Жемч. Ож. Глава 19 Б. Н. Петров Ч. 6-29-5 ФЗУ
Carskaia-Tower/Photos.f.1.498067723/
ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19 БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВ
ЧАСТЬ 6-29-5 ФЗУ
Борис Николаевич Петров окончил среднюю школу в 1930 году досрочно.
Обычно выпускные экзамены, означающие конец учёбы в школах - приходится на весну. Борис Петров окончил 9-ый класс в феврале.
Надо полагать - выпускные экзамены были проведены для него в индивидуальном порядке.
Поступать куда-либо учиться дальше можно было только осенью. Учитывая, что материальное положение семьи тёти (сестры отца), где продолжал жить Борис с сестрёнкой Тамарой в Смоленске - оставляло желать лучшего, он вынужден был устроится на работу.
В выборе работы помогло то, что школа-девятилетка, которую он окончил имела целенаправленно - бухгалтерский уклон. Он устроился на работу счетоводом в Кардымовском сельхозкооперативе Ярцевского района.
В школьном музее имени Б. Н. Петрова хранится характнристика,
написанная руководством Николо-Королевского сельхозкооператива.
Проработал там Борис до осени. Он мечтал продолжить учёбу дальше.
Вторая его тётя (сестра матери) - Мария Владимировна жила в Москве и по её приглашению, он переехал жить к ней.
Борис хотел поступить в Московский энергетический институт. Но у него не приняли документы, поскольку он был из семьи служащих.
Вообще в биографии Бориса Николаевича прослеживаются некоторые специфические особенности, характерные для того времени.
Например - то, что школа, которую окончил Б. Н. Петров была - девятилеткой и имела бухгалтерскую специализацию.
Мне лично пришлось учиться в нескольких разных школах. Это были уже - 50-е годы. И ни в одной из них специализированных обучений каким-либо профессиям - не было.
А ведь изначально идея-то обучения учащихся школ начальным навыкам специализированных профессий - была правильной.
И ещё- я не знала, что в 30-е годы в институте был ограничен приём для детей служащих. Но вот - на примере Б. Н. Петрова мы встретились с этим фактом.
Борису пришлось поступил в ФЗУ завода имени С. Орджоникидзе.
В 1932 году он окончил училище и начал работать токарем по металлу в мастерских Центросоюза.
Теперь он сам был - "из рабочего класса". И дорога для поступления в институт была для него теперь открыта.
Какой же он молодец! С детского возраста, будучи сиротой, ребёнком - не избалованным жизнью - с какой настойчивостью он шел к поставленной цели.
Уже в 1933 году он поступил на электромеханический факультет Московского энергетического института (МЭИ).
Но к учёбе в институте мы вернёмся чуть позже.
Вы помните, конечно - помните о том, как мы с вами гуляли по Смоленску с тем, чтобы познакомиться с примечательностями родного города Б. Н. Петрова.
А сейчас мы говорим о том, что ещё в ранней юности Борису Николаевичу повезло переехать в Москву. Какой он её увидел в те далёкие 30-е годы?
Начал своё знакомство с этим городом он с района, где ему пришлось учиться в ФЗУ завода имени С. Орджоникидзе.
Давайте и мы попробуем посмотреть на Москву с позиций того времени.
Но увы!
Бывший станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе сегодня считается - "исчезнувшим объектом" и относится к историческому слою города Москвы.
Нет, завод существовал ещё долгие годы. И судьба его поучительна и печальна, как и множества других таких же замечательных предприятий советской эпохи.
Но тот завод, который на своём ФЗУ дал путёвку Б. Н. Петрову - будущему академику в трудовую жизнь, был одним из первенцев советского станкостроения.
Полностью завод вошел в строй 19.12.1932 как Государственное предприятие - Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе. Построен он был в соответствии с протоколом №44, заседания Президиума Московского областного исполнительного комитета и Московского Совета РК И КД от 18.01.1930г.
От первенца 1-й пятилетки, освоившего выпуск первых отечественных револьверных станков и токарных многошпиндельных автоматов до головного завода производственного объединения, выпускающего большую номенклатуру сложного уникального оборудования для автоматизации производственных процессов, от мелкосерийного до массового производства - таков славный путь этого завода.
