Галопом по европам. Франция

Фото из Интернета. Спасибо автору!               

        Далее был ночной переезд. Ирина уже готовила наше сознание к восприятию информации о Франции и ее Париже. На экране походного телевизора мы смотрели видеосюжеты о Версале, Лувре и о самом Париже. Затем звучали записи голосов великих шансонье Франции: Эдит Пиаф, Мирей Матье, Джо Дассена, Патриции Касс. Божественная, ни с чем несравнимая музыка французского языка!

        Утром мы были в туристической столице мира, Париже. Не берусь за описание великолепного города, который был главной частью нашего путешествия. Могу только перечислить, что мы успели увидеть за три дня и постараюсь передать свои восторги. Париж был представлен нам полно, плотно и добросовестно. Мы видели и дневной, и ночной Париж. Гуляли пешком, посещая важнейшие улицы, площади, соборы, музеи. Сложными маршрутами проезжали на автобусе, делая остановки для осмотра. На водном катере осмотрели многочисленные мосты Парижа и берега Сены, начав плаванье еще при солнечном свете и завершив его при парадном ночном освещении. Ирине помогали местные русскоговорящие гиды. Так положено, не отнимать же хлеб у гидов-собратьев!

        Париж - это музей музеев - хранителей яркой истории, собрание творений зодчества, искусства, инженерной мысли.  Люди сюда приезжают со всей планеты. На улицах Парижа  всегда многолюдно. Многоязыкий гомон. Ощущение постоянного праздника жизни. Не верится, что во времена Римской империи, Париж  был всего лишь античной провинцией и назывался «прованс». Теперь же вся Европа стала провинцией Парижа!
Остров Сите на реке Сене. Знаменитейший собор Парижской Богоматери /Нотр-Дам де Пари/. Монументальная  сказка из камня, дарованная человечеству еще в начале 12-го века гением ее творцов. Мы осмотрели его отовсюду, где возможно, и, конечно же, побывали в соборе внутри. Там горят целые россыпи свечей, зажженных посетителями в память об усопших близких или знаменитых людях. Фасад базилики находится рядом с нулевым меридианом. Каждый турист старается поставить свою ступню на металлический кружок, вбитый в брусчатку Соборной площади Нотр-Дам де Пари.

        Рядом стоит Сент-Шапель /Святая Часовня/, жемчужина готической архитектуры. Дворец правосудия /Консьержери/. В его застенках содержались перед казнью на гильотине тысячи героев времен французской Революции, в том числе Дантон и Робеспьер. В этой же тюрьме-крепости провела дни перед отсечением головы жена последнего короля Франции, Людовика 16-го, гордая «австриянка» Мария-Антуанетта.
От Триумфальной Арки на площади Шарля де Голля, где смыкаются в звезду 12 улиц, мы проехали по элитному Парижу, где есть только особняки богачей, и простые люди здесь не живут. Это Елисейские поля, Елисейский дворец-резиденция президента республики.

        Далее, вдоль правого берега Сены, самая большая площадь Парижа - площадь Согласия /Конкорд/, Сад Тильюри, Триумфальная Арка Карусель, здание Лувра, ныне старейший и богатейший музей искусств мира, раньше – крепость-резиденция французских королей. Несколько в стороне от берегов Сены, пантеон Мадлен, воздвигнутый в честь побед Наполеона, Гранд Опера, Вандомская площадь с 43-х метровой колонной, которую венчает скульптура Наполеона, площадь Вогезов, площадь Бастилии, бульвары Мадлен и Капуцинов. Какая музыка слов! Заехали мы и на тихую улочку. Ирина показала нам дом, где живут наши земляки: знаменитый виолончелист Вячеслав Ростропович и его жена: друг, импресарио, педагог и бывшая  певица в одном красивом лице, Галина Вишневская. 

        Ночевать нас отвозили на нашем автобусе в отель, что достаточно далеко от центра и, следовательно, дешевле. У нас с Денисом из Омска был на двоих неплохой номер с ванной комнатой. Я, чтобы не быть во Франции абсолютным дураком, еще в Самаре постарался выучить пару сотен слов по-французски. Но, что удивительно, мне это почти не понадобилось. Нас обслуживали гиды на русском языке, в «свободное плавание» нас выпустили только в конце последнего дня. И тогда нужнее были деньги-франки. Но один раз я все же выгреб из анналов своей стариковской памяти французские слова.

