Все подтверждается делом

От того, что мы называем себя духовным народом, мы таковым не становимся.
Заявка красна исполнением.

Александр Невзоров в привычной ему насмешливой манере посмеялся над нашей интеллигенцией, в массе своей  наивно вообразившей какую-то специфическую православную духовность в полной уверенности, что она упала с небес готовым эндемиком земли российской.

Поскольку автор этих строк сама принадлежит к этой романтической части, вообразившей нечто супер возвышенное о неком белом свете православия, то я хорошо понимаю, о чем говорит Невзоров.

Можно иметь прекраснейшие представления о чем-либо и даже отдать жизнь за  эти возвышенные идеалы, и что?
При этом почему-то сплошь и рядом получается, что за идеалы одних должны отдавать жизнь другие.  Ну да, ничто так не нуждается в жертвах, крови и страданиях, как возвышенное.  Очевидно, у него просто нет другого фундамента. В отличие от материального, которое вполне  может быть основано на труде человеческом и не нуждается в сакральности, основанной на жертвенности.  Или пролитии крови. Почему-то.

Вот материальные блага: чистота, гигиена, горячая и холодная вода дома, санузел, встроенный автомат стиральной машины, посудомоечная машина, кухонные комбайны, ионизаторы и увлажнители, да и вообще масса других приспособлений, облегчающих труд, - кто сказал, что они лишены духовности? Никто не мешает создавать их в прекрасной форме через творчество дизайна. Разве красота не есть чисто духовное и столь же чисто материальное чудо? На самом деле?

Грош - цена духовности, если она не знает ничего, кроме нищеты, страданий и жертвенности.
Именно грош.

Духовность, если она есть, самоценна сама по себе,  и не нуждается  в подтверждении ее наличия через отсутствие где-то.
Типичное утверждение - Запад, по нашему мнению, бездуховен, поэтому мы, тоже по нашему мнению, - духовны. Точка.

Эфемерное утверждение, единственное, что остается, потому как на уровне материальном уже нет никаких аргументов в защиту нашего образа жизни. Включая помойки, расползающиеся по необозримым просторам нашим  весьма и весьма духовито.
Да, у них то-се, зато мы - духовные.

Интересно, слова: душно, задушить, или вообще грубое сдохнуть-передохнуть, имеющие один и тот же корень со словом духовность, какую грань понимания реальной жизни нашим народом отражают?


Рецензии