Сказки Дедушки Мороза

Меня зовут Дед Мороз. Мне девятнадцать лет. Совсем скоро двадцать. Некоторые, почему-то, считают, что я вовсе не Дед Мороз, а студент второго курса  актерско-режиссерского факультета Театральной Академии, который решил подзаработать перед Новым Годом, но на самом деле я – Дед Мороз.
Мало кто знает, из чего состоит подноготная существования этого заштампованного старичка. А я знаю. И вот, решил об этом вам рассказать. Во-первых, может это кому-то будет интересно, во-вторых, для себя, чтобы не забыть, а в-третьих, меня попросил это сделать папа, когда услышал все эти истории. Далеко не все они имеют законченную структуру, но все равно могут быть любопытны.
Начнем с того, когда же я перестал верить в Деда Мороза. Мне было, кажется, около шести лет. Я написал письмо Деду Морозу и стал пристально следить за елкой, когда же под ней появятся подарки. Уж очень мне хотелось его поймать за бороду. Все тридцать первое декабря я регулярно заглядывал в большую комнату, где стояла зеленая красавица, но, к моему разочарованию, ничего не появлялось. И вот, наконец, после боя курантов, где-то около двадцати минут первого, я вновь отворил дверь…
И увидел, что я опять Его прозевал. Под елкой стояло несколько подарочных пакетов. Видимо, мне, брату, маме и папе. Я кинулся на кухню к родителям, чтобы рассказать им новость. Они очень удивились и последовали за мной. Распаковав пакет, я вытащил оттуда новый красивый футбольный мяч!
- Ух, ты! – воскликнул я.
- Нравится? – спросил папа.
- Ага, - ответил я.
- Надо же! – сказал отец. – А я совсем недавно сюда заходил, и еще ничего не было!
Тут-то я все и понял.

Памятуя эту историю через много лет, первое, на что я делал упор, - это что я не имею права ни под каким условием рушить детям сказку. Даже когда я просто на лестнице переодевался из Игоря в Дедушку Мороза и в этот момент слышал, что идут какие-нибудь дети, я мигом прятался на прокуренные балконы, лишь бы меня не заметили. Вот такие изъяны профессии.
Что ж. До Нового Года оставалось порядка четырех дней. Я нашел контору, которая поставляла мне заказы по всему городу. Таким образом, их набиралось аж до десяти-двенадцати в день. В основном – частники, то есть обычные квартиры, где проживают родители с детьми. Программа не длинная – минут двадцать-тридцать. «Здравствуйте дети!», «Покажите-ка мне вашу елочку!», «Ах какая красивая елочка (независимо от того, красивая она или нет)», «А ты подготовил Дедушке стишок?»,  «А загадки любишь отгадывать?», «Дедушка отдохнул, давай-ка поиграем», хоровод, подарки.
Измотавшись в первый день по всем районам Петербурга и потратив на маршрутки почти столько же, сколько заработал, я подключил к этому делу друга, у которого была машина, и в итоге мы стали выполнять заказы вместе, по очереди.


***

На каждого ребенка нам высылали резюме. Составляла его работодательница, видимо, записывая на ходу то, что ей диктовали по телефону родители.
Одно из резюме явно было составлено мамой Лизы. Про Лизу я прочитал целую «Войну и мир»: и танцами занимается, и петь любит, и в школе на пятерки учится, и маме по дому помогает, и за кошкой убирает; бабушку не слушается, а папу боится; что пожелать, про что спросить и что при этом сказать и так далее. Далее шел Максим. «Максим 6 лет. Двоюродный брат Лизы. Любит играть в машинки, «Лего». Ходит в секцию по плаванию. Хорошо учится.» И, наконец, заканчивалось резюме следующими строками: «Тихон 4 года. Кушает плохо.»
«Бедный Тихон, – подумал я, подъезжая к этому заказу.» Когда я позвонил в дверь, и она отворилась, первое, что я увидел в соседней комнате – это голова маленького парня.
- Дед Мороооз! – завопил он, вылетел из комнаты в прихожую, ударился от радости о стенку и упал. Однако тут же встал и довольными глазами уставился на меня.
 - Тебя как зовут? – спросил я.
- Тихон.