        У входа в отель дежурил негр средних лет огромный и черный с вороньим отливом. Он по-французски и по-английски предлагал желающим кофе и круассаны.  У него мы получали и ключи от номера. Однажды мой компаньон Денис, профессионально знающий немецкий и английский, хотел спросить, было, ключ № 205, конечно же, по-английски. А я у Дениса из-за спины, улучив момент, выдал негру по-французски: «Бонсуар, мсье! доннэ-муа ля кле де-зеро-сэнк!». Понятно, правда? И портье выложил мне наш ключ! Потрясающе! Денис подумал, что я всю жизнь учил французский…

        Вечером мы с Денисом обычно чаевничали. Я ходил за кипятком к негру с пластиковой пол-литровой бутылкой. Объясняться пришлось на смеси французского и английского: «Силь ву плэ, мсье, доннэ муа хот воте, плиз!». Он наливал мне в посуду чашечку «хот воте». Но я же самарский водохлеб, и нас двое. Я ладонью поднимаю уровень воды в бутылке доверху. Тогда он приносит электрический чайник и наливает полную бутылку горячей воды. За мною становится очередь: наши же девушки. Негр понятлив и услужлив, он и для девушек  находит посуду. Питание в пути у нас называлось: «полупансион». Утром в отелях нас кормили завтраком. А далее, каждый питался, как ему позволяет его желудок и кошелек, а также фантазия и свободное время, которого всегда в пути мало, как и денег.

        При осмотре левобережья в Париже мы увидели Дом инвалидов, построенный по велению Людовика 14-го для 7000 инвалидов всех войн Франции. Там же под 105-метровым куполом стоит открытая сапфира с красным порфирным саркофагом Наполеона де Бонапарта. В том же ансамбле зданий расположен великолепный музей армии. Далее, дом ЮНЕСКО и один из отделов ООН, Марсово поле, Пантеон, где покоится прах 60-ти знаменитых французов. В городе вообще много   кладбищ. На холме святой Женевьевы, покровительницы Парижа, знаменитый университет Сорбонны. Латинский квартал. На площадях и улицах много художников с развалами выставленных картин бродячих музыкантов, ряженых под золотую мумию египетского фараона или под мраморную статую.

        По легенде на холме мучеников Монмартр казнены проповедники раннего христианства. Холм венчает 100-метровый белоснежный величественный собор, выполненный в контрастирующем со всей архитектурой Парижа романо-византийском стиле с куполами и колокольней. Здесь крупнейший в Париже колокол весом 19 тонн!  К собору ведут лестницы, дополненные великолепием цветников с крупными пучками разнообразных соцветий, сочетания которых можно увидеть только в столице Мира. Самых маленьких парижан и парижанок привлекают старинные детские карусели, каких в Париже в изобилии. Внутри собора россыпи поминальных свечей. Здесь и я поставил свечи за родителей Аллы и за отца моего Валентина.

        У подножья собора обзорная площадка. Это самая высокая точка Парижа и место ежедневного паломничества молодежи. Здесь людно всегда. На смотровой площадке, на ступенях лестниц сидят или лежат уставшие студенты и туристы. Не стыдясь, обнимаются и целуются  сотни влюбленных, здесь назначаются свидания. Музыканты-любители, раскрыв футляры своих инструментов, не мешая друг другу, озвучивают замкнутое пространство. Ритмично стучат тамтамы, саксофон выдувает мелодии, а вот блестит золотом и духовой оркестр. Еще непризнанные художники выставляют на площади Монмартра свои творения, пишут на мольбертах портреты на заказ. Русским туристам делают большую скидку. На свежем воздухе группируются многочисленные столики кафе. Здесь же торгуют сувенирами. Если пройти еще дальше, за собор, то увидишь город художников со своей интересной историей. Можно посетить музей абстракционизма, кафе с забавным кроликом.

        Вот творение Эмена: «Человек проходит сквозь стену». Наша гид Ирина провела нас и туда. Она всегда останавливалась возле интересного объекта, рассказывала, затем высоко над головой поднимала свой ярко-розовый блокнот, и мы, пробираясь сквозь толпу, устремлялись за ней, за ее бумажным «маяком».

