И один голубь...

"...И ОДИН ГОЛУБЬ.»
                «…возраст не прожитым,
                А пережитым
                Надо измерять…»
                (Майя Ганина)
Дети и война. Обжигающее и страшное словосочетание. Через десятилетия лишающее покоя и для непереживших тяжкие картины представляются , а пережившие и теперь не хотят вспоминать. Да и как может быть по –
 другому?!
Судьба полной мерой отпустила , отмерила маленькому существу только начинающего жизненную дорогу безмерно трагического : страх гибели , потерю самых близких людей . страдания . голод , холод , болезни…
Военные дети! Теперь им за 70 лет , но каждый из них ничего не забыл , помнит доброе и злое , горькое и редко весёлое. И чтобы не говорили теперь , как бы ни старалось время, не в состоянии они простить зло врагам – душегубам…
Наша Тамбовщина в первые недели войны приютила сотни детей – осиротевших , напуганных , больных , душевно травмированных , грязных , завшивленных. Сразу свалилось тысячи забот и все срочные , неотложные. Эвакуированных детей надо было принять , где-то разместить , накормить , обогреть , успокоить , лечить.
Свободных помещений нет , школы , больницы заняты под госпиталя , квалифицированных кадров нет , учителя , врачи многие призваны на фронт , работают в госпиталях , на оборону…
Каждый документ архива обжигает сердце , сжимает душу.
Уже 2 сентября 1941 года бюро Тамбовского Обкома ВКП (б) рассматривает вопрос «Об эвакуированных детях , размещённых в области». Состоялся нелицеприятный разговор , сделаны суровые выводы :»…детдома и детсады размещены в неприспособленных для зимы помещениях …не обеспечены топливом …не хватает
 коек и постельных принадлежностей , одежды , обуви…плохо с питанием…»
Намечены конкретные меры , названы исполнители , сроки , определён контроль. Исполнители предупреждены об ответственности в военное время.
«… привлечь женский актив с тем , чтобы обеспечить материнский уход за детьми…при каждом детдоме организовать актив женщин общественниц.»
Как не хватало напуганным детям материнской ласки , добрых ласковых рук.
Жизнь ставила всё новые задачи. Дети медленно возвращались к нормальной жизни , не желают играть , резвиться , не умеют смеяться.
В ноябре 1942 года проверяется работа Уваровского детского дома , отмечается удовлетворительная в условиях военного времени обеспеченность продуктами , дровами , большие трудности с обувью , особенно валенной.
«В подсобном хозяйстве имеются 3 коровы , 2 лошади и 1 голубь(!)…
РК ВКП (б) выделил ещё одну корову и 5 поросят…»
Пусть ни у кого не вызывает скептическую улыбку-«…1 голубь!»
Голубь для многих ребятишек с очерствевшей душой , искалеченной психикой был спасением. Был он ручным , каждый ребёнок последнюю крошку хлеба нёс ему. Только больным и много часов плачущим без видимой причины позволяли держать его в руках , играть с ним и детское сердце оттаивало , появлялась редкая счастливая улыбка. Голубь память многих возвращал в счастливый родительский дом , давал надежду на доброе , мирное…
Над детским домом шефствовали маслозавод , Нижне Шибряйский и Лебяжинский сельские советы.
Мой родной колхоз «Прогресс» отчислил из общего колхозного фонда 5 ц. пшеницы , 2ц. подсолнуха , 5ц. проса и 1 корову на мясо.
Из собственных запасов колхозники собирают картофель. Среди учащихся Уваровской средней школы проведена разъяснительная работа об оказании помощи детям . Учащиеся школы собрали 6 мешков картофеля и написали обращение ко всем учащимся района с призывом оказать помощь детдому. Все школы собирают картофель. Как же он был дорог тогда ,в то суровое , бедное , холодное и голодное время!
А ещё в Уварово была школа глухонемых детей /120 человек/ и ей оказывалась помощь. Беду преодолевали всем миром , как и было принято на Руси с давних времён.
Воспитанники детских домов в летнее время привлекались к сельскохозяйственным работам в колхозах и в подсобном хозяйстве.
Среди них было развёрнуто соревнование , учитывались многие показатели , в том числе и успеваемость. По итогам 1942 года Уваровский детский дом занял 3-е место /из 44 детских домов области/ , успеваемость 97% , отличников- 40%.
В ноябре 1942 года в области в 44 детских домов было , в том числе и в 23 эвакуированных , 4525 детей в возрасте от 3 до 14 лет . из них эвакуированных – 2518. Для них Тамбовщина в тяжкое время стала домом и спасением.