***

На другом заказе в резюме была напечатана просьба пожелать мальчику, чтобы он хорошо кушал. Денис, 5 лет.
- Ну-ка, скажи мне Денис, что ты любишь кушать? – спросил Дедушка Мороз у Дениса.
- Красную рыбу!!! – улыбаясь во весь рот ответил мальчик. Дедушка Мороз при этих словах немного поперхнулся. Хотя, возможно, поперхнулся не Дедушка Мороз, а студент.
- А еще?
- Мясо! – с более наглой рожей ответил бессовестный Денис. Дед Мороз чуть не расплакался, а студент просто погиб.
- Ну, кушай хорошо в следующем году, мальчик.

***

В один из первых дней мне попался заказ, где была слепая девочка. Звали ее Стеша. Ей было восемь лет. Еще у нее была сестра. Зрячая. Ей было четыре года. Долго не решался я позвонить в дверь. Наконец, позвонил. Едва я вошел и спросил, знают ли они кто я, как Стеша закричала:
 - Дед Мороз! – и запрыгала совсем в другую сторону от меня.  Родители ее подвели ко мне, и она долго ощупывала мою рукавицу и посох.
Я решил им позагадывать загадки. Стеша щелкала их как орешки. Но вот одна «Висит груша – нельзя скушать» заставила ее задуматься. Ненадолго в комнате воцарилась тишина, после чего из угла донеслось:
- Лампочка!
Я внимательно осмотрел комнату. Папа, мама, Стеша, сестра. Кто же там? Немного пройдя, я увидел большой экран ноутбука, в котором рисовались две круглые морды, видимо какие-то родственники. Они решили посмотреть поздравление Дедом Морозом своих близких по «Скайпу». Мне это напомнило говорящую голову их мультфильма «Карлсон», который на кухне у Малыша рассказывал про приведения и просил позвонить по незадачливому телефону, помните? Надо сказать, что и папа этих девочек был чем-то похож на папу из того  же мультфильма. Такой, типичный папа! Рубашка в клетку, квадратные очки, в зубах папироса, синие джинсы из «Секонд Хэнда», резиновые тапки в которых ноги в носках.
В общем, пришлось мне и говорящие головы подключать к игре, а Стеша почти ни на минуту не отпускала мою руку, наверное, все пыталась запомнить, какая же рука у Дедушки Мороза.

***

Бывает, что приходят заказы со стороны. Благодаря моей Снегурочке, с которой заказов было гораздо меньше нежели одиночных (почему-то почти всем нужен был лишь один Дед Мороз) нас позвали поиграть с ребятишками на детской площадке… 1 января в 11 утра. Пообещали за это неплохо заплатить. Я согласился. Новогодняя ночь длилась недолго, но все равно утренняя мысль: «На хрена я на это подписался» - проскользнула в моей голове. По пути к месту действия мы быстро с партнершей обговорили, что за чем идет, и со спокойной душой отправились переодеваться. Как и всегда, когда работаешь со Снегурочкой, она выходит первая, и все вместе зовут Дедушку Мороза. Я приготовился, жду.
- Дедушка Мороз!..
Как-то громко кричат, думаю. Но еще два раза.
- Де-ду-шка Мо-роз!
Так… Ну, и последний…
- Дедушка Мороз!!!
После чего я вышел из укрытия. Надо признать, что наша переодевальня находилось в месте, откуда не было видно дальнейшую «сцену». Я как вышел, так и встал. Передо мной было порядка восьмидесяти детей и в два раза больше родителей. Рим, Колизей, футбольный стадион, - что угодно я видел перед собой только не детскую площадку. Я-то думал два-три человека… А тут такая толпа!
Наверное, никогда моя импровизационная природа не спасла меня, как в тот день.

