Розитта

Розитта




Камран Назирли

Розитта

Розитте было двадцать пять лет; она была красива, из обеспеченной семьи, но замужем всё ещё не была. Причина была крайне проста: мужчину, который отвечал бы её желаниям и требованиям, она всё ещё не повстречала. Хотя, требования эти были не так уж и сложны. Розитта хотела, чтобы у человека, с которым она соединила бы свою судьбу, была добрая и благородная душа, а внешность этого человека её не волновала. Этот человек мог бы быть конченым уродом, стариком, пусть даже африканцем, но для того, чтобы стать мужем, в первую очередь, необходимо быть мужчиной!
Розитта три года тому назад окончила институт иностранных языков, но нигде не работала. Хотя, в работе она и не нуждалась. Покойный дедушка оставил ей – единственной внучке такое поместье и богатство, что она могла прожить на это еще полвека, нигде не работая и ни в чём себе не отказывая. Дедушка Розитты был одним из новых миллионеров Баку, и в прошлом году он умер от рака. Но ещё при жизни успел подарить всё своё имущество своей единственной внучке-красавице.
Родители Розитты работали в посольстве в одной из зарубежных стран; они были так заняты работой, что о дочери даже не вспоминали. Родители несколько раз предлагали ей переехать за рубеж, и жить вместе с ними. Но девушка упорствовала, предпочитая остаться в Баку. Баку для неё был самым красивым городом; в этом городе был похоронен её любимый дедушка. Кроме того, в каждом камне, на каждой улице, переулке, на каждой аллее этого города, где Розитта годами прогуливалась вместе с дедушкой, жили её детские и юношеские воспоминания. Она буквально дышала этими воспоминаниями; и Розитте казалось, что стоит ей уехать из Баку, то с этими воспоминаниями может произойти какой-то рок; и это для неё было равносильно смерти. Но смерти она не хотела – она хотела жить, и получать от этой жизни как можно больше удовольствия. Но через несколько лет после окончания университета одиночество начало угнетать её, и в один прекрасный день она пожелала увидеть рядом человека, с которым можно было бы делиться мыслями и чувствами.   
Во времена учёбы в университете у Розитты было неимоверное количество поклонников; её друзья и подруги не оставляли её одну даже на день. Все оказывали ей бесконечную заботу и внимание, и когда все эти внимания и заботы переходили всевозможные грани, они казались излишним усердием. Некоторые её друзья даже предлагали ей руку и сердце, но подобные предложения казались Розитте настолько омерзительными и невыносимыми, что она не желала даже обсуждать этот вопрос с кем-либо, так как за этими предложениями скрывались корыстные цели, лживая страсть, сухие, душераздирающие чувства. Необыкновенное чутьё и рассудок Розитты позволяли тщательно процеживать всё это; и хотя она не совсем внятно осознавала суть силы, способной овладеть её душой, но мгновенно замечать наглость и фальшь в глазах людей, признающихся ей в «любви», не создавало ей особой трудности.  Порой ей казалось, что любви, как таковой, и вовсе не существует – это все лишь потребность двух разных полов в друг-друге. И никакого человеческого чувства или духа за этой потребностью нет – его и быть не может. Но если это чувство и дух не животное, а человеческое, совпадающее у двух разных полов, то оно может возбудить настоящую любовь. Она хотела видеть в этой любви долговечную страсть; добрую страсть, далёкую от лицемерия. И отнюдь не жестокую, животную прихоть! На самом деле, она искала собеседника, сердечного друга, похожего на её дедушку. С данной точки зрения требования Розитты были крайне суровыми.
Готовых критериев, входящих в категорию мужества, для Розитты не существовало; и вообще, в чём заключались эти самые критерии? Этих критериев сорока на хвосте для Розитты не приносила. Но всю свою сознательную жизнь она восхищалась чертами своего деда, гордилась его характером, и это придавало ей несметную радость. Благородность и гордость дедушки всегда умиляли её детскую душу. Например, дедушка никогда не повторял сказанное им слово. Он был чётким, решительным человеком, привыкшим сдерживать свои обещания. Был далёк от корысти. Подлиз и лицемеров он к себе и близко не подпускал, да и сам не привык лебезить перед кем-либо. В первое время Розитте казалось, что всё это связано с неимоверным богатством её дедушки, ведь богатство имеет свойство скрывать человеческие пороки. Но на самом деле это было не так.   
