Записки линейного пилота. Собаки

"Мы в ответе за тех, кого приручили", - написал в своей аллегорической повести-сказке "Маленький принц»
Антуан де Сент-Экзюпери.

Экзюпери - известный французский лётчик, писатель, поэт и эссеист.

31 июля 1944 года он вылетел с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.

Экзюпери был сбит летчиком люфтваффе Хорстом Риппертом, который незадолго до своей смерти 13 апреля 2013 года признался в этом.

"Если бы я знал, кто передо мной, я бы никогда не стрелял, никогда!" - цитирует его слова информационное агентство dpa.

Немецкий ветеран признался, что Сент-Экзюпери был кумиром многих немецких летчиков.
               

Превращение

    Когда-то давно, я прочитал в журнале "Наука и жизнь" публикацию многолетних исследований советских зоологов об интродукции, обратном процессе постепенного перерождения брошенных людьми одичавших собак, поселившихся в лесу, в волков.

Весь процесс завершился за 9 лет, причём без скрещивания с последними.

С каждым годом экстерьер дворняг и их повадки, неуклонно менялись в сторону волчьего облика и волчьего поведения.

Процесс вторичного одичания у диких собак доходит до логического конца, когда они больше не нуждаются в свалках и помойках, почти не пополняют свои ряды за счёт собак пришедших из населённых пунктов и абсолютно самостоятельно существуют в экосистемах.

Этот процесс продолжается постоянно, так как в лес продолжают убегать для выживания всё новые и новые собаки парии.

Термин «парии» происходит от названия низшей касты людей в Индии, и переводится  как отверженные и бесправные - «изгои».

Необходимость выживать в жестоких условиях дикой природы привела к тому, что размножаться они стали один раз в год и абсолютно не боятся людей.

Появление бродячих и одичавших собак в природе вызвано человеком.

Брошенные, утерянные, оставшиеся без его опеки животные, сталкиваются с дилеммой - погибнуть или выжить.

При этом, собаки утрачивают привязанность к человеку, превращаясь из домашних животных в диких зверей.

В лесу они нападают на косуль, оленей, лис, барсуков, зайцев и любых других животных, которых могут догнать и задрать.

В деревнях они рвут и "режут" домашний скот: овец, коз, телят, домашнюю птицу и даже коров.
 
Летом, в отличие от настоящих волков, одичавшие собаки образовывали стаи - до 18 особей.

Они преследовали жертву, подавая голос, как гончие собаки, а иногда бежали молча.

Гнали животных большое расстояние (до 4 км), что несвойственно волку, но типично для собак в стаях.

Как и у волков, применялись загоны и засады на вероятном пути бегства жертвы.
 
Стаи одичавших собак очень опасны для диких лесных травоядных, особенно косуль, которых они легко догоняют зимой по глубокому снегу, в котором те увязают.

При нападении на оленей, в отличие от волков, собаки всегда рвут зад жертвы, не трогая шеи и, как гиены в Африке, начинают поедать животное ещё живым.

Так-как, стаи бездомных, одичавших собак не боятся людей, то участились случаи их нападения на лесников, грибников и туристов, которых они загрызают.

Бегая в пригородном лесу на лыжах, я довольно часто встречал небольшие стаи разномастных бездомных дворняг.

Собаки по команде альфа самки - оскаливанию и рыку в мою строну, нередко кидались на меня, но я не страшась отгонял их лыжными палками.

Бездомные собаки нападали на меня в любое время года и в черте города, в период своих собачьих свадеб, стоило только суке оскалиться и зарычать в мою сторону.

Страшновато, когда на тебя скалясь и злобно рыча, кидаются штук пятнадцать здоровенных, "озабоченных" гормонами кобелей.

Но, позволить себе испугаться и убежать, ни в коем случае нельзя, учуяв выброс адреналина, догонят и загрызут.

Однажды, знакомый егерь Виктор,  рассказал мне о нападении на него бездомных собак в отдалённом и глухом участке леса, в районе села Курумоч, что в Самарской области, 
               

Рассказ егеря

    Ясным, зимним, солнечным утром я вышел на лыжах на обход своего участка леса.

Ружья с собой не взял, у меня был только охотничий нож в ножнах, а в чехле на поясе небольшой топорик 

В рюкзаке: маленький чайник, коробок спичек, несколько таблеток сухого спирта, небольшой шматок сала, лаваш и пакетик с сушёными ягодами китайского лимонника, которые мне привезли из Хабаровска знакомые лётчики.