В 1939 году за успехи в создании новых типов станков и широкое развитие стахановского движения коллектив станкозавода награждается орденом Трудового Красного Знамени. За первые 10 лет освоил производство 48 типоразмеров станков.
В октябре 1941 завод был эвакуирован на Урал, оставшаяся часть работников выпускала продукцию для фронта. В 1942, по возвращении из эвакуации, был восстановлен; продолжая работать на нужды обороны, готовился к выпуску станков. Среди заводчан, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт, четверо стали Героями Советского Союза.
С 1946 завод приступил к выпуску агрегатных станков, а затем и к созданию на их базе автоматических линий. В 1947 году автоматические линии станкозавода для обработки блока цилиндров ЗИЛ-150 отмечаются Государственной премией СССР, а в 1952 году эту же премию получают создатели гаммы специальных станков для нарезания резьбы на нефтяных трубах и муфтах. Одновременно завод делает значительный шаг вперед в развитии традиционного для него производства автоматов и полуавтоматов.
За 1966—73 освоен выпуск крупных систем автоматических линий по обработке блоков цилиндров и головок блока автомобильных и тракторных двигателей. Продукция завода получает высокую оценку на международных выставках и ярмарках. Выпуск продукции увеличился в 1973 по сравнению с 1940 в 7,2 раза.
За большие успехи в создании и оснащении промышленности высокопроизводительным оборудованием коллектив Московского станкостроительного завода в декабре 1975 года награждается орденом В.И. Ленина, а в ноябре 1982 года - орденом "Октябрьской революции". Специализация завода - выпуск автоматических линий, агрегатных и специальных станков.
В результате Perestroiki в 90-е годы XX века производство на заводе было остановлено. Славный путь закончился.
Открытое акционерное общество "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" зарегистрировано Московской регистрационной палатой 30.11.93 г. за № 7964 РП. Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией МНС России №39 по г.Москве и внесено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1037739302292 от 30.01.2003г.
Общество является правопреемником Московского станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе - и к нему переходят права и обязанности последнего в отношении имущественных и неимущественных прав.
mzio.narod.ru
Из годового отчета (2012): "Основным видом деятельности ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
По итогам 2011 года чистая прибыль Общества – 149 100 тыс. руб."
Это вам не станки клепать!
Управляющая организация: Общество с ограниченной ответственностью “ГЗИнвест"
ИНН: 7726276379
Место нахождения: 115419 г. Москва, Орджоникидзе, д.11, стр.44
В начале 2000-х территория сократилась из-за строительства Третьего транспортного кольца.
Сейчас территория занята бизнес-парком.
Чему удивляться?
Я (Ираида) ушла на пенсию, проработав последние 10 лет на предприятии - НПО "ХИМАВТОМАТИКА", производившего уникальные приборы для химической промышленности. Предприятия сегодня, как такового - практически не стало...
Но ушли в исторический слой столицы не только предприятия. Уже и прежнего города в том виде, каким его увидел впервые Б. Н. Петров - не стало. Всё превратилось в - "исчезнувший объект".
Судите сами...
Просто пробежимся вокруг "призрачного" бывшего завода , например в радиусе 2 или 3-х километров.
Бывший железнодорожный путь - 0,2 км от завода.
Теперь - "Исторический слой / исчезнувший объект"
Этот ж/др. путь шел на территорию ЭНИМС " Станкоконструкция ".
Разобран в середине 2000-х.
Бывший подъездной путь заводов им. Серго Орджоникидзе и "Красный пролетарий" - 0.9 км до заводов.
Теперь - "Исторический слой / исчезнувший объект".
Закрыт и разобран в 1994-1995 г.г.
Но изменились не только заводские дороги. Кануло в небытие и территории района. Проверим...
Бывшая "Площадь бывшей конной скачки" находилась 1.8 км от завода.
Тоже теперь - " исторический слой / исчезнувший объект ".
История этой площади...
Дворец, находящийся в Нескучном Саду, во второй половине XVIII века являлся московской усадьбой заядлого лошадника графа А. Г. Орлова-Чесменского (1737—1807). Неподалеку, на Шаболовке граф держал беговые конюшни и ипподром. В то время к востоку от Шаболовки было большое поле на котором устраивались конные ярмарки, позднее названному Конной площадью.