        Нас везут по ночному Парижу, по улицам и проспектам, где, наверное, никогда не спят. Все в разноцветном обилии огней. Вращаются иллюминированные крылья-лопасти красной мельницы /«Мулен Руж»/. Это означает, что сейчас в варьете идет представление, и обязательно будет исполнен, родившийся здесь, зажигательный танец канкан.  Проезжаем мимо секс-музея с выразительной световой рекламой, мимо непревзойденного музея восковых фигур, где обдувает снизу вентилятор широкую юбочку белого платья Мэрилин Монро и томятся в настоящих застенках восковые герои Французской революции. Рыбный ресторан с аквариумом живых рыбин, Башенка-часы, где можно определить время в любой точке земного шара. Музей Орсе с творениями импрессионистов. А вот под нами прозрачный пол. Стоя на нем, чувствуешь себя летящей птицей над макетом этого же квартала.

        Выезжаем к набережной Сены, в ночном ее освещении снова собор Нотр Дам де Пари, Капелла Сент-Шапель, Дворец правосудия, в электрической позолоте с черными зубцами крыш тюрьмы Консьержери, где всем «развязывали языки» и где ожидали казни на гильотине. Проезжая вдоль хорошо освещенной набережной, любуемся ее мостами, обилием мостов. Вот «новый мост». Кто-то из великих заметил, что раньше на этом мосту всегда можно было встретить монаха, белую лошадь и женщину легкого поведения. Сейчас же монаха и белую лошадь здесь не встретишь...

        Кстати, услуги женщин «легкого поведения» в Париже оцениваются в 300-600 франков, это равноценно 50-100 долларом. «Смешные цены!» В «кадровом составе»:  75% составляют француженки. Можно нарваться на мужчину, переодетого в женщину. Таких здесь 25%.

        Все-таки самый выразительный мост - это мост Александра III, который  был построен в 1900 году, в память о заключении франко-русского соглашения. Открывал мост сын Александра  III, Николай II. Издалека видны золоченые кони-пегасы, расставленные по краям моста. А вот на воде домик-пристань Пьера Ришара, знаменитого французского комика – «блондина в желтом ботинке».

        Как можно быть в Париже и не посетить легендарную Эйфелеву башню!? Мы сделали это после прогулки вокруг острова  Сите на громадном катере по Сене. Было уже достаточно темно и башня вся снизу доверху сияла огнями. Мы отстояли приличную очередь, прежде чем скоростные лифты понесли нас наверх. Посреди подъема площадка для пересадки на следующий лифт и есть возможность обозревать ночной Париж с двух уровней. Это, конечно, что-то! Это незабываемо и такое счастье пропустить нельзя! С 300-метровой высоты башни веден сплошь иллюминированный Париж. Ни с чем несравнимое ощущение величия Парижа, чувство полета и уникальности этого счастливого момента!

        Посетить «железный» ресторан на втором этаже Эйфелевой башни, где обычно французские гурманы щелкают, как семечки, морские мидии, только успевая их отбрасывать в металлические посудины, в этот раз мы не успевали.  Теперь, чтобы в ресторане, где не только посуда железная, но и занавески, скатерти, салфетки и т.д., все сияет металлическим блеском, встретить рождество, загодя заказывают места. И обед стоит в 6 раз дороже, чем в обычные дни!

        Потрясенные ощущениями и панорамой увиденного, мы постепенно собирались у подножья «Железной дамы». Так парижане любовно называют свою кормилицу-башню, величественное инженерное сооружение, которое когда-то шокировало современников. Железный каркас гигантской копии «Статуи Свободы, что в Нью-Йорке тоже проектировал Эйфель. Кстати, бронзовый, зеленый от воды и времени, оригинал статуи, что в 10 раз меньше копии, тоже украшает берега Сены в Париже. Так, что Париж – это не только столица Мира, моды, но и столица железных «Женщин»!
Автобусы уже давно уехали. Водителям нужно отдыхать. За режимом их работы и отдыха следит встроенная в рулевое управление карточка, фиксирующая движение поминутно в режиме реального времени. Поэтому в отель мы поехали на метро.

        Метро работает до часа ночи, и мы были в цейтноте. Метро в Париже, это совсем не то, что метро в Москве, где все понятно. Парижское метро - это «паутина», где каждая линия работает только в одном направлении. На узловых станциях можно по переходу выйти на противоположное направление. Стоит поездка недешево и зависит от длины маршрута. Ирина закупила нам билеты, и мы отправились петлять по Парижской подземке. Часы показывали, что скорей всего, останемся здесь ночевать и при этом еще и заблудились. Ирина вдруг увидела нужное нам направление, но турникеты не пропускали. Их фотоэлементы  настроены, во встречном направлении. И мы приняли смелое решение: перелезть через «тупые» железки! Все восприняли это хулиганство с энтузиазмом!

