Школьная пора

       Во втором классе мы учились во вторую смену, то есть с 13 часов. Занятия заканчивались в шесть вечера, когда за окном была кромешная тьма. Фонарей на улице не было, как и света из окон, так как они закрывались ставнями. Единственным освещением улиц была луна. В это время нас подстерегали разные ужасы. Дело в том, что напротив нашей школы находилось кладбище  бывших богатых казаков Каменска, на его месте власти решили построить стадион. Экскаваторы выкапывали из земли большие гранитные памятники и мраморные плиты, разрывали могилы. Кости валялись по всему будущему стадиону, а главным развлечением подростков это  пугать прохожих в темное время, неожиданно из-за угла выставив череп с фонариком. Ходили слухи, что одна женщина умерла от испуга. Меня со школы часто встречала мама или же я ходила с Наташей, её отец встречал всегда, так как     они жили далеко от школы за железной дорогой.
    
 Помимо черепов прохожих поджидала другая неожиданность, это протянутые поперек тротуара верёвки, в темноте человек не замечал их, спотыкался и падал. Некоторые умельцы делали верёвки с хваталками, привязывая специальное приспособление для захвата ноги, а сами гоготали на противоположной стороне улицы. Эти ужасы, дикие шалости деток, затмили главную   опасность того времени, это преступность.

Ростовская область никогда не отличалась спокойствием, но в 1953 году были выпущены из тюрем уголовники. Они сразу устремились в хлебные места, где тепло и сытно. Ходили слухи, что Ростовские урки  проиграли Одесским. Всё население города пряталось за высокими заборами, ставнями, замками. Вырезали целые семьи проникая в дома, под видом милиции, доставкой телеграмм или под видом знакомых. В одиночку ходить было страшно. Моя сестра, возвращаясь с работы после второй смены с двумя подругами, в ужасе прибежала домой  с порезанной рукой и щекой, на них около железной дороги напал мужчина с ножом.
    
 К счастью наш дом был рядом с железной дорогой. Её подружек мой брат Геннадий с соседом Аликом провожали до дома. Они вооружились тоже ножами, так как от бандитов страдали не только женщины, старики, но и мужчины. Бандиты просто истребляли людей, объявив войну гражданскому населению. Это был 1953 – 1955 годы, потом повторилось подобное в 1962 году, когда в стране были подняты цены на мясо, масло, колбасу и молоко. Во многих городах, народ проявил недовольство властью. На памятнике Ленина, во многих городах были повешены дохлые кошки с надписью: «при Ленине - жила, при Сталине – сохла, при Хрущёве – сдохла».

В Новочеркасске рабочим электровозного завода подняли нормы выработки продукции, а расценки уменьшили. Люди пошли к руководству завода с просьбой, объяснить данное решение, но с ними никто не стал разговаривать, наоборот, обошлись, как с быдлом. Народ перегородил железную дорогу, сев на рельсы. Машинистам был отдан приказ, проходить этот участок пути без остановок. Много людей погибло. Горожане были возмущены беззаконием, присоединились к рабочим НЭВЗа  и пошли искать правду к райкому партии. Их встретили танками. В народе говорили, что из танков стреляли холостыми. Кто знант? После этого инцидента, распоясались местные бандиты. Каждую ночь кто-нибудь погибал от их рук, стали пропадать люди, народ прятался по домам. Прошёл слух, что убивают девушек в платье в горошек, все женщины перестали носить такие платья, потом чёрные чулки и т.д. Но сказать, что промежутки годов между вспышками преступности были спокойными, тоже нельзя. Мы всегда жили, как на пороховой бочке.      
 
В третьем классе у нас появились новые интересы. Дело в том, что в нашем городе «Мосфильм» вёл съёмки художественного фильма по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». Город преобразился, было построено много декоративных объектов, это собор с тремя стенами, трибуны, ветряная мельница, казачий курень и пр. Модно одетые красивые артисты жили в гостинице «Донец» и мы с девчонками бегали наблюдать за ними. Во время массовых съёмок фильма по местному радио приглашали горожан в казачьей одежде на Базарную площадь. Наша соседка надевала сосборенную по талии юбку, приталенную блузу с густо пришитыми пуговицами и красиво повязывала платок, который держался у неё сзади на косах, многие женщины прикалывали к волосам черкасски (маленькие шапочки, типа тюбетейки), а молодые парни наряжались казаками, вставляя в одно ухо серьгу. У казаков был такой обычай, носить молодому казаку серьгу в ухе, если он единственный сын в семье родителей и его не брали в армию, позже это стало просто традицией. За массовки людям платили по 3 руб. сталинскими деньгами. Вся площадь во время съёмок была оцеплена. Стояли поперёк улиц машины и люди с повязками. Многие пацаны умудрялись пробраться через этот кордон.
      