С 1788 г. в южной части обширной Конной площади был устроен ипподром - огромный яйцевидный круг - где регулярно устраивались бега и скачки на кровных и полукровных лошадях. Жители восточной стороны Шаболовки могли наблюдать бега не выходя из дома.
На бега часто выезжал в небольшой тележке, запряженной орловскими рысаками своего завода, граф А. Г. Орлов-Чесменский. К ипподрому с Шаболовки проходил Сиротский переулок (ныне ул. Шухова).
На картах ипподром отмечен начиная с 1807 г. На карте 1846 года уже показаны кварталы, а на атласе Хотева 1852 это место названо "Площадь бывшей конной скачки". Поскольку площадь давно застроена, ныне она стала дважды "бывшей" - "Бывшая " Площадь бывшей конной скачки"".
С этим ипподромом связан рассказ А.Н. Толстого "Холстомер".
В 1856 г. А.А. Стахович, владелец конного завода в сельце Пальне Елецкого уезда Орловской губернии, рассказал Льву Николаевичу о замечательном по резвости рысаке «Холстомере», рожденном в заводе графа Алексея Григорьевича Орлова в селе Хреновом и изгнанном оттуда за преступные для породы пежины. После долгих розысков, Стаховичу удалось установить, что «Холстомер» была кличка, данная графом Орловым за длинный и «просторный» ход (словно холсты меряет) вороно-пегому «Мужику 1-му», родившемуся в 1803 г., который на Шаболовском бегу в Москве выказал небывалую резвость — 200 сажен в 30 секунд. Рассказ вышел из печати в 1886 г. в третьем томе пятого издания сочинений Толстого и посвящен М.А. Стаховичу (брату А.А.).
Из книги "ИСТ0РИЧЕСКIЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ По ЗНАМЕНИТОЙ столицЬ Государства РОССIЙСКАГО. Ч. 4", 1831 г:
"На полЬ КОННОЙ скачки пробуются продажный на Конной лошади^ производится лЬтнiй бЬгъ и нерЬдко садка зайцовъ, — поле Сiе весьма обширно и ровно.»
Из книги Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.:
Против дома устроен был на большое пространство бег.
Барьерами, или границами, этого бега вместо столбов служили ребра кита вышиной 4 аршина каждое. В назначенные дни для бега почтенный хозяин сидел с многочисленными гостями на широкой террасе и смотрел на славных, быстрых рысаков и скакунов своих: охотники до подобного удовольствия выставляли туда и своих лошадей; там вихрем мчались питомцы Дона и Урала, куцые английские лошади и кровные арабские."
Примечание: возможно речь идет не об этом месте, а о пространстве между домом графа Орлова (ныне президиум АН России) и Калужской улицей (ныне Лениниский проспект), но думаю это маловероятно, и "широкая терраса" находилась именно на поле "Конной Скачки".
Дровяная площадь - 1.8 км от завода.
"невидимый объект, историческая городская площадь, исторический слой / исчезнувший объект".
Была частично застроена в 1930-е годы. От неё сейчас осталось два обширных сквера по краям — по ул. Шухова и по ул. Павла Андреева. Последний раз реконструкция проводилась в начале 2000-х годов — построена новая школа и два здания.
На территории Дровяной площади в начале 1920-х годов находилась радиобаза ГОРЗЫ с двумя радиомачтами по 150 м высотой. Позже они входили в единый комплекс с Шуховской башней, а ещё позже были убраны. Сейчас на Дровяной площади находятся две крупные школы, два исторических сквера и жилые дома 1930-х годов.
Здесь протекала река Кровянка в нижнем течении своём - 2 км от завода
"Исторический слой / исчезнувший объект".
От Воробьёвского пруда до очистных сооружений близ Чуры Кровянка заключена в один из самых глубоких коллекторов в Москве, протекает на глубине почти 50 метров. Коллектор построен в середине 1950-х годов.
Рядом с заводом проходило несколько улиц с одинаковым названием - Хамовнические улицы.
