Мальчику Коле из Уренгоя

Занимаясь исследованием жизни своих предков и подыскивая необходимые  материалы о них, побывала в Ейском детском доме. Там моя тётушка Анисия провела несколько лет в середине 30-х годов. Там же узнала о страшной трагедии, постигшей воспитанников этого детского дома в годы немецкой оккупации города Ейска.

И если бы мальчик Коля из Уренгоя побывал  там, то он бы знал: 214 детей замучили немцы в душегубке 9 – 10 октября 1942 года. Возможно это и повлияло бы на его выступление в бундестаге. Или не повлияло бы? Что жалеть этих маленьких русских? Что ему за это? Другое дело пожалеть немцев: как нелегко им пришлось в нашей стране. Этим и отличиться можно и заработать похвалу и похлопывание по плечу важных немцев.

От зверских рук оккупантов в нашей стране погибло большое количество мирного населения и среди них много детей. «Бедные», оплакиваемые мальчиком Колей из Уренгоя, немцы не щадили никого. Они не остановились и перед маленькими воспитанниками Ейского детского дома.

Вот выдержка из книги «Кубань, опалённая войной», 2005 г. стр. 17
   
«В Акте от 13 июля 1943 года написано: 9 октября 1942 года, днем к корпусу детского дома подъехали две легковые машины и две грузовых крытых автомашины, в которых находились начальник Гестапо СС № 44-10 города Ейска, обер-лейтенант Бедедекер, немецкий комендант города Ейска Кандлер и другие немецкие офицеры и солдаты, в количестве 15 человек. После осмотра детей детдома КРАЙСО и размещенных в нем эвакуированных детей из Симферопольского детского дома, представитель немецкого командования распорядились солдатам немецкой армии, обслуживающий персонал детского дома отстранить и производить погрузку детей в автомашины.
10 октября 1942 года немцы снова приехали в детский дом и забрали тех, кто успел спрятаться накануне. За два дня они вывезли в машине-душегубке за город 102 девочки и 112 мальчика возрастом от 5 до 17 лет»

А вот Акт судебно-медицинского осмотра трупов детей, убитых нацистами.

АКТ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ТРУПОВ

1943 год 15-го апреля нами врачами города Ейска судебно-медицинским экспертов - капитаном медицинской службы врачом КЕРИМОВЫМ И.А., хирургом ГЕНКИНОЙ А.Ф. и терапевтом МАКАРЕНКО Н.А. в присутствии понятых граждан города Ейска ЕГОРОВОЙ П.А., СИДОРЕНКО В.А., КИНЧЕВ П.П. произведен сего числа медицинский осмотр, без вскрытия, 214 трупов детей бывш. воспитанников Ейского детдома КрайСО.

Осмотр производили на месте раскопки могилы-ямы находящейся в восточной части города, около дороги идущей на хутор Симоновку 1500 метров от профиля идущем на хутор Широчанский.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА:

По свидетельским показаниям, а такде и ознакомлением письменного материала о смерти вышеупомянутых детей, выяснено что дети были изъяты немцами 9/Х и 10/Х-1942 года и увезены в больших авто-машинах герметически закрытых, с металлическим кузовом в 1,5 м. вышины - типа дизкамеры.

В одну машину было брошено немцами до 80 детей, машины увозя детей, шли очень быстро.

ОСМОТР:

При раскопке могилы размером 4 х 3 глубина 2 м. нами обнаружено 214 детских трупов, мальчиков и девочек, в возрасте от 4-х до 7-ми лет (примерно лежащих беспорядочно друг на друге), большинство из них сцеплено руками попарно. У некоторых в руках были палки и костыли. Дети одеты в истлевшие одежды.

При медицинском осмотре обнаружено, что все трупы находятся в стадиях крайнего разложения с отсутствием кожных покровов (сгнили) и глазных яблок. Мягкие ткани и внутренние органы в стадии разложения "жировоска", поэтому произвести вскрытие и лабораторные исследования НЕВОЗМОЖНО.