***

Два заказа было сразу в одном доме, новостройке. Как правило, когда подъехал – звонишь родителям по телефону, чтобы не тревожить домофон, они спускаются, передают тебе подарок, впускают в дом, и через несколько минут ты звонишь в дверь. Мы подъехали. Я позвонил, мама спустилась, напихала мне в мешок столько подарков, что они даже остались торчать, и ушла к себе. Детей было человек пять. Войдя в квартиру, я понял, что тут живут далеко не бедные люди. Она было очень светлой, красиво убранной, хорошо спланированной. В углу стояла большая, ярко наряженная елка. Дети охотно играли во все мои игры, откликались на любые предложения, родители каждого ребенка (получается около пяти-шести мам или пап) снимали все происходящее на камеры и мобильные телефоны. А шестилетний мальчик, когда я предложил детям шепнуть на ухо Дедушке свои самые заветные желания, заявил, что он хочет на Новый Год планшет. Нехило.
Тем не менее, с самыми радостными чувствами на венце успеха я покинул этот светлый дом и поспешил в соседнюю парадную, где меня ожидала следующая девочка.
- Алло, здравствуйте, это Дедушка Мороз, я внизу, у вашей парадной.
- Ну, поднимайтесь.
Странно. Неужели она меня даже не встретит?
- Прямо в домофон звонить?
- Там должно быть открыто.
Я подергал все двери парадной, но они оказались заперты. Вновь набираю номер.
- Тут все закрыто.
- Ладно, сейчас спущусь.
Честно говоря, по голосу я понял все про эту маму. Она курит, работает на достаточно простой должности. Мало чего в жизни добилась. А все потому что «Не получается? Ну и ладно.» Наверняка ей изменяет муж.  И наверняка она об этом знает, но ничего поделать с этим не может. Во всех неудачах винит судьбу и плохо сложившуюся жизнь.
Дверь отворилась, и я убедился в своих догадках. Она была одета в простое короткое платье, прозрачные колготки и тапки.
- Пойдемте.
Мы поднялись на этаж, и по пути к квартире она невзначай кинула мне:
- Вот подарок.
Я едва успел перевести взгляд и заметил среди кипы всякой рухляди, наваленной в коридоре, небольшой пакет с куклой. Кое-как засунув его в мешок, я опять поковылял за ней.
- А, да. Мы елку еще не успели нарядить. Только сегодня купили, - с легким смешком добавила она. - Ну, вы позвоните, - и ушла.
Что же меня будет ожидать за дверью? Подождав минутку, я позвонил. Мама отворила мне дверь, и я увидел девочку, которая, как мне показалось, воспитывалась двумя алкоголиками. Она вся светилась от счастья, но молчала. На вид ей было лет семь, но по мне она выглядела взрослее.
- Здравствуй! – сказал я. – Ну что, догадалась, как меня зовут? – спросил я.
- Дедушка Мороз, - довольным голосом сказала она.
- Ну, покажи мне свою елочку!
Она провела меня в комнату. Паркет был старый, немытый. В углу стояла елка с двумя гирляндами. Рядом – деревянная еле державшаяся кровать. Старый шкаф. «Бабушкин» диван. В коридоре – стиральная машина. Все.
- Дедушка с дороги устал, - заявил я стандартную фразу, - куда бы можно присесть?
Она посадила меня на диван, сама встала напротив. Мама, увидев, что все идет по плану, ушла на кухню. Остались мы вдвоем. Я и она. И злосчастная тишина.
Она мне спела, станцевала, рассказала, что любит, как себя вела.
- Ну, теперь давай-ка поиграем, - предложил я. - В прятки любишь играть?
- Люблю.
- Ну давай, я буду считать, а ты прячься! Готова? Раз, два…
Но она не двигалась с места и так и стояла посреди комнаты.
- А куда здесь прятаться-то?..
 И мороз прошел по моей коже. Как же я не догадался. Квартира была практически пуста, а я, как дурак предложил эту идиотскую игру!
- Ну, тогда ты считай, а я спрячусь, - предложил я, чтобы выпутаться.
Она стала считать, я убежал на кухню и встал за дверь. Она досчитала, пришла на кухню и взяла меня за рукав.
- Нашла, - с добро-грустной спокойной интонацией сказала она.
Будь моя воля, я бы играл с ней целый час, чтобы достать из этой гробовой тишины хоть какие-нибудь звуки праздника. Но мне нужно было спешить на следующий заказ, поэтому дойдя до финала программы, я попрощался и ушел от нее.
Возможно, эта атмосфера мне показалась такой лишь из-за шумного контраста от прошлого заказа… Но ее вопрос еще долго звучал у меня в душе.


