Галинкины рассказы. Мое деревенское лето 1

Воспоминания детства неизгладимы. Они настолько греют душу, что хочется возвращаться в ту пору снова и снова, и я начинаю улыбаться: "Какая вдохновенная была пора!" И спасибо моей маме и обстоятельствам, что сложились именно так.
Я родилась в небольшом уральском городке Чусовой, расположенном по обеим берегам знаменитой реки Чусовая.
1946 год - разруха, голод, нищета. На ту пору, когда я пошла в первый класс, я жила только с мамой Брат Леня был в армии. Жили тяжело, в большой бедности.
В конце учебного года учительница заметила, что я перестала "соблюдать строчку".
Оказалось, что причина - сильнейшая анемия (малокровие).
Недоучившись до конца года, где-то в апреле, мама срочно повезла меня к своим родственникам, к дяде Илье в глухую деревню в Кировскую область, в Вятку.
Начну с того, как мы приехали на поезде на станцию Зуевка. Затем надо было добраться  до большого села Богородское, затем в малое село Ухтым, а оттуда до деревни Суханы.
От Зуевки до какого-то места ехали в переполненном маленьком автобусе. Запомнилось, что мужчин было только два- три человека, а женщины разговаривали громко, растягивая слова, с вятским говором.
Где-то мы вышли и я с мамой должна была идти пешком. Эти пешие переходы я запомнила на всю жизнь.
Голодные, слабые (мама тоже была ослаблена, работая день и ночь), часто останавливались. что бы передохнуть. Вначале я шла хорошо, смотрела по сторонам и любовалась природой.
Но вскоре мне стало не до этого - мои слабые ножки стали отказываться идти. Мама плакала, садила меня на плечи и несла.
Наконец, дошли до родственника маминой умершей сестры.  Хозяин покормил нас, чем смог.Его жена сидела в тюрьме и он один воспитывал двух дочерей.
В доме было много книг и это меня поразило.
Утром мы отправились в Ухтым (около 10 километров), надеясь добраться к вечеру.
Но вскоре я опять устала и мама порой подсадила меня на попутную повозку.
Извозчик был нелюдимым, болезненным и все пил соду.
Дорога была грязная, а по обочинам ярко-зеленая трава.
Вдруг дяденька говорит мне: "Гляди - ежи!"
И правда, я увидела двух больших ежей и 5-7 маленьких коричневых с белыми иголками. Чуть погодя - лиса! с двумя детками переходит дорогу. Извозчик их пропустил.
Наконец, въехали в длинную деревню. Домики крепкие, чистые желто-белые.
Нас никто не встречал. Только одна плохо одетая женщина спросила с вятским говорком - к кому мы.
Остановились у хорошего тоже крепкого дома. Из ворот вышла сильно конопатая женщина, тетя Маруся, в платке с огненно-рыжими волосами. Завопила, засуетилась, повела нас в избу. Я запомнила ее высокие сапоги.
Тетя провела нас к большому длинному столу с лавками по краям. Справа - три окна, слева - огромная белая печь.
На полу сидели две девочки, а мальчик сидел на окне. На печке, на полатях торчали еще две детских головы, а в углу. в люльке, лежал еще один ребенок, которого по-очереди качали старшие дети.
У печи была кой-какая утварь. Удивил меня горшок из цельного бревешка.

Мама привезла гостинцы. Конфеты "подушечки" тетя Маня высыпала в туесок и его спрятала и показала мне мое место. Оказалось, что спят они все зимой на полу или на палатях, летом - в чулане на топчанах с пологами из половиков - комары!
Мама взяла для меня постельное белье и одежду, но тетя сказала, что это ненадолго - нужен крепкий холст.
Показали нам баню и покос.
Вечером пришёл дядя Илья -красивый, белолицый. синеглазый. Пригнал стадо овец, двух коз, двух коров и бычка.
Вечером все уселись за стол. Выставили чугунок картошки, пшенную кашу, тертую редьку. Ели все тихо, тянулись своими ложками к общему чугунку. Мне стало смешно.
Наутро мама уехала, наказав тете, что бы меня утром-вечером поили козьим молоком. Я не расстроилась - впереди было так много нового!

***
Так началось мое лето в деревне. Я недоумевала - такие маленькие. а уже все работают!
Старшей Юле было четырнадцать лет, Володе - одиннадцать, Гале - девять, Тасе - семь, а остальные - просто "малыши"! С ними я не общалась.
Знакомство состоялось не просто. Со мной не разговаривали, сторонились, обзывали "городской" и "небоской". Я старалась им угодить, показать, что и я могу так же, как они работать по хозяйству.
А они пасли лошадей, коров, телят. свиней и даже помогать на пасеке.
- Галька, пойдешь со мной? - спросил Володя.
- Покатаю на лошадях! Только маме  не говори.
Мы ушли тайно, огородами.
Молодые лошади паслись в загородке.
Вовку было не узнать. Он стал словоохотливым и много расспрашивал обо всем. Ведь он не знал, что такое паравоз, вагон, поезд!
Он покатал меня на лошади, сначала вдвоем, потом одну усадил на хребет. Без седла мне было ужасно больно, но я  не показала виду. А вечером не могла даже сесть на лавку. Пришлось и тут стойко терпеть - мы же без спросу...

Если никуда не брали. я бродила по огороду. Там были посажены картошка, морковь, свекла, репа, капуста, огурцы. Росли несколько рябин, калина и черемуха.
Когда та начала поспевать, я забралась на дерево и довольно легко. Но пока ломала веточки с ягодами, потеряла резинку от лифчика, который держал чулочки - ведь тогда колготок не было - шили маечки с резинками по бокам. И вот одна упала вниз в крапиву. Следом туда же свалилась и я.
Тетя Маруся, причитая, вытащила меня из крапивы, а после, крапивой же меня и "нахвостала" по заду! Больше я на деревья не лазала...
***
 


Рецензии
интересные детские воспоминания. У меня о детстве -Проказник Жорка и про Детский сад. Удачи.

Евгений Пекки   17.02.2022 17:14     Заявить о нарушении
Это я приютила. Читаешь и так и видишь, как кино.

Надежда Бабайлова   18.02.2022 00:27   Заявить о нарушении