Её дедушка был единственным ребёнком у своих родителей, и воспитывала его немецкая няня; дедушка рассказывал, что он был настолько сильно привязан к своей няне, что назвал её именем свою внучку, чтобы увековечить её память. Именно! Эту немку, переехавшую в Баку в двадцатые годы прошлого года, звали Розитта. Она была родным человеком в их семье. Дедушка рассказывал, что как только начались годы репрессии, его родителей сослали в Сибирь, обвиняя их в том, что они аплодировали воспрещённым стихам Гусейна Джавида . И после этой трагедии, её дедушку ещё с младенчества воспитывала эта немка, которая обучила его, женила и приказала долго жить.    
Подобные истории судьбы Розитта слышала от деда не один раз, и спустя много лет она осознала, что оказывается, её дедушке была присуща также немецкая точность и гордость: и уважали её дедушку именно за эти черты, а не ради его богатства. Кроме того, не каждый мужчина, после безвременной кончины супруги (бабушки Розитты) может прожить всю свою оставшуюся жизнь на протяжении полувека одиноко, так и не поженившись во второй раз. Это было присуще только её дедушке! После смерти любимой жены её дедушка так и не женился; он не изменил ей ни при совместной жизни, ни после её смерти; всю свою любовь, своё внимание и заботу он обратил на внучку Розитту. В глазах Розитты её дедушка прожил и умер как настоящий мужчина! И она мечтала именно о таком мужчине…
В осеннее утро, проснувшись, она по привычке взглянула в зеркало; человек должен каждое утро глядеть в зеркало. Особенно, женщинам необходимо смотреться в зеркало как минимум раз десять в день. Зеркало считается дополнительными глазами женщины; оно всесторонне оберегает её, не позволяя ей думать о собственном возрасте. С этими сладкими мыслями она принялась расчёсывать свои распущенные на плечи чёрные, длинные волосы; и глядя на свою утончённую фигуру, на длинные, нежные ноги, пропорциональные высокому росту, и на пышные груди, на её нежных, розовых губах, всё ещё не ощутивших на себе мужских поцелуев, появлялась улыбка, и сонливость осеннего утра постепенно исчезала с сияющего личика.   
Ещё со вчерашнего вечера она приняла решение дать объявление в газету. Уединение с зеркалом продлилось недолго. Поспешно выпив чашечку кофе, и усевшись в большом гараже во дворе в свой белый «Мерседес», отправилась в редакцию. 
В отделе реклам и объявлений сидела учтивая девушка – ровесница Розитты, которая, выслушав цель визита клиентки, протянула ей ручку и бумагу, и вежливо промолвила:
- Пожалуйста, девушка, можете написать сюда любой текст для своего объявления!
Розитта вначале замешкалась, не решившись сразу, что и как написать. Это было непросто – давать объявление, которое будет привлекать внимание и не восприниматься превратно. Недолго подумав, она написала: 
“Красивая, состоятельная девушка со своеобразным приятным нравом ищет мужчину для создания семьи”. Но тут же передумала, разорвала бумагу, взяла новую, и после долгих раздумий начала писать заново:
“Красивая, добродушная и благородная девушка, проживающая на улице Партиса Лумумбы и свободно владеющая несколькими иностранными языками, ищет мужчину в возрасте от 30 до 50 лет с целью создания семьи.  Требования к претендентам: Отсутствие склонности к подхалимажу, лжи и трусости, умение обуздать прихотливость, сдерживать обещания, быть честным, вежливым и преданным спутнице жизни. Знание иностранных языков приветствуется. Лица, отвечающие этим требованиям, могут отправить письмо на почту 00001111 по улице Партиса Лумумбы, или же лично связаться со мной по телефону 011-012-013. Несерьёзным просьба не беспокоить. Розитта.”
Перечитав текст, она обратилась к рекламному агенту, которая всё это время сидела и наблюдала за ней.
- Если можно, опубликуйте на английском, русском и азербайджанском языках, - сказала она, и сразу же спросила: 
- А можно на завтрашний номер?
- Нет, девушка, к сожалению, завтрашний номер уже переполнен. В послезавтрашнем номере опубликуем обязательно… - ответила девушка, многозначительно разглядывая Розитту. 
Расплатившись за объявление, Розитта поблагодарила девушку еле заметным кивком, попрощалась и спокойно вернулась домой.   