        Только одна почтенная бабуля затруднилась, и ее пришлось перетаскивать  дружному коллективу по воздуху. Это был самый веселый сюжет путешествия для всех, но не для  самой старушки.

        Есть еще в Париже район современной архитектуры. Это деловой центр Дефанс. Нью-Йорк в миниатюре с небоскребами из стекла и стали. Офисы, банки и торговые центры.  Здесь дома-башни Фиат, Манхеттен, Гэн, Эльф-Активен.  Национальный Центр Техники и Индустрии, где проводятся ярмарки и выставки, построен он в форме опрокинутой раковины, имеющей только три точки опоры. Большая Арка прямоугольной формы, высотой 105 метров. В центре арки подвешено «облако» в виде громадного тента. Наверху панорамная вышка. А внизу, как и везде, на ступеньках сидит и лобзается молодежь.

        За этой аркой грандиозное по площади кладбище. Здесь самый большой в мире научно-технический музей с огромным полусферическим проекционным залом. Установлен шутливый монумент в виде поднятого вверх большого пальца, так показывают, когда говорят: «Во!».

        Среди грандиозных строений выглядишь, как букашка, но чувствуешь себя ячейкой Человеческой с большой буквы ячейкой общества. Миловидная девушка, очевидно студентка, подрабатывает распродажей журналов. Она уделила внимание и нам, пожелавшим с ней сфотографироваться. Так, если отдаться впечатлениям и чувствам, можно потерять голову и растерять все, все… 

        Мы в Версале. Это была резиденция короля Людовика 14-го на юго-западе Парижа. Роскошный помпезный дворец и, прилегающая к нему, парковая зона, занимающая площадь в 100 га с бассейнами, фонтанами и скульптурными группами. «Король-солнце» там себя потешал, не жалея народной казны на создание этого великолепия. «Государство - это Я!». Его внук, Людовик 16-й, покинул Версаль последним королем. Во времена французской революции ценности и мебель были разграблены повстанцами. Восстанавливать музей Версаля пришлось по крупицам, выкупая похожие предметы царского обихода из частных коллекций буржуазии в антикварных лавках.
Версаль - это целый Мир. Можно бесконечно бродить в его золочено-мраморных залах, знакомиться с его вычурными экспонатами, изучать историю времен Людовиков. Мы здесь были отпущены в «свободное плавание». Великолепны залы дворца. «Отпадает челюсть» при входе в тронный зал, украшенный подсвечниками в рост человека и огромными стенами-зеркалами. Я люблю наблюдать за людьми в момент их удивления и радости. Версаль самое подходящее место для моих видео сюжетов. Колоссальное количество посетителей из всех стран Мира. 

        Одни толпятся вокруг гидов, другие в наушниках ходят из зала в зал самостоятельно, слушая магнитофонные записи. Третьи устали и сидят на полу и даже спят, облокотившись, друг на друга. Кто-то пишет картины, устроившись фундаментально за мольбертом. Мой объектив привлекла высокая дама своим потрясающе кошачьим имиджем. Восхищают гиды. Каждый – это личность, представитель своей нации. Они отрабатывают свой нелегкий хлеб с потрясающим энтузиазмом. Неповторимы и самоотверженны их лица. Я долго ходил за гидом, наверное, греком с выразительным горбатым носом и жгучими глазами. Кто-то на английском языке пронимал слушателей интонацией, и они ходили за ним, как завороженные. Здесь можно услышать гида на любом языке мира!

        Окончилась галерея шикарнейших залов, мы вышли в помещение, где продают сувениры и литературу, которую, как я думаю, следует изучить прежде, чем слушать гида. Тем более, что у каждого туриста, наверняка есть дома компьютер и выход в Интернет. Иначе, в одно ухо влетает, в другое вылетает.

