (он играл в фильме «Неуловимые мстители») с его очаровательной спутницей, Мартынюка с Каневским (они тогда были очень известны после сериала о милиции « Следствие ведут знатоки»), были ещё какие-то артисты, но самым интересным гостем для меня была, конечно, Зоя Федорова.

         Сегодня молодёжь, наверно, не знает, что до войны была такая известная и любимая киноактриса. Её очень ценил Сталин. Судьба её очень трагична, В начале войны она на приёме познакомилась с американским лётчиком-генералом, который приезжал в СССР договариваться о поставках из Америки вооружения. Они полюбили друг друга. Родилась дочка Вика, В результате в 1942 году она за связь с американским шпионом была арестована и провела в тюрьмах и лагерях  больше десяти лет.  Амнистирована она была, кажется, в 1955 году. Её дочка стала актрисой и в семидесятых годах уехала в Америку к отцу.

        Зоя Фёдорова чудесно пела  под гитару, рассказывала великолепно анекдоты. Конечно, она была душой вечера. Мы засиделись допоздна. В тот вечер я был на машине, и, естественно, мы с Людой предложили довести её домой.  Всю дорогу мы с ней беседовали, она рассказала нам, как ездила к дочке Вике в США.   Жила она на Кутузовском проспекте, за гостиницей Украина в доме, где находился магазин «Сантехника».

           Следующая моя встреча с ней состоялась буквально через неделю и оказалась самой интересной и запоминающейся.  Мне позвонил Слава и сказал, что на каком-то заводе, который находится за  городом Дмитров, большой юбилей, и они попросили привести хороших артистов. Но было одно неудобство: концерт должен был начаться очень поздно, в одиннадцать часов вечера, а ехать до клуба не меньше ста километров.

           Надо было Славку выручать, тем более, что он сказал, что компания у меня будет замечательная компания Зоя Федорова и Спартак Мишулин. Мы встретились вечером у метро «Новослободская», и сразу остановились заправить машину. И тут началось самое интересное. Мои «Жигули» после заправки не захотели заводиться. Отказал аккумулятор. Из машины выскочили  все мои пассажиры и по колено в снегу начали толкать машину, чтобы она завелась.

           Приехали мы в клуб   далеко за полночь, но зрители не расходились: все ждали Зою Фёдорову. Эта встреча с Зоей Фёдоровой у меня была последняя, через несколько дней она была зверски убита в своей квартире. Когда я иногда читаю, о том, что у Фёдоровой была много бриллиантов, я всегда вспоминаю эту нашу с ней поездку, когда она, чтобы заработать 150 рублей, ночью зимой тащилась на край света, и, как она просила Славу организовать ей чаще концерты, чтобы она могла звонить дочке в Америку. Тогда эти звонки стоили огромные деньги. И всегда я вспоминаю, как она вместе со Спартаком Мишулиным толкала мою машину.

          К сожалению,  моя история имеет трагический конец. В это время у нас в стране началась компания борьбы с левыми доходами, и в первую очередь взялись за организаторов левых концертов. Однажды Слава, когда он организовывал  концерты очень известных артистов на Дальнем Востоке, был арестован. Все артисты выкрутились, а его осудили на три года.

             После освобождения он прожил около года. В лагерях ему отбили почки. Ему не было и сорока лет. С его женой мы перезваниваемся, у неё уже большие внуки. Как-то несколько лет назад,  в годовщину смерти Славы мы собрались у неё дома, и меня приятно удивила и обрадовала надпись на входной двери квартиры. Там на медной пластинке было написано Слава Просвирников. Значит,  для своей семьи он продолжает жить в этой квартире.


Рецензии