После публикации объявления в газете ровно десять дней телефон звонил без умолку. Розитта поднимала трубку, и услышав мужские голоса разных тембров и тонов, вначале прислушивалась к ним, затем, после недолгого разговора прощалась с ними, довольствуясь краткими ответами, или же назначала встречу. Это было основным её увлечением, и можно сказать, совершенно новым увлечением, разукрашивающим её монотонную жизнь, делающим её более интересной. Ей звонили даже из Америки, Канады, Англии, России, Ирана. Как же Розитта радовалась этим звонкам! Бывали и такие, которые звонили по два-три разя подряд, изъявляя желание увидеться наедине, дабы познакомиться поближе. Затем долго упрашивали её послать им свою фотографию по Интернету. Иногда Розитта соглашалась на это, но иногда отказывала претендентам с неприятными голосами.
Все звонки и встречи оказались тщетны. С кем бы Розитта ни встречалась, с кем бы ни общалась, она сталкивалась с льстивостью, не присущей настоящему мужчине. Порой она задумывалась о том, что путает льстивость с уживчивостью. Но потом приходила к мнению, что уживчивость присуща женщинам; а мужчины должны быть не уживчивыми, а вежливыми! Таким образом, Розитта целыми месяцами старалась разобрать в представителях противоположного пола измерения лживости и уживчивости, и самолюбиво выявлять наиболее пикантные, скрытые черты их характера. Все женщины являются олицетворением тайн и секретов, но не все они были такими простыми и непредсказуемыми, как Розитта…    

Спустя год

Уже несколько месяцев, как поток писем и звонков прекратился, и былых комплиментов, расхваливаний и признаний в любви было слышно не так уж и часто. Изрядно соскучившись, Розитта решила обновить объявление.   
В рекламном отделе Розитту встретила та самая прошлогодняя улыбчивая девушка, которая сразу же начала расспрашивать её о делах, как при общении с давней знакомой:   
- Ну как дела, девушка? Нашли себе джентльмена ? – спросила она.
Разумеется, этот вопрос не понравился Розитте, но она не подала виду:
- Not yet! ...- независимо от себя ответила Розитта на столь привычном ей английском языке. И увидев, что собеседница ничуть не удивлена, и реагирует на её английскую речь вполне нормально, добавила:
- Я пришла давать объявление...
- Окэй!... – ответила учтивая девушка, словно давая понять, что и она владеет английским. – Для нас огромная честь принимать объявления у такой очаровательной дамы…
Эти слова пришлись Розитте по душе. Ещё никогда она не слышала от женщины такого комплимента в свой адрес. Сдав прошлогодний текст объявления, она обернулась, чтобы уйти, рекламный агент, одурманенная исходящим от клиентки ароматом, позвала её:
- Розитта-ханум, ваш телефон... вы забыли его...
- Мерси!.. – сказала задумчивая Розитта, и вернувшись, взяла мобильный телефон. Затем спросила:
- А можно узнать ваше имя?
- Лили... Подруги зовут меня Лили...
- Очень приятно, Лили! На завтрашний номер...
- Опубликуем в завтрашнем же номере... – ответила уживчивая девушка, протягивая Розитте свою визитку, затем, улыбнувшись, добавила: - Отныне вы можете и просто позвонить, и я приму у вас любое объявление по телефону. Вы произвели на меня неизгладимое впечатление. Я очень надеюсь, что ваши поиски увенчаются успехом ...
- Мерси, Лили! Эти впечатления взаимны! Bye, see you!...
Розитта ушла. Лили долгое время смотрела ей вслед; со стороны складывалось впечатление, что владелица этой уживчивости беседует с кем-то, придавая своему лицу бессмысленную улыбку, и двигая нежными губами, словно шепча о чём-то. 
Через неделю после публикации объявления в газете Розитта вышла из находящейся неподалёку от её дома почты с целой грудой писем. Столько писем она не получала даже за целый последний год. Она подумала, что все письма, которых она получала от мужчин, имели примерно одинаковое содержание, и скорее всего, эти письма от тех особо отличаться не будут. И придя домой, она насыпала письма на письменный стол, без особого интереса, которого она испытывала к таким письмам раньше. Разделась, перешла в ванную комнату, приняла душ. Налила себе кофе, и включила телевизор. В последнее время по телевизору показывали бразильский телесериал, к которому Розитта была настолько привязана, что где бы ни была, старалась успеть домой до его начала.