        Парковая зона начинается от дворца и кончается где-то за горизонтом. Здесь можно провести не один день. Бесконечна мозаика стриженых кустов, ковер из цветников, дополненных фонтанами и скульптурами. Потрясенные увиденным, уставшие, нафотографировавшиеся, мы идем по брусчатке к нашему автобусу за царские ворота Версаля. Там единой цепью-стенкой, как в футболе при угловом ударе,  стоят «насмерть» черные продавцы мелких сувениров. Это студенты-негры пытаются продать туристам ремешки, платки, галстуки, майки, бусы, игрушки нескромного сексуального содержания. Весело и дружелюбно проходит беседа с нашими русскими девушками, которым, мягко говоря, уже не на что покупать, но они и сами – богатство.

        Слышу, африканец говорит на хорошем русском языке.
- Здорово, земляк!
Я не понял, неужели я похож на негра. А он продолжает.
- Я учился в Москве в университете им. Патриса Лумумба. Сейчас изучаю химию в Сорбонне.
- А, что гнать «самогон» тебя не научили в России!? 
Потом я ему выдал перлы моего детства: «Есть в Конго Катанга. Есть в Конго Катанга… Чомбе - гад, где ж ты был, что в Катанге натворил?!». «Был бы ум бы у Лумумбы, ему бы Чомбе нипочем бы!».
 
        В заключительный день мы посетили магазин французских духов. Здесь могут по-русски объяснить и обменять доллары на франки по выгодному курсу. Многие здесь купили себе подарки. Если говорить о сувенирах, то их множество в виде духов в форме Эйфелевой башни, керамических кружек, платков, кофточек с изображением того или иного,  увиденного нами, объекта: «визитных карточек» Парижа. И, конечно, иллюстрированные книги о Париже, а также отснятые фото и видеокадры. Есть крупный магазин «Тати», где продают, вышедшие из моды (в Париже!) или просто залежавшиеся и уцененные товары для среднего класса парижан или, например, русских туристов.

        Дальнейший наш путь был в музей Лувра, где мы самостоятельно, следя по схеме залов, знакомились с бесчисленными экспонатами. Особенно интересны, конечно, скульптуры. Их много, они совершенны. Правда,  скульптуры мужчин почему-то,  как правило, не сберегли на своем теле самое дорогое. Есть здесь и обезглавленная Ника и Венера без рук, отобранные у греков, которые до сих пор не могут простить потерю своего национального достояния! Храни, судьба, все, что имеется  в Париже и сам Париж от варварских разрушений и прочих напастей истории человечества!

        Из Лувра можно выйти в четырехэтажный подземный торговый центр. Но, как пел Высоцкий, «там хорошо, но мне туда не надо». Дальше было несколько часов свободного времени. Ожидать автобуса мы пришли к Лувру, где стоят четырехгранные громадных размеров пирамиды из стекла, бассейны и фонтаны. Здесь меня  попросили сфотографировать их двое бразильцев. Я вспомнил знакомое мне слово по-португальски: «бунито» /красавец/, чем привел в восторг этих ребят. Я сделал видео-портреты наших туристов. Здесь оказалась наша  землячка из Самары - Лариса.

        Утомленные Парижем, мы сели в автобус, и он повез нас дальше, но уже в направлении дома. Все крепко спали с чувством удовлетворения. Спала и наша гид Ирина, подложив себе под шею профессиональную подушечку в форме буквы «С», чтобы не падала шея и чтобы не упираться затылком в спинку кресла. Водители работали, поглядывая на паутину карты дорог Европы. Проснувшись утром, мы увидели, что снова едем по территории Германии. Снова многочисленные объезды при строительстве дорог. Я видеосъемкой мешаю переодеться мужчине-строителю. Звучит ритмичная, уже въевшаяся в мозги немецкая музыка «айн, цвай, драй, полицай...» Выезжая из Германии, возникли проблемы с таможней. Помог разобраться Денис. Оказывается таможенники засекли, что один из нас не вернулся. Ирина объяснила, что он предприниматель и остался в Париже по делам.


Рецензии
Merci! Очень понравился Ваш рассказ!
Я очень люблю Париж, французов …
Хочу, чтобы мой сын хорошо знал [Francais]
и получил одно из самых лучших -
французское образование.
Потому - привез сына учиться во Францию.
Сын очень доволен! И я тоже!
===================
Подробнее см.: Проза.ру
Петр Сюткин, Трактат №083,
— "Франция – класс!"
* * *

Петр Сюткин   23.07.2022 11:05     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Пётр, за тёплый отзыв! Народу сейчас во Франции...

Рад за Вашего талантливого сына!

Успехов Вам обоим!

Лев Неронов   05.10.2019 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.