Неделя скорби и смирения. Царь грядет...

Неделя скорби и смирения. Царь грядет...

Пожар в соборе Парижской богоматери "страшным знамением" и "великой утратой", смысл которого еще предстоит осознать. На Западе сейчас первый день Страстной недели. Вечером 15 апреля 2019 года в Париже сгорел один из символов Франции - собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари).

Пожар Европы...
Воспетый французом Гюго и русским Марком Алдановым, поражавший воображение бесчисленных путешественников без малого тысячу лет, собор Парижской Богоматери, великий Нотр-Дам де Пари, пережил две мировые и одну Столетнюю войну, смуту Фронды и кровавый террор Великой революции. Он был самым древним символом французской столицы - и даже Эйфелева башня, превзойдя его по высоте, не смогла отнять пальму первенства — храм Божий упорно держался против святилища разума.

Но в первый и тяжелый день страстной седмицы - понедельник 15 апреля 2019 года случилось страшное: собор, по пока не выясненной причине, загорелся (вероятнее всего - поджог). Судя по имеющимся данным, разрушения ужасны - обрушилась кровля, пожарные пытаются спасти хранящиеся внутри произведения искусства.

Есть в этом и какая-то горькая ирония - и мистическая, грозная символика. Понедельник был первым днем Страстной седмицы для католиков - Пасху Римская церковь празднует в этом году 21 апреля. Но трагедия, случившаяся в неделю скорби и смирения для христиан западного обряда, выходит за религиозные пределы - даже если пожарным удастся спасти хранившиеся в храме бесчисленные духовные и материальные сокровища.

В известном смысле, в этот день мы стали свидетелями того, как сгорели последние воспоминания о старой, настоящей Европе. Новой, страшной в своем ликующем бессилии "мультикультурной" Европе вряд ли нужен символ власти и мощи христианских монархов - пусть хотя бы как памятник архитектуры.

Цитата. Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери".
"Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними - зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа".

Что же остается делать? Вспоминать - и ужасаться потере. Великой утрате - и для многих из нас страшному знамению гнева Господня. Сегодня - один из тех дней, которые входят в исторические хроники в черном цвете. На века. На тысячелетия. Даже если Нотр-Дам восстановят - чего это стоит при современном уровне технологий - на месте былого символа будет стоять лишь симулякр былой славы и былого величия.

Очень многих это печалит, но не всех и... не очень. Вполне возможно, вместе с очищающим и пожирающим огнем Нотр-дама отходят лживые представления и химеры о Боге истинном, открывая новые возможности в обретении утаенной тысячелетием Русской правды...

Слава РОДУ!


Рецензии
Собор, конечно, жаль - потеря для мировой культуры невосполнима... Вряд ли это был умышленный поджог: скорей всего произошел типичный случай головотяпства рабочих и нарушения противопожарной безопасности. Кроме того, пожарная служба Парижа оказалась совершенно неготовой к подобной ситуации...

Олег Каминский   17.04.2019 11:49     Заявить о нарушении