В мягких разложившихся тканях следов колотых, резаных и огнестрельных ранений не обнаружено. Кости при осмотре переломов и других повреждений не имеют. Шейная часть позвонков, следов нарушений и смещений позвонков не имеет. Инородных тел в мягких тканях не найдено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

На основании вышеизложенного: отсутствие ран в мягких тканях, инородных тел, переломов костей и каких-либо явных следов насилия, а также на основании свидетельских показаний о том, что дети были увезены в герметически закрытых машинах, при большой скорости, мы можем предположить, что смерть детей наступила вследствие асфиксии (удушение). Ввиду отсутствия данных вскрытия и лабораторного исследования, дать заключения о механизме удушения не представляется возможным.

КОМИССИЯ:

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТ КАПИТАН МЕДСЛУЖБЫ ВРАЧ (подпись)
ВРАЧИ: ХИРУГ (подпись)
ТЕРАПЕВТ (подпись)
Секретарь Горсовета (подпись)

Мальчик Коля из Уренгоя может убедиться в этом, если посетит  Ейский городской архив. Там также имеются свидетельства воспоминаний очевидца тех событий Владимира Антоновича Сидоренко.
12 июля 1943 года он дал свои показания.
- Я, Сидоренко Владимир Антонович, по специальности техник, беспартийный, проживающий в городе Ейске по ул. Московской, 11. После изгнания из Ейска фашистов была обнаружена, путем осмотра на месте, могила за городом в юго-восточном направлении, на землях Широчанского с/совета в непосредственной близости от дороги идущей от грейдера на Симоновку, в расстоянии от Восточных садов города Ейска около 1,5 километра. Я присутствовал при раскопке этой могилы и был очевидцем следующего: овальная яма, глубиной более 2,0 метров, объемом не менее 125 м3, была завалена землей со стороны, примыкающей к проезжей части. При раскопках были обнаружены тела детей. При детях находились книги, гребенки, фотоснимки, открытки, рисунки. Все дети были одеты и подпоясаны. Из могилы было вынуто и помещено в гробы более 40 детских трупов в возрасте от 5-6 лет до 15-16 лет (приблизительно), остальные были погребены на месте их смерти, в той же могиле.
***

Малолетние воспитанники детского дома в Ейске хотели жить… Как и весь советский народ, ждали окончание войны и, конечно, ждали Победу. Победу, о которой им не суждено было узнать.
Мальчику Коле из Уренгоя советую почитать книгу  Леонида Дворникова «От имени погибших».  Леонид Васильевич, автор книги – очевидец тех страшных событий 9 октября 1942 года, когда фашисты зверски замучили в душегубке 214 воспитанников ейского детского дома.

На Старом городском кладбище Ейска имеется памятник  детям из Ейского детского дома, чья жизнь так безжалостно была прервана.

Прошло время от того важного для мальчика Коли выступления и он, конечно, стал взрослее. Может ли он представить тех детдомовских  детей, представить как страшно им было тогда в полной темноте в том душном, заполненном детскими криками и выхлопными газами кузове. Потом при эксгумации  обнаружено, что они были сцеплены попарно. Дети умирая обнимались и держались за руки, чтобы в последние минуты жизни чувствовать, что ты не один, что чья-то рука держит тебя, а значит, что можно меньше бояться.
 
О чём думали в тот момент эти дети?

Коля из Уренгоя, среди них были и твои ровесники, того периода, когда ты так храбро выступал перед важными немцами и сочувствовал, что их предкам досталась такая трудная миссия.

А твоим предкам, Коля из Уренгоя, что досталось? Они были с нами? Или…   Скорей всего, или… Иначе бы не было этого выступления, а если бы и было, то оно было бы совсем другим.   


Рецензии
Заставить бы прочесть эти строки кроме "Коли из Уренгоя" и той девушки, что вместе с ним лила слёзы по "несчастному немецкому лётчику", тем взрослым из нашей "пятой колонны", которые подготовили их выступления. Хотел бы я посмотреть на реакцию этих выродков.

Стас Литвинов   16.01.2023 17:02     Заявить о нарушении