 Приближался Новый год. Снег в нашей местности был редкостью. Съёмки фильма вели с искусственным снегом, который распыляли с самолетов, как удобрения распыляют на полях. Это доставляло большое удовольствие детворе. Весь реквизит съёмочной группы располагался на стадионе. И вот однажды кто-то из мальчишек нашего класса скомандовал: «Айда на стадион, снег под ёлку воровать». Нас как ветром сдуло с парт и мы помчались на стадион. Ходили слухи по городу, что сторож на стадионе дядя Изя стреляет солью по заднице, но мы   об этом не думали. Каждый,  ухватив по огромному брикету, неслись к выходу, пока не услышали: «Стий! Стреляти буду».
  К нам навстречу на своей деревянной ступе бежал дядя Изя. Мы развернулись и побежали к восточным воротам. Сторож бежал за нами и кричал: «Геть брикеты, стреляти буду. Геть!». Все побросали, а мы с Наташкой упёрто тащили брикеты к выходу,  но ворота оказались закрыты. 
    
 Мальчишки шустро перелезли через ворота, девчонки протиснулись между прутьями забора, а Наташка застряла, она была толстушкой. Девчонки выпихнули её назад. Она разделась, перекинула шубу между прутьев, снег мы подсунули под забор,  но Наташка снова застряла.  Я изо всех сил толкала её, а в это время на ступе подбегал дядя Изя, что-то крича на своём хохлячьем языке. Мы от страха чуть не умерли, а ребята с противоположной стороны разбежались в разные стороны. Сторож подбежал к нам сильно ругаясь, руками раздвинул прутья и вытолкнул Наташку на ту сторону, потом подсадил меня на забор и я как пробка вылетела. Там нас ждали всего два пацана, это отличник Вовка Чекин и наш хулиган Колька Дьяков. Все остальные разбежались, прихватив наши с Наташкой брикеты. Так первый раз в жизни я получила урок коллективизма.               

 В пятом классе мы  уже учились на втором этаже, а учителя были по каждому предмету. Нам это очень нравилось. Нашей классной руководительницей была учитель истории Мария Никитична Корзинкина. Она была очень энергичной женщиной лет тридцати пяти. В класс всегда приходила с огромной указкой и рулоном карт и плакатов. Однажды Мария Никитична сказала, чтобы все девочки остались после уроков. Это было очень загадочно. Она усадила нас вокруг себя плотным кольцом и начала говорить о том, что девочки и мальчики разные люди, что организм девочек с раннего возраста начинает готовиться к материнству. Ещё говорила, что с девочкой могут произойти неожиданности  и  если с нами это случиться, то обязательно надо сказать маме или учительнице. Мы тогда слабо понимали о чем идёт речь. Она также рассказывала нам  о гигиене и как её соблюдать. Она два раза в год проводила доверительные беседы о половом воспитании, нравственной культуре. Нам очень нравились эти беседы, но мы сгорали от любопытства узнать, о чём она говорит с мальчишками?
    
 В шестом классе Мария Никитична снова собрала всех девочек и сказала, что мальчики дарят нам подарки на   8-е марта, а мы в знак благодарности должны поздравлять их с днём Советской Армии, ведь они будущие воины, защитники Отечества. Мы собрали деньги и купили всем одинаковые книги, а 23 февраля, перед началом занятий разложили по партам. Так родилась новая традиция, инициированная учителями или самим государством отмечать праздник 23 февраля. Когда мы стали постарше, то у многих появились личные симпатии, им они дарили подарки, а остальные получали согласно жребию. Мальчишки тоже нам дарили по жребию, их в классе было больше и некоторые девчонки получали по два подарка. Я такой чести удостоилась только в 10 классе. Им был Женька Дьяков, который сидел на первой парте вполоборота и не спускал с меня глаз.
      
Последнюю доверительную беседу Мария Никитична провела с нами, когда мы учились уже в 9-ом классе, а наша одноклассница Таня Патураева, запутавшись в своих чувствах, выпила целую упаковку снотворного. В то время уже не было с нами Лиды Ермиловой, она в 15 лет вышла замуж, не было Тани Пехоты, она после окончания семилетки беременной перешла в вечернюю школу, а когда мы учились в 9-ом классе, она уже была профессиональной ростовской проституткой. Девятиклассник, отличник, Андрюша Лопаткин неделями не приходил в школу. Его отец  приходил в класс и требовал от мальчишек сказать, где находится Андрей, а он жил в Старой станице у двадцатипятилетней вдовы. В 16 лет уже не было в живых Шуры Дурневой, её убили. Она пережила предательство отчима, который после смерти матери отдал её в интернат, где похотливый учитель физкультуры проводил с ней «доверительные беседы», из-за которых она сбежала. Где она оказалась, догадаться не трудно. Порнографические снимки с её изображением продавали «глухонемые» в пригородных поездах и не только.
      