Здесь проходила 7-я Хамовническая улица.
"Исторический слой / исчезнувший объект ".
Между ул. Большие Кочки и Фрунзенской наб.
Упразднена в середине 50-х годов при прокладке Комсомольского проспекта и реконструкции района.
Здесь проходила 6-я Хамовническая улица.
"Исторический слой / исчезнувший объект ".
Между ул. Большие Кочки и Хамовнической (ныне Фрунзенской) набережной.
Упразднена в середине 50-х годов при прокладке Комсомольского проспекта и реконструкции района.
Здесь проходила 5-я Хамовническая улица.
"Исторический слой / исчезнувший объект ".
Между Хамовническим плацем и Хамовнической (ныыне Фрунзенской) набережной.
Упразднена в середине 50-х годов при прокладке Комсомольского проспекта и реконструкции района.
Здесь проходила 2-я Хамовническая улица.
"Исторический слой / исчезнувший объект ".
Между 5-й Хамовнической ул. и ул. Хамовнический (Фрунзенский) вал.
Упразднена в середине 50-х годов при прокладке Комсомольского проспекта и реконструкции района.
Здесь проходила улица Большие Кочки.
"Исторический слой / исчезнувший объект".
Между 5-й Хамовнической ул. и ул. Хамовнический (Фрунзенский) вал.
Получила название в XIX в. по характеру прилегающей местности — кочковатому болоту.
В 1958 году большая ее часть вошла в состав Комсомольского проспекта.
Проходящаая параллельно (справа) улица Малые Кочки в 1960 году была переименована в ул. Доватора
Источник - https://wikimapia.org/
Это мы всё "крутились" около завода.
А посмотрим этот "исчезнувший" район Москвы 1930 года чуть шире.
В сетях интернета проводился интересный московский городской конкурс - навигационно-туристический проект под названием - "Я УЗНАЮ МОСКВУ".
И мне случайно попалась статья, опубликованная в рамках этого конкурса, написанная автором - Тимохиной Екатериной Александровной, как раз - по интересующей нас теме - Донской район, ЮАО города Москвы.
«Москва эпохи индустриализации (к.20-30-е годы). Экскурсия по району Станкозавода имени Серго Орджоникидзе (ныне Донской район Южного округа города Москвы)»
«Москва казалось сортом щебня,
Который шел
В разлом, на слом, в пучину гребней,
На новый мол.»
(Б. Пастренак)
Район бывшей московской Донской слободы (в конце 20-30х годов Ленинский район г. Москвы) преобразился в один из индустриальных центров города, где до сих пор можно, хотя бы частично, создать образно-пространственную и историко-социальную реконструкцию жизни москвичей в период первых пятилеток.
Сейчас эта территория входит в район Донской ЮАО. Название Донской происходит от монастыря, основанного в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.
Встречающиеся на маршруте проезды и переулки получили свое название от фамилии землевладельца 19 в. (Михайловские) и названия местности (Рощинские).
От Ново-Донского кладбища до Калужской площади и ЦПКиО трамвайный маршрут проходит по ул. Шаболовка (часть бывшей дороги от села Шаболово, известного с 17 в.).
В конце 20-х гг. ХХ в. здесь был создан экспериментальный одноименный поселок для рабочих новых предприятий Ленинского района. Маршрут заканчивается у трамвайного депо им. П.Л. Апакова, участника Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. (до революции 1917г. – Замоскворецкий парк).
Во второй половине 20-х годов ХХ в. отечественная промышленность не производила сложных станков. Тракторы, автомобили на новых советских заводах изготовляли на заграничных станках.
В июле 1930 г. у Окружной железной дороги между Калужской и Шаболовской улицами, в переплетении Донских переулков и тупиков, выделили участок в 22 га для будущего станкостроительного завода.
Тогда же ему было присвоено имя Серго Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности. К концу 30-х годов он стал одним из крупнейших станкостроительных предприятий Европы.
«На место ситцевой Москвы
С кулацкой рожей у лабаза –
Металлургическая база!
Порфироносной нет вдовы.
Есть центр рабочего экстаза.
