Профессия артист

Дополнение №4 к книге Сергея Ускова «Как стать звездой?»

      Написать эту статью меня буквально «заставили» люди, которые желают стать… А вот кем они желают стать? Выяснилось, что абсолютное большинство из них толком не представляют себе  свое будущее. То будущее, которое их ждет, если они захотят стать коммерческим концертирующим артистом.
     Впрочем, даже такая фраза, как «хочу стать коммерческим концертирующим артистом» для многих является неизвестной! В основном они употребляют фразы типа: «хочу собирать залы», «желаю денег и славы», «я настолько талантлив, что меня просто обязаны заметить и помочь раскрутится», «мне бы немного денег и тогда я бы…» и т.п.
     И это еще в лучшем случае! Иногда начинающие вокалисты просто рассылают свои песни и самодельные видеоклипы по звукозаписывающим компаниям, продюсерским центрам, а также отдельным продюсерам и знаковым медийным персонам с просьбой «оценить творчество». При этом подразумевается, что их «творчество» те должны оценить исключительно положительно (если не сказать восторженно), поскольку рассылающий настолько уверен в своей гениальности, что, по его мнению, другого исхода быть просто не может!
     Причем зачастую, такой вокалист не догадывается, что за сутки эти компании и люди получают сотни обращений от подобных ему начинающих; и всем им они просто не в состоянии ответить!
     Сейчас я постараюсь это сделать за них, а заодно и за себя, поскольку также получаю немало таких посланий.
     Итак, чтобы обращаться к каким-либо специалистам (продюсеры, концертные- и эвент- агентства, бизнесмены и проч.) начинающему нужно максимально конкретизировать задачу и персонифицировать свое обращение. Это нужно для того, чтобы иметь возможность получить хоть какой-то ответ. Он может быть и отрицательным, что тоже является результатом (а если там будет короткая рецензия или совет, то это и вовсе отлично), в отличие от отсутствия ответа вообще, что будет говорить либо о безграмотно составленном письме, либо о том, что оно обращено не по адресу.
     Так что же нужно писать в письмах и кому?
     Это зависит от жизненных целей вообще и степени достигнутых успехов на пути к конкретной цели в частности.

     В письме продюсеру пишут о конкретных желаниях: «стать эвент-артистом», «стать артистом категории С;;», «спеть дуэтом с известным артистом или выступать на «разогреве» у какой-либо группы». Письмо сопровождается краткой биографией с приложением медийных продуктов (ссылок на свою страничку в соцсетях или сайт) – песен, видеоклипов, выступлений и проч.
     Естественно, что такой человек должен обладать определенными вокальными и внешними данными, а также некоторым количеством хотя бы демо-версий продуктов; понимать, что в случае положительного решения ему, возможно, придется изменить свой образ жизни (вплоть до переезда в другой город), а значит оставить работу, семью и привычный круг общения.

     В письме в концертное агентство пишут о желании подписаться на рассылку к этому агентству (чаще такая подписка бывает платной). Соответственно такой человек в первом приближении должен походить на концертирующего артиста: иметь свой сайт (в крайнем случае, странички в соцсетях), райдеры, гонорар, собственный репертуар (или кавер-программу), отрепетированные выступления, концертные наряды, уметь отлично держаться на сцене, общаться с публикой и проч.
     В зависимости оттого, что работники агентства увидят в письме, они могут либо отказать артисту, либо включить его в каталог своего агентства в соответствующий раздел (сольные исполнители с категорией, кавер-артисты клубного формата, артисты для сборных концертов и т.п.).

     В письме в эвент-агенство также просят включить себя в их каталог (как правило, это бесплатно), однако различие состоит в том, что такой артист должен удовлетворять требованиям, предъявляемым именно к эвент-артистам!
     А именно: понимать, что он будет работать не в концертных залах, куда публика приходит, чтобы увидеть и услышать только его, а в банкетных залах и ресторанах, куда гости мероприятия (а не публика!) приходят лишь затем, чтобы поздравить молодоженов, поприветствовать юбиляра или отметить общегражданский или корпоративный праздник.
     Поэтому выступление артиста (или нескольких) будет являться лишь частью общей праздничной программы; иногда такие артисты исполняют и роль тамады – ведут всё мероприятие от начала до конца.
     Соответственно, артист должен иметь несколько отрепетированных концертных программ и номеров, рассчитанных на разную возрастную аудиторию; причем весь репертуар должен состоять из кавер-версий супершлягеров и хитов прошлых лет. Наличие отличных концертных нарядов, привлекательная внешность и выносливость также являются необходимыми условиями. Приветствуется наличие собственной компактной звуковой аппаратуры, автомобиль и отсутствие вредных привычек.