 До шестого класса я была абсолютно равнодушна к литературе, чтение из-под палки на меня тоже не действовало. Мама мне подбирала книги, заставляла, умоляла, просила, убеждала их прочитать, но кроме обещания ничего не могла добиться. И вот однажды она пошла к нашей классной - Корзинкиной Марии Никитичне, в надежде, что она приобщит меня к чтению высокой литературы. Мария Никитична подозвала меня к себе и сказала, чтобы я взяла в библиотеке книгу о пионерах героях «Флаги на башнях» и прочитала, а в конце месяца она проведет диспут по этой книге. 
   
 Я взяла из библиотеки данную книгу и в течение месяца пыталась прочитать, но дальше 50-ой страницы мое чтение не продвинулось, тогда я решила подойти к Марии Никитичне и попросить самой выбрать книгу для диспута. Мария Никитична заявила, что я безответственна, что мне ничего поручать нельзя, что я лентяйка, последнее время стала плохо учиться и что мои пятерки по истории просто идут по инерции с прошлого года. С этого момента я до девятого класса не получала пятерок по истории. Вот как мама оказала мне «медвежью услугу».
   
 Когда прошла пора детства и игр, то познания мира легли через книгу. Я читала днём и ночью при свете фонарика под одеялом, так как мама  выключала свет и велела спать. Я перечитала основную русскую, зарубежную классику. С книгой не расставалась до рождения дочери. Пыталась сама что-то написать, а так как не нашла своё место среди классиков, большой короб с моими изысканиями стал разжигой для костра. В зрелом возрасте, в основном читала публицистику и изучала то, что, кажется завязло в зубах, это жизнь В.И. Ленина и его видение строительства социализма и коммунизма. Увлечение древне-русской историей осталось со мной на всю оставшуюся жизнь.
      
Воспоминание о школе у меня не однозначны. Я была серой мышкой, не причиняла хлопот учителям и они меня посадили на полочку середнячков. В младших классах я мирилась со своей участью, но в старших стала роптать. Меня не устраивало собственное положение, но изменить эту ситуацию оказалось очень трудно. Как-то у нас был классный час и Мария Никитична предложила тему диспута, какую, уже не помню. Я встала из-за парты и предложила своё видение  диспута. Я сказала, что не плохо бы было нам организовать клуб путешественников. Я в то время увлекалась историей и  искусством Италии,  и предложила провести экскурсию по Италии. Все загудели, наверное, от неожиданности, а Мария Никитична очень обрадовалась, стала расспрашивать, как я это представляю и я стала готовить экскурсию по Италии. Всем очень понравилось, а потом ещё три экскурсии провели по Ленинграду, Москве и Родному краю. Так я на себя обратила внимание, надо сказать, что это повлияло и на успеваемость.
    
 К учителям мы относились по-разному. Мне очень нравился учитель по русскому языку и литературе Николай Андреевич Шаманский. В прошлой жизни он был артистом Новочеркасского театра, прекрасно владел словом  и интересно вёл уроки, успевал всех опросить и всех нас называл на Вы. Прекрасно читал стихи. Устраивал конкурсы и диспуты по литературе. С ним мы не скучали. Он ещё вёл уроки пения, урок, который я терпеть не могла. Он приходил со скрипкой и мы весь урок тянули ноты до-ре-ми-фа-соль- ля-си- фа-ми-ре-до. Для меня эти уроки были пыткой. У меня не было музыкального слуха и я стеснялась, боялась открыть рот, не только петь. Как говорят в народе, мне медведь на ухо наступил.
    
Ещё одной из ярких личностей среди учителей была учительница химии. Маленького роста, полненькая женщина средних лет не входила, а вплывала в класс. Здороваясь, она не глядя садилась на стул. Однажды ребята в журнале «Занимательная химия» вычитали реакцию хлопушки соединения йода с каким-то веществом и подложили ей эту смесь под обивку стула. И вот наша «химица» вплыла в класс и шлёпнулась на стул. Раздался хлопок и она оказалась в кружеве дыма. Девчонки все залезли под парты, а Анастасия Михайловна с обворожительной улыбкой сказала - «Деточки, какие вы у меня умненькие. Пять поставлю тому, кто признается в знание этой реакции». Никто не ожидал от неё такого. Два парня встали из-за парты, попросили прощения и отказались от пятёрки. А мы думали, что она, как другие побежит к завучу. Она умела управлять классом, задействовала во время урока почти всех.  Как правило, четыре человека решали задачи у доски, двое проводили реакции за столом. Шесть человек за первой партой делали самостоятельные, остальных она опрашивала. Я с первого дня полюбила этот предмет, ходила в химический кружок в школе и может быть поэтому выбрала профессию связанную с химией.
    
