Наступить на след. Музыкальные заметки

(Рецензия по мотивам очерка «Ленивый Джо Бонамасса», автор Алексей Тихомиров 3)

  Глупо выглядит человек, спорящий о вкусах, поэтому я лишь попробую высказать своё личное мнение, без утверждения, что оно является конечной истиной.
 
   Таких увлечённых сподвижников в музыке и литературе, как писатель с псевдонимом «Алексей Тихомиров 3», я безмерно уважаю – мы с ним сотканы из одинаковых молекул. :))) (смеюсь)

  Этот собрат по увлечению, так же, как и я настойчиво пробивался на глубины современных (прошлому веку) музыкальных достижений, путём преодоления высоких, глухих заборов «железного занавеса».  За ним каждый слушатель находил свою высоту «Земляничной поляны» («Strawberry»). Мне приглянулось больше зацепиться там за вершины «Nazareth», «Pink Floyd», «Deep Purple»,… «и иже с ними».

    Это музыкальные коллективы, в которых непросто воспроизводится качественная нота – тут каждая струна искренне петь должна. И она поёт! Так биологический импульс талантливой творческой души преобразуется через механическое, телесное прикосновение пальцев музыканта к упругому металлу струн, которое чуткая электроника, через волновые колебания, передаёт на усилитель звука и эквалайзер, где готовится слуховое душевное «блюдо», запускаемое мощной акустикой прямо в мозг и сердце слушателей.

     В этом физическом процессе совершенно мало места мистике потому, что молекулы воздуха в концертном зале просто функционируют, как связанная невесомая конструкция, которая колеблется всеми своими частицами в унисон. Стройный звуковой ряд музыкального ритма передаёт свои гармоничные волновые колебания молекулам воздушной среды, кроме этого, через пол и спинки кресел, идёт механическое воздействие низкочастотных колебаний, рождённых басовыми инструментами и ударными установками.
 
     Кого-то из людей это раздражает, кому-то придаёт бодрости, а кого-то даже лечит. Была у меня парочка случаев, когда я приводил на концерт «Nazareth» человека с гипертоническими проблемами и мы, где-то с третьей композиции наблюдали нормализацию состояния здоровья. Подобные слова звучат, как шаманская реклама, но это является реальным необъяснимым фактом. Отмечу только, что этот человек является поклонником данного музыкального коллектива. Хотя, подобная реакция - это не такая уж и новость потому, что учёные давно изучают воздействие музыки на различные процессы живых организмов и растений.

   Алексей, в очень тактичной манере, в дружеском порыве увлечённости, радушно предложил мне познакомиться с работой интересного гитариста Джо Бонамасса: «Как бы Вам ненавязчиво предложить одну из их («Deep Purple») версий Lazy». В эмоциональном порыве, Алексей даже написал: «…Прослушав (версию композиции, прим. авт.) одну из моих любимых вещей, пришел к выводу, что «Перпл» только построили каркас, набросали ноты, сделали черновик, и много лет представляли его публике.  Бонамасса же  отшлифовал «Lazy» до идеала, действительно доказывая свой музыкальный талант…».

  Такое мощное утверждение заинтриговало меня потому, что не каждый день встречаются доказательства исключительных возможностей человека, которые позволили бы ему «отшлифовать идеал» до состояния сверх идеала.
  Прослушав несколько композиций этого гитариста, могу согласиться с тем, что у него есть музыкальный талант, особенно мне приглянулась его вещица Joe Bonamassa – «Drive» (Official Video), она не блещет особенной виртуозностью игры, но чётко выявляет, что этот замечательный исполнитель может быть искренним со своим слушателем.   Это качество многого стоит. 