     В письме инвестору пишут об отличии себя и своего творчества от других артистов, работающих в аналогичных жанрах, приводят примеры своих выступлений на публике (если они есть), и обязательно прилагают сайт с медийными продуктами. Разумеется, пишут некое подобие бизнес-плана в вольной форме, а также называют обоснованные суммы, которые намерены получить и примерные сроки их возврата.
     Но главное – такой человек всеми силами должен произвести впечатление на инвестора именно своим профессионализмом как артиста; никто не будет вкладывать средства в поющего бухгалтера или секретаршу. Кроме того – артист должен просто понравится инвестору – зачастую решение о вложениях принимается в зависимости от личных симпатий, поскольку в качестве инвестора выступают, как правило, физические лица.
     Артист не гарантирует возврат вложенных средств – именно этим инвестор отличается от кредитора.
     Тут нужно отметить, что писем кредитору от артистов практически не бывает: получить средства нереально. Если артист настолько уверен в их возврате с последующих концертов, то он может взять кредит на любые другие цели (от строительства или лечения до т.н. «неотложных нужд») не упоминая при этом  своей профессии.

     В письме спонсору  артист должен максимально представить себя не столько в выгодном свете в плане творчества и таланта (для них это не так важно), сколько произвести на спонсора впечатление успешно концертирующего артиста, могущего озвучить любую площадку (от сольного концерта, до выступления на дне города или корпоративном празднике).
     Иными словами спонсор должен видеть в артисте партнера, а не нахлебника, поскольку спонсор заинтересован в рекламе своих ресурсов или фирм (или даже себя самого), которую ему может обеспечить артист в обмен на его средства. Запрашиваемая сумма должна соответствовать статусу артиста и его возможностям по рекламированию продуктов от спонсора. В качестве спонсора могут выступать как физические, так и юридические лица.
     Исходя из этого, писать спонсорам есть смысл только уже несколько известному концертирующему артисту; спонсировать действия начинающего артиста (а тем более  вокалиста-любителя) никто не будет (за исключением случаев личной заинтересованности спонсора в этом человеке).
     Вложенные средства возврату не подлежат (за исключением случаев грубых нарушений артистом конкретных договоренностей).

     Письма меценату имеет смысл писать либо людям, обладающим действительно уникальным талантом в плане вокала или игры на музыкальных инструментах (с приложением аудио- и видеопримеров) и не могущих реализовать его из-за проживания в глубинке, либо желающим заниматься творчеством, но не имеющим финансовой возможности это делать по причине неработоспособности из-за инвалидности различного рода (с приложением справок).
     Запрашиваемая сумма не должна быть значительной; также ее желательно конкретизировать  (например, на покупку музыкальных инструментов, компьютера или на обучение), поскольку меценат может просто купить нужный товар и переслать нуждающемуся, чтобы исключить нецелевое использование средств.
     В письме желательно указать назначение платежа: разовая безвозмездная помощь.
     В качестве меценатов чаще выступают юридические лица и организации.
     Средства от мецената возврату не подлежат ни в каком случае.

     Теперь поговорим собственно о том, что подразумевают большинство начинающих вокалистов под профессией артиста и что же есть на самом деле.
     У многих совершеннолетних, желание заниматься творчеством (пением, сочинением музыки, песен, игрой на музыкальных инструментах и т.п.) чаще возникает под влиянием некоторых успехов в этой области. Находясь в эйфории, они начинают сравнивать себя с теми, кто давно и успешно концертирует, находя их работу несложной и приятной. Спев (действительно отлично!) хит звезды на сцене караоке-клуба, они начинают искать продюсера, который обязательно должен обратить свое внимание на такой талант и… затем все сделать как надо!
     Ведь дело артиста – только выступать; он видит на сцене звезд и знает, что они занимаются только этим, а все остальное – делает их команда… А уж если такой вокалист еще и сам пишет музыку и слова песен, да выступает с гитарой – то тут вообще у него не возникает вопросов – отныне только вперед!
     Некоторые уже занимаются приятными математическими подсчетами: минимальный гонорар за полуторачасовое выступление даже неизвестного артиста в региональном клубе редко бывает меньше средней пенсии по России! Несколько выступлений – и такой артист имеет зарплату, которую он получит за месяц напряженного и нетворческого, чаще рутинного труда. А когда он станет известным… Проблема финансов перестанет существовать не только для него, его семьи  и  детей, но даже внуков!
     И вот уже почтовые ящики продюсеров завалены предложениями о сотрудничестве; самые же нетерпеливые и вовсе пишут сразу концертным агентам с просьбой «организовать концерты», причем оплату их работы такие «артисты» смело предлагают брать из потенциальной прибыли. «И не в чем себе не отказывать» – добавлю я от себя.
     Артистическая жизнь представляется им если уж не праздником, то интересной и увлекательной: это, помимо концертов и гастрольных туров, встречи с нужными людьми, расширение круга знакомств, решение любых жизненных проблем, вплоть до устройства личной жизни. Путешествие по миру на заработанные средства, приятные хлопоты по постройке и обустройству нового отличного жилья, удовольствие от вождения дорого автомобиля и… радость от встречи с фанатами, демонстрирующими им свое обожание.