***

Два раза за наше сотрудничество с моим другом нам пришлось разъезжаться. Так получалось, что два заказа были почти в одно время, поэтому мы сошлись на том, что он меня закидывает на один, я там программу немного затягиваю, а он едет на другой, выполняет его и меня забирает.
Естественно, оба эти раза не прошли даром.
Первый раз он меня выкинул прямо на перекрестке.
 - Вот шестьдесят девятый дом, - и уехал. Оно и понятно, он опаздывал на заказ, который был у него первый в жизни.
Все, что у меня осталось с собой – это костюм Деда Мороза, в который я был полностью одет, посох, который я держал в руках, и мобильный телефон. Я позвонил заказчице.
- Алло, здравствуйте. Это Дед Мороз. Я подъехал.
Долгое молчание было мне ответом.
- Алло..
- Да-да…
- Это Дед Мороз. Я подъехал.
- А…
Странное начало разговора сбило меня немного с толку.
- Вы не подскажите, вход с Просвещения или со двора?
- Наверно с Просвещения…
- В смысле «наверно»?
- Ну… Там между магазинами «Дикси» и «Семьей».
- Хорошо, сейчас подойду.
На вскидку, по голосу ей было лет двадцать пять, на заднем плане играл какой-то фильм, а по манере общения она мне очень напомнила амебу. Декабрь стоял, уже по обыкновению, дождливый. Моя борода развевалась на весь проспект Просвещения, моросил холодный дождь, а каждый прохожий останавливался и тыкал в меня пальцем. В ответ я всех поздравлял с Новым Годом.
Так и не найдя где же парадная с сорок второй квартирой, я позвонил ей еще раз.
- Извините, я не могу найти вход.
- Вы знаете… Я сама сейчас не там… Я позвоню, к вам кто-нибудь спустится.
«Кто-нибудь», «сама не там», все это стало наводить на меня некие подозрения. Говорила девушка с большими паузами, неохотно и вяло. У меня сложилось подозрение, что в сорок второй квартире меня совсем не ждут. Тут еще я вспомнил, что работодательница, посылая меня на этот заказ, охарактеризовала эту девушку как очень странную, сказала, что она долго не могла назвать адрес, куда приезжать. Как можно не знать, где ты живешь? К тому же в описании детей была только одна фраза: «Пять детей от 5 до 25 лет.»
 С грехом пополам, нагулявшись вдоволь, я нашел подъезд с сорок второй квартирой. Естественно, вход был с глубокого двора. Позвонил консьержке. То была глубокая пенсионерка. Она открыла.
- Ха-ха! Дед Мороз! – радостно засмеялась она. Входных дверей было две, к консьержке, а потом еще одна, ведущая уже к самой лестнице.
- Вы к кому?
- В сорок вторую.
Улыбка сменилась на ее лице грозным выражением.
 - А там дети не живут…
- Кто же там живет?
- Молодежь…
Мне стало еще сильней не по себе.
- Ну, открывайте, разберемся.
Я подошел к лифту, но чтобы перестраховаться, набрал еще раз заказчицу.
- Я внизу.
- А что, к вам никто не спустился?
- Нет…
- Сейчас.
В этот момент двери лифта отворились, и оттуда вывалился молодой парень с глазами, полными марихуаны. Он посмотрел на меня, затем взялся за мобильник.
- Ну и что с ним делать? – сказал он в трубку. – Что? Ладно, - и ушел обратно в лифт.
Я остался стоять. Интуиция подсказывала мне, что не стоит спешить.
- Извините, так никто и не пришел, - позвонил я девушке.
- Да? Странно… - через МХАТовскую паузу ответила она. – Сейчас позвоню, - повторила она вновь.
Я снял бороду. Наверное, тогда я был самым злым Дедом Морозом на свете. Что за шутки? Меня тут не ждут, все вещи остались в машине у друга, который приедет не раньше, чем через час, и в конце концов, я мог бы в это время выполнять нормальный заказ, играть с детишками, а не сидеть в этом чертовом подъезде! Мимо проходили люди, удивлялись, я их поздравлял с Новым Годом. Хоть кому-то радость.
Двери лифта открылись вновь. Вышел тот же парень, держа в руках большой продуктовый пакет из «Карусели». Как я успел заметить, там было пару дорогих бутылок вина, фрукты.