    Вот только нетленность и известность его работ, как мне лично кажется, не сможет дотянуться до уровня легендарных «Deep Purple», которые «много лет строили музыкальные каркасы, набрасывали ноты и делали черновики», как пишет Алексей (немного утрирую и перефразирую его слова для наглядности).  Мне остаётся, в этом случае только пожелать, чтобы «каркасы нот» Joe Bonamassa выдержали испытания временем и вкусами, оставив такой же глубокий созидательный след в душах благодарных слушателей. Может поэтому Алексей написал в названии своего очерка словосочетание - «Ленивый Джо…» (в качестве оговорки по Фрейду)?

   Думаю, что неслучайно строка у Алексея легла в текст: «…Впервые вижу, что бы кто-то прикоснулся к этой изюминке из репертуара «Deep Purple»…». В этой «изюминке» - искромётной композиции «Lazy» одно из самых длинных вступлений со времён выхода в свет такой головокружительной композиции, как «April» (1969 года). «Deep Purple» медленно подводит своего слушателя к основной теме своего нетленного произведения. В «Lazy» музыканты и сами настраиваются на таинство воспроизведения, осторожно прощупывая робкими, неуверенными звуками аккордов, пока ещё пустое, чужеродное пространство, чтобы потом ворваться в него и закружить всё живое в энергетическом хороводе.

   Такие музыкальные «глыбы», как «Nazareth», «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Queen», «The Beatles» … в свои ноты вдыхают частички своих душ, идёт ошеломительный круговорот вселенской энергетики между исполнителями, слушателями и космической сокровищницей завоеваний творческого разума. О таких достижениях принято говорить, что они снисходят с небес. Поэтому, вполне отдаю себе отчёт в том, что делать, даже просто успешные версии легендарных музыкальных композиций – неблагодарный труд потому, что, как «в одну воду дважды не войдёшь», так и точно ступить в предыдущий гениальный «след», практически невозможно, чтобы «не осыпались» его яркие звёздочки «стенок». Это практически не выполнимая задача, сравнимая с профессией сапёра.

   Мне известны лишь немногие примеры успешного посягательства на музыкальный идеал. Например, те же «Deep Purple» блестяще расширили тему Эдварда Грига «В пещере горного короля» или их замечательные импровизации на темы таких нетленных классиков, как: фуга Баха, фрагменты симфонической поэмы Р. Штрауса, увертюра к "Ромео и Джульетта" П. И. Чайковского, аллегретто Седьмой симфонии Бетховена,…

   Из, сравнительно, современных молодых исполнителей можно выделить группу «Walk Off The Earth», блестяще исполнивших композицию «Somebody That I Used To Know». Это, кстати, полноценный пример качественной шлифовки идеала. Тот редкий случай, когда копия лучше оригинала («Gotye»). Причём, музыканты, из озорства натуры, обошлись всего одним музыкальным инструментом – акустической гитарой, на пятерых! Успех этой композиции, прежде всего, обязан яркой эмоциональной ноте вокальной партии певицы Сары Блэквуд (Sarah Blackwood). На мой слух, здесь она раскрылась во всей красе своей искренности и чувственности. Хотя, есть и другие её достижения. Например: знаменитая щемяще-трогательная композиция «Утопление» («Drowning») – простенькая, как ситцевое платье.

 Вне темы, могу порекомендовать шалопайски-разудалый гимн бесшабашной молодости – композицию «Party Rock Anthem» («Walk Off The Earth»).

   Вот такие музыкальные «пироги» получились, если в «двух» словах. :)) (смеюсь)
 
    Остаётся надеяться только на то, Александр – человек с юмором и не примет близко к сердцу мои умничанья и навязчиво-нахрапистый словесный авантюризм.
 
    Как я обычно пишу в таких случаях: «Засим, мне остаётся надеяться, что вдумчивый читатель, обладающий чувством юмора и терпимостью к авторской увлечённости и энтузиазму, простит мне эти строки, продиктованные озорством натуры».