(Д. Бедный)
Донской проезд, на территории которого строился завод, представлял собой непроходимое желтовато-черное болото. Пришлось строить шоссе и отводить от действующей железной дороги свою ветку до строящихся зданий цехов.
В центре внимания не классические экскурсионные объекты, такие как Донской монастырь, а -
«…массивы
Промышленности некрасивой –
Каркасы. Трубы, корпуса
Настырно лезут в небеса.»
(С. Гандлевский)
Возможность пространственной реконструкции еще не исчезла полностью, сохранились черты планировки заводского района 1930-х гг. (жилые дома, часть заводских корпусов, фабрика-кухня, бывшие школа, амбулатория, магазин, трамвайные линии, дома - коммуны, баня).
Исчезли многочисленные бараки, существовавшие до 50-х гг., их место заняли постройки 50-70х годов.
Реконструкция прошлого происходит через судьбы обычных рядовых людей. Письменные и фото - источники (публикации, газеты, мемуары) были дополнены устными свидетельствами ветеранов Станкозавода, которые до сих пор проживают в этом районе, они помогли понять назначение ряда объектов, представить производственные и семейно-бытовые стороны жизни.
В последние годы здания приспособлены для складов и торгового комплекса. На бывшей территории с трудом можно найти сохранившиеся корпуса начала 30-х годов.
С темой нашей экскурсии связаны и знаковые архитектурные памятники истории: Шуховская башня, Дом – коммуна архитектора И.С. Николаева, памятники жертвам массовых репрессий на территории Ново-Донского кладбища, комплекс ЦПКиО им. Горького.
«Тут стоит культурный парк по-над речкою
В нем гуляю и плюю только в урны я.
Ты, конечно, не поймешь там, за печкою,
Потому ты – темнота некультурная.»
(В. Высоцкий)
На экскурсионном маршруте встречается сохранившаяся с XVIII века «Голубятня» Орловой рощи – охотничьих угодий графа А. Орлова
В советский период здесь была детская библиотека, а сейчас фешенебельный ресторан.
По условиям конкурса, итогом которого и получилась приведённая здесь - статья, было ещё обязательное представление фотографий Москвы, сопровождающих указанную тему.
Автор представила фотографии, которые мы здесь показать не можем. Но их перечень я всё таки приведу. Будем знать - какие здания находились в 1930-е годы в этом районе Москвы, что сохранилось или изменилось в этих местах.
Заинтересовавшиеся могут отыскать эту статью и просмотреть фотографии самостоятельно.
1 фото
Здания 70-х годов цехов Станкозавода. С 2000-х г.г. торговый центр, сохранявший еще на фронтоне название и ордена завода. Сейчас о прошлом напоминает только надпись «Орджоникидзе» на торговом центре. Несколько построек 30-х г.г. в глубине комплекса.
2 фото
Дом – коммуна (арх. И.С. Николаев 1929-1930 г.г.) Классический пример архитектуры советского конструктивизм, революционно-романтических иллюзий, связанных с отношением к новому обществу. Это жизнь Москвы ее идеологами представлялась следующим образом: «Молодая работница, вместо того, чтобы коптеть возле примуса, после работы, пообедав в ресторане-кухне-столовой под звуки оркестра, среди цветов, едет на автобусе готовиться к состязанию по плаванию в зимний бассейн, а оттуда в новый, небывалый по структуре и формам театр Меейрхольда». (1932 г. Москва социалистическая….М., 1932 г.
В 30-ые - 90-ые г.г.студенческое общежитие. Клуб и спортивные залы были центром культурной жизни для этого удаленного района города.
3 фото проект реконструкции
В 90-ые г.г. здание Дома-коммуны пришло в аварийное состояние.
В отличие от многих утраченных памятников конструктивизма он подвергся комплексной реставрации и регенерации.
Проект осуществляется с 2006 г.
4 фото
Современное состояние спального корпуса.
5- 9 иллюстрация.
История строительства завода.
10 фото
Смена вывесок. Уже не завод, еще не офис. (Бывшая проходная Станкозавода)
11 фото
Дом «ино» - единственный дом, построенный в микрорайоне до пуска завода, предназначен для иностранных рабочих и специалистов. Современный - адрес ул. Орджоникидзе д.5 к. 3, в 30-ые г. ул. Пятый Донской проезд 21А. По тем временам считался очень благоустроенным. Внутреннее устройство изменено в конце 50-х г.г.