Взглянула на часы – до начала фильма оставалось ещё пятнадцать минут. Случайно среди лежащих на столе писем она заметила одно из них, на котором вместо адреса отправителя было написано название улицы, где она проживает: Доктор, живущий с Вами по соседству – на улице Патриса Лумумбы. Она поспешно распечатала письмо и принялась читать:
“Уважаемая Розитта!
Я слежу за Вами уже больше года: нередко, всю ночь до утра я расхаживаюсь во дворе, возле Вашего дома, гляжу в Ваше окно, прохожу по переулкам, по которым проходите Вы. Каждый переулок, по которому я прохожу с надеждой встретиться с Вами, с желанием увидеть Вас поблизости, словно дарит мне благоухание необыкновенного цветка, который не растёт нигде на свете; я был готов на всё, лишь бы это благоухание было всегда со мной, чтобы я пригрел этот цветок в груди, чтобы я дышал его ароматом. Однако…    
Ваше объявление ужаснуло меня, и я решил обратиться к Вам с письмом.
Вы ищете мужчину! Желаю Вам успеха! Но, прежде всего, нужно искать ЛЮБОВЬ! Без любви не бывает ни женщин, ни мужчин! Если нет любви, то все требования, поставленные Вами перед мужчинами, не имеют никакого смысла.
Сразу оговорюсь: биологически я мужчина. И все мои физические и моральные черты относятся исключительно ко мне самому, и разглашать эти черты другим, даже женщинам, я не могу. Со временем эти черты формируются, выявляются наружу, находят своё назначение, процеживаются в общественном поприще, и выражаются в разных людях в той или иной степени. Но случается и так, что эти черты буквально насильно внедряют в жила человека.
К сожалению, до сих пор я никого не любил так, как люблю Вас! И причина тому была мне неизвестна. Но Ваше объявление словно взбудоражило меня; выяснилось, что и я всё ещё не встречал женщину, попадающую под Вашу категорию. Нередко мне кажется, что мы оба больны. Или же, заболело само общество, и мы не можем вылечить его.
Я по специальности врач, но не работаю – занимаюсь поисками лечения этой болезни. Моя сущность и миссия проведения лечения нередко вызывала у окружающих ревность, но сколько они не старались, пресечь мне путь так и не смогли. Я даже не боролся против них, но просто сложилось так, что какая-то неземная сила заставила моих недоброжелателей уйти с моего пути.   
Считаю, что в жизни существуют и должны существовать общие критерии, как для мужчин, так и для женщин. Нельзя относить все требования к одному и тому же полу. Я, в основном, предпочитаю конкретность. А конкретность нужно соблюдать также и в любви, в создании семьи. Нужно решиться на конкретный ответ – или «да», или «нет»! Средняя, воздерживающаяся позиция в подобных вопросах в конечном итоге подвергает человека к одиночеству, когда в один прекрасный день можно очнуться и осознать, что остался совсем один, или осталась одна. Знаете, ближе к концу жизни человек как никогда нуждается в близком человеке, в друге сердца. Нынешняя молодёжь не склонна осознавать эту истину. В настоящее время существует огромный выбор – для таких девушек, как Вы, и для таких мужчин, как я. Вполне возможно, что через некоторое время у Вас появится аллергия к мужскому полу, а у меня – к женскому. Да, да! Аллергия к людям!
В Вашем возрасте я тоже не мог пригреть душу к каждой первой встречной женщине. Точнее, я не умел любить. Мне казалось, что любовь и страсть – это нечто наподобие вкусного блюда, которое очень быстро заканчивается. Но жить в одиночестве всю жизнь – тоже не дело. Я осознавал это, но женщину, которая была бы близка мне душой, я не мог найти. Я думал, что поезд мой уже ушёл, и мне его уже не догнать. В прошлом году я увидел Вас, и скажу прямо – больше Вашей красоты я влюбился в Ваше свободолюбие. Я заметил, что Вы вполне свободная женщина, вдали от людских козней.  Каждый раз, когда Вы выходили из дома и направлялись к гаражу, садились в машину с жеманностью деловой женщины, и возвращались домой поздно ночью, в моей душе пробуждались тёплые чувства. Я осознавал, что самым большим препятствием, существующим на пути нашего знакомства, является наша разница в возрасте. Мне сорок лет, а Вы – как молодой бутон нераспустившейся розы. Именно поэтому я не решался подойти к Вам. И я начал следить за Вами, наводить о Вас справки.