 - Это что? – зловеще спросил я.
 - Подарки, - тупо ответил парень.
- Какие подарки! Я с детьми работаю, дети такого не пьют!
  - Да? – парень почесал репу и опять взялся за телефон.
  - Скажите, вы Деда Мороза вызывали? – спросил я.
  - У нас в квартире никто не в курсе, что за Дед Мороз, - ответил он.
 - Так, подождите, - сказал я. – А эта девушка?
 - Да она вообще тут два дня живет!
 - Может, она хотела сделать кому-нибудь подарок? Там дети есть?
 - Там детей нет, - ответил он так, что я окончательно понял, что подниматься туда я не буду.
 - Послушайте, дело в том, что эта девушка вызвала Деда Мороза. Этот вызов стоит денег. Давайте тогда неустойку – половину суммы -  и я уеду.
 - Секунду. Кристина?
 - Да? – услышал я амебный голос заказчицы в его трубке.
 - Ты заказала Деда Мороза, это стоит денег. Он просит за ложный вызов…
 - Тысяча.
 - Тысячу рублей.
 - Ну, заплати, - уверенно сказала Кристина.
 - Откуда я возьму деньги?
 - А что, у тебя нет?
 - Нет!
 - М-м-м… - кажется, для Кристины не существовало важных событий. Секунд тридцать продлилось молчание.
 - Так, а что делать? – спросил парень.
 - А?
 - С Дедом Морозом что делать?
 - А… Ну заплати ему.
  - Да у меня денег нет!
 - А-а-а…
Кристина просто не умела воспринимать информацию, видимо.
 - У тебя есть деньги? – проявил активность парень.
 - А?.. Да… Посмотри в шкафу…
 - В твоей комнате?
 - А?.. Да…
 - А ты сама-то где?
  - Я? В кино…
Парень повесил трубку.
 - Сейчас, - сказал он и пошел к лифту.
 - Думаю, это вы можете забрать с собой, - сказал я, указывая на подарки. Он взял мешок и скрылся за дверьми.
О, это была моя самая большая ошибка в жизни! Ведь он даже и не собирался их брать! А это был мой единственный залог! Но тогда я почему-то думал исключительно о деньгах.
Естественно, никто ко мне больше не спустился, зато отворилась дверь консьержки. Она была уже с совсем не новогодним выражением лица.
 - Так, ты что тут стоишь?
 - Понимаете, такая история…
 -Пошел вон!
Я оторопел. С чего?
 - Ты кто такой?!
 - Я? Дед Мороз…
 - Не знаю, какой ты Дед Мороз, не верю!
 - Многие не верят, а есть те, кто верят…
 - Пошел вон, я сказала!
А куда мне идти? На улице дождь, друг приедет только минут через сорок, денег нет, один телефон да энтузиазм.
 - Мне некуда идти…
 - Дед Мороз, тоже мне, - прошипела консьержка и захлопнула свою дверь на защелку. Мимо прошли люди.
 - Дед Мороз!
 - С Новым годом.
Обида, что со мной так обошлись, не оставляла меня. Я ехал сделать людям праздник, а они меня обманули. За дверью консьержки продолжался монолог про то, какой я идиот.
 Я спустился, открыл первую дверь в парадную, придержал ее посохом, чтобы не захлопнулась, и отворил другую. Набрал сорок вторую.
 - Они не там живут! – злобно пробурчала бабка.
 - А в какой?
 - В тринадцатой.
Набрал тринадцатую.
 - Это Дед Мороз.
 - Какой Дед Мороз?
Понятно все. И тут, пока я отвлекся, бабка выбила ногой мой посох, оставив, таким образом, меня только у ее окна. Либо на улицу.
 - Придурок какой. Никто его тут не ждет.
Это я уже понял. Тщетно я полчаса пытался ей объяснить ситуацию, предлагал конфетку, рассказывал сказки… Она даже вызвала милицию.
 - И что вы им скажете? «У меня тут Дед Мороз»?
Наконец, позвонил друг. Сказал, что едет ко мне. Я еще прогулялся под дождем по Просвещения, зашел в магазин «24 часа», чем очень порадовал приезжую продавщицу, которая долго фотографировала меня на свой телефон.
 - Я бы у вас что-нибудь купил, да денег с собою нет, - грустно сказал я.
 - Ха-ха Дед Марос! – веселилась она.
 - У вас тепло.
Наконец приехал радостный друг, успешно выполнивший свой первый заказ. Я его чуть не убил.