*****

  Примечания (подборка цитат из некоторых, приглянувшихся мне рецензий на этот рассказ):

  P.S. На эту любительскую писанину, Алексей Тихомиров 3 дал такой профессиональный ответ: "Виктор, команда "Дип Перпрл" - известные плагиатчики. Это по поводу "Набросали каркас...". Кстати и та же Лэйзи сворована. Однако это не воспрещает нам их любить".

    (В. К.): "Раз так, то я оказался неправ и "шлифовка идеала" - более массовое явление, чем я думал. Действительно, практически все известные музыкальные группы имеют такой "багаж", тут вопрос только в качестве на выходе нового продукта. И личном уровне вкуса каждого слушателя".

   P.S. «2» Читатели спор затеяли на тему - "Оперу не смотрят, оперу слушают".
  Моя отписка так затеялась: "...Оперу можно не только слушать, смотреть, но и все заграничные деньги потратить, не оставив ни цента на подарки. :)))) смеюсь.

  Так поступила моя однокурсница Лена Н. Её послали в австрийскую командировку в Вену, так она, в свободное время, все свои командировочные доллары промотала на походы в знаменитую венскую оперу. По приезду, домашние её совершенно не поняли, в ожидании "бесценных" жвачек и заморских шмоток. Только у меня она нашла понимание, как у прожжённого рокера, которого рок-музыка вывела в люди и научила любить классику Чайковского, Баха, Вивальди, Листа...: ))) смеюсь.

  Как женщина, Лена чувствовала себя в заморском оперном зале не очень уютно, среди роскошных театральных нарядов и бриллиантовых колье, но, как человек она получила огромное удовольствие и духовное наслаждение. Забравшись на галёрку эта славянская девушка полностью растворялась в мире сценического таинства. И ей совершенно не важен был незнакомый язык певцов потому, что гениальная гармония звуков и зрелищных образов - самодостаточны и не знают языковых границ.

   Мне этот поступок-состояние души напомнил Мамины студенческие годы в Одессе. Процитирую строки из своего рассказа "Зоя в школе, институте. Бесплатный хлеб 50-х годов"...", http://proza.ru/2018/02/21/1897.


Рецензии
Назарет.., Пинк флойд..,ди пепл..,лэд зеппелин.., Куинн..??!! Битлз...
ну, я понимаю " битлз ", у них, для меня любителя сладких ритмов и рок - н - ролла,
еще что - то есть...Послушал я " Лейзи"( впервые)...и понял, простую вещь - взгляды мои не изменились...
Я - мужчинка не столь темпераментный, и такой смены темпа, как при шторме, я не выдержу и не выдерживаю...Симфонии, инструментальный джаз и группа " Ди пепл " - не для меня...
Я как - то встретил стихи( группа поэтов) ощущение от которых я воспроизвести не в состоянии, хотя иные стихи - могу, и вполне похоже...
Наверное, отношение к различной музыке тем или иным образом делит нас по тем генам, которые нам достались...Весь вопрос в том. у кого они( гены) ближе к исходной форме..?
" Осторожно нащупывая неуверенными звуками аккордов, еще пустое, чужеродное пространство, чтобы потом стремительно ворваться в него и закружить все живое в энергетическом хороводе..." Боюсь, слово " хоровод" здесь неуместно...Это примерно похоже на ирландскую джигу...
признателен вам, эа темы о музыке - встречаются редко...Может весь музыкальный талант уходит в стихи? Но музыка - сама по себе поэзия, в широком смысле слова.
Маг Рун

Самый Совершенный Продукт   19.10.2019 15:52     Заявить о нарушении
Понравилось Ваше сравнение эмоционального восприятия музыки с морской темой, неожиданно точно получилось: "...не столь темпераментный, и такой смены темпа, как при шторме, я не выдержу и не выдерживаю....".
"...закружить все живое в энергетическом хороводе.." - это моё личное восприятие. Уж и не знаю, что с этим поделать :))

Виктор Комосов   20.10.2019 08:10   Заявить о нарушении