Седьмой класс у нас считался выпускным и после сдачи экзаменов был выпускной вечер. К этому знаменательному событию мама впервые мне купила отрез крепдешина для пошива платья и мы заказали его пошив  в ателье. До этого случая я носила одежду перешитую из платьев сестры, папиных брюк и рубашек. Я закройщице нарисовала много различных фасонов, эмоционально объясняла, каким я вижу платье  и, она посоветовала мне попробовать поступить на художника модельера в Ростовский техникум лёгкой промышленности. Мама мечтала меня отправить учиться в город Котовск Тамбовской области в индустриальный техникум, где директором был муж тёти Фали. Я с большим трудом отстояла право учиться в 8 классе, а после посещения ателье мама снова заговорила уже о Ростове. Я была слишком глупа, чтобы жить самостоятельно.
   
  Выпускной вечер у нас был общегородской. В городском саду устроили бал с вручением призов за участие в разных конкурсах, а на следующий день мы всем классом на катере  отплыли по Донцу на остров Кривой Рог, прихватив с собой палатку и патефон с пластинками. Современной молодёжи трудно объяснить, что это такое. Из нашего класса трое поступили в техникум, а три человека перешли в вечернюю школу и устроились  на работу. Детям разрешалось работать с 14 лет по четыре часа.
      Наша классная руководительница Мария Никитична Корзинкина была человеком не предсказуемым. С одной стороны, она очень много вкладывала в нас. Благодаря ей, мы побывали в Москве, в Краснодоне, в гостях у Михаила Шолохова, были на экскурсиях на кондитерской фабрике, на комбинате кордного волокна и так  далее. Мы с ней ездили на железнодорожную  станцию Лихая. В диспетчерском зале видели карту железных дорог и пути следования всех поездов в данный момент по стране. На белом фоне, по серому контуру бежали красные и зелёные змейки товарных  и пассажирских поездов. Пригородные поезда были синими. Нас водили на сортировочную горку и мы смотрели как сортируются железнодорожные составы. В десятом классе она приобрела нам абонементы в институт культуры и мы слушали лекции по искусству. Смотрели оперу  Бородина «Князь Игорь».  Она устраивала с нами занятия по этике поведения и многое другое.  С другой стороны она была очень истерична,  сказывалось её блокадное прошлое.
      
 Она училась в ленинградском пединституте и пережила блокаду в годы войны.  Говорила об этом всегда плача. Однажды произошёл такой случай. Приближался праздник 8-марта и мы подарили ей картину В. Васнецова «Три богатыря». Подарки дарить учителям не разрешалось и мы отнесли картину ей домой. Реакция М.Н. была непредсказуемой. Она заявила, что её дом не картинная галерея и у неё уже есть две картины. Она отказалась от подарка не потому, что запрещалось их дарить, а потому что ей подарок не понравился. В классе мы ей на 8-е марта объявили бойкот. Она, как всегда явилась на урок с плакатами, картами и длинной указкой. Ничего не говоря, она открыла журнал и выбор первой «жертвы» пал на меня. Я встала и заявила, что отвечать не буду.
    
Почему? – спросила она. Дословно я уже не помню, что бурчала, но смысл был таков, что мы дарили подарок ей от всей души. Она выгнала меня из класса. Следующей жертвой был Володя Пичугин. Он встал и просто молчал.
      Ты тоже не хочешь отвечать? - спросила она. Он молчал. Она его тоже выгнала из класса. Потом она спросила главного нашего «провокатора», который подбил всех нас бойкотировать её урок Валеру Иванюкович. Он поднялся и переваливаясь с ноги на ногу медленно пошёл к доске, все остальные с облегчением вздохнули. 

Я об этом узнала уже после урока и очередной раз поняла, что такое коллективизм и солидарность, а также, что из себя представляет сильный пол человечества, а также подвергла большому сомнению главный тезис строителя коммунизма «Человек, человеку друг, товарищ и брат». Было всё противно, гадко, хотелось плакать. К счастью, последствий после этого случая не было, а позже Мария Никитична даже похвалила меня маме.
               


Рецензии