Изо дня в день я ощущал в себе изменения. Я чувствовал, что моё отношение к Вам постепенно становится серьёзнее, теплее, и в один прекрасный день я осознал, что без Вас я уже как получеловек. Я был настолько влюблён в Вас, что иногда я до самого утра пристально глядел на Ваш балкон. Вы изредка появлялись. И каждое Ваше появление дарило мне моменты нескончаемой радости и счастья.    
Я действительно влюбился в Вас, но никак не мог передать Вам свои чувства. Во-первых, для любящего человека это крайне непростая задача. Я понял, что любящие люди бывают нерешительными, они боятся наткнуться на иронию в ответ на их искренние чувства. И к тому же, у меня не было ни толики надежды получить положительный ответ от такой девушки, как Вы. Кроме того, как я уже отметил, между нами существует возрастная бездна. Поэтому мне оставалось только преследовать Вас как тень, дабы не прерывать существование свой бесконечной, безмолвной и безнадёжной любви….
Но это объявление… Я тоже ищу! Ищу благородную, добродушну женщину!..”
Розитта была ошеломлена. Боже праведный! Какая необычная концовка! Письмо завершалось именно так. Она поспешно взглянула на адрес, но не нашла ни точного адреса, ни телефон отправителя этого письма. А имя? Где же его имя? Она быстро перевернула письмо… Нигде нет! Погоди-ка, совсем вначале, на первой странице… Да, точно! Где это? Доктор… Да вот же оно, на первой странице написано: «Письмо от неизвестного Доктора…» И всё? Ничего себе, письмецо! 
Розитта быстро ринулась на балкон. Она была до того взволнована, что забыла даже пристегнуть халат, и дойдя до окна, прижала халат руками к груди и принялась искать окно доктора, в которое он глядел на балкон Розитты. И где же его окно? Здесь десятки, две десятки, нет, пять десяток окон… Какое же его? Ну вот, теперь ищи, разберись!..
Внезапно из комнаты раздался звонок телефона. Она вернулась в комнату и неохотно подняла трубку (за этот год она уже привыкла к звонкам… И все звонки монотонные, одинаково гласящие «предложение руки и сердца». Ей уже изрядно надоело слышать одни и те же слова, и сейчас она приготовилась услышать очередное «метание бисера»).
- Алло, Розитта, это Лили говорит, – услышала она приятный голос.
Розитта и сама не поняла, чему она обрадовалась.
- Да.... Лили, привет...
- Извини, пожалуйста, в такое время...
- Нет, нет, ради бога! Я очень рада твоему звонку...
- Знаете, Розитта...
- Можешь просто называть меня Розой…
- Окэй… Знаешь, Роза... Мне нужно поговорить с тобой…
- Да, Лили, я слушаю тебя! У тебя проблемы?
- Нет, нет... Никаких проблем... Я просто подумала, что иметь в подругах такую красавицу суждено не каждому… Поэтому позвонила, чтобы поблагодарить тебя за это!
- Знаешь, а я очень рада, что ты позвонила!.. Я всё это время думала – почему же мы не подружились ещё раньше? Это я должна тебя благодарить… Знаешь, Лили, сколько я сегодня писем получила? 
- Серьёзно?
- Целую груду! Но у меня нет терпения всё это читать! Послушай, может, увидимся? (Она решила рассказать Лили о письме неизвестного доктора) Ты где живёшь?
- На улице Партиса Лумумбы... За макаронным заводом…
- Да ты что? Мы ведь соседи!
- Yes! Sure! ... – ответила Лили по-английски. – Я ещё с прошлого года знала, что мы с тобой соседи...
- Вот это да! А мне почему не говорила?
- Я подумала, что ты неправильно поймёшь меня...
- Ну ладно, а чем ты сейчас занимаешься?
- Собираюсь кино посмотреть...
- Я тоже… Может, к нам зайдёшь, посмотрим вместе?
- Нет, лучше ты приходи!
- Лили, я живу одна... Родителей нет...
- Как хорошо! А какое у тебя здание?
- Здание номер 0013... Последний этаж десятиэтажного дома… Ну что, идёшь?
- Там же целых три десятиэтажных дома...
- Зелёное здание...
- Ну ладно… Буду через десять минут...
Розитта словно нашла какую-то драгоценность, и чуть не порхала от радости. Выходила на балкон, заново перечитывала письмо доктора, затем взволнованно расхаживалась по комнате. «Пришла бы Лили, мне полегчало бы. Может, ей рассказать? Вместе придумали бы что-нибудь…»
Вскоре явилась Лили. Она зашла в квартиру, и девушки дружно обнялись, словно знали друг-друга уже сто лет.