     На самом же деле профессия артиста подразумевает, прежде всего, отказ от привычного образа жизни!
     Если, например водитель не сможет по состоянию здоровья возить людей, он может перейти работать в автопарк на административную должность. Бухгалтер – может стать юристом, юрист – адвокатом, инженер – бухгалтером, а секретарша – выучится на медсестру… Образ жизни и все социальные связи таких людей не изменятся.
     Из всех этих людей вполне может получиться хороший артист!
     Но только из артиста уже не получится никого – обратное превращение невозможно!
     Таковы законы шоу-бизнеса и человеческой психики.
     Но артист не живет так, как живут обычные люди  – творчество и самоотдача подразумевают погружение в эту жизнь «с головой».
     Нормальной практикой является пробуждение среди ночи музыкантов и поэтов, которым приснилась мелодия или слова песни; понятия рабочее время/время отдыха/праздничные дни для многих также не существует – дни недели и время суток не играют никакой роли! Вся их деятельность подчинена производству собственных творений. Окончание работы над одним продуктом означает потерю к нему интереса; его уже занимают мысли о новом проекте. Однако не всегда время, затраченное на производство такого медийного продукта, финансово окупается; нестабильность материального положения – частый спутник творческих людей.
     У артистов же, лишь исполняющих со сцены песни, что написали для них композиторы и поэты, имеется другая проблема: они могут получать доход только с концертов, поскольку не обладают неимущественным правом авторства, а потому не могут получать роялти с тиражирования и воспроизведения песен ими же самими и спетыми!
     На практике это означает, что авторы какого-либо хита будут пожизненно получать роялти с любого обнародования их творения, а артист – только гонорар за выступления с этим хитом. И, в случае невозможности выступлений (травма, болезнь, инвалидность), он рискует лишиться дохода вообще!
     Серьезной проблемой успешных артистов является и сильная зависимость от количества концертов и величины гонорара – высокие цифры и того и другого (во время нахождения в зените славы) провоцируют приобретение дорогой недвижимости, автомобилей, яхт и прочих предметов роскоши, обслуживание которых требует значительных затрат. Зарплата многочисленному персоналу (от горничных и водителей до концертных директоров, пиар-менеджеров, визажистов, портных и прочих таких персон) также требует немалых ежемесячных расходов. Однако время «нахождения в зените» является весьма небольшим (по меркам человеческой жизни);  с выходом же артиста «в тираж» его гонорары существенно падают, а количество концертов драматически сокращается. Наиболее остро – такая проблема стоит у артистов, работающих а жанре «поп».
     Артисты остро переживают как потерю интереса к себе, так и прежних доходов, вынуждающих их ухудшать свои жилищные условия и благосостояние, путем продажи того, что ранее составляло их жизненный набор, которым они гордились…
     При этом состояние их здоровья зачастую оставляет желать лучшего; рваный жизненный график, ночные перелеты, смены часовых поясов, ресторанная пища, вредные привычки и общий стресс крепкому здоровью не способствуют.
     Мне известны примеры, когда поклонник артиста, имея примерно равный с ним возраст, начинал с того, что слепо поклонялся ему как богатой и недоступной звезде, с трудом набирая денег на билет в первом ряду. Между статусами и материальным положением обоих находилась бездна.
     Но шли годы; этот поклонник учился, работал, обзаводился семьей, недвижимостью и стабильными доходами. Артист же – сгорая, продолжал отдавать всего себя публике; большие деньги приходили и уходили, просачиваясь между пальцами (многие артисты не имеют привычки к накоплению, да и вообще к рациональной трате средств).
     Время работало только на поклонника: чем богаче становился он, двигаясь по карьерной лестнице, тем беднее становился артист, времена славы которого давно прошли.
     Но поклонник не забыл его; он не забыл то время радости, которое испытывал, восхищаясь им и творчеством – и теперь, настала его очередь помочь артисту, между доходами которых снова образовалась бездна…

     Так стоит ли становится артистом?!
     Стоит.
     И хотя бы потому, что человек, рожденный им быть, не сможет стать хорошим врачом или инженером; рано или поздно он вступит в противоречие со своим «я» что закончится депрессией и крушением жизненных идеалов.
     Но, прочтя книгу и дополнения, он, будучи вооружен знаниями, избежит многих проблем, главная из которых состоит в том, чтобы не «бросаться с головой в омут» – не рвать социальные связи и привычный образ жизни, отказавшись от работы, приносящей доход на этом этапе.
     Занятие пением, игрой на музыкальных инструментах и сочинение песен,  вполне можно совмещать с основной деятельностью до тех пор, пока такой человек не почувствует уверенность в том, что его новая профессия начинает приносить доход, несопоставимый с прежним.
     Надеюсь, что достигнув славы и успеха артист не повторит ошибок своих кумиров  – тех, кому возможно он сам поклонялся в молодости...

Перед прочтением статьи настоятельно рекомендуется прочесть книгу, поскольку статья лишь дополняет ее и базируется на той информации, что уже получена читателем из книги (прим. авт.).

© Сергей Усков, 2017


Рецензии