Уваровские комсомольцы принимали активное участие в помощи детдому : собрали 1 тонну проса , 15 ц. пшеницы , 70 кг. Мяса , 2 ц. подсолнечника…
В сентябре 1943 года в области начинается и активно поддерживается населением открытие колхозных детдомов. Эвакуированных детей брали в свои семьи колхозники , в нашем районе в семьях жило 83 ребёнка.
Стоит ли говорить какая это была ответственность , сколько требовалось душевного тепла , заботы.
Жил в нашей семье Ваня Турбол , в конце 1944 года был призван на фронт, только два письма прислал – погиб. Как он ждал , когда освободят его родину , как мечтал послать весточку о себе…Не судьба!
Жившие в годы войны в семьях уваровцев на многие годы сохранили чувства благодарности и признания. Помню , как много лет спустя после войны некоторые приезжали в наш посёлок , какие это были душевные встречи!
Осенью 1960 года проходил службу в городе Хмельницком на Украине и по просьбе моего дяди в увольнении зашёл в семью железнодорожника , его семья нашла приют в семье дяди. Какой же тёплый приём мне был оказан , целый день со слезами благодарности всё вспоминали…
Неужели внуки , правнуки ничего теперь не знают о тех тяжёлых годах военного лихолетия ?...
Неужели на Украине всё теперь вытравили из народной памяти?...
Уже в 1942 году в области возникла серьёзная проблема с учительскими кадрами , многие были призваны на фронт, прибывали эвакуированные учителя , их надо было обеспечить жильём , продуктами , работой . Задача не простая , Учителей не хватало и по причине увеличения числа учащихся. Многие выпускники пединститута направлялись на работу в Сибирь и на Дальний Восток , где обстановка была ещё тяжелее.
 К учительской работе стали привлекать студентов старших курсов и даже учащихся старших классов.
В годы войны в особую трудность и ответственную проблему вылилась борьба с вшами , чесоткой , другими кожными заболеваниями. Не хватало бань , не было мыла, санпропускников. Во многих документах того времени среди просьб директоров детдомов стояло : «Дайте мыло!»
Проблема требовала незамедлительного и безотлагательного решения , была велика угроза эпидемий.
Что нам теперь представляется легко и просто , тогда было часто неразрешимой задачей. Попробуйте сутки-другие прожить без электричества , газа , керосина. Он тогда, как и соль , дороже золота… Из-за отсутствия соли в Уварово в 1942 году учителя , был такой случай , болели цингой.
Постоянного внимания требовали и школы. В нашем районе к сентябрю 1944 года их было 56/ начальныз-38 , неполных средних-10 , средних-2/.учащихся в них – 5667. /Теперь в городе и районе - около 3,5 тысяч/
Принимались меры по борьбе с безнадзорностью детей , только силами работников милиции в 1944 году по области было задержано за безнадзорность 2275 детей…
Открываются спецприёмники для детей, две детские колонии. Жизнь и этого требовала…
Детские дома спасли жизнь сотням детей.
В октябре 1945 года первому секретарю Тамбовского Обкома партии докладывалось :с июля 1941 года по октябрь 1945 через детские дома прошло 5049 человек , за годы войны получили специальность и трудоустроено – 3025.
За годы войны взято на воспитание в семьи 4700 детей.
В октябре 1945 года в детских домах области воспитывалось 6585 детей.
В ноябре 1945 года решением облисполкома все колхозные детские дома передаются в ведение Облоно…
К детским домам , к детдомовцам было отношение не однозначное , с одной стороны детей родители пугали :»отправлю в детдом!»,говорила измученная , исстрадавшаяся мать непослушному , с другой стороны – русская сердобольность , сердечная чуткость, готовность отдать последнее детдомовцу…
Тысячи и тысячи детей получили в детских домах достойное воспитание , чувства коллективизма , семейных уз , специальность , образование. Стали достойными людьми.
Когда  то благодарная Россия учителям , воспитателям , всем кто нёс тяжесть обеспечения достойной жизни сироте поставит величественный памятник. Они достойны , чтобы их помнили потомки.
А мы , в основном счастливо прожившие жизнь и не испытавшие и сотой доли пережитого ими, подарим им стихотворение Майи Ганиной :
                «Пусть говорят
                Что выглядим мы старше
                И не по юному серьёзны иногда ,
                Мы не виновны ,
                Что на плечи наши
                Легли войны тяжёлые года.
                Они прошли и будут позабыты ,
                Но нам ещё их долго вспоминать ,
                Мы старше. Что ж ,
                Ведь возраст не прожитым ,
                А пережитым
                Надо измерять…
                Пусть те . что не прольют
                И капли крови ,
                О нас томов испишут пыльный ряд ,
                Как в девятнадцать были мы суровей
                Чем внуки наши будут в пятьдесят…»
                Июнь 2009 года.


Рецензии