***

А в другой раз у моего друга сел телефон, поэтому он меня выбросил, забрал мой мобильник и уехал. Мы договорились встретиться в условленном месте.
Я придумал несколько игр, чтобы подольше побыть в тепле. Но девочка так зажалась, что запрыгнула к маме на руки и не сказала мне ни слова. Вместо часа я там пробыл минут семь.
Вышел на лестничную площадку. Что делать? Даже телефона нет, не с кем поговорить. Мерзнуть не хочется. Вышел на балкон. То был поздний вечер, один из последних заказов. Я был сильно уставший. Передо мной открылся городской пейзаж спального района Петербурга. Комендантский проспект. Я был на двенадцатом этаже. Бесконечность квадратных домов, холодный дождь, а вдалеке мигающая телебашня… Что-то в этом было. То были редкие минуты, когда нет никаких забот, которые нужно успеть. Потому что ничего с собой не было. Минут пять я полюбовался, после чего понял, что, пожалуй, скоро простужусь. Посидел на лестнице. Прикинув, что друг должен мог бы уже подъехать, спустился вниз и вышел на улицу. И тут понял, что совсем не знаю, где я. Оказывается, у дома было две парадные – на улицу, и во двор. А дверь-то уже захлопнулась! Некоторое время я с посохом бродил по дворам, пытаясь найти выход и не потерять срываемый ветром парик. Наконец, посох вывел меня. Придя в нужное место, своего друга я там не нашел. У нас еще последний заказ, на который мы опаздываем уже на час! Где же он? Парень предложил мне сигарету. Будто она меня согреет. Как дурак, я стоял посреди улицы, мотая головой из стороны в сторону. Вдруг до меня донесся детский вопль.
 - Дед Мороз!
Я обернулся. Никого не было. Только окна высоток. У прохожего справился который час. Оказалось, друг приедет минут через двадцать.
«Ну елки-палки! – подумал я.»
- Дед Мороз! – донесся снова детский крик.
Я еще раз посмотрел на дом, и увидел, что с первого этажа на меня глядит парень лет семи, вместе с бабушкой.
 - Дед Мороз, заходи к нам! – крикнула бабушка.
 - Прямо сейчас? - спросил я.
 - Ага…
 «Минут двадцать ждать… А так – хотя бы в тепле! – прикинул я.»
 - Какая квартира?
 - Шестьдесят вторая.
Я позвонил. Мне открыли. Прямо на лестнице я стал одевать бороду и парик. И вдруг выбежал тот парень.
 - Ты чего? Ну-ка иди обратно! – скомандовал я.
 Он убежал. Вышел папа, лет двадцати пяти.
 - Вы точно Деда Мороза не заказывали, потому что я просто мимо проходил… - сказал я.
 - Сейчас узнаю, - ответил, почесав в макушке, отец. Недалекий был человек. Вышел дедушка.
 -Вы Деда Мороза не вызывали?
 - Да вы проходите-проходите.
 - А подарочек-то есть?
 - Есть, - сказал дед и протянул мне «Лего».
Я мгновенно включился, познакомился с парнем. Странно, но он во мне не узнал молодого парня, переодевавшегося на лестнице. Я спросил его стишок, стали водить хоровод. И вожу я хоровод и думаю:
«Я здесь уже минут пятнадцать, наверно, друг приехал.»
- Ну, приятель, надо мне идти. Много детишек еще!
Я пошел к двери, и у самого выхода  бабушка протягивает мне пятьсот рублей.
 - Спасибо Вам! Возьмите!
 - Бросьте, - отвечаю.
 - Возьмите-возьмите, вам нужно!
 - У меня много заказов, до свидания!
А она продолжает протягивать. И тут дедушка опускает силой ее руку и с фальшивой улыбкой объявляет:
 - Спасибо-спасибо, - и купюру прячет.
Весь торт испортил. Я бы итак не взял. Не дал доиграть в «добрых людей».
Выйдя на улицу, я опять не нашел долгожданного фургона. Минут через десять, завывая мотором, он, наконец, появился. Наверное, никогда я его так не ждал, как тогда. 

***

Ну что ж. Ведите себя хорошо в Новом Году, тогда еще вам расскажу историй! И не забывайте, что Деды Морозы – тоже люди!
А еще заказывайте у нас Детские праздники.

Январь 2014


Рецензии