12 иллюстрация
Быт иностранных специалистов рабочих
Семья немецкого рабочего-ударника Станкозавода Э. Риппергера, жила в квартире №20 в Доме «ино». Расстрелян в Бутово в 1938 г. Нами подана заявка на установление памятного знака по проекту «Последний адрес».
13 фото
Здание фабрики-кухни первой половины 30х г. Адрес :Поперечный проезд 21Б строение 3. В условиях карточной системы до 1934 г. и продолжавшимися трудностями с продовольствием большое значение имели заводские столовые и фабрики-кухни, которые строились при самых больших предприятиях. В них получали еду на выходные дни. Большинство рабочих жили в бараках, где готовить было негде и не из чего.
14 фото
Здание заводской амбулатории – поликлиники, построенной в первой половине 30-х г.г. и превращенной в конце 90-х г.г. в частный медицинский центр. В 30-ые г.г. – там еще располагался единственный в микрорайоне продовольственный магазин. Адрес: Второй Верхний Михайловский проезд д.12.
15 фото
Первый жилой дом для работников Станкозавода, в котором большинство отдельных квартир было превращено в коммунальные, сюда был проведен газ, и были ванные комнаты. Жилье предоставлялось ударникам производства.
И очень скоро
Я из тьмы полуподвала
Перееду в новый дом,
Перееду на квартиру,
Крепко спаянный ученьем
Человека, что положен
В мавзолее на века.
(А. Шевцов, 1934 г.)
16 фото
В 1932 г. по Шаболовке и Серпуховскому валу была проложена трамвайная линия. Жители заводского района могли воспользоваться 11, 18, 33 и др. трамвайными маршрутами. В 1933 г. московский трамвай перевозил 6 мл. пассажиров в день.
17 иллюстрация
Кварталы в районе заводов, бывшей Донской слободы. Разбит бульвар, проложена трамвайная линия. (1930-е г.г.)
18 фото
Памятник архитектуры 18-19 в.в. «Голубятня» - загородный павильон имения графа А. Орлова. В советский период – детская библиотека, ныне- ресторан.
2 Верх. Михайловский пр. 2
19 фото
Новодонское кладбище.
В 1927 году в здании закрытой церкви Святого Серафима Саровского открылся первый советский крематорий.
Здесь были кремированы тела сотен жертв политических репрессий, расстрелянных в 1936-1938 годах
20 фото
Мемориал жертвам политических репрессий на Новодонском кладбище.
21фото
Шуховская башня на ул. Шаболовка. Сооружен 1919-1922 г. по проекту В.Г. Шухова
22, 23 фото
ЦПКиО. «Фабрика счастья».
Слева от входа в 1930-е годы были расположены Городок науки и техники и База интернационального воспитания, над которыми шефствовал Станкозавод.
Когда-то с пьянкой неразлучный
И утопавший в темноте,
Культурным парком стал Нескучный
И уж Сокольнике не те,
Какими были в оны годы:
В них больше света и красы,
Нет хулиганской старой моды
И окультурены часы
Разумно-праздничной свободы.
( Д. Бедный)
24 фото
Крымский мост.
Рабочие Ленинского района привлекались к работам по благоустройству Парка культуры, строительства Крымского моста и первой линии метрополитена.
Ближайшей к району станцией стал «Парк культуры».
Восемь тысяч рабочих
Строили это метро,
Многие после рабочего дня,
Ночи напролет…
Москвичи видели, как юноши и девушки
Смеясь, вылезали из штолен, гордо являя миру
Покрытые глиной, пропитанные потом
Рабочие куртки.
(Б.Брехт)
Автор статьи-
Тимохина Екатерина Александровна, ГБОУ СОШ № 1450 'Олимп', 11
https://um.mos.ru/contests/dogm/works/30048/
Ну вот - мы и прикоснулись к миру 1930-х годов, в который попал Б. Н. Петров, тогда ещё просто - Борис, переехавший из родного Смоленска в незнакомую Москву.
Свидетельство о публикации №219041600197