Нанайские охотники, пожевав ягоды лимонника, бегали на лыжах по тайге, не уставая целый день.

Крупные хищники давно уже не водились в нашем лесу.

Погода стояла замечательная: полный штиль, лёгкий морозец слегка пощипывал нос и уши.
Тишина стояла такая, аж звенело в ушах.

Стук дятла барабанной дробью далеко разносился по лесу.

Выпавший ночью снег, искрился под лучами солнца и уже пестрел следами птиц и зайцев.
Ровной цепочкой тянулся лисий след.

Вдруг, я услышал отдалённый, редкий собачий лай.
Меня это насторожило.

Что могут делать собаки в глухом уголке леса?
Лай приближался.
Я остановился в ожидании.

Появился лёгкий ветерок, дующий в мою сторону. Неожиданно, из-за кустов шиповника, выскочила косуля, которая, утопая почти по брюхо в снегу, неслась в мою сторону.

Увидев меня, животное чуть свернуло в сторону и помчалось дальше.

От косули шёл пар и она явно устала. Отойдя метров сорок от следа косули, я спрятался за куст шиповника и стал ждать.

                Погоня

    Минут через пять появились собаки - обычные дворняги. Они бежали по следу косули периодически взлаивая.

Впереди бежал здоровенный лохматый кобель чёрно-бурой масти - вожак.
За ним цепочка разномастных дворняг.

Замыкала цепь из двенадцати собак, небольшая сука жёлто-коричневого окраса, которая иногда тявкала.

Вожак явно выдерживал темп погони, позволяющий ей не отставать.
Он не спешил, чуял, что косуля уже выдохлась.
Собаки скрылись за кустами.

Подождав немного и не увидев охотников, я двинулся за собаками.
"Догонят ведь, как пить дать догонят и загрызут", - промелькнула мысль.

Косуль и без того мало осталось в нашем лесу, повыбивали их браконьеры.
Я прибавил скорость.

Надо спасать животное.
Выбежал на полянку, метрах в пятидесяти впереди, увидел всю стаю.
Они уже догнали косулю.

Вожак и кобель поменьше вцепились ей в круп, остальные, окружив животное, отрезали ему путь к отступлению, готовясь кинуться на него и загрызть.

                Нападение
   
   "А ну, кыш суки, кыш", - заорал я что есть силы.
Собаки отпрянули от жертвы, замерли, глядя меня.

Размахивая лыжными палками, я ринулся к ним.
Замешательство их длилось несколько секунд.

Неожиданно, жёлто-коричневая сука, оскалившись, с рычанием бросилась в мою сторону, дав команду всей стае.
Стая кинулась на меня.

Страшно не было.
Я был так возмущён тем, что какие-то деревенские дворняги, нисколько не испугавшись, рванулись ко мне чтоб разорвать, что заорал и даже зарычал на них ещё громче, но это их не остановило.

Меня охватила дикая ярость, волосы встали дыбом, мурашки пошли по телу.

Отступив к широкому стволу дуба, чтобы защитить спину, сбросил лыжи - благо снег там был не глубокий.

Схватил лыжную палку в левую руку как копьё, правой выхватил топорик и приготовился к сражению.

Я понял, что дела мои плохи, но, ни страха, ни отчаяния не испытал - была лишь злость.

                Схватка
   
    Первой подбежала сука, прыгнула, чтобы вцепиться мне в бедро.
Ударом топора я раскроил ей череп, она с предсмертным визгом отпрыгнула.

Было не до сантиментов - жизнь на кону.
Стая приостановила атаку, взяв меня в кольцо, скалясь и рыча.

Это были уже не собаки - дикие звери.
Подскочил ещё один пёс, но получив удар лыжной палкой в ухо, с визгом отпрянул.

И вот, на меня ринулся здоровенный вожак.
Он понёсся на меня длинными скачками, напоролся на остриё лыжной палки, выбил её, получив сильный удар в голову.

Я ударил его топором в спину, нанеся глубокую рану, но, он сумел вцепиться мне в правый локоть, топор выскользнул, ватник защитил от укуса.

Я тоже превратился в зверя.
Мы оба рычали.
Он вгрызался мне в локоть, пытаясь прокусить ватник.
Я уже чувствовал его клыки.

