Мой одноклассник Артур Аминов

С этим мальчиком, а потом юношей, я очень мало общался, он начал учиться  со мной уже в  классе  5-6-м, и не заканчивал со мной школу. И о его дальнейшей судьбе я узнал совершенно недавно. Часть сведений получил  от моей одноклассницы, и часть – от её матери, нашей учительницы Малининой Евдокии Дмитриевны.

Это был невысокий симпатичный черноволосый мальчик с чуть раскосыми глазами, которые было трудно рассмотреть за толстыми стеклами очков, которые были у него на лице постоянно, так как у него было очень сильная близорукость.  Честно скажу, я не помню, хорошо он учился или нет, но скорее всего, средне.  Но что он был хвастунишка, помню, а так как приехал к нам в поселок недавно, не всегда можно было отличить,  правду он говорит, или привирает.  Мне запомнились два случая с Артуром.

Один случился, когда нас осенью послали копать картошку в село Князево на берегу Амгуни. В тот год была очень высокая вода в реке, и весь низменный левый берег был затоплен, из воды торчали деревья, которые росли на берегу.  Воды над берегом было около метра, так что весельная лодка, на которой мы катались после работы, запросто могла плавать.  Однажды, насадив девчонок в лодку, мы переплыли на другой берег реки, и стали плавать под деревьями. Артур сидел в корме на руле. Я и еще один парень  гребли веслами. На весельной лодке гребцы сидят спиной к носу и не видят, куда плывут, если не обернутся.  В лодке сидело еще несколько девчонок, все болтали, шутили, а Артур, который сидел выше всех, (так уж устроена корма лодки)  направлял её по своему усмотрению.  Я не помню, был он в очках или нет, но случилось так, что когда мы проплывали под одним из деревьев, нижняя ветка не задела никого из сидящих в лодке, а только Артура, который сидел выше всех. И сбросила его в воду за лодкой.  Как он не увидел этой ветки, я не знаю. Но факт остается фактом – Артур оказался в холодной воде.  Встал на ноги, и вода оказалась ему чуть выше пояса. Мы тут же остановились, затащили парня в лодку. Он был насквозь  мокрый, и нам пришлось забыть о катании на лодке, грести быстрее к другому берегу, в поселок, чтобы Артур мог поменять мокрую одежду и отогреться.

Не помню, катался  с нами Артур после этого инцидента, или нет. Но мы продолжали кататься на лодке, ибо это было единственное развлечение в унылой жизни в небольшой деревне, где кино показывали лишь раза 2-3 в неделю, а электричество включали на несколько часов в день.

А второй случай произошел уже во время учебного года. Как вы помните, уважаемые читатели, в советское время школьники сдавали нормативы комплексов БГТО (Будь Готов к Труду и Обороне) и ГТО (Готов к Труду и Обороне). Во второй комплекс включились нормативы по стрельбе из винтовки. Тира в нашем поселке не было, поэтому стреляли в школьном спортзале. Чтобы не портить стену, сделали деревянный щит, за которым установили лист железа, который не могла пробить пуля из малокалиберной винтовки.  И в нашем спортзале щит ставили у одной стены, а стрелок ложился на мат и стрелял из раздевалки у другой стены, по длине спортзала, это метров  15-16.

Я помню, как стреляли мальчишки из нашего класса. Кто-то попадал прямо в центр, в десятку, кто-то в  тройку, а кто-то и в «молоко», т.е. за габариты мишени.  И вот отстрелялся Артур.  Наш физрук подошел к щиту, чтобы узнать результаты очередного стрелка. И не увидел отметок от пуль в большом листе бумаги с мишенью. Не нашел их и на всем щите, который был  сантиметров 70-80 в длину и  ширину.  Но когда физрук выпрямился, то он увидел отметины в стене, на высоте больше метра от пола. Вот так в первый раз отстрелял Артур, выполняя нормы ГТО. Позже он стал попадать в лист бумаги, а потом и в мишень. Хотя до снайпера ему было далеко.