Розитта протянула Лили пришедшие ей письма, и вкратце рассказала ей содержание некоторых из них. Но почему-то о письме неизвестного доктора она не сказала Лили ни слова, спрятав это письмо в стоящем в спальне платьевом шкафу. Девушки так увлеклись письмами, что даже забыли о телесериале. Наконец, Розитта спросила:
- Ну вот, Лили, а теперь ты расскажи о себе… Ну как работа, интересная?
В глазах у Лили скрывалась глубокая печаль, которую она ещё никому не раскрывала. Но на лице у неё всё время сияла улыбка, которая порой не отображала никакого смысла, но когда под её пухлыми, алыми губами виднелись белоснежные зубы, её круглый подбородок приобретал необычную форму.   
- Моя работа связана непосредственно с клиентами… Рекламная работа очень интересна… Чем больше рекламы ты привлечёшь в газету, тем лучше для тебя самой. Тридцать или сорок процентов от каждой рекламы – твои...
- Ах вот как... А ты замужем?
- Да, уже три года... Муж был военным...
- А сейчас чем занимается?
- Он болен… Прикован к постели… - огорчённо ответила Лили.
- Извини... – промолвила Розитта с явно заметным изумлением. – А что с ним?
- Мне очень трудно рассказывать эту длинную историю. Осточертело уже! Могу сказать только, что полтора года назад муж подорвался на мине, на линии фронта, и потерял обе ноги. Я, муж и свекровь живём вместе. Мне уже надоело ухаживать за ним… 
- Понимаю, Лили. А детей у вас нет?
- Эх, знаешь… Я сама не хотела... – ответила Лили с лёгкой запинкой, и равнодушно махнув рукой, добавила: - Я не люблю мужа с первых дней нашего брака. Он очень груб, и неимоверно бесчеловечен. Представь, что спустя всего два дня после нашей свадьбы он ударил меня, и оскорбил ужасными словами…
- Но за что?
- А ни за что: дескать, поздно просыпаешься. Кошмар! Всего через два дня после свадьбы… Я сначала подумала, что он шутит, но потом поняла, что это просто-напросто неотёсанный грубиян. Своего командира он любит больше, чем меня… И вечно ругается… Вот так вот... Я до сих пор терпеть не могу свою соседку Захру, которая познакомила нас. Я даже сама не поняла, как это произошло, что ни с того – ни с сего я согласилась выйти за него замуж, и на быструю руку мы справили свадьбу… Бедная моя мама – не выдержав этого горя, через пару месяцев она скончалась от инфаркта… А отец уже пятнадцать лет, как  живёт в России… И за все эти годы он ни разу не интересовался нами…   
Обе промолчали. Розитта была расстроена, но не подавала виду. Такие вещи казались ей неинтересными, но она слушала Лили ради приличия, изредка задавая вопросы.
Молчание нарушила Лили:
- Вот так!... Извини, я не хотела грузить тебя своими проблемами… На нём сбылось моё проклятье. Знаешь, когда женщина приговорена к совместной жизни с человеком, которого она презирает, для неё теряется весь смысл, все прелести жизни. Поэтому я часто убегаю из дома, не хочу видеть его, слышать его оскорбления. Я уже раздумываю о разводе. Не собираюсь гробить свою жизнь ради какого-то грубияна, инвалида... Когда я наткнулась на твоё объявление, то сильно позавидовала тебе. Белой завистью. Ты очень красива, и очень умна. Такого объявления мне ещё не приходилось встречать. В тот день в нашей редакции проводились долгие обсуждения по поводу твоего объявления… 
- Правда? Интересно...
- Клянусь, я начала по-настоящему завидовать тебе… Если честно, я тоже ищу такого мужчину… - сказала Лили, открывая свою черную сумочку и доставая оттуда сигареты. Она попросила у Розитты разрешения покурить, и Розитта, отметив, что она тоже курит, гордо прошла на кухню и принесла пепельницу.
- Раз так, тогда давай искать вместе! – засмеялась Розитта. – Лили, хорошенько просмотри эти письма, а вдруг найдёшь себе кого-нибудь… 
- Чем чёрт не шутит! – ответила Лили и расхохоталась так громко, словно это не она минуту назад рассказывала печальную историю.