В голове вихрем пронеслись воспоминания о прочитанном в журнале "Охотник и рыболов" случае нападения зимой в Мордовии матёрого волка на доярку, возвращавшуюся с дальней фермы в домой.

Храбрая женщина не растерялась, отбиваясь, каким-то образом сумела засунуть волчаре руку в пасть, схватила его за корень языка и, изрядно покусанная, всё же притащила волка в деревню, где мужики и закололи его вилами.

                Борьба на смерть

    Чтобы пёс не прокусил мне руку, тогда хана, я тоже решил засунуть её в пасть.

Выбрав момент, в какой-то звериной ярости, я вцепился ему зубами в нос, раздался хруст, на языке появился вкус крови, барбос завизжал от боли, разжал челюсти и я, просунув руку в пасть, схватил корень языка.

Схватка продолжалась.
Вожак был ещё полон сил и ярости.
Мои же силы таяли. Выхватить нож и всадить его в зверюгу мне не удавалось.

                Озверение

   В каком-то яростном отчаянии, протолкнув руку глубже в пасть, развернул шею пса к себе, вцепился ему зубами в горло и стал грызть.

Рот наполнился вонючей шерстью.
Я сам превратился в зверя.

Рычал, рвал зубами шерсть, выплёвывал, снова рвал и, наконец, добрался до горла, прокусил его, хлынула кровь, я продолжал вгрызаться.

Пёс визжал, скулил и, наконец, ослабел, захрипел и затих.

В пылу схватки я совсем забыл про собак, а они стояли полукругом и ждали кто победит и в случае моего поражения, были готовы броситься и разорвать меня в клочья.

Рявкнув на них как зверь, поднял топор и бросился в их сторону.
Собаки, поджав хвосты, бросились врассыпную.

Я остановился, дикая ярость и возбуждение постепенно отпустили меня.
Огляделся, спасённая косуля убежала.

                Опустошение

    На месте сражения лежали поверженные вожак и сука.
Ватник был весь в крови и изодран в клочья.

Сильно болела покусанная правая рука.
Лицо в собачьей крови, во рту вонючая шерсть.
Меня стошнило.

Я победил, но не чувствовал ни радости, ни удовлетворения, было лишь душевное опустошение.

Человек победил зверя, сам превратившись в оного.

                "Мы в ответе за тех кого приручили", - Антуан де Сент-Экзюпери.

    Собаку создал человек, словно статую высек её из куска мрамора.
Он же её и разрушил!

К сожалению, наше равнодушие, эгоизм, бессердечие, злоба, жадность и жестокость, по известным социально-экономическим причинам, превратили самого верного друга человека - собаку в изгоя и врага.

Это печально до слёз. 

Стихи.ру Сергей Разживин 3

Поплачь, поплачь, слеза прольётся,
Оставит след свой на щеке
И с облегчением вдохнётся, -
Летит надежда вдалеке.

Воспрянет дух, хандра исчезнет,
Пройдёт обида как пустяк
И счастье зазвучит вновь песней,
И полетит как птиц косяк.

И всё пройдёт, пройдёт и это,
Взойдёт, как солнце оптимизм,
И ночь закончится рассветом,
И канет в Лету вандализм.
28.04.19.


Фото из интернета. Спасибо автору.


Рябов Л.С. 1973 а. Волко-собачьи гибриды в Воронежской области. "Бюлл.МОЖ. Отд.биол.", т.78, ВБИ.б

Моя проза: http://www.proza.ru/avtor/z89371889507z1

Мои стихи: http://www.stihi.ru/avtor/z89371889507z1
      


Рецензии
ЧИТАЯ САМ ТО СЖИМАЕШЬСЯ ТО ВЕСЬ СТУЧА ЗУБАМИ БОРЕШЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ ЗАБЫВ СОБАКА ДРУГ ЧЕЛОВЕКА СТАВШАЯ ВРАГОМ ПО ЕГО ЖЕ ВИНЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ЧЕЛОВЕК ВРАГ СОБАКИ!!!!!

Александр Ильченко 2   28.04.2019 14:26     Заявить о нарушении
Спасибо Саныч. Прочувствовал значит.

Воспрянет дух, тоска исчезнет,
Пройдёт обида, в пустяке,
И счастье зазвучит вновь песней,
Летящим в небе косяке.

Сергей Разживин   29.04.2019 21:23   Заявить о нарушении