А дальше я процитирую рассказ Веры Малининой, моей одноклассницы, из альманаха с воспоминаниями под названием «По волнам нашей памяти». Чтобы вы могли понять,  её воспоминания были написаны на основании многочисленных писем матери Евдокии Дмитриевны за годы раздельного проживания с дочерью Верой. 

«А чуть позже  рассказала о  несчастье с Артуром Аминовым (Картавцевым),  в которого я была  влюблена с 6 класса. Именно из-за него я и выбрала  для учёбы  г. Иркутск. В августе 1964 г он проходил производственную  практику в ГРП  в п. Чумикан. 

Маршрут  геологов   пролегал среди гольцов, вершины которых были покрыты слежавшимся снегом.  Утром после завтрака, Артур пошёл к ручью  мыть посуду  и в это время  произошёл  снежный обвал в горах. Лавиной накрыло палатку, в которой оставались  двое  геологов.  У них была рация. И после длительного отсутствия сигналов   работники ГРП устроили  поиски.  Нашли  тела двух погибших геологов, а Артура не нашли.  Только на  десятый день  трагедии местные охотники нашли его. 
 
Артур долго проходил реабилитацию, т. к . был сильно истощён. Кроме того пришлось удалить обмороженный палец на ноге. Он был вынужден взять  академический отпуск.  Все были рады, что хоть жив остался!

Я  окунулась в студенческую жизнь  - столько  всего было нового  и интересного. И всем делилась с мамой.  В следующем письме она меня предостерегает:  " Особо там не увлекайся твистами!!!   Вернулся в Херпучи  Коля Мариечко - его отчислили из военного училища за неуспеваемость.  Эдика  Кулакова отчислили из медицинского  института за постоянные пьянки. А ведь они   твои лучшие друзья по вечерней школе!"

Но бояться моей мамочке надо было не этого.  Я закрутила любовь со своим парнем Артуром Аминовым  и довела-таки его до Загса.  А после окончания 2-го курса  родила  сына Кирилла.  Привезла его в Херпучи.  К этому  времени   родили сыновей  две мои учительницы - Расщепкина (Маслакова) А.А.  и Муратова (Антонова) Р.З.  Ну что сказать -  шустрая  у них ученица оказалась!!

Мама с отцом  решили оставить  моего сыночка у себя. Они не  верили, что я смогу учиться и растить сына.  На такую  жертву мама  пошла только ради того, чтобы я смогла получить высшее образование.  Она хорошо знала по своим братьям и сёстрам - только те из них, кто  выучился и получил достойную профессию,  в дальнейшем   жили  хорошо. Остальные же  всю жизнь проработали на тяжёлых работах. Низкий поклон вам, мои дорогие,  за  такую заботу обо мне!

Ох и трудно же им пришлось в первое время с моим  сыночком! Бабушка, которую они  наняли в няньки,  оказалась  больной - шизофрения. Мама  пишет: " Она уехала прятаться от своих преследователей сразу же  после твоего отъезда в Иркутск ". На помощь пришли мои  младшие брат Саша  и сестра Ира. Хорошо, что они учились в школе  в разные смены»

После окончания институтов Артур и Вера попали по распределению на Сахалин, где Вера стала работать в шахтоуправлении среди сплошного мужского коллектива. Артур беспричинно стал ревновать жену, и, в конце концов, она развелись.  Такая ревность Аминова во много объясняется тем, что он крымский татарин, а все татары собственники, для них жена – одна из тех вещей, которые принадлежат только мужчине, и не кому больше.

Вот такой небольшой рассказ получился у меня еще об одном земляке,  когда-то ученике Херпучинской средней школы, который и жил-то на нашем прииске, самом крупном в те годы в Хабаровском крае, очень недолго. Но все же чем-то запомнился, о многих своих одноклассниках с первого по одиннадцатый класс я и этого не могу написать.


Рецензии