Спустя пять лет

... Поменялся весь мир. (Мир меняется ежесекундно). За это время поменялись и отношения между Лили и Розиттой. Девушки были связаны к друг-другу так тесно, буквально не разлей вода, что у окружающих это могло вызвать только зависть. Лили развелась с мужем, и купила себе однокомнатную квартиру. А у Розитты в душе всё ещё жили тёплые чувства, связанные с письмом неизвестного доктора. Но Лили относилась к этому с ревностью. Нередко эта ревность проявлялась со всей яркостью, и между девушками возникал спор. Лили хотела, чтобы Розитта уделяла внимание только ей, и чтобы ни о ком, кроме неё, она не думала. Даже как-то раз, втайне от Розитты, она наткнулась на письмо доктора, и прочитав его до конца, она целый день не могла придти в себя. Она стремилась к тому, чтобы предотвратить всевозможную связь Розитты с этим доктором, иначе ему было несдобровать. Розитта знала об этом, но к ревности Лили она относилась с явным равнодушием, сгорая от желания увидеть доктора. Но втайне от Розитты Лили читала все присланные ей письма, затем либо сжигала их, либо прятала и делала вид, что никакого письма не приходило. А Розитта наивно верила ей; и каждый день она проводила в нескончаемых ожиданиях.
Лили часто ночевала у Розитты, и отсюда она ехала на работу. На день рождения Розитта подарила ей автомобиль «Джип», чему Лили была неимоверно рада.
Однажды Розитта едва успела придти домой, как зазвонил телефон. Девушка невольно ринулась к телефону, и подняв трубку, сразу же узнала этот долгожданный голос – это был голос доктора.  Доктор сначала на мгновение промолчал, затем начал говорить. Розитта целый час придерживала трубку к уху, и на её лице сменялись выражения радости и печали, улыбки и хмурости. Автор письма сообщал её нечто о важном и интересном. Наконец, Розитта пригласила доктора на встречу, и тот с удовольствием согласился. Он явился в оговоренное время. Доктор был высокорослым, черноглазым, а широкий лоб выдавал в нём гуманного человека. Он был одет в аккуратно глаженую белую рубашку и дорогой чёрный костюм. Ближе к утру, доктор попрощался с Розиттой и удалился, выразив надежду утром увидеться с ней вновь. Эту ночь Розитта запомнила на всю жизнь.
Не прошло и получаса, как раздался звонок в дверь. Розитта, уже собравшаяся прилечь, подошла к двери, и услышала дрожащий голос Лили: 
- Роза, это я... открой!
Лили была взволнована. Со страху Розитта побледнела.
- Что-нибудь случилось? – спросила она.
- Да… Я сбила человека!
- Насмерть?
- Не знаю... Я ехала на высокой скорости, и задавила его, - ответила Лили, и закрыв лицо руками, зарыдала.
- Ну ладно, ладно! Успокойся! – сказала Розитта, и взяв из холодильника холодное пиво, протянула Лили. Затем спросила:
- Кто-нибудь видел?
- Нет, кажется, вокруг никого не было. Ведь уже поздняя ночь, кромешная тьма, и он внезапно пробежал перед машиной... Мужчина… Высокорослый… В чёрном костюме… Я быстро оставила машину в гараже…   
- Ну хорошо, приди в себя… Утром придумаем что-нибудь… Лишь бы он не умер… А погони за тобой не было?

- Нет, я же говорю, это случилось за тёмным переулком, недалеко от вашего здания… Вокруг никого не было. Осёл паршивый, какого чёрта ему приспичило разгуливать в этом переулке в такое позднее время?! 
С белым «Джипом» почти ничего не случилось, чего нельзя было сказать о высокорослом мужчине. По словам Лили, из-под колёс автомобиля раздалась ужасная вопль, затем она притормозила. Мужчина неподвижно лежал на асфальте. Она со страху даже не вышла из машины, но взглянув в зеркало, увидела, что голова этого мужчины в чёрном костюме раздавлена под колёсами машины. Она уже не помнила, как приехала в гараж и оставила машину. 
Розитта и не могла подумать, что погибшим мог оказаться сам доктор. Ведь они с доктором расстались всего полчаса назад. Но такие случайности в жизни происходят. А может ли это быть случайностью? 
- Вот и конец! – покачала головой Лили, проглатывая пиво.
- Ничего не конец! Ты ни в чём не виновата! Виноват тот мужчина, в том, что он пробегал перед твоей машиной… - попыталась её успокоить Розитта. – Ну дорогая, кто может доказать, что это преступление совершила ты? Если он умер, то это даже к лучшему! Никто не видел – ещё лучше! Мы можем поменять номер, и некоторое время оставим машину в гараже. У нас же есть другая машина. Вот так… Встань-ка, прими душ! Я с утра жду тебя…
Девушки не выходили из дома целых три дня. Целых три дня Розитте никто не звонил. Да и Лили никто не искал. Розитта взволнованно выходила на балкон, то бегала к телефону, то глядела на дверь. Но её беспокойства в ожидании доктора, её взгляды на телефон, полные надежды услышать его звонка, уже не волновали Лили ни на йоту. Лили было спокойно и радостно в душе. Ей удалось завоевать сердце Розитты, и добиться своего. Ей удалось отбить Розитту у всех мужчин. Наконец, не было и этого неизвестного доктора. Доктор навсегда исчез из жизни Розитты. Лили успешно внедряла свои планы, которых она строила вот уже пять лет. После той ночи, когда Лили намеренно задавила доктора на своей машине, она взялась за своё очередное намерение, строя новые планы для искоренения в душе Розитты все чувства и страсти к мужскому полу. Лили была намерена пожертвовать всеми чистыми, нежными чувствами Розитты ради своих вечных любовных приключений...

Спустя пятнадцать лет

Розитта и Лили переехали в Америку. Они продали все свои поместья в Баку и купили в Лас-Вегасе небольшой, двухэтажный особняк. Несмотря на отсутствие официального брака между Розиттой и Лили, в Америке никто не был против их совместной жизни. Лили удалось осуществить все свои прихоти и намерения, полностью изменив в Розитте любые понятия о любви. На первый взгляд всё было им по душе. Совместная жизнь одинаковых полов не являлась для них неэтичным мотивом. Наоборот, Лили всё время пыталась внедрить Розитте, что ещё с эпохи Возрождения в совместной жизни женщин не было ничего непристойного; счастье женщины и мужчины связано с удовольствием. Но мужчины не достояны того удовольствия, которого они получают от близости с женщиной. Лили удалось убедить Розитту покончить со своими смешанными впечатлениями, связанными с противоположным полом, так как найти мужчину, попадающего под указанные ей категории, практически невозможно. Лили удалось заставить Розитту думать только о ней, о Лили, и навсегда позабыть о Баку, о своей матери, во второй раз вышедшей замуж в Лондоне за отца трёх детей, и всех своих знакомых. 
По мнению Лили, устроившейся на работу в рекламном агентстве, вместо того, чтобы замуроваться в панцире своего эгоистичного «я», Розитте следовало заняться ремеслом, которое в советское время считалось самым недостойным и унижающим, но сейчас несомненно дарило славу, богатство и счастье. Покуда существуют любовные страсти, отражающие человеческие мечты, стыдиться жизни не стоит. Порой Розитту пугали нравы Лили, больше напоминающие животные прихоти, но этот страх тут же улетучивался под чистым, спокойным и прохладным дуновением Лас-Вегаса. По совету Лили Розитта открыла «дом моды» и начала управлять им.
Круг общения Розитты постепенно расширялось, и число её знакомых увеличивалось. С  расширением граней её независимости и свободы выбора умножались и её функции, этическая ответственность и обязательства перед обществом. Эта ответственность была связана отнюдь не с чувствами страха или повиновения, а с чувством её доверия и привязанности к самому близкому другу сердца – Лили. Розитта смотрела на этот мир глазами Лили, и каждую прелесть социальных преимуществ жизни в Лас-Вегасе она воспринимала с полной уверенностью, без всякого страха и колебания.
Но в один прекрасный день это доверие в мгновение ока улетучилось в эгоистичной ауре окружающего её общества, далёкой от искренних чувств чистой, бескорыстной любви. А случилось это в тот день, когда Розитта столкнулась с сокрушительным,  душераздирающим случаем: придя домой, она застала Лили развлекающейся с несколькими негритянками. И эту измену Лили она простить не смогла...
Примерно через несколько месяцев в одной из печатающихся в Лас-Вегасе газет было опубликовано объявление следующего содержания: «Вчера утром, на 13-м Авенью, в загадочных обстоятельствах на автокатастрофе погибла женщина по имени Лили, работающая в рекламном агентстве.» И было крайне любопытно, что в той же газете было опубликовано также и такое объявление: «Ищу просто мужчину 50 – 70 лет. Розитта.»
2001.


Рецензии